Конспект по развитию речи с применением метода сказкотерапии по теме «Сказка о ежике»
Цель исследования: развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста через применение сказкотерапии.
Программа: «От рождения до школы.» Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Издание пятое, испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 336 с.
Возрастная группа: средний возраст
Тема: сказка о ежике
Цель: развитие связной речи у детей посредством сказкотерапии
Задачи:
Обучающие:
- сформировать представление о необходимости быть бережным к другим;
- научить детей управлять мышцами тела: расслаблять или напрягать по желанию;
- совершенствовать умение детей работать с соленым тестом.
Развивающие:
- развить умение чувствовать и понимать другого;
- развивать связную речь
- развивать память, внимание, логику
Воспитательные:
- воспитать доброжелательность, коммуникабельность.
Задачи по речевому развитию детей:
- развитие умения точно обозначать предметы словом, владение новыми понятиями по темам, умение выделять существенные признаки предметов и проводить обобщение по ним;
- расширение словарного запаса детей;
- развитие умения составлять рассказ по сюжетным картинкам;
- развитие монологической речи через умение выразить свое мнение по содержанию сказки;
- развитие грамматически правильной речи.
Образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое
Оборудование и дидактический материал: запись музыки, туннель, образцы для лепки, дощечки, салфетки.
Этап занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанников |
Вводная часть |
Мотивационный этап - Дети, сегодня мы с вами отправимся в сказку, где главным героем будет ... - А кто же будет главным героем, вы мне скажете сами после того, как послушаете загадку: Вместо шубки лишь иголки. Не страшны ему и волки. Колкий шар, не видно ножек, Звать его конечно.. (Ежик) - Верно, сегодня главным героем нашей сказки будет ежик. Закройте глаза и представьте себе ежа. Какой он? - Дети, а вы знаете, что еж — это хищное животное, потому что он питается мелкими животными. Итак, если у вашего дома живет еж, то будьте уверены, ни мыши, ни змеи рядом жить не будут. А раз так, то что мы еще можем сказать о еже, кроме того, что он колючий. Какой он? - Верно, дети, он смелый. Но сегодня мы отправимся в сказку, где встретимся с необычным ежиком.
|
Здравствуйте!
- Ежик
Дети закрывают глаза и представляют ежика.
- Ежик очень смелый |
Основной этап |
Содержательный (деятельностный) этап Вход в сказку - Для того чтобы оказаться в сказке, нам нужно пройти через волшебный туннель. Там немного непривычно, но того, кто не испугается и преодолеет свой страх, ждут удивительные приключения вместе с героями сказки (Воспитатель кладет тоннель на пол, и дети по очереди пролезают сквозь него) - Вы очень хорошо справились с заданием и наполнились волшебной силой для путешествия по сказке. Сказка Жил на свете ежик. Он всегда был всем недоволен. Его все на свете раздражало и злило. Поэтому он жил отдельно и у него никогда не было ни друзей, ни соседей. (Упражнение «Ежик») - Однажды муравей, который оказался далеко от своего муравейника, попал в беду: он сломал одну из четырех ножек и потерял сознание почти у входа в домик ежика. (Упражнение «Муравей без сознания») - В тот вечер ежик, как всегда, собирался на охоту и, выйдя из дома, сразу же увидел муравья. Сначала он удивился, потом его это так разозлило, что он начал сердито фыркать и шмыгать. (Упражнение «Встреча») - Он уже было собрался пройти дальше, как муравей тихонько застонал и пришел в себя. - Добрый день, - поздоровался воспитанный муравей. В ответ ежик только фыркнул. - Простите меня, уважаемый ежик, я не послушался маму, отошел далеко от дома и попал в беду, сломав себе ножку. Не поможете ли вы мне? Ежик подпрыгнул от неожиданности, ему никак не хотелось принимать в своем домике гостей, но деваться было некуда. Он поднял бедного муравья, занес его в домик, положил на кровать и пошел, наконец, на охоту, все еще злясь на муравья, на себя и на весь белый свет. (Упражнение «Спасение») - Но этой ночью ежику повезло на охоте, и он довольный и сытый возвращался домой, забыв, что там у него незваный гость. Зайдя в домик, он все вспомнил и только хотел снова рассердиться, как бедный муравей съежился на кровати и задрожал то ли от холода, то ли от того, что у него болела ножка. (Упражнение «Холод») - Мерзнуть приятно? А как вы считаете, ваши руки, лицо, плечи, сейчас расслаблены или напряжены? Напряженные - это значит твердые. Воспитатель предлагает пощупать мышцы рук, чтобы удостовериться, что они твердые. - Что-то шевельнулось в сердечке Ежа, и он еще не понимал, что это была жалость и сочувствие к меньшему и более слабому. Он решил сходить к тетушке сове, которая славилась тем, что лечила всех зверей в лесу. (Упражнение «Стук сердца») - Сова, услышав, о чем просил ее Ежик, сильно удивилась, но согласилась пойти осмотреть больное насекомое. Она прописала ему лекарство и привязала к сломанной ножке маленькую веточку, чтобы быстрее зажила. А Ежика попросила сообщить родителям муравья, что он у него, потому что перевозить его в муравейник еще нельзя. С тех пор двери в домик Ежика не закрывались. У муравья оказалось столько друзей, что каждый час кто-то приходил его навестить. (Упражнение «Друзья») - Когда муравей выздоровел и вернулся домой, Ежику стало грустно и одиноко. Тогда он решил сам пойти и навестить муравья и его друзей, которые со временем стали друзьями и самого Ежика. Все очень обрадовались, увидев его с корзиной ягод в руке и радостной, ласковой улыбкой на лице. С того дня ежик забыл, что такое раздражаться и злиться, он понял, что нужно жить рядом с друзьями и радоваться жизни.
|
Дети проползают через туннель
Дети мелкими шагами передвигаются по коврику, затем останавливаются и сердито шмыгают, как раздраженный ежик. Дети выполняют упражнение поочередно, подходят один за другим к воспитателю, представляют, что они «муравьи», охают, закрывают глаза и падают спиной назад на руки воспитателя. Выбирается ребенок «муравей», а дети ходят вокруг него, изображая удивление: поднимают плечи, разводя руки в стороны; поднимают вверх брови и открывают рот. По сигналу психолога дети начинают быстро двигаться в противоположном направлении, сердито фыркая и шмыгая.
Детям предлагаются животные-игрушки, которых бы они спасли. Воспитатель объясняет, что каждая из этих игрушек требует определенной помощи, а дети должны взять игрушку, пожалеть ее и отнести к игровому уголку. Дети стоят на коврике и «мерзнут».
Детям предлагается разбиться на пары. Затем поочередно ложиться на пол и слушать сердечко друг друга. При этом, тот, кто лежит, не открывает глаза и не шевелится.
Выбирается один ребенок - «муравей». К нему по очереди подходят дети, здороваются, спрашивают: «Как дела?», И желают скорейшего выздоровления.
|
Заключительный этап |
- Все закончилось хорошо. Как вы считаете, понял ежик, что жить рядом с друзьями лучше, чем одному? Всю волшебную силу мы с вами потратили во время путешествия и вернулись в группу. - Дети, посмотрите, к нам прилетела птичка и принесла с собой корзинку, давайте посмотрим, что там. - Посмотрите, она принесла нам подарки от жителей леса, здесь и грибочки, и ягоды, и орешки. А еще ей хотелось бы, чтобы и у нее было много друзей, как у Ежика. Давайте попробуем слепить птичек. Лепка из соленого теста - У каждого из вас на столах находится соленое тесто, возьмите два кусочка, скатайте два шарика - это туловище и голова, соедините, прикрепите глазки (из бусинок, пуговиц), и клюв. - А потом накормим птенцов - дадим им в клювики червячков.
|
Развернутые ответы детей
Детям напоминаются приемы работы: оттягивание, прищипывание, раскатывание. Дети работают самостоятельно, иногда прибегая к помощи воспитателя. По окончании работы дается положительная оценка проделанной работы, и предлагается посадить птиц на окошко.
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.