Абылай хан
Оценка 4.6

Абылай хан

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
история
5 кл
06.01.2017
Абылай хан
Цели урока: 1. познакомиться с жизнью известной исторической личности казахского народа – хана Абылая, 2. узнать о периоде правления хана Абылая, изменениях в политической жизни Казахстана в период его правления, 3. Продолжать развивать умения работать самостоятельно с учебником, выделять главное в тексте, умения обрабатывать информацию, составлять таблицу, кластер 4. формировать уважение к своей родине, развивать интерес к истории Казахстана. Тип урока: комбинированный Методы обучения: элементы технологии Ривина, элементы критического мышления Оборудование: карточки с текстами для групп, разноуровневые задания, интерактивная доска, презентация План урока: 1. Организационный момент. Постановка цели урока. 2. Опрос домашнего задания. 3. Изучение нового материала 1. Работа в экспертных группах 2. Работа в кооперативных группах 3. Выступление учащихся 4. физминутка 4. Закрепление и контроль изученного материала 1. Выполнение разноуровневых заданий 2. Взаимопроверка 5. Итог урока. 1. Итог учителя 2. Роль «Психолог» 6. Инструктаж домашнего заданияразработка урока для 5 класса, с элементами КСО
Тема урока.docx

Тема урока: «Абылай хан»

Класс-5

12.12.13

Цели урока:

1.     познакомиться с жизнью известной исторической личности казахского народа – хана Абылая,

2.    узнать о периоде правления хана Абылая, изменениях в политической жизни Казахстана в период его правления,

3.    Продолжать развивать умения работать самостоятельно с учебником, выделять главное в тексте, умения обрабатывать информацию, составлять таблицу, кластер

4.     формировать уважение к своей родине, развивать интерес к истории Казахстана.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: элементы технологии Ривина, элементы критического мышления

Оборудование: карточки с текстами для групп, разноуровневые задания, интерактивная доска, презентация

План урока:

1.    Организационный момент. Постановка цели урока.

2.    Опрос домашнего задания.

3.    Изучение нового материала

1.        Работа в экспертных группах

2.        Работа в кооперативных группах

3.        Выступление учащихся

4.        физминутка

4.    Закрепление и контроль изученного материала

1.        Выполнение разноуровневых заданий

2.        Взаимопроверка

5.    Итог урока.

1.    Итог учителя

2.    Роль «Психолог»

6.    Инструктаж домашнего задания

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуй, ребята!

Решите ребус и вы узнаете кому будет посвящен наш сегодняшний урок Сегодня мы с вами будем знакомиться с одной из выдающихся личностей казахского народа – ханом, которому удалось объединить обособленные жузы в 18 веке – Абылаем.

Тема урока: Ханство Абылая.

Постановка цели на урок учащимися.

Как писал Н.А.Назарбаев в своей книге «В потоке истории»: Единство народной воли было воплощено в Абылай – хане. Подвиги Абылай – хана объединителя, который вместе с батырами творил чудеса героизма, стали одной из опор возрождения казахского духа.

Вот и мы с вами сегодня узнаем о жизни, деятельности, подвигах хана Абылая, о его вкладе в объединение Казахского ханства. Но для начала немного вспомним события, происходившие в Казахском ханстве в начале XVIII века.

2. Опрос домашнего задания

Слабым учащимся (Ивновой, Багаутдиновой, Жиденко, Стаяновой) раздать разноуровневые карточки (с 1-14 выполнив одну берут другую, до тех пор пока идет опрос сильных учащихся, в табло учета отмечают какие карточки выполнили).

Табло учета

Ф.И.

1

2

3

 

ü  

 

 

 

С сильными учащимися.

Кубик Блума. На гранях кубика написаны следующие слова: «Почему», «Назови», «Объясни», «Кто», «Когда» Ученик бросает кубик и отвечает.

1.    Почему хан Абулхаир обращается к Российской империи с просьбой о принятии Младшего жуза в подданство? (Нападения со стороны джунгар, сибирских казаков, башкир)

2.    Объясни причину, по которой казахи не могли дать отпор джунгарам во второй половине XVIII века. (Несогласованность действий, междоусобицы, борьба за власть, отсутствие единства)

3.    Когда Младший жуз вошел в подданство Российской империи? (В 1731 г.)

4.    Кто подписал Указ «Хану Абулхаиру и всему казахскому народу о принятии их в российское подданство» (Анна Иоанновна)

5.    Назови имена людей, которые образовали Казахское ханство (Жанибек и Керей)

6.    Объясни, что означает «Жаты жаргы» (семь установлейний, свод законов, Толе би (1663-1756), Казыбк би(1665-1765), Айтеке би Байбекулы(1689-1766))

3. Изучение нового материала

Учитель: Абылай хан – это один из самых знаменитых ханов Казахского ханства. Великий государственный деятель, полководец, стратег, дипломат, объединитель трех жузов, воссоздатель единого казахского государства. Деяния Абылай хана воспеты в многочисленных народных эпосах и преданиях. Он выступает как поистине великий предводитель казахского народа во всех перипетиях XVIII века.

- Наша работа сегодня будет строиться по плану:

1.    Детство и участие Абылая в борьбе против джунгар

2.    Взаимоотношения с Россией, Цинской империей и Средней Азией при Абылае

3.    Казахское ханство в период правления Абылая

4.    А. Левшин о хане Абылае

- Ребята, работать будем следующим образом (метод Ривина):

Все вы сейчас получите бейджики с определенным цветом. Таким образом, вы разделитесь на экспертные группы, каждая из которых будет разбирать определенную тему, каждый участник группы становится экспертом в области той темы, которая была разобрана в группе. Необходимо составить «Свою опору»: таблицу, кластер вместе с группой.

По истечении времени вы должны перейти в другие группы, где необходимо познакомить других со своей темой и познакомиться с темой других. В маршрутные листы необходимо внести фамилии учащихся, рассказывающих свои темы и оценить их рассказ.

Маршрутный лист

Ф.И. ________________________________

 

1.    Работа в экспертной группе

 

Деятельность

Выполнение задания (+,-)

1

Чтение карточки с текстом

 

2

Составление «Своей опоры»

 

 

2. Работа в кооперативной группе

                                                                                                                                                                                    №

Ф.И. учащегося-рассказчика

Оценка рассказа (2-5)

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

 

(сдается учителю)

На работу в экспертных группах отводится 10 мин.

По истечении времени раздается сигнал, учащиеся переходят в другие группы и там объясняют свою тему по «своей опоре», слушают других и оценивают.

Тексты для изучения группам

Тексты для изучения группам:

 

1 группа

Детство и участие Абылая в борьбе против джунгар

Сын султана Среднего жуза Уали  Абылай (настоящее имя Абилмансур) родился в 1711 г. В 13-летнем возрасте Абылай лишился отца, убитого во время межфеодальных распрей. Он рано поступил на службу к богатому казаху из рода жаксылык. С пятнадцатилетнего возраста Абылай, которого именовали «Сабалак», активно участвовал в борьбе казахского народа против иноземных захватчиков.

Абилмансур стал известен в народе в двадцать лет, когда войдя в ополчение, организованное Абулмамбетом, объединившим все три жуза на борьбу с джунгарами, под воинственный клич "Абылай" он в единоборстве победил джунгарского батыра Шарыша. После победоносного сражения Абулмамбет, узнав о благородном происхождении Абылая, делает его своим приближенным и всячески поддерживает его. 

При очередном вторжении джунгар 1741 году пытавшийся организовать им сопротивление на реке Ишим Абылай был захвачен в плен. Весной 1743 года его обменяли на другого аманата - «сына хана средней киргиз-кайсацкой орды». Предполагается, что немалую роль в этом сыграло российское посольство Карла Миллера, прибывшее в Джунгарию 6 ноября 1742 года.

Задание: составить кластер

 

2 группа

Взаимоотношения с Россией, Цинской империей и Средней Азией при Абылае

В конце 1740 г. султан Абылай вместе  с ханом Среднего жуза Абулмамбетом присягал на верность России в г.Орске.

Весной 1756 года и в июне 1757 года в Семиречье вторглись китайские войска, организатором успешного отпора китайцам стал Абылай, в результате китайцы отступили.

В 1760 г. китайские власти потребовали от казахов покинуть район Тарбагатайских гор, ранее захваченный Джунгарией. Абылай стремился разрешить спорные моменты мирным путем. В 1757-1760 гг. в целях сохранения территориальной целостности Казахстана Абылай принимает в Пекине подданство Китая.  Абылай хан вступает в подданство Китайской империи, находясь в подданстве России, проводя, таким образом, многовекторную политику, лавируя между двумя крупными государствами.

В 1759 г. царская администрация предложила Абылаю сместить Абулмамбета и занять его место, обещая свою поддержку, однако влиятельный султан отказался.

В 70-х годах XVIII века казахские воины под предводительством Абылая нанесли ряд поражений правителям г.Ходжента и Ташкента, которые вынуждены были платить налоги. Туркестан, Шымкент, Созак перешли во власть Абылая. В результате международные позиции Казахского ханства значительно укрепились.

Задание: составить хронологическую таблицу

дата

событие

 

 

 

 

3 группа

Казахское ханство в период правления Абылая

После смерти хана Абулмамбета, в Туркестане, в мечети Кожа Ахмеда Яссави Абылай был поднят на белой кошме и провозглашен новым ханом всех трех жузов. 

Хан Абылай (1771 - 1781) - последний казахский хан, авторитет которого был непререкаем во всех казахских землях. Успешной была деятельность Абылая внутри государства. Он осуществил ряд

5                 

нововведений, касающихся усиления ханской власти.  Чокан Валиханов писал, что "Абылай усмирил своеволие сильных родоначальников и султанов, которые ограничивали советом власть хана». Во главе улусов он поставил наиболее близких, преданных себе султанов, ограничил власть биев-казы в решении судебных дел. Опираясь на батыров, Абылай создал боеспособную армию, вел борьбу с узбеками, кыргызами, жестоко расправляясь со своими противниками в самом ханстве.

Успешно решал экономические проблемы, поощрял развитие земледелия, содействовал переходу населения на берегах Иртыша, Есиля, в районе Кокшетау и Тарбагатайских гор к земледелию.

Абылай еще в молодости  был прозван мудрым, и получил прозвание «Арруах» (дух предка), за поразительную способность выпутываться из самых затруднительных положений.

Умер Абылай хан в 1781 году в Туркестане и был похоронен в мавзолее Ходжи Ахмеда Яссави в Туркестане.

Задание: составить кластер

 

4 группа

А.Левшин об Абылае

Вот что пишет про него русский государственный деятель и историк Алексей Левшин: " Превосходя всех современных владельцев киргизских летами, хитростию и опытностию, известный умом, сильный числом подвластного ему народа и славный в ордах сношениями своими с императрицею российскою и китайским (Некоторые киргизы, приезжавшие на границу нашу, уверяли, что говорил по-китайски) богдоханом, Аблай соединял в себе все права на сан повелителя Средней орды.

Уверенный в своих достоинствах, он искусно привлекал к себе приверженцев важностию своею и осторожным поведением, грозил врагам (Известнейший из них был сын Барака султан Дайр, который жаловался оренбургскому губернатору, что Аблай несправедливо присваивает себе ханское достоинство) своею силою и признавал себя, смотря по нужде, то подданным русским, то китайским, а на самом деле был властитель совершенно независимый. Это сделалось особенно приметным после 1771 года, когда он стал менее заботиться о сохранении наружной покорности своей России, менее лицемерить и начал явно называться ханом."

Имя Абылая осталась в памяти казахского народа, и не раз становилось символом в борьбе за национальную независимость, за возрождение казахского государства.

Задание: составить опорный конспект

Выступление 2-3 учеников.

Физминутка.

4. Закрепление и контроль изученного материала

Учащимся раздаются задания (приложение 4) с тремя уровнями (1- на 3, 2 – на 4, 3 – на 5). Выполняются по очередности. Время на выполнение – 12 минут

Разноуровневые задания

 

1 уровень (на «3»)

Задание: Соотнесите правильно:

 

1

Начало правления Абылай хана

А

1757 - 1760 гг.

2

Год рождения Абылая

Б

1771 г.

3

Абылай попадает в плен к джунгарам

В

1711 г.

4

Вторжение китайских войск

Г

1741 г.

5

Принятие подданства России

Д

1756 г.

6

Принятие подданства Китая

Е

1740 г.

 

2 уровень (на «4»)

Задание «Лови ошибку»: Найти в тексте ошибку и исправить ее.

Настоящее имя Абилмансура Абылай. В 17 лет он лишился отца. С 18 лет активно участвует в борьбе казахского народа против монгол. В 1741-1745 годы Абылай находился в плену у китайцев. В 1771 году был провозглашен ханом Среднего жуза. Находился в подданстве Российской империи и Джунгарии, сохраняя независимость Монгольского ханства. 

2 уровень (для слабоуспевающих детей)

Задание: Вставить пропуски в текст (пропущенные слова даны ниже)

Настоящее имя Абылая ______________. В ___ лет лишился отца. С ___лет активно участвовал в борьбе казахского народа против джунгар. В 1741-1743 годах находился в плену у ________. В _____ году был провозглашен ханом __________ ханства. Находился в подданстве

_________ и ___________, сохраняя __________________Казахского ханства.

(джунгар, Россия, Абильмансур, 1771, независимость, 13, Казахское, 15, Китайская империя)

3 уровень (на «5»)

Задание: Выделите новшества, которые ввел Абылай хан в период своего правления - параграф  4, пункт «Казахское ханство в период правления Абылая», стр. 37-39 (работа с учебником «История Казахстана» 8 класс)

Во время контроля и закрепления ведется «Прозрачный журнал» (приложение 5)

«Прозрачный журнал»

 

На доске (на ватмане) в таблице написан список учащихся и номер заданий.

 

Ф.И.

1 задание

2 задание

3 задание

1

 

ü  

 

 

2

 

ü  

ü  

ü  

3

 

ü  

ü  

 

 

Учащиеся, выполнив первое  задание, делают отметку в журнале о выполнении и т.д. Данный журнал вызывает чувство соперничества, соревнования между учащимися и подгоняет их делать задания быстрее.

На задания дается фиксированное время. По истечении времени звучит сигнал.

Взаимопроверка.

Учитель предлагает учащимся обменяться листами ответов друг с другом и проверить их. Ответы отображаются на экране. Учащиеся выставляют оценки. Задания сдаются учителю, который перепроверяет выполненные задания и выставляет оценки за урок.

5. Итог урока.

Ребята, сегодня вы многое узнали о хане Абылае – великом хане казахской степи.

Большая политика Абылай хана позволила казахам стать доминирующим кочевым этносом XVIII века. Вот так оценил эту эпоху Чокан Валиханов: «В преданиях казахов Абылай носит какой-то поэтический ореол, век Абылая является веком казахского рыцарства».

Ни один казахский хан ни до, ни после Абылая не имел такой

неограниченной власти. Дальновидный политик и тонкий дипломат, прекрасный полководец, Абылай сумел заслужить любовь своих приверженцев и уважение противников.

Мне хочется, чтобы итог урока подвел один из вас.

Роль «Психолог»: учащийся подводит итог урока, говорит об эмоциональном состоянии учащихся

1.    Инструктаж домашнего задания

2.    Параграф 34, читать пересказывать, составить характеристику хана Абылая по памятке (памятка дается каждому учащемуся).

3.    Памятка для характеристики  и оценки исторического деятеля:

4.    1. Когда жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?

5.    2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?

6.    3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).

7.    4. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества) Выскажите своё отношение к нему

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема урока: «Абылай хан» Класс-5 12

Тема урока: «Абылай хан» Класс-5 12

Объясни причину, по которой казахи не могли дать отпор джунгарам во второй половине

Объясни причину, по которой казахи не могли дать отпор джунгарам во второй половине

Абилмансур стал известен в народе в двадцать лет, когда войдя в ополчение, организованное

Абилмансур стал известен в народе в двадцать лет, когда войдя в ополчение, организованное

Вот что пишет про него русский государственный деятель и историк

Вот что пишет про него русский государственный деятель и историк

Учащиеся, выполнив первое задание, делают отметку в журнале о выполнении и т

Учащиеся, выполнив первое задание, делают отметку в журнале о выполнении и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017