Требования, предъявляемые к организации и проведению обследования детей с нарушениями развития.
Существуют общие психологические требования, предъявляемые к организации и проведению обследования детей с нарушениями развития. К ним относятся: предварительное знакомство с историей развития; наблюдение за поведением и деятельностью ребёнка в группе, на занятиях, в часы досуга. Особое значение придаётся установлению контакта с ребёнком, организации места проведения исследования; выбору методик, соответствующих его цели.
К особым, специфическим требованиям следует отнести следующее:
· Соответствующая освещённость (общая освещённость помещения должна составлять 1000 лк, на рабочем столе ребёнка – 400 -500 лк);
· Ограничение непрерывной зрительной нагрузки (5-10 мин. в младшем и среднем дошкольном возрасте); режим зрительной работы устанавливается офтальмологом в соответствии с диагнозом и характером заболевания ребёнка;
· Смена вида деятельности на не связанную с напряжённым зрительным наблюдением;
· Особые требования к наглядности.
При анализе истории развития ребёнка следует обратить особое внимание на его социальную зрелость, имеющую огромное значение в процессе реабилитации. Социальная зрелость такого ребёнка в ранний период развития тесно связана с его биологическим созреванием, особенно с двигательным развитием и мануальной деятельностью рук. Поэтому при обследовании детей раннего возраста следует обращать особое внимание на уровень их двигательного развития и уровень сформированности коммуникации. В развитии детей с нарушениями зрения коммуникация, общение и речь играют особую роль. Степень сформированности этих сторон психической деятельности ребёнка свидетельствует об уровне его социального развития. Важное значение в процессе исследования также занимает изучение речи: оценка её выразительности, эмоциональности, а также оценка мимики, жеста, позы в момент общения.
Детям с нарушением зрения свойственна меньшая познавательная активность. В связи с эти в тифлопедагогике существует практический принцип, отводящий значительно больше места педагогической помощи детям, а психолог должен выяснить, насколько ребёнку свойственны интерес и внимание к окружающим предметам, лицам; овладению простейшими нормами социального поведения.
Проблема социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей с недостатками зрения является определяющей в их реабилитации. Именно отсутствие таких качеств, как самостоятельность в передвижении и самообслуживании; несформированность навыков общения с детьми и взрослыми как знакомыми, так и незнакомыми; неумение пользоваться современной бытовой техникой приводит к дезадаптации детей с нарушениями зрения, выявляет их неприспособленность к самостоятельной жизни в обществе, затрудняет интеграцию в массовые учебные заведения.
В последние годы в дошкольных и школьных учреждениях для детей с нарушениями зрения больше всего внимания уделялось развитию познавательных процессов, что привело к значительным успехам интеллектуального развития детей, но ослабило их социальную адаптацию. Зависимость от взрослых и товарищей, боязнь новых условий и перемен, отстранение от общества – вот то, что формируется при отсутствии должного внимания к социализации детей с нарушениями зрения с раннего возраста.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.