« А я делаю так в малокомплектной сельской школе»
Автор работы: Воронова Елена Юрьевна
Учитель математики и физики
МОУ СОШ п.Соцземледельский
Балашовского района
Саратовской области.
Физика — это экспериментальная наука. Все свои знания физики добыли из опыта, задавая природе вопросы и придумывая такие эксперименты, в которых природа раскрывает перед человеком свои секреты. И в школе физика понимается лучше всего, если каждый новый урок начинается с новых экспериментов, если знания приобретаются сначала на опыте, и только потом — из учебников. Я работаю в школе уже много лет и опытам и эспериментам по физике уделяю много времени и внимания.
Цель: во-первых, отыскать наиболее общие законы природы; во-вторых, объяснить конкретные процессы действием этих общих (фундаментальных) законов. Наиболее глубоко происходящие процессы можно объяснить на основе определенных представлений о строении различных веществ. Выявление строения вещества также составляет задачу физики; в третьих задачи, стоящие перед физикой, определяют особенности физического метода исследования.
Задачи, стоящие перед физикой, определяют особенности физического метода исследования.
При изучении физики уже недостаточно карандаша и бумаги — привычных принадлежностей математика. Требуется большее пространство, чем пространство стола, и большая поверхность, чем площадь доски. Дело в том, что физика в отличие от математики — экспериментальная наука. Ее законы основаны на фактах, установленных опытным путем. Причем факты остаются, а истолкование их часто меняется в ходе исторического развития науки.
И всю свою работу с учениками я поделила на 4 вида экспериментов:
1. Физические опыты в занимательной форме знакомят учащихся с разнообразными применениями законов физики. Опыты можно использовать на уроках для привлечения внимания учащихся к изучаемому явлению, при повторении и закреплении учебного материала, на физических вечерах и внеклассных материалах. Занимательные опыты углубляют и расширяют знания учащихся, способствуют развитию логического мышления, прививают интерес к предмету.
1. Выполнение домашних экспериментов поможет учащимся развить интерес к физике, как к науке. Эксперимент служит фундаментом такой науки, как физика. Большое количество домашних экспериментов на начальном этапе обучения повышает интерес к изучению физики, закладывает прочную базу теоретических знаний, усвоенных ребенком в процессе самостоятельной деятельности. Учитывая нагрузку детей в школе, эксперименты могут выполняться дома, в выходные дни, что не ведет к утомлению ученика. Учащиеся получают инструкцию по выполнению домашнего эксперимента, в которой дается перечень необходимого оборудования и точный алгоритм выполнения эксперимента. При выполнении работ учащиеся углубляют свои знания, повторяют изученный на уроках материал, развивают память и мышление, учатся анализировать идею и результаты опытов, самостоятельно делают выводы, могут привлекать к помощи родителей, что обеспечивает взаимопонимание и поддержку в семье. Работы, проделанные учеником самостоятельно, позволяют ему почувствовать себя ученым, повысить самооценку, открыть новые грани, а полученные при этом положительные эмоции надолго закрепляют в памяти нужную информацию. Все предлагаемые работы связаны с жизнью ребенка, дают возможность научиться давать объяснение окружающим его явлениям природы. Таким образом, применение в практике обучения физике домашних экспериментов активно влияет на выработку функциональной грамотности, которая необходима в быту учеников и повышает их интерес к предмету, позволяет в какой-то мере преодолевать издержки традиционного способа преподавания физики в современной школе. Мы с учениками занимаемся по учебнику А.В.Перышкина. Мне нравится, что почти после каждой темы есть Задание для выполнения эксперимента в домашних условиях. Не секрет, что в настоящее время у каждого ученика сейчас лучшим другом является – телефон. Я предлагаю ученикам снимать все домашние эксперименты на телефон, при этом нужно комментировать всю работу и обязательно сказать выводы. Вот только тогда, ученик получит положительную оценку. Родители помогают ученикам, больше уделяют внимания в воспитании детей.
2. Эксперименты для конкурсов. Я очень хочу, чтобы мои ученики любили учиться, чтобы после окончания школы, они запомнили физику, как самую интересную науку. Будет здорово, чтобы после окончания школы, ученики запомнили физику ни как экзамен (Егэ и Огэ), который они должны сдать, а как самую нужную, интересную, увлекательную науку, связанную с жизнью. В течении нескольких лет в нашей школе проводится конкурс «Виват, наука!», на котором ученики проводят защиту своих исследовательских работ и проектов. Я счастлива, когда дети обращаются ко мне с просьбой выполнить помочь им выбрать тему для эксперимента. Некоторые из учеников выполняют работу с родителям дома, некоторые организуют группы для выполнения этой работы, а с некоторыми я делаю работу вместе с ними. Я работаю в сельской школе учителем физики, математики и информатики. Все выполненные эксперименты снимаем на видео, потом монтируем фильм, применяя компьютерные технологии. Все наши работы, связаны с практическим применение физики в жизни. Детям интересно. На конкурсе «Виват, наука» видео с экспериментами для оказываются самыми интересными, гости , комиссия и ученики смотрят с интересом. Я хочу предложить вашему вниманию некоторые из них: 1) «Свеча горела на столе и вазочка стояла». 2) Хотите верьте, хотите нет». 3) «Физика для Буренки» 4) « Бюджетный вариант» 6) «Еще раз о жидкости»
. https://yadi.sk/i/VuqX6W1sEEHy_g Шитова, Исмаилова
https://yadi.sk/i/XekY9WVSO4AWDw Сухомлинова
https://yadi.sk/i/_c27luH-NrBgSg Горелова
https://yadi.sk/i/5Us204pz0cHGCg Шапкин
Это ссылки к видео к домашним экспериментам.
3. В своей работе уделяю большое внимание исследовательской работе с экспериментами. Есть такие работы, где эксперимент и опыт по физике является обязательным условием. 1) Работа «Волшебница – вода» - исследование замечательных свойств воды в опытах; 2) «Жизнь под лазурью волн» - исследование самодельной подводной лодки: погружение и всплытие; 3) «Пейте дети молоко, будете здоровы» - эксперимент нахождения жирности молока в домашних условиях. 4) Работа «В зеркала умеют говорить» - изменение угла наклона получаем различное количество изображений в зеркале.
В процессе выполнения экспериментальных учащиеся получают следующие умения и навыки:
1. Максимально вдумчиво проверять результаты наблюдений и экспериментов, не подтверждающие заранее выдвинутую гипотезу.
2. Оценивать успешность выполнения исследования или эксперимента по степени достоверности полученных результатов.
3. Замечать, запоминать и следить за «второстепенными» наблюдениями, понимая, что это материал для будущих исследований.
Кроме этого большим плюсом экспериментальной деятельности учащихся на уроках физики является то, что в процессе этой работы можно выявить одаренных учащихся, которых впоследствии можно приобщить к серьезным занятиям наукой . В результате экспериментальной деятельности дети приобретают мыслительные умения, такие как умение анализировать, классифицировать, сравнивать, оценивать, проверять предположения, доказывать, выделять причинно-следственные связи, делать умозаключения, придумывать новое, вести диалог и решать проблемы в малых группах.
Итак, главным результатом экспериментальной деятетельности деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования.
Говоря об экспериментальной деятельности на уроках физики и во внеурочное время как элементе современных образовательных технологий, можно сказать, что данная деятельность является путем повышения положительной мотивации учащихся к учебной деятельности и позволяет реализовать основной принцип системно – деятельностного подхода: учение не как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения учебных проблем.
В качестве приложения в моей работе имеются ссылки к работам моих учеников, посмотрите пожалуйста..
Конечно, работа моя не заканчивается, ежегодно, при изучении материала возникают новые идеи экспериментальных работ, возможно, через несколько лет я смогу еще обобщить свой опыт и поделиться им с моими коллегами.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.