"Адаптация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы" (выступление на педагогическом совете) на тему
Оценка 4.8

"Адаптация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы" (выступление на педагогическом совете) на тему

Оценка 4.8
Педсоветы
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
04.04.2017
"Адаптация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы" (выступление на педагогическом совете) на тему
В материале освещены основные моменты адаптации "особых" детей в условиях общеобразовательной школы. Рассмотрены цели и задачи, стоящие перед педагогическим коллективом, который предполагает работу в сфере инклюзивного образования. Приведены советы психологов , для того чтобы учителю легче было организовать коллективную работу в калассе с детьми с ОВЗ.
Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в школе.doc
Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в школе                                                                        от  Выступление  на педагогическом совете  учителя нач.классов Канавиной Е. М. Первый год обучения  ребенка в школе – это очень сложный период в жизни  маленького школьника. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и  новые  контакты, новые отношения, новые обязанности. Это очень напряженный период, прежде  всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач.  Меняется  режим дня, требуется  мобилизация всех  сил ребенка.    Поэтому адаптация к школе происходит не сразу, это довольно длительный  процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.  В социально – педагогическом аспекте под адаптацией подразумевается выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды. Адаптация в школе – довольно сложный процесс для любого ребенка, а тем более для ребенка с ОВЗ.   Немалую   роль   в   успешной   адаптации   школьников   на   этапе   взросления   играют личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Поэтому работа по успешной адаптации ребёнка начинается ещё в дошкольных ОУ. До школы большинство детей с ОВЗ не посещали детский сад, а значит, не имеют навыков общения в коллективе детей. Такие дети чаще всего не приучены к элементарным навыкам самообслуживания.     Им   постоянно   взрослых. требуется   помощь   Часто дети не понимают элементарных режимных требований, потому что не посещали дошкольные учреждения.    После однообразного пребывания в домашних условиях, где дети, чаще всего находились без присмотра и внимания и были предоставлены сами себе. В школе для них ­ всё иначе: новые требования, интенсивный режим, необходимость всё успевать. Как приспособиться к ним? Для этого нужны силы и время, а главное – поддержка родителей и кропотливая работа учителя начальных классов.    Из­за особенностей развития у детей с ОВЗ затруднено взаимодействие с социальной средой,   снижена   способность   адекватного   реагирования   на   происходящие   изменения, усложняющиеся требования. Эти дети испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм.  Все эти особенности  предопределяют трудности, с которыми может столкнуться ребенок с ОВЗ при общении со сверстниками.   Младшие школьники   часто   акцентируют   внимание   на   особенностях   внешнего   вида   и   поведения одноклассника, могут сторониться его или даже  вступать в открытый конфликт.    Индикатором трудности процесса адаптации к школе служат изменения в поведении детей. Это может быть следующие проявления: заторможенность; депрессия; чувство  страха; нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают  особенности психологической адаптации к школе.    Одной из основных задач школ, в которых реализуется инклюзивная практика,  является включение детей с ОВЗ в социальное пространство, их социальная адаптация в  общеобразовательном классе. Этот процесс должен управляться педагогами,  специалистами сопровождения образовательного процесса, координатором инклюзивного  образования и пройти так, чтобы вызвать минимум дискомфорта и у ребенка с ОВЗ, и у его одноклассников. Адаптация в условиях школы путем реализации специальных программ  («Доступная   среда»,  «Безбарьерная  среда»,  «Особый  ребенок»).  Здесь  на  первый  план  выступает   создание  специальной  материально­технической  базы  для  обеспечения  комфортного   доступа  ребенка  с  ОВЗ  к  образованию.  Одним  из  общих  правил  адаптированной   образовательной  среды  является  критерий  ее  доступности  для  ребенка  с     ограниченными  возможностями  здоровья.  Образовательные  учреждения,   обеспечивающие  сопровождение  таких  детей,  должны  учитывать  как   общепедагогические,  так  и  специальные  требования  к  оборудованию  и  оснащению   личностного  пространства  для  ребенка  с  ОВЗ.  Особенно  это  касается  технического   оснащения  всех  сфер  жизни  ребенка:  осуществление  бытовых  нужд,  формирование   социальной  компетентности,  социальной  активности  ребенка.    Следующее направление ­ работа  с  семьей.  Семья  вводит  ребенка  в  общество,   прививает  ему  первые  навыки  самообслуживания,  освоения  различных  форм   коммуникации,  удовлетворяющих  потребность  ребенка  с  ОВЗ  в  общении.  Поэтому   важным  является  в  рамках  данного  направления  организация  консультативной   поддержки  семьи,  а  также  обязательное  включение  родителей  в  образовательно­ реабилитационную  среду  обучения  и  воспитания  как  условие  реального   взаимодействия.     Третье направление инклюзивного  образования  с  учетом  ФГОС  НОО   предполагает  психолого­педагогическое  сопровождение  социализации  ребенка  с  ОВЗ   в  условиях  школьного  сообщества.  Это направление предполагает наличие в штате  школы медицинского работника, психолога, тьютора и т.п.   Основная нагрузка и ответственность за результаты адаптации ложится на педагогов  начальной школы.   Нецелесообразно пытаться изменить поведение гиперактивного  ребенка, внушая ему нормы и правила поведения. С данным ребенком  необходимо  работать в этом направлении путем вовлечения ребенка в групповые виды деятельности с  одноклассниками, поручая ему несложное задание. Для создания благоприятных условий  для включения  ребенка с ОВЗ в социальное пространство необходима, прежде всего,  работа с коллективом, в котором  он находится.  Если ребенок по поведению сильно отличается от остальной группы, то желательно  провести предварительную беседу с учениками. Нужно сказать им примерно следующее:  «Ребята, с вами вместе будет учиться новый ученик, его зовут.... Когда он придет в класс,  вы увидите, что ему трудно... (усидеть на месте, запоминать материал, легко общаться с  другими, отвечать на вопросы и т.д.). Но он будет стараться и со временем научится это  делать лучше. Отнеситесь к нему с терпением и пониманием. Вы можете ему помогать. Это будет очень хорошо».  Если ребенок сильно отличается по внешнему виду (например, передвигается на  коляске), то детям следует рассказать о том, почему он не может ходить. Рассказывать  нужно спокойным голосом, без лишних подробностей.      Если ребенок по своему поведению (и внешнему виду) не сильно отличается от  остальных, то необходимости в проведении специальных бесед нет. Возникающие  проблемы могут решаться в обычном режиме. Вполне возможно, что дети спросят, почему  с одним учеником сидит еще один взрослый. На это можно ответить: «Он помогает Тане  писать, ей пока трудно самостоятельно писать».   Со временем, когда дети лучше узнают друг друга, острота вопросов о непохожести  их одноклассника обычно спадает. Дети просто привыкают и при соответствующем контроле со стороны взрослых стараются помогать своему другу, испытывающему  сложности Рассказ о ребенке с особенностями развития должен быть больше похож на  инструктаж, нежели на погружение в суть проблем их одноклассника. Для детей  начальной школы важна четкая информация о том, как себя правильно вести. Ответы на «каверзные вопросы» • «А почему он такой?»      Сначала можно поинтересоваться у того, кто спрашивает  «он такой?»: «А какой?» Исходя из того, что ответит ребенок, строить свой ответ.  – О физических проблемах ребенка (ДЦП и другие нарушения движения) можно  сказать: «Так случилось, что когда... (имя ребенка) был совсем маленький, он заболел и его мышцы перестали его слушаться. Его мышцы не могут сгибаться и разгибаться так, как ему хотелось бы».  – О поведенческих проблемах (аутизм, гиперактивность) можно сказать: «...(имя  ребенка) трудно общаться, усидеть на месте, но он старается научиться, он очень этого  хочет, поэтому и пришел учиться с вами».  – О необычной внешности (синдром Дауна, шрамы на лице, гемангиомы) можно  сказать: «Так случилось, что, когда... (имя ребенка) был совсем маленький, работа его  организма нарушилась. А потом, когда организм стал развиваться дальше, это нарушение  осталось. Но в остальном.... (имя ребенка) – обычный ребенок, такой же, как ты»  (говорится тому, кто задает вопрос).  – О других проблемах (медлительность, сниженный слух, сниженное зрение, задержка психического развития и пр.) говорится: «... (имя ребенка) трудно видеть мелкие картинки, слышать тихие звуки, быстро понимать задания, но если ему помочь, то он обязательно  справится».     В конце каждого ответа обязательно скажите: «А в остальном... (имя ребенка) такой же, как все. Он любит.... Ему интересно.... Он хочет....» и т.п Проводя различные тренинги, игры, коллективные дела, нужно показать коллективу,  что все люди разные, что особенности внешнего вида – это не препятствие для общения, а  также то, что  гораздо продуктивнее сотрудничать друг с другом, а не конфликтовать. Возможна реализация проектов, акций, где дети могут познакомиться с разными  сторонами жизни людей с ограниченными возможностями.  При   создании необходимых условий для социализации  ребенка с ОВЗ всеми  специалистами образовательного учреждения, а также при правильной организации  процесса включения данного ребенка в общеобразовательный  класс, совместное обучение  с особыми  детьми способствует развитию таких необходимых навыков и личностных  качеств всех обучающихся, как: социальная компетентность, толерантность, навыки  решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В процессе  совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое  мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров,  прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они понимают, что у каждого человека есть  право быть «другим». Дети осознают, что «мы разные, но не чужие».  С другой стороны, нужно и самого ребенка научить правилам общения с  одноклассниками. Объяснить, как важно быть вежливым, внимательным к сверстникам —  и общение в школе будет только в радость. Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя  требуется для того, чтобы маленький ученик освоился в школе. Несомненно, главная роль  в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит учителю. Ему  нужно постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, чтобы ребенку  хотелось идти в школу, было стремление получать знания. Учитель должен создать для  ребенка ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в  общении с одноклассниками.   Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность,  неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с  особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не  одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ребенка. В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ученика.   Предварительное знакомство ребенка со школой и классным помещением при  встрече в августе, вместе с родителями. Вся семья может пройтись по школе, посмотреть, где находится столовая,  спортивный зал, туалет. Будет хорошо, если ребенок и его родители заранее познакомятся  не только с учителем и тьютором, но и с другими взрослыми — специалистами  сопровождения, учителями­предметниками, охранниками и др.       Во время посещения класса, будущий ученик может заранее выбрать место,  которое ему нравится, посидеть за партой. В этом случае, уже с первых дней обучения,  снизится его тревожность, обусловленная неизвестностью, большим количеством новых  незнакомых людей вокруг. На первых порах посещения школы детям с нарушениями развития, а особенно с  нарушениями интеллектуального развития, расстройствами аутистического спектра  сложно усвоить режим жизни в школе, расписание, длительность урока и перемены.  Для облегчения адаптации можно предложить ребенку план дня в картинках. Учитель,  тьютор или психолог может рассмотреть вместе с ребенком этот план в начале учебного  дня. Очень важно предупредить ребенка о возможных изменениях — в расписании,  кабинетах и т.д. Кроме этого, учителем и специалистами сопровождения должна  проводиться работа по формированию у детей алгоритма деятельности в различных  ситуациях  ­  что делать: — когда захотел в туалет; — когда необходимо идти в столовую; — когда следующий урок — физкультура; — когда класс идет на прогулку; — когда необходимо подготовиться к следующему уроку; — когда звенит звонок и т. д. Очень важно так организовать пространство внутри классной комнаты и вне ее,  чтобы дети могли на некоторое время уединиться, отдохнуть от шума. В классе это может  быть ширма, «палатка» и др. Как правило, побыв в одиночестве на перемене или даже на  уроке, ребенок готов снова включиться в работу и взаимодействие. Если ребенок не может выдержать в стационарном положении все 35—40 минут  урока — встает, разговаривает, перемещается по классу, тьютор или учитель разрешает  ему отдохнуть — выйти в игровую зону из­за парты, посидеть в «домике», но при этом важно регламентировать время отдыха — например, с помощью песочных часов, одобряя  ситуацию, когда ребенок возвращается к работе с классом по прошествии ограниченного  временного периода. Результатом деятельности учителя и тьютора будет ситуация, когда  ученик с ОВЗ начинает и заканчивает работу на уроке вместе со всеми детьми. Адаптационный период в 1 классе не заканчивается, т.к. ребенок постоянно  приспосабливается к различным условиям в течение всего периода обучения в школе. А  наша задача ему в этом помочь.

"Адаптация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы" (выступление на педагогическом совете) на тему

"Адаптация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы" (выступление на педагогическом совете) на тему

"Адаптация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы" (выступление на педагогическом совете) на тему

"Адаптация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы" (выступление на педагогическом совете) на тему

"Адаптация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы" (выступление на педагогическом совете) на тему

"Адаптация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы" (выступление на педагогическом совете) на тему

"Адаптация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы" (выступление на педагогическом совете) на тему

"Адаптация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы" (выступление на педагогическом совете) на тему

"Адаптация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы" (выступление на педагогическом совете) на тему

"Адаптация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы" (выступление на педагогическом совете) на тему

"Адаптация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы" (выступление на педагогическом совете) на тему

"Адаптация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы" (выступление на педагогическом совете) на тему

"Адаптация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы" (выступление на педагогическом совете) на тему

"Адаптация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы" (выступление на педагогическом совете) на тему
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017