2. Методическая разработка по развитию речи с применением метода сказкотерапии: НОД «Сказка о ёжике»

  • docx
  • 26.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 2.docx

Конспект по развитию речи с применением метода сказкотерапии по теме «Сказка о ежике»

Цель исследования: развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста через применение сказкотерапии.

Программа: «От рождения до школы.» Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Издание пятое, испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 336 с.

Возрастная группа: средний возраст

Тема: сказка о ежике

Цель: развитие связной речи у детей посредством сказкотерапии

Задачи:

Обучающие:

- сформировать представление о необходимости быть бережным к другим;

- научить детей управлять мышцами тела: расслаблять или напрягать по желанию;

- совершенствовать умение детей работать с соленым тестом.

Развивающие:

- развить умение чувствовать и понимать другого;

- развивать связную речь

- развивать память, внимание, логику

Воспитательные:

- воспитать доброжелательность, коммуникабельность.

Задачи по речевому развитию детей:

- развитие умения точно обозначать предметы словом, владение новыми понятиями по темам, умение выделять существенные признаки предметов и проводить обобщение по ним;

- расширение словарного запаса детей;

- развитие умения составлять рассказ по сюжетным картинкам;

- развитие монологической речи через умение выразить свое мнение по содержанию сказки;

- развитие грамматически правильной речи.

Образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое

Оборудование и дидактический материал: запись музыки, туннель, образцы для лепки, дощечки, салфетки.

 

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Вводная часть

Мотивационный этап

- Дети, сегодня мы с вами отправимся в сказку, где главным героем будет ...

- А кто же будет главным героем, вы мне скажете сами после того, как послушаете загадку:

Вместо шубки лишь иголки.

Не страшны ему и волки.

Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно.. (Ежик)

- Верно, сегодня главным героем нашей сказки будет ежик. Закройте глаза и представьте себе ежа. Какой он?

- Дети, а вы знаете, что еж — это хищное животное, потому что он питается мелкими животными. Итак, если у вашего дома живет еж, то будьте уверены, ни мыши, ни змеи рядом жить не будут. А раз так, то что мы еще можем сказать о еже, кроме того, что он колючий. Какой он?

- Верно, дети, он смелый. Но сегодня мы отправимся в сказку, где встретимся с необычным ежиком.

 

 

 

Здравствуйте!

 

 

 

 

- Ежик

 

Дети закрывают глаза и представляют ежика.

 

- Ежик очень смелый

Основной этап

Содержательный (деятельностный) этап

Вход в сказку

- Для того чтобы оказаться в сказке, нам нужно пройти через волшебный туннель. Там немного непривычно, но того, кто не испугается и преодолеет свой ​​страх, ждут удивительные приключения вместе с героями сказки

(Воспитатель кладет тоннель на пол, и дети по очереди пролезают сквозь него)

- Вы очень хорошо справились с заданием и наполнились волшебной силой для путешествия по сказке.

Сказка

Жил на свете ежик. Он всегда был всем недоволен. Его все на свете раздражало и злило. Поэтому он жил отдельно и у него никогда не было ни друзей, ни соседей. (Упражнение «Ежик»)

- Однажды муравей, который оказался далеко от своего муравейника, попал в беду: он сломал одну из четырех ножек и потерял сознание почти у входа в домик ежика. (Упражнение «Муравей без сознания»)

- В тот вечер ежик, как всегда, собирался на охоту и, выйдя из дома, сразу же увидел муравья. Сначала он удивился, потом его это так разозлило, что он начал сердито фыркать и шмыгать. (Упражнение «Встреча»)

- Он уже было собрался пройти дальше, как муравей  тихонько застонал и пришел в себя.

- Добрый день, - поздоровался воспитанный муравей.

В ответ ежик только фыркнул.

- Простите меня, уважаемый ежик, я не послушался маму, отошел далеко от дома и попал в беду, сломав себе ножку. Не поможете ли вы мне?

Ежик подпрыгнул от неожиданности, ему никак не хотелось принимать в своем домике гостей, но деваться было некуда. Он поднял бедного муравья, занес его в домик, положил на кровать и пошел, наконец, на охоту, все еще злясь на муравья, на себя и на весь белый свет. (Упражнение «Спасение»)

- Но этой ночью ежику повезло на охоте, и он довольный и сытый возвращался домой, забыв, что там у него незваный гость. Зайдя в домик, он все вспомнил и только хотел снова рассердиться, как бедный муравей съежился на кровати и задрожал то ли от холода, то ли от того, что у него болела ножка. (Упражнение «Холод»)

- Мерзнуть приятно? А как вы считаете, ваши руки, лицо, плечи, сейчас расслаблены или напряжены? Напряженные - это значит твердые. Воспитатель предлагает пощупать мышцы рук, чтобы удостовериться, что они твердые.

 - Что-то шевельнулось в сердечке Ежа, и он еще не понимал, что это была жалость и сочувствие к меньшему и более слабому. Он решил сходить к тетушке сове, которая славилась тем, что лечила всех зверей в лесу. (Упражнение «Стук сердца»)

- Сова, услышав, о чем просил ее Ежик, сильно удивилась, но согласилась пойти осмотреть больное насекомое. Она прописала ему лекарство и привязала к сломанной ножке маленькую веточку, чтобы быстрее зажила. А Ежика попросила сообщить родителям муравья, что он у него, потому что перевозить его в муравейник еще нельзя. С тех пор двери в домик Ежика не закрывались. У муравья оказалось столько друзей, что каждый час кто-то приходил его навестить. (Упражнение «Друзья»)

- Когда муравей выздоровел и вернулся домой, Ежику стало грустно и одиноко. Тогда он решил сам пойти и навестить муравья и его друзей, которые со временем стали друзьями и самого Ежика. Все очень обрадовались, увидев его с корзиной ягод в руке и радостной,  ласковой улыбкой на лице.

С того дня ежик забыл, что такое раздражаться и злиться, он понял, что нужно жить рядом с друзьями и радоваться жизни.

 

 

 

 

 

 

 

Дети проползают через туннель

 

 

 

Дети мелкими шагами передвигаются по коврику, затем останавливаются и сердито шмыгают, как раздраженный ежик.

Дети выполняют упражнение поочередно, подходят один за другим к воспитателю, представляют, что они «муравьи», охают, закрывают глаза и падают спиной назад на руки воспитателя.

Выбирается ребенок «муравей», а дети ходят вокруг него, изображая удивление: поднимают плечи, разводя руки в стороны; поднимают вверх брови и открывают рот. По сигналу психолога дети начинают быстро двигаться в противоположном направлении, сердито фыркая и шмыгая.

 

 

 

Детям предлагаются животные-игрушки, которых бы они спасли. Воспитатель объясняет, что каждая из этих игрушек требует определенной помощи, а дети должны взять игрушку, пожалеть ее и отнести к игровому уголку.

Дети стоят на коврике и «мерзнут».

 

 

 

 

 

Детям предлагается разбиться на пары. Затем поочередно ложиться на пол и слушать сердечко друг  друга. При этом, тот, кто лежит, не открывает глаза и не шевелится.

 

Выбирается один ребенок - «муравей». К нему по очереди подходят дети, здороваются, спрашивают: «Как дела?», И желают скорейшего выздоровления.

 

Заключительный этап

 - Все закончилось хорошо. Как вы считаете, понял ежик, что жить рядом с друзьями лучше, чем одному? Всю волшебную силу мы с вами потратили во время путешествия и вернулись в группу.

- Дети, посмотрите, к нам прилетела птичка и принесла с собой корзинку, давайте посмотрим, что там.

- Посмотрите, она принесла нам подарки от жителей леса, здесь и грибочки, и ягоды, и орешки. А еще ей хотелось бы, чтобы и у нее было много друзей, как у Ежика. Давайте попробуем слепить птичек.

Лепка из соленого теста

- У каждого из вас на столах находится соленое тесто, возьмите два кусочка, скатайте два шарика - это туловище и голова, соедините, прикрепите глазки (из бусинок, пуговиц), и клюв.

- А потом накормим птенцов - дадим им в клювики червячков.

 

Развернутые ответы детей

 

 

 

 

 

Детям напоминаются приемы работы: оттягивание, прищипывание, раскатывание.

Дети работают самостоятельно, иногда прибегая к помощи воспитателя.

По окончании работы дается положительная оценка проделанной работы, и предлагается посадить птиц на окошко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также