Конспект урока музыки в 7 классе на тему: "Наполним музыкой сердца"

  • Разработки уроков
  • rtf
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок в 7 классе посвящён проблеме авторской песни. Воникает вопрос: авторская песня - это серьёзный или лёгкий жанр музыки? Ученики знакомятся с поэтическим творчеством Б.Окуджавы и В Высоцкого.Урок в 7 классе посвящён проблеме авторской песни. Воникает вопрос: авторская песня - это серьёзный или лёгкий жанр музыки? Ученики знакомятся с поэтическим творчеством Б.Окуджавы и В Высоцкого.
Иконка файла материала 4.rtf
Урок музыки в 7 классе Тема: "Наполним музыкой сердца" Проблема урока: что такое авторская песня? Цель урока: формирование   музыкальной   культуры   школьников   как   важной   неотъемлемой части их культуры. Задачи урока: образовательная   ­   познакомить   учащихся   с   таким   явлением   в   песенном искусстве   второй   половины   20   в.,   как   авторская   песня,   отнеся   её   к   сфере серьёзной   музыки;   знакомство   с   поэтическим   творчеством   Б.   Окуджавы   и   В. Высоцкого; развивающая ­ развитие навыков слушания и умения анализировать содержание песен, сопоставляя их со средствами музыкальной выразительности; воспитательная ­ воспитывать у учащихся чувство музыкального стиля;  формировать музыкальный вкус; воспитание таких человеческих качеств, как  верность дружбе, любовь к Родине, уважительное отношение к её героическому  прошлому. Ключевые знания. Что такое авторская песня; авторская песня ­ жанр лёгкий или серьёзный? Частные знания: сведения об авторах песен и стихов Б. Окуджаве, В. Высоцком; история возникновения авторской песни. 1Оборудование: магнитофон, звукозаписи песен Б. Окуджавы «Надежды маленький оркестрик» и песни В. Высоцкого «Песня о друге», О. Митяева «Изгиб гитары жёлтой», портреты Б. Окуджавы, В. Высоцкого», О. Митяева, фортепиано или гитара.Ход урока. 1. Вступительная беседа. Сегодня мы продолжим разговор о музыке лёгкой и музыке серьёзной. ­ Какую музыку принято называть лёгкой, а какую ­ серьёзной? ­ О каком музыкальном стиле мы говорили на прошлом уроке? ­ Джаз ­ это музыка лёгкая или серьёзная? 2. Б. Окуджава. «Надежды маленький оркестрик». Предложить учащимся вспомнить песню,  выученную на уроках  1 четверти. Повторение. Исполнение. ­ О чём эта песня? ­ Какими средствами музыкальной речи пользуется автор? ­ Что звучит в песне более выразительно ­ мелодия или стихи? Эта песня пронизана оптимизмом и верой в счастливое будущее. Это выражено в  легком маршевом характере песни. (слушание песни в грамзаписи в исполнении автора) ­ Как звучит голос Б. Окуджавы? (очень просто, мягко, ненавязчиво, но в то же время тонко,  чувствительно, завораживающе) ­ Был ли Булат Окуджава профессиональным музыкантом? Что вы о нём  узнали? Сообщение одного из учащихся. Булат Шалвович Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 года. Из 9 класса в 1942 г. добровольцем ушёл на фронт. В 1950 г. окончил филологический факультет МГУ и в течение шести лет работал учителем в школе. Первая книжка его стихов вышла в 1956 г. и называлась она «Лирика». Любимая тема Б. Окуджавы – Москва и москвичи. Поэту дороги московские улицы, особенно родной Арбат. (ученик читает стихотворение «Песенка об Арбате») Ты течёшь, как река. Странное название! И прозрачен асфальт, как в реке вода. Ах, Арбат, мой Арбат, ты ­ моё призвание, Ты ­ и радость моя, и моя беда. Пешеходы твои ­ люди невеликие, Каблуками стучат ­ по делам спешат. Ах, Арбат, мой Арбат, ты ­ моя религия, Мостовые твои подо мной лежат.От любови твоей вовсе не излечишься, сорок тысяч других мостовых любя. Ах, Арбат, мой Арбат, ты ­ моё Отечество, Никогда до конца не пройти тебя. ­ Какими словами можно охарактеризовать настроение стиха? ­ Как можно понять слова автора, что Арбат ­ его «призвание»,  «религия», «Отечество»? ­ Какими словами в стихотворении выражена любовь к родному уголку  Москвы? Эти стихи, как и многие другие стихи поэта, стали песней, мелодии к которым он сочинял сам. Сам он их и пел под аккомпанемент гитары. Его   песни   отличает   удивительная   слитность   поэтической   и   музыкальной интонации, стихи Б. Окуджавы как будто родились вместе с музыкой. ­ Какие песни Б. Окуджавы вы знаете? Их автора можно назвать родоначальником целого направления в песенном  искусстве второй половины 20 в. 3. История возникновения авторской песни. Сообщение одного из учащихся. Слово «бард» происходит от англ. «bard» – кельтский менестрель, поэт. Менестрель – средневековый певец. Говоря об авторской песне, часто имеют в виду движение, объединяющих поэтов, композиторов, исполнителей и почитателей этого жанра. Главное в этих песнях   ­   глубоко   содержательное   поэтическое   слово   и   душевное   мелодичное звучание гитары. Возник этот жанр в начале 60­х годов 20 века как самодеятельное творчество   молодёжи   и   студентов.   Первоначально   оно   было   связано   с турпоходами и агитбригадами. Отличительной чертой этого жанра является то, что   авторы   и   исполнители   этих   песен   не   являются   профессиональными музыкантами. Среди бардов – театральные артисты, учёные, врачи и люди других профессий, для которых музыка стала неотъемлемой частью их жизни. Кто­то из певцов оставлял свою профессию и посвящал  свою жизнь музыке, для кого­то песня так и осталась увлечением. ­ Каких певцов­бардов вы знаете? (А. Галич, А. Городницкий, В. Высоцкий, Ю. Визбор, С. Никитин, А. Розенбаум, О. Митяев и др.) 4. В. Высоцкий. Об одном из своих соратников Б. Окуджава написал такие строки: Может, кто и ныне снова хрипоте его не рад,Может, кто намеревается подлить в стихи елея...  А ведь песни не горят, они в воздухе парят. Чем им делают больнее, тем они сильнее.­ Как вы думаете, о ком из поэтов­бардов написал эти строчки Б. Окуджава? (о В. Высоцком). Всю жизнь В. Высоцкий был актёром и играл в московском театре на Таганке. Много замечательных и талантливых ролей он сыграл. Но вся страна его знает, всё­ таки как сочинителя и исполнителя песен. Песни В. Высоцкого – друзья людей, в них есть удивительная добрая сила. На его песни можно опереться, как на плечо друга, потому что в них звучит надёжность и правда. (звучит «Песня о друге») ­ О чём эта песня? ­ Чем  отличается  манера  исполнения  В. Высоцкого  от манеры исполнения Б.  Окуджавы? Ученик читает стихотворение В. Высоцкого «Он не вернулся из боя». ^— Почему всё не так? Вроде ­ всё как всегда: то же небо – опять голубое, тот же лес, тот же воздух и та же вода… Только он не вернулся из боя. Мне теперь не понять, кто же прав был из нас В наших спорах без сна и покоя. Мне не стало хватать его только сейчас, Когда он не вернулся из боя. Он молчал невпопад и не в такт подпевал, Он всегда говорил про другое, Он мне спать не давал, он с восходом вставал, А вчера не вернулся из боя. То, что пусто теперь, – не про то разговор: Вдруг заметил я – нас было двое… Для меня словно ветром задуло костёр, Когда он не вернулся из боя. Нынче вырвалось – будто из плена весна – По ошибке окликнул его я: «Друг, оставь покурить!» – а в ответ – тишина… Он вчера не вернулся из боя. Наши мёртвые нас не оставят в беде, Наши павшие – как часовые... Отражается небо в лесу, как в воде, – И деревья стоят голубые. Нам и места в землянке хватало вполне, Нам и время текло – для обоих…Всё теперь – одному. Только кажется мне, Это я не вернулся из боя. ­ О чём это стихотворение? ­ Какими чувствами пронизано стихотворение? ­ Как вы думаете, был ли на войне человек, сочинивший эти стихи? В. Высоцкий не был на войне. Ему было только 7 лет, когда она закончилась. Но он написал много стихов о войне и солдатской дружбе. А фронтовики, слушая его песни о войне, не верили, что сам поэт на войне не был. 5. Авторская песня живет и развивается. В разных городах страны проводятся фестивали   бардовской   песни.   Они   собирают   вместе   массу  любителей   этого песенного жанра. Появляются молодые сочинители и  исполнители авторской песни. И сегодняшний урок мы закончим известной песней современного  барда О. Митяева  «Изгиб гитары  жёлтой». Много  песен  он написал,  но  эта  песня  –  его визитная карточка, которую узнают многие. (исполнение песни под фонограмму) 6. Вывод. ­ Что отличает авторскую песню от множества эстрадных поп ­  и рок ­  шлягеров? Это   прежде   всего   отсутствие   внешнего   блеска   и   нагромождения   звуков, внимание   к   стихотворному   тексту,   простая   задушевная   музыкальная интонация. ­ Так можно ли отнести её к сфере легкой музыки? Авторская песня – музыка серьёзная. Хотя она корнями уходит в народную  культуру, использует образы и поэтику городского фольклора, анекдота,  городского романса 19 в. и даже «блатные» мотивы.