"Адаптация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы" (выступление на педагогическом совете) на тему
Оценка 4.8
Педсоветы
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
04.04.2017
В материале освещены основные моменты адаптации "особых" детей в условиях общеобразовательной школы. Рассмотрены цели и задачи, стоящие перед педагогическим коллективом, который предполагает работу в сфере инклюзивного образования. Приведены советы психологов , для того чтобы учителю легче было организовать коллективную работу в калассе с детьми с ОВЗ.
Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в школе.doc
Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в школе
от
Выступление
на педагогическом совете
учителя нач.классов
Канавиной Е. М.
Первый год обучения ребенка в школе – это очень сложный период в жизни
маленького школьника. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и новые
контакты, новые отношения, новые обязанности. Это очень напряженный период, прежде
всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач.
Меняется режим дня, требуется мобилизация всех сил ребенка.
Поэтому адаптация к школе происходит не сразу, это довольно длительный
процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.
В социально – педагогическом аспекте под адаптацией подразумевается выработка
наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды.
Адаптация в школе – довольно сложный процесс для любого ребенка, а тем более для
ребенка с ОВЗ.
Немалую роль в успешной адаптации школьников на этапе взросления играют
личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития.
Поэтому работа по успешной адаптации ребёнка начинается ещё в дошкольных ОУ. До
школы большинство детей с ОВЗ не посещали детский сад, а значит, не имеют навыков
общения в коллективе детей. Такие дети чаще всего не приучены к элементарным навыкам
самообслуживания.
Им постоянно
взрослых.
требуется помощь
Часто дети не понимают элементарных режимных требований, потому что не посещали
дошкольные
учреждения.
После однообразного пребывания в домашних условиях, где дети, чаще всего находились
без присмотра и внимания и были предоставлены сами себе. В школе для них всё иначе:
новые требования, интенсивный режим, необходимость всё успевать. Как приспособиться к
ним? Для этого нужны силы и время, а главное – поддержка родителей и кропотливая
работа учителя начальных классов.
Изза особенностей развития у детей с ОВЗ затруднено взаимодействие с социальной
средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Эти дети испытывают особые трудности в достижении своих
целей в рамках существующих норм. Все эти особенности предопределяют трудности, с
которыми может столкнуться ребенок с ОВЗ при общении со сверстниками. Младшие
школьники часто акцентируют внимание на особенностях внешнего вида и поведения
одноклассника, могут сторониться его или даже вступать в открытый конфликт.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе служат изменения в поведении
детей. Это может быть следующие проявления: заторможенность; депрессия; чувство
страха; нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают
особенности психологической адаптации к школе.
Одной из основных задач школ, в которых реализуется инклюзивная практика,
является включение детей с ОВЗ в социальное пространство, их социальная адаптация в
общеобразовательном классе. Этот процесс должен управляться педагогами,
специалистами сопровождения образовательного процесса, координатором инклюзивного
образования и пройти так, чтобы вызвать минимум дискомфорта и у ребенка с ОВЗ, и у его
одноклассников.
Адаптация в условиях школы путем реализации специальных программ («Доступная
среда», «Безбарьерная среда», «Особый ребенок»). Здесь на первый план выступает
создание специальной материальнотехнической базы для обеспечения комфортного
доступа ребенка с ОВЗ к образованию. Одним из общих правил адаптированной
образовательной среды является критерий ее доступности для ребенка с
ограниченными возможностями здоровья. Образовательные учреждения,
обеспечивающие сопровождение таких детей, должны учитывать как
общепедагогические, так и специальные требования к оборудованию и оснащению
личностного пространства для ребенка с ОВЗ. Особенно это касается технического
оснащения всех сфер жизни ребенка: осуществление бытовых нужд, формирование
социальной компетентности, социальной активности ребенка.
Следующее направление работа с семьей. Семья вводит ребенка в общество,
прививает ему первые навыки самообслуживания, освоения различных форм
коммуникации, удовлетворяющих потребность ребенка с ОВЗ в общении. Поэтому
важным является в рамках данного направления организация консультативной
поддержки семьи, а также обязательное включение родителей в образовательно реабилитационную среду обучения и воспитания как условие реального
взаимодействия.
Третье направление инклюзивного образования с учетом ФГОС НОО
предполагает психологопедагогическое сопровождение социализации ребенка с ОВЗ
в условиях школьного сообщества. Это направление предполагает наличие в штате
школы медицинского работника, психолога, тьютора и т.п.
Основная нагрузка и ответственность за результаты адаптации ложится на педагогов
начальной школы. Нецелесообразно пытаться изменить поведение гиперактивного
ребенка, внушая ему нормы и правила поведения. С данным ребенком необходимо
работать в этом направлении путем вовлечения ребенка в групповые виды деятельности с
одноклассниками, поручая ему несложное задание. Для создания благоприятных условий
для включения ребенка с ОВЗ в социальное пространство необходима, прежде всего,
работа с коллективом, в котором он находится.
Если ребенок по поведению сильно отличается от остальной группы, то желательно
провести предварительную беседу с учениками. Нужно сказать им примерно следующее:
«Ребята, с вами вместе будет учиться новый ученик, его зовут.... Когда он придет в класс,
вы увидите, что ему трудно... (усидеть на месте, запоминать материал, легко общаться с
другими, отвечать на вопросы и т.д.). Но он будет стараться и со временем научится это
делать лучше. Отнеситесь к нему с терпением и пониманием. Вы можете ему помогать. Это
будет очень хорошо».
Если ребенок сильно отличается по внешнему виду (например, передвигается на
коляске), то детям следует рассказать о том, почему он не может ходить. Рассказывать
нужно спокойным голосом, без лишних подробностей.
Если ребенок по своему поведению (и внешнему виду) не сильно отличается от
остальных, то необходимости в проведении специальных бесед нет. Возникающие
проблемы могут решаться в обычном режиме. Вполне возможно, что дети спросят, почему
с одним учеником сидит еще один взрослый. На это можно ответить: «Он помогает Тане
писать, ей пока трудно самостоятельно писать».
Со временем, когда дети лучше узнают друг друга, острота вопросов о непохожести
их одноклассника обычно спадает. Дети просто привыкают и при соответствующем контроле со стороны взрослых стараются помогать своему другу, испытывающему
сложности Рассказ о ребенке с особенностями развития должен быть больше похож на
инструктаж, нежели на погружение в суть проблем их одноклассника. Для детей
начальной школы важна четкая информация о том, как себя правильно вести.
Ответы на «каверзные вопросы»
• «А почему он такой?» Сначала можно поинтересоваться у того, кто спрашивает
«он такой?»: «А какой?» Исходя из того, что ответит ребенок, строить свой ответ.
– О физических проблемах ребенка (ДЦП и другие нарушения движения) можно
сказать: «Так случилось, что когда... (имя ребенка) был совсем маленький, он заболел и его
мышцы перестали его слушаться. Его мышцы не могут сгибаться и разгибаться так, как ему
хотелось бы».
– О поведенческих проблемах (аутизм, гиперактивность) можно сказать: «...(имя
ребенка) трудно общаться, усидеть на месте, но он старается научиться, он очень этого
хочет, поэтому и пришел учиться с вами».
– О необычной внешности (синдром Дауна, шрамы на лице, гемангиомы) можно
сказать: «Так случилось, что, когда... (имя ребенка) был совсем маленький, работа его
организма нарушилась. А потом, когда организм стал развиваться дальше, это нарушение
осталось. Но в остальном.... (имя ребенка) – обычный ребенок, такой же, как ты»
(говорится тому, кто задает вопрос).
– О других проблемах (медлительность, сниженный слух, сниженное зрение, задержка
психического развития и пр.) говорится: «... (имя ребенка) трудно видеть мелкие картинки,
слышать тихие звуки, быстро понимать задания, но если ему помочь, то он обязательно
справится».
В конце каждого ответа обязательно скажите: «А в остальном... (имя ребенка) такой
же, как все. Он любит.... Ему интересно.... Он хочет....» и т.п
Проводя различные тренинги, игры, коллективные дела, нужно показать коллективу,
что все люди разные, что особенности внешнего вида – это не препятствие для общения, а
также то, что гораздо продуктивнее сотрудничать друг с другом, а не конфликтовать. Возможна реализация проектов, акций, где дети могут познакомиться с разными
сторонами жизни людей с ограниченными возможностями.
При создании необходимых условий для социализации ребенка с ОВЗ всеми
специалистами образовательного учреждения, а также при правильной организации
процесса включения данного ребенка в общеобразовательный класс, совместное обучение
с особыми детьми способствует развитию таких необходимых навыков и личностных
качеств всех обучающихся, как: социальная компетентность, толерантность, навыки
решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В процессе
совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое
мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров,
прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они понимают, что у каждого человека есть
право быть «другим». Дети осознают, что «мы разные, но не чужие».
С другой стороны, нужно и самого ребенка научить правилам общения с
одноклассниками. Объяснить, как важно быть вежливым, внимательным к сверстникам —
и общение в школе будет только в радость.
Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя
требуется для того, чтобы маленький ученик освоился в школе. Несомненно, главная роль
в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит учителю. Ему
нужно постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, чтобы ребенку
хотелось идти в школу, было стремление получать знания. Учитель должен создать для
ребенка ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в
общении с одноклассниками.
Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность,
неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с
особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не
одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ребенка. В
процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ученика.
Предварительное знакомство ребенка со школой и классным помещением при
встрече в августе, вместе с родителями. Вся семья может пройтись по школе, посмотреть, где находится столовая,
спортивный зал, туалет. Будет хорошо, если ребенок и его родители заранее познакомятся
не только с учителем и тьютором, но и с другими взрослыми — специалистами
сопровождения, учителямипредметниками, охранниками и др.
Во время посещения класса, будущий ученик может заранее выбрать место,
которое ему нравится, посидеть за партой. В этом случае, уже с первых дней обучения,
снизится его тревожность, обусловленная неизвестностью, большим количеством новых
незнакомых людей вокруг.
На первых порах посещения школы детям с нарушениями развития, а особенно с
нарушениями интеллектуального развития, расстройствами аутистического спектра
сложно усвоить режим жизни в школе, расписание, длительность урока и перемены.
Для облегчения адаптации можно предложить ребенку план дня в картинках. Учитель,
тьютор или психолог может рассмотреть вместе с ребенком этот план в начале учебного
дня. Очень важно предупредить ребенка о возможных изменениях — в расписании,
кабинетах и т.д. Кроме этого, учителем и специалистами сопровождения должна
проводиться работа по формированию у детей алгоритма деятельности в различных
ситуациях что делать:
— когда захотел в туалет;
— когда необходимо идти в столовую;
— когда следующий урок — физкультура;
— когда класс идет на прогулку;
— когда необходимо подготовиться к следующему уроку;
— когда звенит звонок и т. д.
Очень важно так организовать пространство внутри классной комнаты и вне ее,
чтобы дети могли на некоторое время уединиться, отдохнуть от шума. В классе это может
быть ширма, «палатка» и др. Как правило, побыв в одиночестве на перемене или даже на
уроке, ребенок готов снова включиться в работу и взаимодействие.
Если ребенок не может выдержать в стационарном положении все 35—40 минут
урока — встает, разговаривает, перемещается по классу, тьютор или учитель разрешает
ему отдохнуть — выйти в игровую зону изза парты, посидеть в «домике», но при этом важно регламентировать время отдыха — например, с помощью песочных часов, одобряя
ситуацию, когда ребенок возвращается к работе с классом по прошествии ограниченного
временного периода. Результатом деятельности учителя и тьютора будет ситуация, когда
ученик с ОВЗ начинает и заканчивает работу на уроке вместе со всеми детьми.
Адаптационный период в 1 классе не заканчивается, т.к. ребенок постоянно
приспосабливается к различным условиям в течение всего периода обучения в школе. А
наша задача ему в этом помочь.
"Адаптация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы" (выступление на педагогическом совете) на тему
"Адаптация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы" (выступление на педагогическом совете) на тему
"Адаптация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы" (выступление на педагогическом совете) на тему
"Адаптация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы" (выступление на педагогическом совете) на тему
"Адаптация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы" (выступление на педагогическом совете) на тему
"Адаптация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы" (выступление на педагогическом совете) на тему
"Адаптация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы" (выступление на педагогическом совете) на тему
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.