" Волшебный мир народного танца"
Оценка 4.8

" Волшебный мир народного танца"

Оценка 4.8
Презентации учебные
docx
искусство
1 кл—4 кл
22.11.2018
" Волшебный мир народного танца"
Публикация является частью публикации:
танцы народов севера (беседа).docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ЛИЦЕЙ "МНОГОУРОВНЕВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС №2"

 

 

 

 

 

 

Беседа- презентация

    «Танцы    народов

             Крайнего Севера»

 

 

 

 

      Педагог дополнительного образования     

          МОУ лицея «МОК №2»

                                    Яцуненко Елена Егоровна

 

 

 

                                        Джанкой 2018

 

Цель ( слайд 2):

·        Создать условия для знакомства учащихся с обычаями и элементами танцевального искусства коренных малочисленных народов севера.

·        Пробудить творческий интерес обучающихся к постижению основ танцевального искусства.

·        Сформировать умения и навыки в изучении элементов фольклорных танцев малочисленных народов севера.

·        Способствовать развитию двигательной активности детей младшего школьного возраста.

·        Воспитывать патриотические чувства, уважение к культуре коренных малочисленных народов Севера, музыкально-эстетический вкус.

 

 

Каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы. Из века в век передавались традиции самобытного искусства, все лучшее сохранилось в национальных праздниках, обрядах и обычаях. В северных танцах, в их мелодиях, пластике, красках воплощается вся щедрость, все богатство фантазии, своеобразие самобытного народного искусства. Танцевальный фольклор всегда рассматривался как важный компонент традиционной народной культуры, как этнографический и историко-культурный источник народов Севера.( слайд 3 )

Хореографическое искусство коренных малочисленных народов Севера России представлено  этнокультурными группами (объединенными по лингвистическому признаку), в каждой из которых сложилась своя система традиционных и культурно-ценностных ориентаций и традиционной пластики (хореографии).( слайд 4-5)

- алеуто-эскимосские народы (алеуты и эскимосы);

- камчатские и чукотские народы (ительмены, коряки, чукчи и юкагиры;

- северосамадийские народы (ненцы, энцы, нганасаны и селькупы);

- обско-угорские народы (манси и ханты);- тунгусские народы (эвенки и эвены);

 - тюркские народы (долганы, тофалары и якуты).

Традиционную хореографию (фольклор) малочисленных народов Севера можно классифицировать следующим образом( слайд 6):

-сидячие пляски (в которых работают верхняя часть корпуса, голова, шея, руки) и стоячие (в них участвуют все части тела: голова, шея, плечи, корпус, бедра, руки, ноги);

-хореографическая пластика в обрядах и ритуалах не связанная с ними (игровые, спортивные, развлекательные пляски);

-пляски, рисунок которых строится по кругу (исполнители двигаются по ходу солнца)и полукругу, а так же по линиям, и пляски, имеющие смешанный рисунок.

Танец является одним из древнейших видов народного творчества. Посредством танца народ передает свои мысли, чувства, характер, на-строение, отношение к жизни. Вся история танца того или иного народа была связана с его бытом, обычаями, культурой, традициями, образом жизни, географическим расположением. Каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы. Из века в век передавались традиции самобытного искусства, все лучшее сохранилось в национальных праздниках, обрядах и обычаях. В северных танцах, в их мелодиях, пластике, красках воплощается вся щедрость, все богатство фантазии, своеобразие самобытного народного искусства

Народные танцы имели специфику, обусловленную географической средой. У приморских чукчей и эскимосов был цикл праздников, посвященных морю. Оно давало им пищу, ему они приносили свои жертвы для получения промысловой удачи. Цикл годовых праздников открывал Праздник благодарения, который посвящался духам убитых морских животных. Очищение моря ото льда отмечалось так называемым Праздником байдар. Убит первый кит снова торжественный церемониал.( слайд 7,8)

У чукчей, проживающих в тундре, был целый ряд празднеств, связанных с оленем: ловкость, быстрота охотника «Оленьи гонки», подстрел дикого зверя «Оленьи рога» и так далее. В это время пели бубны, днем и ночью происходила обрядовая пляска и шаманство. Коряки, жившие у моря, также посвящали ему свои праздники. Это были праздники встречи ледохода, спуска байдары, воскрешения морских зверей «Хололо». Жители тундры связывали свои обряды с темой оленя «Праздник молодого оленя», «Оленьи гонки»( слайд 9)

Танцы являлись обязательным действием почти всех древних праздников.

Драматическое искусство северян не одинаково. Чтобы выразить свои мысли и чувства в образах, разные народности используют различные приемы художественной выразительности. И даже шаманы у разных народностей не похожи друг на друга. ( слайд 10-12)

«Шаман» в переводе с тунгусо-маньчжурского означает « знающий»

«Шаман»- посредник между людьми и божествами ( духами).

Атрибут шамана: костюм, колотушка, бубен

«Шаманизм»- это особое восприятие мира, форма самосознания человеком своего выделения из мира природы, идеология охотничьей взаимосвязи с миром животных.

У нанайцев и ульчей в танец шамана вовлекаются все присутствующие и повторяют его движения. Чукотские шаманы в своих «сеансах» бьют в бубен, исполняют напевы, интонация которых очень выразительна, и самое пение доносится так, что и присутствующим кажется, будто бы поет не один шаман, а «равные духи». Древние праздники многих народов были единственной возможностью показа зрелищного творчества, которое становилось ведущим.В некоторых из них не существовало разделения на исполнителей и зрителей. Так, в Медвежьем празднике принимали участие все, но были и свои актеры, на которых смотрели зрители. 
         В ульчийском обрядовом празднике все жители села были участниками своеобразного сценического зрелища. За длинную веревку шамана держались все участники процессии, впереди которой шел проводник с поднятой саблей. Шаман шел танцуя, и. подражая его движениям, все жители, держащие веревку, пританцовывали. Процессия обходила вокруг села. 
Оригинальны пляски коряков, эскимосов и чукчей. Их сопровождал своеобразный аккомпанемент в виде песен, мелодии которых очень трудны для нотной записи. Но главным традиционным аккомпанементом был бубен, игра на котором требует от исполнителя большой тренировки и умения. Бубен в жизни чукчей и эскимосов являлся принадлежностью каждой семьи. Он имел важное значение в проведении многих традиционных обрядов.
Чукотские и эскимосские пляски и пантомимы были четкими и выразительными. В их движениях передавались эпизоды из жизни охотников и сюжеты нового: «Пантомима строителей домов», «Самолет» и другие.

Коряки и ительмены исполняли свои танцы под особого рода пение звукоподражание зверям и птицам. В этом они достигли большого мастерства.

Танцы и игрища самобытны и интересны, но все они требуют дальнейшего развития, обогащения музыкального аккомпанемента и сценической обработки. Создан на народных праздниках баз учета сценической композиции. У большинства северных народов отсутствует чувство сценического времени - одни и те же движения могут долго повторяться, иногда целыми часами.

Все народы Севера по натуре музыкальны. Они любят песни и быстро схватывают новую мелодию. В национальной самодеятельности северян постепенно повышалась эта музыкальность вместе с танцевальной техникой и обшей культурой

В современных танцах, связанных с самыми древними традициями, отсутствует национальная ограниченность. В них звучат темы новой жизни. На Севере не существует территориальной замкнутости. Творчество разных народов взаимно обогащается лучшими сценическими образцами.                                                       Работая над созданием сценического танца, необходимо знание технических национальных приемов, традиционных корней.

На праздниках и во время различных зрелищ сама природа как бы создает фон. Одни танцы прекрасно смотрятся на фоне сопок или на фоне жилища, другие вписываются в морской пейзаж.. В создании новых сценических танцев огромную роль играют костюм и декоративное оформление.

Крайний Север — это суровый климат, но даже в таких условиях люди живут и одеваются красиво. Естественно одежда имеет свои особенности, украшения и стиль. В первую очередь она должна быть удобной, теплой и комфортной. Давайте вместе познакомимся и узнаем, где живут и что носят жители Севера. Жилищем народов Крайнего Севера служит чум или яранга. (слайд 13,14)

Чум-  это конический шалаш из жердей, покрываемый берёстой, войлоком или оленьими шкурами; форма жилища, распространённая по всей Сибири, от Уральского хребта до берегов кетско-енисейских, тюркских и монгольских народов. Диаметр чума в нижней части обычно составляет от 3 до 8 метров.

Яранга- это традиционное переносное жилище купольной формы высотой от 3,5 до 4,7 метра и диаметром от 5,7 до 7-8 метров. Известно у некоторых кочевых народов северо-востока Сибири: эскимосов, чукчей, коряков, эвенов, юкагиров.

Костюмы северных танцев делятся на зимние и летние, обрядовые, праздничные, будние, охотничьи, погребальные, костюм женитьбы и т.д. Сценический костюм должен быть основан на творческой переработке традиций народного костюма местности. ( слайд  15)

В развитии народного сценического танца большая работа проделана Марией Яковлевной Жорницкой, заслуженной артисткой Якутской АССР. Жорницкая первая из необходимо найти "Душу танца", единство его движений с музыкальным аккомпанементом и подготовить исполнителей, основываясь на национальной технике. 

Большое место занимают в танцевальном фольклоре народов Севера Якутии и игровые танцы, связанные с культом промысловых зверей, рыб. Особенно часто игровые танцы исполнялись во время праздников: Эвинэк, Сэбдьэк, Искээнинн. Например, состязание как бросание маута, прыжки через нарты, гонки на оленях, охота на медведя и т.д. 

Танцы народов Севера – это сплетение традиций и обрядов. Отличительная черта танцев всех народов Севера – экзотичность и свободная пластика, аккомпанементом которой выступает горловое пение и весьма неординарный вокал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Алексеева, Г.Г. Народно-песенное творчество в системе традиционной музыкальной культуры долган.- Якутск, 2005. 4

2. Алексеева, Г.Г. Народно-песенное творчество в системе традиционной музыкальной культуры долган. -Якутск, 2005. 4

3. Белолюбская, М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. Учебно-методическое пособие для клубных работников. - М.:ВНМЦ НТ КПР, 2006. 8

4. Буксикова, О.Б. Трансформация в хореографии традиционных игр народов Сибири. Учебное пособие. - Улан-Удэ, 2006. 12

5. Есаулова, К.А., Есаулов, И.Г. Народно-сценический танец.-Ижевск, 2004. 23

6. Королева, Э.А. Ранние формы танца. - Кишинев, 1977. 37
7. Лукина, А.Г. Традиционная танцевальная культура якутов. - Новс., 1998.

8. Никитина, Л.А. Танцевальный фольклор народов Севера, проживающих в республике Саха (Якутия).// Социодинамика: культурологический подход. С.35-37. 57

9. Нилов, В.Н. Северный танец: традиции и современность. 2-ое изд. - М., 2005. С. 60

10.Ресурсы интернета

 

 

 

 

 

 

 


          


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Цель ( слайд 2): ·

Цель ( слайд 2): ·

Традиционную хореографию (фольклор) малочисленных народов

Традиционную хореографию (фольклор) малочисленных народов

Танцы являлись обязательным действием почти всех древних праздников

Танцы являлись обязательным действием почти всех древних праздников

Коряки и ительмены исполняли свои танцы под особого рода пение звукоподражание зверям и птицам

Коряки и ительмены исполняли свои танцы под особого рода пение звукоподражание зверям и птицам

Яранга- это традиционное переносное жилище купольной формы высотой от 3,5 до 4,7 метра и диаметром от 5,7 до 7-8 метров

Яранга- это традиционное переносное жилище купольной формы высотой от 3,5 до 4,7 метра и диаметром от 5,7 до 7-8 метров

Литература 1. Алексеева, Г.Г

Литература 1. Алексеева, Г.Г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2018