Адаптация первоклассников к обучению в школе

  • Работа с родителями
  • docx
  • 19.10.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье описаны проблемы адаптации учащихся первого класса, выделены виды адаптации, показаны наиболее частые ошибки родителей при общении с младшими школьниками, даны рекомендации для родителей первоклассников с психологической и физиологической точки зрения. Предложена анкета для определения школьной мотивации (по Н.Г.Лускановой).
Иконка файла материала Адаптация ребёнка к школе.docx
Адаптация первоклассников к обучению в школе Ваш ребёнок пошёл в школу? Столько радости приносит 1 сентября! Но вот   праздник   плавно   переходит   в   будни.   Как   помочь   малышу   решить его психологические и социальные проблемы? У первоклассника появляются новые обязанности,   впечатления,   режим   дня.   Зачастую   это   вызывает   капризность, усталость, раздражительность, нарушение сна, потерю аппетита, неадекватное поведение по отношению к сверстникам и взрослым. Принято  считать,  что  адаптация  первоклассника   длится  от 10  дней  до нескольких месяцев. Сколько продлится этот сложный период в вашей семье, сказать сложно. Это весьма индивидуальный процесс. В   любом   случае   в   семье   должна   царить   доброжелательная   атмосфера, которая   поможет   ребёнку   максимально   комфортно   вливаться   в   школьную жизнь. Ведь если вовремя не поддержать первоклассника, то первые сложности в школе могут перерасти в неприязнь к обучению. Огромную роль в адаптации ребенка   к   школе   и   успешности   его   обучения   играет   общение.   Благодаря общению   ребенок   с   родителями,   учителями,   взрослыми,   сверстниками происходит   его   психическое   развитие.   В   начале   школьного   обучения   для ребенка   очень   важно   получить   радостные   и   светлые   чувства   от   общения   с учителем   и   одноклассниками.   В   процессе   общения   ребенок   познает интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую стороны общения. Для того чтобы пробудить у ребенка интерес к процессу обучения в школе, родителям необходимо   оказать   ребенку   психологическую   поддержку,   развивать   у   него желание учиться, хвалить его за малейшие успехи, настраивать его на успешные результаты.  На формирование у ребенка мотивации к успешному обучению огромное влияние оказывает поведение родителей. Многие первоклассники берут с собой в школу игрушки. Родителям не стоит запрещать им это. Надо лишь объяснить, что играть можно только на перемене. Беря с собой в школу любимую игрушку, ребенок чувствует себя защищенным. Особенно важно чувство защищенности для застенчивых и тревожных детей. Разберём наиболее распространённые родительские ошибки:  1. Сравнение своего ребенка с его одноклассниками. Это может привести 2. к потере веры в свои силы.   Родители   требуют   от   первоклассника   незамедлительных   успехов   в учебе,   заваливая   их   дополнительными   заданиями.   Дети   еще   не настолько усидчивы, чтобы справляться с большим объёмом заданий. Кстати,   домашних   заданий   в   первом   классе   НЕТ!   А   вот   спросить ребёнка   о   том,   что   он   узнал,   чему   научился   сегодня,   стоит. Доброжелательная   беседа   и   искренний   интерес   родителей   поможет ребёнку ещё раз вспомнить то, о чём говорили на уроке. 3. Часто родители спешат раскрыть максимальное количество талантов ребёнка и записывают его в секции, кружки и творческие коллективы.Нагрузка   на   ребенка   увеличивается   в   несколько   раз,   и   хроническая усталость вскоре даст о себе знать. 4. Стараясь   подчеркнуть   важность   новой   социальной   роли   ребенка   в качестве   ученика,   родители   и   в   повседневной   жизни   начинают относиться   к   нему,   как   к   взрослому.   Часто   это   приводит   к предъявлению ребенку завышенных требований, с которыми он еще не в состоянии справиться. 5. Желая, чтобы ребенок как можно быстрее влился в коллектив и у него установились   нормальные   отношения   с   одноклассниками,   родители решают   вмешаться   в   этот   процесс.   Некоторые   позволяют   себе устраивать   «разборки»   с   другими   детьми   или   запрещают   своему ребенку общаться с кем­то из класса. Это провоцирует конфликт и формирует негативное отношение к ребёнку у окружающих. Анкета для определения школьной мотивации (разработана Лускановой Н.Г.) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Тебе нравится в школе? Утром ты всегда с  радостью идёшь в школу  или тебе часто хочется  остаться дома? Если бы учитель сказал, что завтра в школу не  обязательно приходить  всем ученикам, ты пошёл  бы или остался дома? Тебе нравится, когда  отменяются какие­нибудь  уроки? Ты хотел бы, чтобы тебе не  задавали никаких  домашних заданий? Ты хотел бы, чтобы в  школе остались одни  перемены? Ты часто рассказываешь о  школе своим родителям и  друзьям? Ты хотел бы, чтобы у тебя  да; нет; не очень иду с радостью; бывает по­разному; чаще хочется остаться  дома пошёл бы в школу; не знаю; остался бы дома не нравится; бывает по­разному; нравится не хотел бы; не знаю; хотел бы нет; не знаю; хотел бы часто; редко; не рассказываю мне нравится наш учитель;был другой, менее строгий  учитель? У тебя в классе много  друзей? Тебе нравятся твои  одноклассники? 9. 10. точно не знаю; хотел бы много; мало; нет друзей нравятся; не очень; не нравятся мотивация. промежуточный   –   1   балл,   последний   –   0   баллов. Анализ   результатов.   За   каждый   первый   ответ   –   3   балла,   за   Максимальная оценка – 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная   25   –   30   баллов:   сформировано   отношение   к   себе   как   к   школьнику, активность. 20   –   24   балла:   отношение   к   себе   как   к   школьнику   практически учебная     высокая сформировано (средняя норма мотивации). больше  15 – 19 баллов: положительное отношение к школе, но школа привлекает мотивация). 10 – 14 баллов: отношение к  себе как к школьнику не сформировано внеучебными сторонами (внешняя         (низкий уровень мотивации).  Ниже   10   баллов:   негативное   отношение   к   школе   (школьная дезадаптация). Анкетирование может проводиться неоднократно, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить показателем школьной дезадаптации ребёнка, а его повышение – признаком   положительной   динамики   в   обучении   и   развитии   ребёнка,   что соответствует более лёгкой адаптации. Современные   психологи   (Маремова   М.С.,   Рыбаков   А.Н.)   предлагают следующие   рекомендации   для   родителей   по   психологической   адаптации первоклассника: 1. Создайте в семье атмосферу благополучия. Любите ребёнка. 2. Формируйте высокую самооценку ребёнка. 3. Интересуйтесь школой, расспрашивайте ребёнка о событиях каждого дня. 4. Проводите время с ребенком после школьного дня. 5. Не допускайте физических мер воздействия на ребёнка. 6. Учитывайте характер и темперамент своего ребёнка. 7. Предоставьте   первокласснику   самостоятельность   в   организации 8. собственной учебной деятельности, но не забывайте о контроле.    Поощряйте   малоопытного   ученика   за   разные   успехи,   а   не   только   за учебные.  9. Стимулируйте его к достижению поставленных целей. С точки зрения физиологии, можно добавить следующие рекомендации:1.   Формируйте   режим   дня   первоклассника,   отличный   от   режима   дня   дошкольника, постепенно.     2. Следите за сменой видов деятельности дома.     3. Следите за правильной осанкой ребёнка.     4. Правильно освещайте место, где ребёнок занимается.     5. Следите за правильным питанием первоклассника.     6. Активизируйте двигательную активность ребёнка, закаливание.     7. Придерживайтесь правил здорового сна ребёнка – не менее 9,5 часов.     8. Ограничьте просмотр телепередач и игр за компьютером.     9. Воспитывайте у ребёнка волю и самостоятельность.        10. Не игнорируйте жалобы ребёнка на самочувствие – это может быть      симптомом  переутомления.       11.   Расскажите   ребёнку   сказку   на   ночь,   он   должен   успокоиться,   чтобы   заснуть.