А. Ахматова. Стихотворения «Мужество», «Постучись кулачком – я открою…». Историческая и биографическая основы стихотворений.
Оценка 5

А. Ахматова. Стихотворения «Мужество», «Постучись кулачком – я открою…». Историческая и биографическая основы стихотворений.

Оценка 5
Презентации учебные
pptx
русская литература
7 кл
28.03.2024
А. Ахматова. Стихотворения «Мужество», «Постучись кулачком – я открою…». Историческая и биографическая основы стихотворений.
краткая биография поэта и анализ двух стихотворений.
Ахматова. «Мужество», «Постучись кулачком – я открою…». Биографическая основа стихотворений..pptx

А.А. Ахматова. Слово о поэте.

А.А. Ахматова. Слово о поэте.

А.А. Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворения
«Мужество»,
«Постучись кулачком – я открою…». Историческая и биографическая основы стихотворений.

Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия

Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия

Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко) — один из самых ярких русских поэтов XX века. Свой псевдоним она отыскала в семейной истории (Ахматова — это девичья фамилия прабабушки по материнской линии, ведущей род от татарского хана Ахмата).

Родилась Анна Горенко в селении

Родилась Анна Горенко в селении

Родилась Анна Горенко в селении Большой Фонтан под Одессой в семье морского инженера. Детство её прошло в Царском Селе под Петербургом, где она училась в гимназии. Образ «смуглого отрока» — лицеиста Пушкина — с юных лет завладел вниманием Ахматовой. У великого поэта она училась «священному ремеслу» художника.

Дом Анны Ахматовой в Царском селе

Дом Анны Ахматовой в Одессе

В 1911 году Ахматова впервые выступила под псевдонимом, в этом же году она познакомилась с

В 1911 году Ахматова впервые выступила под псевдонимом, в этом же году она познакомилась с

В 1911 году Ахматова впервые выступила под псевдонимом, в этом же году она познакомилась с
А. А. Блоком, которого считала самым значительным из современных ей поэтов.

В 1912 году выходит первый сборник стихов — «Вечер» тиражом 300 экземпляров

В 1912 году выходит первый сборник стихов — «Вечер» тиражом 300 экземпляров

В 1912 году выходит первый сборник стихов — «Вечер» тиражом 300 экземпляров.

Ахматова рассказала так: "25 марта 1911 г. старого стиля
(Благовещенье) Гумилев вернулся из
своего путешествия в Африку.
В нашей первой беседе он между
прочим спросил меня: "А стихи
ты писала?" Я, тайно ликуя,
ответила: "Да". Он попросил
почитать, послушал несколько
стихотворений и сказал: "Ты поэт"... Решив, что надо делать книгу, Гумилев, не теряя ни дня, приступил к реализации своего решения.

Уже первые сборники стихов молодого поэта — «Вечер» (1912) и особенно «Чётки» (1914) — привлекли внимание читающей публики

Уже первые сборники стихов молодого поэта — «Вечер» (1912) и особенно «Чётки» (1914) — привлекли внимание читающей публики

Уже первые сборники стихов молодого поэта — «Вечер» (1912) и особенно «Чётки» (1914) — привлекли внимание читающей публики. Начинала Ахматова
со стихов о любви и не
переставала их писать
никогда. В этой
традиционной теме она
сумела сказать своё
неповторимое слово.

Почти каждое её раннее стихотворение — это драма любви, мир глубоких чувств и сложных отношений

Почти каждое её раннее стихотворение — это драма любви, мир глубоких чувств и сложных отношений

Почти каждое её раннее стихотворение — это драма любви, мир глубоких чувств и сложных отношений.
Стихи Ахматовой отличает точность, афористичность слова («Я научилась просто, мудро жить, / Смотреть на небо и молиться Богу).
Уже в ранних стихотворениях Ахматовой звучит ведущая тема русской литературы — тема поэзии, высокого предназначения Слова. Эта тема неотделима от размышлений поэта об историческом времени и о собственной судьбе.

Я научилась просто, мудро жить…

Я научилась просто, мудро жить…

Я научилась просто, мудро жить…

Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь Пушистый кот, мурлыкает умильней, И яркий загорается огонь На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь Крик аиста, слетевшего на крышу. И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу.
1912 г.

Творчество Ахматовой с годами всё больше наполнялось событиями и тревогами суровой эпохи

Творчество Ахматовой с годами всё больше наполнялось событиями и тревогами суровой эпохи

Творчество Ахматовой с годами всё больше наполнялось событиями и тревогами суровой эпохи. Лирически откликаясь на революционные события, Ахматова сделала свой нравственный выбор. Не принимая новых порядков, она считала своим долгом остаться в России, разделить её судьбу. Об этом она пишет в стихотворениях «Мне голос был. Он звал утешно...» (1917), «Не с теми я, кто бросил землю...» (1922). Пройдёт почти двадцать лет, и Ахматова с полным правом скажет о себе в поэме со знаменательным названием «Реквием» (написана в 1935 году):
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.

А. Ахматова. Стихотворения «Мужество», «Постучись кулачком – я открою…». Историческая и биографическая основы стихотворений.

А. Ахматова. Стихотворения «Мужество», «Постучись кулачком – я открою…». Историческая и биографическая основы стихотворений.

Великая Отечественная война Анну

Великая Отечественная война Анну

Великая Отечественная война Анну Ахматову застала в Ленинграде. Она несла дежурство как рядовой боец противопожарной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи. В годы войны Ахматова писала стихи высокого патриотического звучания.
Сколько человек погибло в блокаду? Точных данных до сих пор нет и, вероятно, никогда уже не будет. Разные исследования последних лет позволили назвать цифру в 1 миллион 200 тысяч погибших в блокадном Ленинграде. Когда полностью была снята блокада, в Ленинграде осталось лишь 560 тысяч жителей.
Чтобы пережить это ужасное время, требовалось огромное мужество.

В сентябре, когда город был уже взят в кольцо блокады, ей предложили выступить по радио

В сентябре, когда город был уже взят в кольцо блокады, ей предложили выступить по радио

В сентябре, когда город был уже взят в кольцо блокады, ей предложили выступить по радио. И она, никогда не питавшая иллюзий по поводу советского строя и светлого будущего, пережившая годы гонений и страха за своих близких, обратилась к ленинградцам, – и в первую очередь, к ленинградкам.*

О том же – ее знаменитые стихи, написанные в 1942 г

О том же – ее знаменитые стихи, написанные в 1942 г

О том же – ее знаменитые стихи, написанные в 1942 г.:

Объясните значение слова «МУЖЕСТВО»

Объясните значение слова «МУЖЕСТВО»

Объясните значение слова
«МУЖЕСТВО».

Монумент "Мужество"
в Брестской крепости.

СМЕЛОСТЬ

ХРАБРОСТЬ

РЕШИМОСТЬ

ДОБЛЕСТЬ

СТОЙКОСТЬ

ГЕРОИЗМ

ТВЁРДОСТЬ

ОТВАГА

БЕССТРАШИЕ

НЕУСТРАШИМОСТЬ

НЕСГИБАЕМОСТЬ

Как вы понимаете выражение «час мужества пробил на наших часах»?

Как вы понимаете выражение «час мужества пробил на наших часах»?

Как вы понимаете выражение «час мужества пробил на наших часах»?

На кону судьба не только России, но и всего мира, ведь это мировая война

Объясните смысл слов «Мы знаем, что ныне лежит на весах»

Люди бросили орудия труда и взяли оружие. Наступил момент, когда необходимо проявить мужество, стойко переносить трудности, не поддаваясь обстоятельствам, преодолевая, может быть, и физические страдания.

Почему для поэта самым важным является сохранение «русского слова», родной речи?

Почему для поэта самым важным является сохранение «русского слова», родной речи?

Почему для поэта самым важным является сохранение «русского слова», родной речи?

Слово символизирует могущество русского народа и его верность своей стране и традициям. Защищая свою родину мы одновременно защищаем нашу культуру, речь, отчизну, всё, что связано с Россией.

«…мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово».

Объясните смысл последней строки стихотворения

Объясните смысл последней строки стихотворения

Объясните смысл последней строки стихотворения. Почему в ней помещено только одно слово?

Громогласное “Навеки”, завершающее стихотворение подчеркивает, что борьба за свое отчество и язык — не только долг каждого поколения перед собой, но и преемственная традиция ответственного, самоотверженного, бережного отношения к приобретенному с незапамятных времен сокровищу — русской речи.

Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем       Навеки!

ТЕМАТИКА СТИХОТВОРЕНИЯ

ТЕМАТИКА СТИХОТВОРЕНИЯ

ТЕМАТИКА СТИХОТВОРЕНИЯ

Произведение, с настроенческой точки зрения, звучит торжественно, гордо и размеренно

Произведение, с настроенческой точки зрения, звучит торжественно, гордо и размеренно

Произведение, с настроенческой точки зрения, звучит торжественно, гордо и размеренно. И это не случайно: такое звучание отождествляет стихотворные строки с клятвой победить, отстоять родную землю, родной язык и национальные традиции.

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ

Основная идея произведения заключается в следующем: необходимо суметь сохранить чистое и свободное русское слово, защитить родную речь от иноземного влияния фашистских захватчиков. Анна Андреевна не сомневается в мужественности русского народа, видит его непоколебимую веру в скорую победу. Такая уверенность автора ощущается в каждой поэтической строке и передаётся читателям.

ТРОПЫ ПРИМЕРЫ ЭПИТЕТЫ «горько остаться», «великое, русское слово», слово «свободное, чистое»

ТРОПЫ ПРИМЕРЫ ЭПИТЕТЫ «горько остаться», «великое, русское слово», слово «свободное, чистое»

ТРОПЫ

ПРИМЕРЫ

ЭПИТЕТЫ

«горько остаться», «великое, русское слово», слово «свободное, чистое»

МЕТАФОРЫ

«мы знаем, что ныне лежи на весах», «час мужества пробил…»

ИНВЕРСИЯ

«что ныне лежит на весах»

ГРАДАЦИЯ

«… свободным …. тебя пронесём, и внукам дадим, и от плена спасём»

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
В своём произведении Ахматова использует весьма скудную палитру средств художественной выразительности. Она делает это осознанно, стремясь придать поэтическому повествованию заметную строгость и торжественность.

ИНВЕ́РСИЯ — нарушение привычного (прямого) порядка слов с целью придания речи художественной выразительности.

ГРАДАЦИЯ – цепь понятий или определений
с постепенным нарастанием или убыванием значимости. 

Ахматова содействовала обороне города не только стихами

Ахматова содействовала обороне города не только стихами

Ахматова содействовала обороне города не только стихами. Как и все ее согражданки, во время воздушных налетов она с противогазом и сумкой через плечо дежурила у  ворот Фонтанного Дома.

Шестого сентября 1941 года Ленинград начали бомбить. В саду Фонтанного дома в качестве полевого бомбоубежища была вырыта "щель", куда жильцы должны были прятаться во время обстрела.

В этот день были взорваны продовольственные склады, наступил голод. У Анны Андреевны начались дистрофические отеки. В конце сентября было принято решение о ее эвакуации.

Птицы смерти в зените стоят. Кто идет выручать

Птицы смерти в зените стоят. Кто идет выручать

Птицы смерти в зените стоят. Кто идет выручать Ленинград?
Не шумите вокруг – он дышит, Он живой еще, он все слышит:
Как на влажном балтийском дне Сыновья его стонут во сне,
Как из недр его вопли: "Хлеба!" – До седьмого доходят неба…
Но безжалостна эта твердь. И глядит из всех окон смерть.

Ленинградская тематика не уходит из ее стихов и во время эвакуации, – сводки военных действий и скорбные вести, доходившие из осажденного города,
не давали забыть его ни на минуту.

28 сентября 1941 г. она летела на самолете в Ташкент, душой по-прежнему сопереживая оставляемому городу. Прямо в самолете к ней пришли стихи:

B годы Великой Отечественной войны

B годы Великой Отечественной войны

B годы Великой Отечественной войны Ахматова стала одним из тех поэтов, чьи стихи служили объединению народа во имя Победы. Они публиковались в газетах, часто звучали по радио.
Поэт К. И. Чуковский, близкий знакомый Ахматовой, вспоминал:

Дом Анны Ахматовой
в Ташкенте

Анна Ахматова в Ташкенте

«Даже в позднейшие годы, в очередях за
керосином, селёдками, хлебом, даже в
переполненном жёстком вагоне, даже в ташкентском трамвае, даже в больничной палате, набитой десятком больных, всякий, не знавший её, чувствовал её „спокойную важность“ и относился к ней с особым уважением, хотя держалась она со всеми очень просто и дружественно, на равной ноге...»

До войны Ахматова жила на Фонтанном в одном доме со

До войны Ахматова жила на Фонтанном в одном доме со

До войны Ахматова жила на Фонтанном в одном доме со Смирновыми, у которых были дети – два мальчика Вова и Валя (Валентин). Мать мальчиков, уходя на работу, постоянно просила поэтессу присмотреть за ребятишками, и даже хвасталась знакомым, какая у нее "нянька".

Анна Андреевна Ахматова с Валей и Вовой Смирновыми, 1940 год

В эвакуации Ахматова помогала раненым в госпитале и ни на день не забывала о покинутом ей Ленинграде. В 1942 году ей пришла горькая весть –
от голода умер Валя Смирнов. Естественно, что гибель мальчика Ахматова восприняла очень тяжело – почти как родного.

Семейству Смирновых эвакуироваться из блокадного Ленинграда не удалось.

Постучись кулачком — я открою.

ИСТОРИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ

Стихотворение вышло с посвящением: «Памяти мальчика, погибшего во время бомбардировки

Стихотворение вышло с посвящением: «Памяти мальчика, погибшего во время бомбардировки

Стихотворение вышло с посвящением:
«Памяти мальчика, погибшего во время бомбардировки Ленинграда».
В сборнике «Антология русской советской поэзии» (1957) это посвящение было изменено:
«Памяти моего соседа, ленинградского мальчика Вали Смирнова».

Постучись кулачком - я открою.

Постучись кулачком - я открою.

Постучись кулачком - я открою. Я тебе открывала всегда. Я теперь за высокой горою, За пустыней, за ветром и зноем, Но тебя не предам никогда... Твоего я не слышала стока, Хлеба ты у меня не просил. Принеси же мне ветку клена Или просто травинок зеленых, Как ты прошлой весной приносил. Принеси же мне горсточку чистой Нашей невской студеной воды, И с головки твоей золотистой Я кровавые смою следы. (Ташкент. 1942)

Kакие чувства вызвало у вас стихотворение

Kакие чувства вызвало у вас стихотворение

Kакие чувства вызвало у вас стихотворение Ахматовой
«Постучись кулачком — я открою...»?

Какова главная мысль стихотворения «Постучись кулачком — я открою...», посвящённого трагической судьбе ребёнка?

Ларичев картина «Блокадный хлеб»

Эти строки одновременно и о Вале, и сотнях других детей, которые остались там, в

Эти строки одновременно и о Вале, и сотнях других детей, которые остались там, в

Эти строки одновременно и о Вале, и сотнях других детей, которые остались там, в Ленинграде одни, без защиты. Сердце Ахматовой стремится к ним, но она - далеко, "за высокой горою" и не сможет прийти им на помощь. В мире, созданным стихотворением, мальчик живет вечно, он всегда приносит ей такие узнаваемые вещи, но трагедия в том, что «там» остались его стоны, там остались голод и кровь, там он умер, без нее. Ему некому «постучать в дверь», и ему уже никогда «не откроют».

Памятник блокадникам
в Вологде

Питерские сироты,
детоньки мои!

Чем близки по идейно-эмоциональному содержанию и тематике стихотворения

Чем близки по идейно-эмоциональному содержанию и тематике стихотворения

Чем близки по идейно-эмоциональному содержанию и тематике стихотворения Ахматовой
«Мужество» и
«Постучись кулачком — я открою...»?

У Ахматовой нет прямых описаний войны - она ее не видела. Произведения Ахматовой в данном случае дороги тем, что они выражали чувства сострадания, любви и скорби, шедшие тогда к Ленинграду со всех концов страны. В ее поэтических посланиях наряду с патетикой, пронизанной горечью и тоской, было много простой человеческой ласки.

В мае 1944 г. эвакуированным наконец можно было вернуться в

В мае 1944 г. эвакуированным наконец можно было вернуться в

В мае 1944 г. эвакуированным наконец можно было вернуться в Ленинград. Полет в самолете вновь вызвал у Ахматовой размышления о неотделимости собственной судьбы от судьбы отечества:
На сотни верст, на сотни миль, На сотни километров Лежала соль, шумел ковыль, Чернели рощи кедров. Как в первый раз я на нее, На Родину, глядела. Я знала: это все мое – Душа моя и тело.

А. АХМАТОВА УМЕРЛА В ПОДМОСКОВНОМ

А. АХМАТОВА УМЕРЛА В ПОДМОСКОВНОМ

5 марта 1966 года
А. АХМАТОВА УМЕРЛА В ПОДМОСКОВНОМ САНАТОРИИ,
ПОХОРОНЕНА В КОМАРОВЕ ПОД ЛЕНИНГРАДОМ.

« Поразительно не то, что она умерла после всех испытаний, а то, что она упрямо жила среди нас, величавая, гордая, светлая и уже при жизни бессмертная…»
К .И. Чуковский

Как называется выделенная в тексте поэтическая фигура?

Как называется выделенная в тексте поэтическая фигура?

1. Как называется выделенная в тексте поэтическая фигура? Мы детям клянёмся, клянёмся могилам, Что нас покориться ничто не заставит!

2. Как называется выделенная в тексте поэтическая фигура? Разве не я тогда у креста, Разве не я тонула в море, Разве забыли мои уста Вкус твой, горе!

Повтор

Анафора

Назовите выделенный в тексте художественный приём, поэтическую фигуру

Назовите выделенный в тексте художественный приём, поэтическую фигуру

3. Назовите выделенный в тексте художественный приём, поэтическую фигуру. На грома дальнего раскат Он, правда, был похож, как брат... А этот был, как пекло, сух...

4. Определите вид тропа. Птицы смерти в зените стоят. Кто идёт выручать Ленинград?

5. Определите вид тропа. Двадцать четвёртую драму Шекспира Пишет время бесстрастной рукой.

Сравнение

Метафора

Эпитет

Назовите вид тропа. К нам оттуда родные берёзы

Назовите вид тропа. К нам оттуда родные берёзы

6. Назовите вид тропа. К нам оттуда родные берёзы Тянут ветки, и ждут, и зовут.

7. Работа с текстом стихотворения А. А. Ахматовой «Памяти друга»: а) определите виды тропов; б) назовите поэтические фигуры; И в День Победы, нежный и туманный, Когда заря, как зарево, красна, Вдовою у могилы безымянной Хлопочет запоздалая весна. Она с колен подняться не спешит, Дохнёт на почку и траву погладит, И бабочку с плеча на землю ссадит, И первый одуванчик распушит.

Олицетворение

7. а) Эпитет, олицетворение, метафора;
7. б) инверсия, сравнение;

Стихотворения А. А. Ахматовой «Мужество» и «Постучись кулачком — я открою

Стихотворения А. А. Ахматовой «Мужество» и «Постучись кулачком — я открою

Стихотворения А. А. Ахматовой «Мужество» и «Постучись кулачком — я открою...» (narod.ru)

Анна Ахматова (portal-slovo.ru)

8a320cafcfa2fcadbb05a1c3fffe5b10.pdf (rilirb.ru)

https://uchebnik.mos.ru/player3/books/00000545.0.8/articles/0.4.2.0

ИСТОЧНИКИ

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2024