Родилась Анна Горенко в селении Большой Фонтан под Одессой в семье морского инженера. Детство её прошло в Царском Селе под Петербургом, где она училась в гимназии. Образ «смуглого отрока» — лицеиста Пушкина — с юных лет завладел вниманием Ахматовой. У великого поэта она училась «священному ремеслу» художника.
Дом Анны Ахматовой в Царском селе
Дом Анны Ахматовой в Одессе
В 1912 году выходит первый сборник стихов — «Вечер» тиражом 300 экземпляров.
Ахматова рассказала так:"25 марта 1911 г. старого стиля
(Благовещенье) Гумилев вернулся из
своего путешествия в Африку.
В нашей первой беседе он между
прочим спросил меня: "А стихи
ты писала?" Я, тайно ликуя,
ответила: "Да". Он попросил
почитать, послушал несколько
стихотворений и сказал: "Ты поэт"...Решив, что надо делать книгу, Гумилев, не теряя ни дня, приступил к реализации своего решения.
Уже первые сборники стихов молодого поэта — «Вечер» (1912) и особенно «Чётки» (1914) — привлекли внимание читающей публики. Начинала Ахматова
со стихов о любви и не
переставала их писать
никогда. В этой
традиционной теме она
сумела сказать своё
неповторимое слово.
Почти каждое её раннее стихотворение — это драма любви, мир глубоких чувств и сложных отношений.
Стихи Ахматовой отличает точность, афористичность слова («Я научилась просто, мудро жить, / Смотреть на небо и молиться Богу).
Уже в ранних стихотворениях Ахматовой звучит ведущая тема русской литературы — тема поэзии, высокого предназначения Слова. Эта тема неотделима от размышлений поэта об историческом времени и о собственной судьбе.
Я научилась просто, мудро жить…
Я научилась просто, мудро жить,Смотреть на небо и молиться Богу,И долго перед вечером бродить,Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухиИ никнет гроздь рябины желто-красной,Слагаю я веселые стихиО жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладоньПушистый кот, мурлыкает умильней,И яркий загорается огоньНа башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишьКрик аиста, слетевшего на крышу.И если в дверь мою ты постучишь,Мне кажется, я даже не услышу.
1912 г.
Творчество Ахматовой с годами всё больше наполнялось событиями и тревогами суровой эпохи. Лирически откликаясь на революционные события, Ахматова сделала свой нравственный выбор. Не принимая новых порядков, она считала своим долгом остаться в России, разделить её судьбу. Об этом она пишет в стихотворениях «Мне голос был. Он звал утешно...» (1917), «Не с теми я, кто бросил землю...» (1922). Пройдёт почти двадцать лет, и Ахматова с полным правом скажет о себе в поэме со знаменательным названием «Реквием» (написана в 1935 году):
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Великая Отечественная война Анну Ахматову застала в Ленинграде. Она несла дежурство как рядовой боец противопожарной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи. В годы войны Ахматова писала стихи высокого патриотического звучания.
Сколько человек погибло в блокаду? Точных данных до сих пор нет и, вероятно, никогда уже не будет. Разные исследования последних лет позволили назвать цифру в 1 миллион 200 тысяч погибших в блокадном Ленинграде. Когда полностью была снята блокада, в Ленинграде осталось лишь 560 тысяч жителей.
Чтобы пережить это ужасное время, требовалось огромное мужество.
В сентябре, когда город был уже взят в кольцо блокады, ей предложили выступить по радио. И она, никогда не питавшая иллюзий по поводу советского строя и светлого будущего, пережившая годы гонений и страха за своих близких, обратилась к ленинградцам, – и в первую очередь, к ленинградкам.*
Как вы понимаете выражение «час мужества пробил на наших часах»?
На кону судьба не только России, но и всего мира, ведь это мировая война
Объясните смысл слов «Мы знаем, что ныне лежит на весах»
Люди бросили орудия труда и взяли оружие. Наступил момент, когда необходимо проявить мужество, стойко переносить трудности, не поддаваясь обстоятельствам, преодолевая, может быть, и физические страдания.
Почему для поэта самым важным является сохранение «русского слова», родной речи?
Слово символизирует могущество русского народа и его верность своей стране и традициям. Защищая свою родину мы одновременно защищаем нашу культуру, речь, отчизну, всё, что связано с Россией.
«…мы сохраним тебя, русская речь,Великое русское слово».
Объясните смысл последней строки стихотворения. Почему в ней помещено только одно слово?
Громогласное “Навеки”, завершающее стихотворение подчеркивает, что борьба за свое отчество и язык — не только долг каждого поколения перед собой, но и преемственная традиция ответственного, самоотверженного, бережного отношения к приобретенному с незапамятных времен сокровищу — русской речи.
Свободным и чистым тебя пронесем,И внукам дадим, и от плена спасем Навеки!
Произведение, с настроенческой точки зрения, звучит торжественно, гордо и размеренно. И это не случайно: такое звучание отождествляет стихотворные строки с клятвой победить, отстоять родную землю, родной язык и национальные традиции.
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ
Основная идея произведения заключается в следующем: необходимо суметь сохранить чистое и свободное русское слово, защитить родную речь от иноземного влияния фашистских захватчиков. Анна Андреевна не сомневается в мужественности русского народа, видит его непоколебимую веру в скорую победу. Такая уверенность автора ощущается в каждой поэтической строке и передаётся читателям.
ТРОПЫ | ПРИМЕРЫ |
ЭПИТЕТЫ | «горько остаться», «великое, русское слово», слово «свободное, чистое» |
МЕТАФОРЫ | «мы знаем, что ныне лежи на весах», «час мужества пробил…» |
ИНВЕРСИЯ | «что ныне лежит на весах» |
ГРАДАЦИЯ | «… свободным …. тебя пронесём, и внукам дадим, и от плена спасём» |
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
В своём произведении Ахматова использует весьма скудную палитру средств художественной выразительности. Она делает это осознанно, стремясь придать поэтическому повествованию заметную строгость и торжественность.
ИНВЕ́РСИЯ — нарушение привычного (прямого) порядка слов с целью придания речи художественной выразительности.
ГРАДАЦИЯ – цепь понятий или определений
с постепенным нарастанием или убыванием значимости.
Ахматова содействовала обороне города не только стихами. Как и все ее согражданки, во время воздушных налетов она с противогазом и сумкой через плечо дежурила у ворот Фонтанного Дома.
Шестого сентября 1941 года Ленинград начали бомбить. В саду Фонтанного дома в качестве полевого бомбоубежища была вырыта "щель", куда жильцы должны были прятаться во время обстрела.
В этот день были взорваны продовольственные склады, наступил голод. У Анны Андреевны начались дистрофические отеки. В конце сентября было принято решение о ее эвакуации.
Птицы смерти в зените стоят.Кто идет выручать Ленинград?
Не шумите вокруг – он дышит,Он живой еще, он все слышит:
Как на влажном балтийском днеСыновья его стонут во сне,
Как из недр его вопли: "Хлеба!" –До седьмого доходят неба…
Но безжалостна эта твердь.И глядит из всех окон смерть.
Ленинградская тематика не уходит из ее стихов и во время эвакуации, – сводки военных действий и скорбные вести, доходившие из осажденного города,
не давали забыть его ни на минуту.
28 сентября 1941 г. она летела на самолете в Ташкент, душой по-прежнему сопереживая оставляемому городу. Прямо в самолете к ней пришли стихи:
B годы Великой Отечественной войны Ахматова стала одним из тех поэтов, чьи стихи служили объединению народа во имя Победы. Они публиковались в газетах, часто звучали по радио.
Поэт К. И. Чуковский, близкий знакомый Ахматовой, вспоминал:
Дом Анны Ахматовой
в Ташкенте
Анна Ахматова в Ташкенте
«Даже в позднейшие годы, в очередях за
керосином, селёдками, хлебом, даже в
переполненном жёстком вагоне, даже в ташкентском трамвае, даже в больничной палате, набитой десятком больных, всякий, не знавший её, чувствовал её „спокойную важность“ и относился к ней с особым уважением, хотя держалась она со всеми очень просто и дружественно, на равной ноге...»
До войны Ахматова жила на Фонтанном в одном доме со Смирновыми, у которых были дети – два мальчика Вова и Валя (Валентин). Мать мальчиков, уходя на работу, постоянно просила поэтессу присмотреть за ребятишками, и даже хвасталась знакомым, какая у нее "нянька".
Анна Андреевна Ахматова с Валей и Вовой Смирновыми, 1940 год
В эвакуации Ахматова помогала раненым в госпитале и ни на день не забывала о покинутом ей Ленинграде. В 1942 году ей пришла горькая весть –
от голода умер Валя Смирнов. Естественно, что гибель мальчика Ахматова восприняла очень тяжело – почти как родного.
Семейству Смирновых эвакуироваться из блокадного Ленинграда не удалось.
Постучись кулачком — я открою.
ИСТОРИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ
Стихотворение вышло с посвящением:
«Памяти мальчика, погибшего во время бомбардировки Ленинграда».
В сборнике «Антология русской советской поэзии» (1957) это посвящение было изменено:
«Памяти моего соседа, ленинградского мальчика Вали Смирнова».
Постучись кулачком - я открою.Я тебе открывала всегда.Я теперь за высокой горою,За пустыней, за ветром и зноем,Но тебя не предам никогда...Твоего я не слышала стока,Хлеба ты у меня не просил.Принеси же мне ветку кленаИли просто травинок зеленых,Как ты прошлой весной приносил.Принеси же мне горсточку чистойНашей невской студеной воды,И с головки твоей золотистойЯ кровавые смою следы.(Ташкент. 1942)
Эти строки одновременно и о Вале, и сотнях других детей, которые остались там, в Ленинграде одни, без защиты. Сердце Ахматовой стремится к ним, но она - далеко, "за высокой горою" и не сможет прийти им на помощь. В мире, созданным стихотворением, мальчик живет вечно, он всегда приносит ей такие узнаваемые вещи, но трагедия в том, что «там» остались его стоны, там остались голод и кровь, там он умер, без нее. Ему некому «постучать в дверь», и ему уже никогда «не откроют».
Памятник блокадникам
в Вологде
Питерские сироты,
детоньки мои!
Чем близки по идейно-эмоциональному содержанию и тематике стихотворения Ахматовой
«Мужество» и
«Постучись кулачком — я открою...»?
У Ахматовой нет прямых описаний войны - она ее не видела. Произведения Ахматовой в данном случае дороги тем, что они выражали чувства сострадания, любви и скорби, шедшие тогда к Ленинграду со всех концов страны. В ее поэтических посланиях наряду с патетикой, пронизанной горечью и тоской, было много простой человеческой ласки.
В мае 1944 г. эвакуированным наконец можно было вернуться в Ленинград. Полет в самолете вновь вызвал у Ахматовой размышления о неотделимости собственной судьбы от судьбы отечества:
На сотни верст, на сотни миль,На сотни километровЛежала соль, шумел ковыль,Чернели рощи кедров.Как в первый раз я на нее,На Родину, глядела.Я знала: это все мое –Душа моя и тело.
5 марта 1966 года
А. АХМАТОВА УМЕРЛА В ПОДМОСКОВНОМ САНАТОРИИ,
ПОХОРОНЕНА В КОМАРОВЕ ПОД ЛЕНИНГРАДОМ.
« Поразительно не то, что она умерла после всех испытаний, а то, что она упрямо жила среди нас, величавая, гордая, светлая и уже при жизни бессмертная…»
К .И. Чуковский
1. Как называется выделенная в тексте поэтическая фигура?Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,Что нас покориться ничто не заставит!
2. Как называется выделенная в тексте поэтическая фигура?Разве не я тогда у креста,Разве не я тонула в море,Разве забыли мои устаВкус твой, горе!
Повтор
Анафора
3. Назовите выделенный в тексте художественный приём, поэтическую фигуру.На грома дальнего раскатОн, правда, был похож, как брат...А этот был, как пекло, сух...
4. Определите вид тропа.Птицы смерти в зените стоят.Кто идёт выручать Ленинград?
5. Определите вид тропа.Двадцать четвёртую драму ШекспираПишет время бесстрастной рукой.
Сравнение
Метафора
Эпитет
6. Назовите вид тропа.К нам оттуда родные берёзыТянут ветки, и ждут, и зовут.
7. Работа с текстом стихотворения А. А. Ахматовой «Памяти друга»:а) определите виды тропов;б) назовите поэтические фигуры;И в День Победы, нежный и туманный,Когда заря, как зарево, красна,Вдовою у могилы безымяннойХлопочет запоздалая весна.Она с колен подняться не спешит,Дохнёт на почку и траву погладит,И бабочку с плеча на землю ссадит,И первый одуванчик распушит.
Олицетворение
7. а) Эпитет, олицетворение, метафора;
7. б) инверсия, сравнение;
Стихотворения А. А. Ахматовой «Мужество» и «Постучись кулачком — я открою...» (narod.ru)
Анна Ахматова (portal-slovo.ru)
8a320cafcfa2fcadbb05a1c3fffe5b10.pdf (rilirb.ru)
https://uchebnik.mos.ru/player3/books/00000545.0.8/articles/0.4.2.0
ИСТОЧНИКИ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.