МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА ИСКУССТВ им. ЛИВНА
Методическое сообщение
на тему:
О развитии навыка чтения с листа на аккордеоне и баяне.
Нижневартовск 2011 О развитии навыка чтения с листа на аккордеоне и баяне
Свободное чтение с листа - это умение исполнять произведение по нотам с
первого раза, без ошибок, в нужном темпе и характере. Данный навык является
одним из главных видов техники, т.к. необходим всем музыкантам и особенно
тем, кто стремится стать аккомпаниатором, участником ансамбля или
оркестрантом. Навык чтения нот с листа приобретается постепенно. Поэтому,
прежде чем начать специальные тренировки в чтении нот с листа, необходимо
создать благоприятные условия для развития этого навыка.
В чем же заключается предварительная подготовка аккордеониста и
баяниста? Для наглядности сравним процесс развития навыка чтения
литературных текстов с подобным процессом чтения нотных текстов. Такое
сравнение поможет ученику выяснить главные моменты необходимые для
успешного развития этого вида техники, и уделить чтению с листа в своей
работе должное внимание. Если будущий читатель сначала изучает названия
букв, правильное произношение и письменное обозначение, то будущий
аккордеонист и баянист должен сначала изучить названия нот, длительность,
запись, а так же соответствующие им клавиши на инструменте.
Таким образом, первым условием для успешного развития навыка чтения нот с
листа является беглое знание названий звуков и их записи на нотоносце. Сюда
входит умение определять ноты в скрипичном и басовом ключах на основных и
добавочных линейках нотоносца, знание знаков альтерации, длительностей нот
и пауз, условные обозначения басов и аккордов в партии левой руки, знание
актов нотоносца в скрипичном и басовом ключах.
Приведем один пример: Обычно учащийся быстрее запоминает запись нот на
основных линейках нотоносца в скрипичном ключе. Поэтому одна и та же группа
нот , но в разных октавах читается им с различной трудностью. Можно
предложить ученику сыграть нетрудную мелодию с использованием добавочных
линеек сверху и снизу. Если ученик знает запись нот на добавочных линейках
так же безупречно, как на основных и читает ноты в басовом ключе также
хорошо, как и в скрипичном, то все варианты должны быть одинаково легки.
Вторым условием является отличное знание клавиатур аккордеона и баяна.
Сюда можно отнести знание порядка расположения белых и черных клавиш на правой клавиатуре, умение сразу определять клавиши соответствующие
повышенным и пониженным звукам.
Например, если вы хорошо знаете порядок расположения клавиш, то при игре
по нотам не надо будет тратить время на то, чтобы вспомнить, какая клавиша
повышает ноту, а какая понижает на пол тона.
Следующим этапом подготовительной работы начинающего "читателя" будет
составление из букв - слогов, а из слогов - слова. Для начинающего музыканта
это означает переход от нахождения по нотам отдельных клавиш к исполнению
нот группами. Юный музыкант учится осмысленно исполнять группы нот,
объединенные мотивом, ритмическим рисунком, находя в них и выделяя опорные
звуки подобно тому, как школьник учится читать слова без запинки и делать в
них правильные ударения. Так постепенно накапливается запас слов. Чем
больше аккордеонист и баянист будет знать «слов» - различных сочетаний
звуков, - тем легче он будет справляться с чтением нот. Школьник читает
быстро те слова, которые ему знакомы, которые он уже не раз встречая прежде
и затрудняется в чтении, когда встречаются незнакомые слова. Подобные
явления можно наблюдать и у юных музыкантов. Если аккордеонист или баянист
встречает в нотах знакомую группу звуков, он играет её по нотам сразу. Если же
встречается что-то новое, то ученик будет вынужден сначала освоить это новое,
то есть поучить отдельно группу звуков, некоторое время. Отсюда можно
сделать вывод, что третьим условием для успешного чтения нот с листа
является необходимый запас «слов» - знание основных приемов игры, наиболее
характерных последовательностей звуков, встречающихся в мелодии и
аккомпанементе, знание ритмов, характерных для произведений различных
жанров (песен, танцев, маршей, вальсов и т.д.). Изучение таких «слов»
начинается с простых и самых распространенных приемов игры. Например: в
мелодиях часто встречаются элементы гамм и арпеджио. Поэтому изучать гаммы
в различных тональностях, различными длительностями и ритмическими
рисунками надо обязательно. Постепенно круг упражнений должен
расширяться, а трудность исполнения – увеличиваться. Только таким путем
учащийся приобретет необходимый запас игровых навыков, без которых не
возможно свободное чтение нот с листа.
Выразительности чтения литературных произведений добиваются путем
правильных интонаций голоса. В музыке выразительное исполнение основано на
правильном выполнении динамических оттенков, штрихов, фразировки.
Следовательно, четвертым условием необходимым для успешного развития
навыка чтения нот с листа, является умение пользоваться средствами
музыкальной выразительности. Соблюдение штрихов, нюансов, темпа, ритма –
все это поможет аккордеонисту и баянисту лучше передать характер
произведения, исполняемого по нотам, правильнее выявить кульминацию, ярче
исполнить музыкальные фразы.
Пятым условием является внимательное отношение учащегося к нотному тексту и своему исполнению. Подобно тому, как чтец может прочесть не то
слово, если он невнимателен, музыкант может сыграть не те ноты, если он
рассеян.
Например: учащийся хорошо знает ноты и действие знаков альтерации, но он
не обратил внимание на ключевые знаки. В результате исполнение
произведения по нотам будет искажено. Внимание к тексту и своей игре
учащийся должен воспитывать постоянно, на каждом уроке и дома. Вдумчивое
отношение к нотной записи, штрихам, нюансам, аппликатуре, смене движений
меха не только поможет ученику сыграть произведение верно с первого раза, но
и наиболее выразительно.
Как же проводить специальные занятия по чтению нот с листа?
Сначала нужно подобрать, соответственно возрасту и навыкам начинающего
музыканта, необходимый нотный материал. Он должен быть значительно легче
изучаемого аккордеонистом и баянистом в данный момент по программе. В
произведениях, предназначенных для чтения с листа, могут иметь место только
те приемы игры, которыми ученик хорошо владеет. Читать с листа мелодию и
аккомпанемент в первое время надо по партиям. После приобретения навыка
чтения отдельных партий нужно перейти к игре двумя руками. Так, примерно
через 1-2 месяца, нужно играть с листа сразу двумя руками без
предварительного прочтения каждой партии отдельно.
Во время занятий преподаватель не должен забывать о конечной цели –
научить ученика с первого проигрывания пьесы по нотам передавать её
характер, то есть играть без ошибок, в нужном ритме и темпе, верным штрихом,
соблюдая динамические оттенки.
Чтобы скорее достигнуть этой цели необходимо выполнять следующее:
1. Заниматься чтением нот с листа регулярно.
2. Не задерживаться подолгу на одной пьесе, а стараться прочесть за
отведенное на уроке время как можно больше нотного текста. Если в первое
время допустимо проигрывание каждой пьесы 2-3, и даже 4 раза, то в
дальнейшем, примерно через 2-3 месяца, аккордеонист и баянист должен
научиться проигрывать пьесу с листа в нужном темпе и выразительно с первого
или в крайнем случае, со второго раза.
3. Перед тем, как начать игру с листа, надо обязательно проанализировать
нотный текст произведения, мысленно определить примерный темп исполнения,
ритм, отметить музыкальные фразы, обратить внимание на ключевые и
случайные знаки альтерации, штрихи, нюансы, отметить повторяющиеся
одинаковые такты. Такой предварительный анализ текста значительно
облегчает исполнение с листа.
4. В процесс чтения преподаватель должен стараться научить ученика
забегать взглядом вперед не только на те ноты, которые нужно сыграть в данный момент, но и на те, которые предстоит сыграть чуть позже. Например:
во время исполнения нот первой доли такта, нужно стремиться прочесть ноты
второй доли, таким образом чтобы подготовить себя к исполнению последующих
звуков. Если вы научите ученика во время чтения нот с листа просматривать
нотный текст примерно на полтакта вперед, то у него будет больше шансов
сыграть пьесу с первого раза без ошибок и остановок.
5. Настраивайте ученика на то, чтобы не останавливаться и не переигрывать
такты при случайных ошибках, осознавая в то же время их причину. В занятиях
по чтению нот с листа игра без остановок является наиболее важной задачей.
Моляко
1.Методика и принципы игры на баяне. 2.Развитие навыка чтения с листа на баяне и аккордеоне.
1.Методика и принципы игры на баяне. 2.Развитие навыка чтения с листа на баяне и аккордеоне.
1.Методика и принципы игры на баяне. 2.Развитие навыка чтения с листа на баяне и аккордеоне.
1.Методика и принципы игры на баяне. 2.Развитие навыка чтения с листа на баяне и аккордеоне.
1.Методика и принципы игры на баяне. 2.Развитие навыка чтения с листа на баяне и аккордеоне.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.