Творческий багаж
1825 год – публикация в петербургском журнале «Новости литературы» под псевдонимом
Антоний Погорельский повести «Лафертовская маковница».
Затем появились книги «Двойник, или мои вечера в Малороссии», «Монастырка».
06.11.2021
Перед вами основные события сказки . Расставьте по порядку.
1.Алеша проявляет необыкновенные способности.
2.Король награждает героя конопляным зернышком , обещая исполнить желание.
3.Алеша в подземном королевстве.
4.Спасение Чернушки.
5.Прощание с министром.
6.Предательство.
7.Жизнь Алеши в пансионе.
8.Болезнь и выздоровление.
Телефонов в то время не было, телеграфа тоже; чтобы послать письмо, надо было специально ехать в уездный город. Родители отвезли ребенка, доверили его содержателю пансиона... Отдавали детей в пансионы и дворяне, которые жили в самой столице. Столица в те времена была не в Москве, а в Санкт-Петербурге.
Пансион (франц. pension, от лат. pensio — платеж). В Российской империи и некоторых зарубежных странах закрытое учебное заведение с общежитием и полным содержанием учащихся.
По закону того времени дворяне должны дать своим детям хорошее образование и воспитание. Где же взять учителей в далеком поместье? Вот и приходилось родителям расставаться со своими дорогими детьми на много лет, чтобы отвезти их в столицу, в пансион, где дети могли бы жить и
учиться за определенную — довольно большую — плату. Потратив много денег на дорогу и заплатив за несколько лет вперед, родители обычно возвращались домой, в свое поместье.
Дортуары – спальные комнаты
Букли - кольца завитых волос, локоны
Тупей – старинная причёска – взбитый
хохол на голове.
Вакации – каникулярное время
Шиньон - женская причёска, обычно из
накладных волос
Салоп – широкое дамское пальто
Империал – золотая монета
Фрак – род сюртука вырезанными спереди пополам и длинными узкими фалдами сзади
Изразец – плитка из обожжённой глины, для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель
Бекеша – верхняя мужская одежда на меху, в талию и со сборками.
Архаизмы – устаревшие слова, которые вышли из употребления
СИМВОЛ | ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛА |
Черная курица
Кухарка
Золотой империал
Путь от постели по
коридорам, лестницам
Старушки – голландки
Серая кошка
Серый попугай с красным
хвостом в золотой клетке
Фарфоровые куклы
Проводник в мир мертвых/мир тайного знания
Ведьма наподобие Бабы Яги
Плата за волшебную помощь, плата за вход
Путь в «потусторонний» мир
Хранительницы тайного знания, богини судьбы
Проводник в «потусторонний» мир
Дух, заключенный в клетку плоти
Ложные ценности материального мира
СИМВОЛ | ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛА |
| |
Подземелье
Рыцари
Медная дверь
Большая зала с золотыми
креслами под балдахином
Крысы
Драгоценные камни
Конопляное семечко
Золотые цепи
Мир мертвых, тайный мир
Стражники «потустороннего» мира
Вход в мир мертвых.
Медь – металл подземного мира
Символ масонской ложи.
Обряд посвящения.
Враги тайного общества
Сокровища тайного мира, знания
Произрастает эта трава вдоль дорог и
заборов. Ключ к тайному знанию
Наказание за нарушение клятвы
Вспомните , с кем любил проводить
время Алеша во дворе?
Как он относился к Чернушке?
Что он сделал для нее? Найдите ответ в тексте.
Какие качества главного героя проявились в этом эпизоде?
Давайте дополним этими качествами характеристику героя.
Как Чернушка его отблагодарила?
Расскажите о жизни Алёши в пансионе.
“… Алёша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно… дни учения для него проходили скоро и приятно, но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алёша горько чувствовал своё одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг. Алёша знал уже наизусть деяния славнейших рыцарей. Любимое его занятие в длинные зимние вечера, по воскресеньям и другим праздничным дням было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие веки… Другое занятие Алёши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора. Между курами он особенно любил чёрную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и поэтому Алёша лучшие кусочки приносил ей”…
“С трепетом подошёл он к учителю, открыл рот, сам ещё не зная, что сказать, и – безошибочно, не останавливаясь, проговорил заданное. В продолжение нескольких недель учители не могли нахвалиться Алёшею. Все уроки без исключения знал он совершенно, все переводы с одного языка на другой были без ошибок, так что не могли надивиться чрезвычайным его успехам. Он много стал думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил, что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алёши от этого совсем испортился: из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный. Алёша сделался страшный шалун. Не имея нужды твердить уроков, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями, и эта праздность ещё более портила его нрав. Тогда, когда он был доброе и скромное дитя, все его любили, и если, бывало, подвергался он наказанию, то все о нём жалели, и это служило ему утешением. Но теперь никто не обращал на него внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова”.
Почему похвала вначале за отличные ответы не доставляла Алёше удовольствия?
“Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоит ему никакого труда. Алёша внутренне стыдился этим похвалам: ему совестно было, что поставляли его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал. Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: “Алёша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учёности, будешь самое несчастное дитя!”
Какие советы даёт Чернушка Алёше, пока мальчик окончательно не потерял себя?
“Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь,
а выходят в щёлочку,
и потому, если хочешь
исправиться, то должен
беспрестанно и строго
смотреть за собой”.
Совпадают ли советы Чернушки
с выводами учителя?
Да. И Чернушка, и учитель сходятся в единстве, что праздность развращает человека, труд– это условие нравственной красоты человека.
“Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того Бог дал вам ум, чтобы вы во зло его употребляли”.
Верит ли Чернушка, что Алёша исправится?
Только верящий может сказать так: “Я тебя прощаю; не могу забыть, что ты спас жизнь мою, и всё тебя люблю…Одним ты можешь меня утешить в моём несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде”.
Исправился ли Алёша?
Л. Н. Толстой , составляя список книг, повлиявших на его духовное становление, включил в него сказку «Черная курица, или Подземные жители».
А какие нравственные уроки сказки усвоили вы?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.