Урок в 7 классе посвящён проблеме авторской песни. Воникает вопрос: авторская песня - это серьёзный или лёгкий жанр музыки? Ученики знакомятся с поэтическим творчеством Б.Окуджавы и В Высоцкого.Урок в 7 классе посвящён проблеме авторской песни. Воникает вопрос: авторская песня - это серьёзный или лёгкий жанр музыки? Ученики знакомятся с поэтическим творчеством Б.Окуджавы и В Высоцкого.
Урок музыки в 7 классе
Тема: "Наполним музыкой сердца"
Проблема урока: что такое авторская песня?
Цель урока:
формирование музыкальной культуры школьников как важной неотъемлемой
части их культуры.
Задачи урока:
образовательная познакомить учащихся с таким явлением в песенном
искусстве второй половины 20 в., как авторская песня, отнеся её к сфере
серьёзной музыки; знакомство с поэтическим творчеством Б. Окуджавы и В.
Высоцкого;
развивающая развитие навыков слушания и умения анализировать содержание
песен, сопоставляя их со средствами музыкальной выразительности;
воспитательная воспитывать у учащихся чувство музыкального стиля;
формировать музыкальный вкус; воспитание таких человеческих качеств, как
верность дружбе, любовь к Родине, уважительное отношение к её героическому
прошлому.
Ключевые знания.
Что такое авторская песня; авторская песня жанр лёгкий или серьёзный?
Частные знания: сведения об авторах песен и стихов Б. Окуджаве, В. Высоцком;
история возникновения авторской песни.
1Оборудование: магнитофон, звукозаписи песен Б. Окуджавы «Надежды маленький
оркестрик» и песни В. Высоцкого «Песня о друге», О. Митяева «Изгиб гитары
жёлтой», портреты Б. Окуджавы, В. Высоцкого», О. Митяева, фортепиано или
гитара.Ход урока.
1. Вступительная беседа.
Сегодня мы продолжим разговор о музыке лёгкой и музыке серьёзной.
Какую музыку принято называть лёгкой, а какую серьёзной?
О каком музыкальном стиле мы говорили на прошлом уроке?
Джаз это музыка лёгкая или серьёзная?
2. Б. Окуджава. «Надежды маленький оркестрик».
Предложить учащимся вспомнить песню, выученную на уроках 1
четверти.
Повторение. Исполнение.
О чём эта песня?
Какими средствами музыкальной речи пользуется автор?
Что звучит в песне более выразительно мелодия или стихи?
Эта песня пронизана оптимизмом и верой в счастливое будущее. Это выражено в
легком маршевом характере песни.
(слушание песни в грамзаписи в исполнении автора)
Как звучит голос Б. Окуджавы?
(очень просто, мягко, ненавязчиво, но в то же время тонко,
чувствительно, завораживающе)
Был ли Булат Окуджава профессиональным музыкантом? Что вы о нём
узнали?
Сообщение одного из учащихся.
Булат Шалвович Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 года. Из 9 класса в
1942 г. добровольцем ушёл на фронт. В 1950 г. окончил филологический
факультет МГУ и в течение шести лет работал учителем в школе. Первая
книжка его стихов вышла в 1956 г. и называлась она «Лирика».
Любимая тема Б. Окуджавы – Москва и москвичи. Поэту дороги московские
улицы, особенно родной Арбат.
(ученик читает стихотворение «Песенка об Арбате»)
Ты течёшь, как река. Странное название!
И прозрачен асфальт, как в реке вода.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты моё призвание,
Ты и радость моя, и моя беда.
Пешеходы твои люди невеликие,
Каблуками стучат по делам спешат.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты моя религия,
Мостовые твои подо мной лежат.От любови твоей вовсе не излечишься,
сорок тысяч других мостовых любя.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты моё Отечество,
Никогда до конца не пройти тебя.
Какими словами можно охарактеризовать настроение стиха?
Как можно понять слова автора, что Арбат его «призвание»,
«религия», «Отечество»?
Какими словами в стихотворении выражена любовь к родному уголку
Москвы?
Эти стихи, как и многие другие стихи поэта, стали песней, мелодии к которым он
сочинял сам. Сам он их и пел под аккомпанемент гитары.
Его песни отличает удивительная слитность поэтической и музыкальной
интонации, стихи Б. Окуджавы как будто родились вместе с музыкой.
Какие песни Б. Окуджавы вы знаете?
Их автора можно назвать родоначальником целого направления в песенном
искусстве второй половины 20 в.
3.
История возникновения авторской песни.
Сообщение одного из учащихся.
Слово «бард» происходит от англ. «bard» – кельтский менестрель, поэт.
Менестрель – средневековый певец.
Говоря об авторской песне, часто имеют в виду движение, объединяющих
поэтов, композиторов, исполнителей и почитателей этого жанра. Главное в этих
песнях глубоко содержательное поэтическое слово и душевное мелодичное
звучание гитары. Возник этот жанр в начале 60х годов 20 века как самодеятельное
творчество молодёжи и студентов. Первоначально оно было связано с
турпоходами и агитбригадами. Отличительной чертой этого жанра является то,
что авторы и исполнители этих песен не являются профессиональными
музыкантами. Среди бардов – театральные артисты, учёные, врачи и люди других
профессий, для которых музыка стала неотъемлемой частью их жизни. Ктото из
певцов оставлял свою профессию и посвящал свою жизнь музыке, для когото
песня так и осталась увлечением.
Каких певцовбардов вы знаете?
(А. Галич, А. Городницкий, В. Высоцкий, Ю. Визбор, С. Никитин, А. Розенбаум, О.
Митяев и др.)
4. В. Высоцкий.
Об одном из своих соратников Б. Окуджава написал такие строки:
Может, кто и ныне снова хрипоте его не рад,Может, кто намеревается подлить в стихи елея...
А ведь песни не горят, они в воздухе парят.
Чем им делают больнее, тем они сильнее. Как вы думаете, о ком из поэтовбардов написал эти строчки Б. Окуджава?
(о В. Высоцком).
Всю жизнь В. Высоцкий был актёром и играл в московском театре на Таганке.
Много замечательных и талантливых ролей он сыграл. Но вся страна его знает, всё
таки как сочинителя и исполнителя песен. Песни В. Высоцкого – друзья людей, в
них есть удивительная добрая сила. На его песни можно опереться, как на плечо
друга, потому что в них звучит надёжность и правда.
(звучит «Песня о друге»)
О чём эта песня?
Чем отличается манера исполнения В. Высоцкого от манеры исполнения Б.
Окуджавы?
Ученик читает стихотворение В. Высоцкого «Он не вернулся из боя».
^—
Почему всё не так? Вроде всё как всегда:
то же небо – опять голубое,
тот же лес, тот же воздух и та же вода…
Только он не вернулся из боя.
Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас,
Когда он не вернулся из боя.
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.
То, что пусто теперь, – не про то разговор:
Вдруг заметил я – нас было двое…
Для меня словно ветром задуло костёр,
Когда он не вернулся из боя.
Нынче вырвалось – будто из плена весна –
По ошибке окликнул его я:
«Друг, оставь покурить!» – а в ответ – тишина…
Он вчера не вернулся из боя.
Наши мёртвые нас не оставят в беде,
Наши павшие – как часовые...
Отражается небо в лесу, как в воде, –
И деревья стоят голубые.
Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло – для обоих…Всё теперь – одному. Только кажется мне,
Это я не вернулся из боя.
О чём это стихотворение?
Какими чувствами пронизано стихотворение?
Как вы думаете, был ли на войне человек, сочинивший эти стихи?
В. Высоцкий не был на войне. Ему было только 7 лет, когда она закончилась.
Но он написал много стихов о войне и солдатской дружбе. А фронтовики, слушая
его песни о войне, не верили, что сам поэт на войне не был.
5. Авторская песня живет и развивается. В разных городах страны проводятся
фестивали бардовской песни. Они собирают вместе массу любителей этого
песенного жанра. Появляются молодые сочинители и исполнители авторской
песни.
И сегодняшний урок мы закончим известной песней современного барда О.
Митяева «Изгиб гитары жёлтой». Много песен он написал, но эта песня – его
визитная карточка, которую узнают многие.
(исполнение песни под фонограмму)
6. Вывод.
Что отличает авторскую песню от множества эстрадных поп и рок
шлягеров?
Это прежде всего отсутствие внешнего блеска и нагромождения звуков,
внимание к стихотворному тексту, простая задушевная музыкальная
интонация.
Так можно ли отнести её к сфере легкой музыки?
Авторская песня – музыка серьёзная. Хотя она корнями уходит в народную
культуру, использует образы и поэтику городского фольклора, анекдота,
городского романса 19 в. и даже «блатные» мотивы.