Адаптация учащихся 1-го ТМНР класса к условиям начальной школы

  • docx
  • 06.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала род.собр.2.docx

Родительское собрание №2.                                                         23.12.2024 год

Тема: «Адаптация учащихся 1-го ссд класса к условиям начальной школы»

 

Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе выявил следующие проблемы.

·         В отличие от детского садика, где дошкольники считались самыми старшими детками в коллективе, первоклассники являются младшими учениками.

·         В детском саду у ребенка был щадящий режим дня, тогда как в школе четкий распорядок и строгая дисциплина; в детском саду дети с ОВЗ часто посещают занятия по желанию, что не допустимо в школе.

·         Первокласснику необходимо перейти от игровой к учебной познавательной деятельности. 

·         Дети попадают в более строгую систему требований к ним, ФГОС не делает различий в образовании для детей с ОВЗ.

·         Вокруг первоклассника появляется много новых людей, как среди взрослых, так и среди детей, с которыми необходимо устанавливать связи.

Особенно остро стоит проблема адаптации детей ограниченными возможностями здоровья к школе. Из-за особенностей развития у детей с ОВЗ затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Эти дети испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм.  Все эти особенности  предопределяют трудности, с которыми может столкнуться ребенок с ОВЗ при общении со сверстниками.  Младшие школьники часто акцентируют внимание на особенностях внешнего вида и поведения одноклассника, могут сторониться его или даже вступать в открытый конфликт.

До школы большинство детей с ОВЗ не посещали детский сад и если и посещали, то к ним вырабатывалось особое отношение со стороны педагогов, а значит, не имеют навыков самостоятельного общения в коллективе детей. Такие дети чаще всего не приучены к элементарным навыкам самообслуживания. Им постоянно требуется помощь взрослых. 
Часто дети не понимают элементарных режимных требований.
После однообразного пребывания в домашних условиях, где дети, чаще всего находились без присмотра и внимания и были предоставлены сами себе. В школе для них - всё иначе: новые требования, интенсивный режим, необходимость всё успевать. Как приспособиться к ним? Для этого нужны силы и время.

Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника в новую социальную ситуацию.

Традиционно адаптацией считается процесс привыкания ребенка к условиям школьной жизни. Главное внимание обращается на его социальную составляющую, т.е. первоклассник должен «вжиться в роль ученика»:

·         установлен контакт с учителем;

·         ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным требованиям;

·         налажены отношения с одноклассниками;

·         ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;

·         владеет необходимыми учебными умениями и навыками.

         Согласно новым образовательным стандартам в ходе организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе необходимо делать акценты на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровьесберегающем подходе. Важно ориентироваться на индивидуальные особенности школьника и перейти от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я — концепции» каждого ребенка.

·         Физическая адаптация — оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.

·         Психологическая адаптация первоклассников к школе — оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.

Адаптивные возможности ребенка-инвалида ослабляются следующими обстоятельствами:

Характером ОВЗ (нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, психические, и общие заболевания).

Психофизиологическими особенностями (темперамент, характер памяти и др.).

Недостатком физического здоровья. Дети с ОВЗ страдают заболеваниями, не связанными напрямую с их инвалидностью, чаще условно здоровых детей и чаще, чем дети, страдающие хроническими заболеваниями. Для них характерна соматическая ослабленность.

Недостатком психологических возможностей для общения (условия воспитания в замкнутом мире семьи, настороженное отношение сверстников, неумение педагога найти подход к ученику, непонимание его проблем, незнание его возможностей, гиперопека со стороны взрослых формируют личность, психологически и социально инфантильную, коммуникативно беспомощную).

Недостатком материальных средств для удовлетворения специфических потребностей детей с ОВЗ (средства передвижения слуховые аппараты, специальные приспособления и т.д.), а также наличием архитектурных и психологических барьеров общества, которые в значительной мере ограничивают возможности ребенка-инвалида к социальному приспособлению.

Ограниченностью возможностей детей с ОВЗ участвовать в деятельности, соответствующей их возрасту (игровой, учебной, трудовой, коммуникативной), которая лишает ребенка базы социальной адаптации. Как следствие, родители и общество стремятся уберечь такого ребенка от участия в сложных жизненных ситуациях, что не способствует формированию и укреплению адаптационного механизма и тормозит развитие личности ребенка.

Разнообразными психологическими нарушениями и расстройствами, ограничением мобильности и независимости, нарушением способности заниматься обычной для своего возраста деятельностью, непосредственно затрудняющими социальную адаптацию детей-инвалидов и интеграцию их в общество.

Нахождением ребенка с ОВЗ в незнакомой среде, которая угнетает обычную активность детей, что связано с недостаточной информированностью о новой среде.

Согласно вышеперечисленному, адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом.

·         Высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать задания повышенной сложности. Обладает навыками самообразовательной деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем.

·         Средний уровень — ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3 месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Бывают незначительные перепады настроения, усталость. Понимает наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных программ. Решает типовые задания, усидчив и внимателен. Добросовестно выполняет указания учителя, но под его контролем. Поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками.

·         Низкий уровень — ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по имени.     

Условия адаптации

Для успешной адаптации первоклассников к школе в специализированном образовательном учреждении МК ОУ «Начальная школа -детский сад №235»  обеспечивается соблюдение следующих условий:

·         организация учебно-познавательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями, а именно у первоклассников обеспечивается динамические паузы между уроками.

·         создание комфортных условий для общения, так как школа работает в режиме полного дня, у обучающихся имеется достаточно свободного времени для общения между собой и с педагогом-воспитателем, что приводит к формированию социальных связей внутри школьного коллектива.

·         работа в режиме полного дня способствует плавному переходу из детского сада к обучению в школе, что так же влияет на эффективность адаптации к школе.

·         проведение оздоровительно-профилактической работы (оздоровительные мероприятия и прогулки способствуют социализации детей, укреплению их здоровья, формированию привычки к здоровому образу жизни)

·         организация активного досуга во внеурочное время (воспитанники учатся взаимодействовать не только с родителями, но и с педагогами-воспитателями, учителями- логопедами, со сверстниками не только на занятиях, но и в свободной досуговой деятельности)

·         формирование положительного отношения семьи к новому статусу ученика (родители наших обучающихся очень часто отличаются гиперопекой в отношениях со своими детьми, поэтому  особенно важно показать родителям, что ребенок в возрасте 6-7 лет уже достаточно самостоятельная личность)

Важную роль в эффективной реализации всех указанных условий играет профессиональный уровень педагогов.

Проблемы адаптации первоклассников

Подводя итоги хотелось бы заострить внимания на наиболее часто встречающихся проблемах в период адаптации детей:

·         хроническая неуспеваемость — возникает на фоне низкой работоспособности или несформированности учебных умений;

·         уход от деятельности — проявляется у детей, обделенных вниманием, на уроках они абсолютно не слушают объяснения учителя, а «погружаются в себя»;

·         негативистская демонстративность — характеризуется плохим поведением ребенка с целью обратить на себя внимание, при этом любое наказание воспринимается им как желаемое поощрение;

·         вербализм — является особым типом развития ребенка, при котором у него очень развита речь, но имеется задержка логического и образного мышления; в такой ситуации первоклассник создает впечатление смышленого ребенка, часто имеет завышенную самооценку, но на практике не может справиться с решением задач и творческих заданий;

·         проявление лени — может возникать по многим причинам (незначительный процент познавательных мотивов, низкая потребность в теоретических знаниях, неуверенность в собственных силах, особенности темперамента и др.) и приводит к замедлению процесса достижения успеха, снижает интерес к школьной жизни.

Чтобы решить перечисленные проблемы адаптации ребенка к школе необходимо сформировать у первоклассника положительную мотивацию к повседневной учебной деятельности, оказать ему моральную и эмоциональную поддержку.  

Проблемы адаптации первоклассников к школе являются актуальными для всей системы образования. Каждый ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется, переживает и ждет поддержки от взрослых — родителей и учителя. Особенно эта поддержка важна для детей с ОВЗ, так как они нуждаются в нашей поддержке значительно больше обычных первоклассников.