Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Петровская общеобразовательная школа-интернат»
РАССМОТРЕНО
МО учителей старших классов
Протокол №___ от ________________
|
УТВЕРЖДЕНО Директор КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа-интернат» ____________________Комарова О.Л. приказом от _____________ №_______
|
|
Рабочая программа
по учебному предмету «Чтение»
для 6 класса
на 2022 – 2023 учебный год
Разработчик: Шестакова О.А.,
учитель русского языка и чтения
Пояснительная записка.
Адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету « Чтение» составлена на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19.12.2014 года. Приказ зарегистрирован 03.02.2015 года.
Нормотивно – правовая база, обеспечивающая реализацию данной программы, определена рекомендациями к использованию основной примерной программы ( Программа специальных ( коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Содержание обучения по предметам имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом. Обучение учащихся носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества. Рабочая программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. На уроках чтения в 6 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся 6 классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Образовательная программа реализуется, опираясь на систему основных и специальных дидактических принципов на основе системно- деятельностного подхода, а именно:
· принципе коррекционной направленности в обучении;
· принципе воспитывающей и развивающей направленности;
· принципе научности и доступности обучения;
· принципе систематичности и последовательности в обучении;
· принципе наглядности в обучении;
· принципе индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Учебный предмет «Чтение» занимает особое место в системе образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Данный предмет нацелен на формирование не только навыков чтения (правильность, осознанность, выразительность, беглость), но и речевых умений. Кроме того, уроки чтения должны развивать у учащихся интерес к чтению доступной литературы, духовно и нравственно обогащать их.
Чтение является сложнейшим видом речевой деятельности, в процессе которого буквенный код переводится в звуковой и осуществляется понимание прочитанного. Психофизической основой процесса чтения является взаимодействие работы зрительного, рече-двигательного, слухового анализаторов и таких психических процессов, как мышление, речь, память, внимание, воображение.
В зависимости от механизма чтения выделяют три этапа становления этого процесса:
1-й этап – этап аналитического чтения, при котором единицей чтения является буква-слог и понимание отстаёт от произношения.
2-й этап – этап становления синтетических приёмов чтения, при котором единицей чтения является слово, а понимание приближается к произношению.
3-й этап – этап автоматизированного чтения, при котором единицей чтения является словосочетание, предложение или абзац, а понимание опережает произношение.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям. В 6 классе продолжается работа по объяснительному чтению, поэтому используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы 5 класса, произведения становятся более объёмными, тематически и жанрово более обогащёнными, что создаёт предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта. В круг чтения, определяемый примерной тематикой, включены произведения, представляющие разные области словесно-литературного творчества: фольклор, произведения русской классической и современной литературы, а также произведения зарубежных авторов или отрывки из этих произведений. Наряду с изучением художественной литературы ученики знакомятся с научно-популярными статьями, посвященными природе, историческим деятелям и событиям. Продолжается последовательная работа по овладению учащимися навыками синтетического чтения: от чтения целым словом к плавному чтению отдельными словосочетаниями и короткими предложениями. Дети с ограниченными возможностями здоровья по-разному проходят все этапы овладения техникой чтения в силу своих особенностей, поэтому правильная организация работы во многом помогает преодолеть возникающие у школьников затруднения. Предупреждение и исправление ошибок, ведущих к нарушению правильности чтения, проводятся во все годы обучения. Работа над техникой чтения должна обеспечивать полное и адекватное понимание прочитанного. Уделяется внимание не только усвоению детьми фактического содержания произведения и установлению адекватных смысловых отношений между частями текста, причинности поступков действующих лиц, но и осознанию идейной направленности (подтекста) произведения. В этот период главное в работе над текстом - анализ сюжета в единстве с его предметным (фактическим), смысловым и идейным содержанием. С этой целью дети учатся выделять тему и идею произведения, соотносить тему с его названием, определять последовательность и причинность событий, мотивы поступков героев. Усвоенное содержание произведений позволяет ученикам понять и усвоить принципы нравственного поведения в обществе.
Цель: развитие речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
Обучение чтению в 6 классе направлено на решение следующих задач:
• формирование и дальнейшее совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного текста;
• развитие и коррекция недостатков психического, в том числе речевого, развития, формирование речи как средства общения;
• воспитание нравственных качеств личности, усвоение нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий
Поставленные задачи определяются особенностями психофизической деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учащиеся трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений, уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Основные направления коррекционной работы:
· развитие артикуляционной моторики;
· формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
· развитие высших психических функций;
· коррекция нарушения эмоцианально–личностной сферы;
· развитие речи, владение техникой речи;
· расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
· коррекция индивидуальных проблем в знаниях, умениях, навыках.
Основные виды организации учебного процесса.
Типы уроков:
-Урок сообщения новых знаний.
-Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок).
-Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно – обобщающий урок).
-Урок контроля, оценки и коррекции знаний - контрольная, проверочная работа.
-Комбинированный урок.
-Урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
-словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой);
-наглядный (наблюдение, демонстрация).
-практический.
Формы работы: Рассказ, беседа, выборочное, объяснительное чтение, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок.
Виды деятельности учащихся:
-составление плана текста,
-пересказ текста по плану;
-пересказ текста по предполагаемым вопросам;
-продолжение текста;
-выразительное чтение;
-чтение наизусть;
-чтение по ролям.
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов. По завершению изучения творчества писателя осуществляется промежуточный контроль. Время, отводимое на уроке для контроля – 5- 15 мин.
15 мин.
Описание места учебного курса в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю согласно расписанию). Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Примечание: уроки, совпадающие с праздничными днями, проводятся соответственно за счет уплотнения тематического материала, представляется лист корректировки программы.
Изменения, внесенные в авторскую программу.
Программа составлена с учетом обученности детей, максимального развития познавательных интересов, индивидуально- дифференцированного подхода к учащимся. При составлении данной программы по чтению в авторскую программу В.В. Воронковой были внесены изменения.
Практика показывает, что ученики старших классов с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности при чтении и понимании художественных произведений. Большинство из них находится на этапе становления синтетических приёмов чтения, и это обусловлено целым рядом причин:
· нарушение фонематического слуха;
· нарушение пространственного восприятия;
· нарушение взаимодействия между слуховым, зрительным и кинестетическим восприятием;
· нарушение мыслительных операций, памяти, внимания, воображения, речи;
· нарушение поведения и работоспособности.
В силу перечисленных интеллектуальных и речевых недостатков этап автоматизированного чтения оказывается для умственно отсталых учащихся практически недостижимым.
В связи с данными особенностями обучающихся 6 класса можно разделить на 4 группы:
Уровни овладения предметными результатами. |
Группы обучающихся по уровням овладения предметными результатами |
Характеристика выполнения заданий. |
Базовый (достаточный) уровень |
1 группа
|
ученики наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения, им доступен некоторый уровень обобщения. Выполняя новую работу, правильно используют имеющийся опыт. Все задания выполняют самостоятельно. Не испытывают затруднения в овладении общеучебными умениями. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого. |
2 группа |
ученики в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изученный материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность при выполнении заданий. Они нуждаются в организующей и активизирующей помощи учителя, а также в определённой помощи при нахождении той или иной особенности объекта. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет, но снижают темп работы, и они допускают ошибки. На начальном выполнении практического задания они испытывают трудности, сразу разобраться не могут. Самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются |
|
Минимальный уровень |
3 группа
|
ученики с трудом усваивают программный материал. Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей. Они не понимают фронтальное объяснение учителя, их отличает низкая самостоятельность, у них низкая способность к обобщению. Каждое несколько изменённое задание воспринимается ими как новое. Восприятие содержания у них носит фрагментарный характер. Забывание у этих школьников протекает интенсивно (особенно определения, выводы, формулировки правил). Испытывают значительные трудности при планировании предстоящих действий. Дети отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при списывании текстов и выполнении других заданий; как правило, эти ученики обучаются по упрощённой программе по предмету. |
4 группа |
ученики овладевают учебным материалом на самом низком уровне. Они не видят ошибок в работе, каждое последующее задание воспринимается ими как новое, практически не могут планировать выполнение трудовых операций. Они не могут обобщать и исключать, неадекватно переносят ранее известное в новые условия. В алгоритмах они не разбираются и не всегда ими руководствуются. |
Учебно-тематическое планирование составлено с учетом возможностей учащихся по уровням.
1 уровень (достаточный) для учащихся 1-2 группы предполагает реализацию требований к ученику в объеме программного материала.
2 уровень (минимально необходимый) для учащихся 3-4 группы скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объема материала и его содержания.
Такое разделение учащихся позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с ОВЗ.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Чтение».
Личностными результатами изучения курса «Чтение » в 6 классах является формирование следующих умений:
· формировать понимание важности процесса обучения;
· развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и зарубежной литературой;
· формировать нравственно развитую личность в процессе чтения, развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
· развивать чувство ответственности за свои поступки при сопоставлении образов персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;
· формировать умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
· формировать умение активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
· развивать умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
· развивать умение составлять тексты в устной форме;
· развивать умение строить рассуждения в процессе характеристики текста;
· развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;
· совершенствовать мотивации к систематическому, самостоятельному чтению.
Метапредметными результатами изучения чтения являются:
Регулятивные УУД:
· Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
· Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
· Умение использовать чтение с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.
· Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
· Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
· Использовать при выполнении заданий различные средства: дополнительную литературу, источники по чтению и развитию речи. С помощью учителя давать самооценку своей деятельности.
• Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД:
· Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
· Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников, электронных пособий.
· Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
· Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация и др.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
· Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
· Слушать и понимать речь других.
· Вступать в диалог на уроке и в жизни.
· Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
· Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
· читать текст правильно, осознанно и выразительно, вслух и про себя;
· делить текст на смысловые части, пересказывать текст различными способами (полный пересказ, выборочный, краткий);
· определять мотивы поступков героев, выражать своё отношение к ним;
· пользоваться монологической и диалогической речью при пересказах, рассказывании, выражении собственной точки зрения, коллективном обсуждении и т. п.;
· самостоятельно составлять и задавать одноклассникам (или учителю) вопросы к тексту;
· понимать жанровые особенности произведений (сказка, стихотворение, рассказ, басня);
· заучивать наизусть стихотворения, басни;
· совершенствовать читательский опыт, развивать умение пользоваться библиотекой (нахождение нужной книги по теме урока, выбор книги для самостоятельного чтения, для выполнения творческих работ и т. д.).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Чтение ».
Базовый (достаточный) уровень.
· читать доступные тексты вслух осознанно, правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение (словосочетаниями), в трудных случаях — целым словом;
· читать про себя, выполняя различные задания к проанализированному тексту;
· делить текст на части под руководством учителя;
· пересказывать текст (полностью или частично) по плану, используя опорные слова;
· определять мотивы поступков героев, выражать своё отношение к ним;
· выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);
· выучить наизусть 8—10 стихотворений;
· читать внеклассную литературу под контролем учителя или воспитателя.
Минимальный уровень:
· читать вслух правильно, целым словом, трудные слова — по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;
· читать про себя проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания учителя;
· отвечать на вопросы учителя;
· пересказывать фрагменты текста, несложные по содержанию;
· оценивать поступки героев (с помощью учителя);
· заучивать стихотворения наизусть (объём текста с учётом индивидуальных особенностей учащихся);
· участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанным текстам.
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 45-60 слов. При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно. Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Календарно-тематическое планирование.
№ |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
Сроки |
Коррекционная работа |
Оборудование |
Примечание |
|
Учитесь видеть красоту В лучах разбуженного солнца И, воплощая в жизнь мечту. Испейте всю её до донца… Д.Фёдорова |
26 |
|
|
|
|
1 |
День знаний |
1 |
01.09 |
|
|
|
2 |
По В. Пескову Отечество. |
1 |
02.09 |
6.7.8 |
Учебник, опорные таблицы |
до дна, эпиграф, корни Родины |
3 |
М.Ножкин Россия. |
1 |
05.09 |
9.1.3 |
Учебник, опорные таблицы |
нерастраченная сила, неразгаданная грусть |
4 |
М.Пришвин Моя Родина |
1 |
06.09 |
3.4.5 |
Учебник, опорные таблицы |
|
5 |
В.Бианки Сентябрь |
1 |
08.09 |
5.6.7 |
Учебник, опорные таблицы |
хмурень, ревун, летовавшие у нас перелетные, воздух пустеет |
6 |
И.Бунин Лес, точно терем раписной… |
1 |
09.09 |
1.4.8 |
Учебник, опорные таблицы |
терем |
7 |
Ю.Качаев Грабитель.
|
1 |
12.09 |
3.4.5 |
|
пучка, тасхылы, чащоба |
8 |
Б.Житков Белый домик 1ч. |
1 |
13.09 |
4.5.6 |
Учебник, опорные таблицы |
путешествие, шлюпка |
9 |
Б.Житков Белый домик. 2ч
|
1 |
15.09 |
6.7.8 |
Учебник, опорные таблицы |
|
10 |
А.Белорусец Звонкие ключи. 1ч. |
1 |
16.09 |
9.1.3 |
Учебник, опорные таблицы |
|
11 |
.А.Белорусец Звонкие ключи. 2ч. |
1 |
19.09 |
3.4.5 |
Учебник, опорные таблицы |
телеграмма |
12 |
.А.Белорусец Звонкие ключи. 3ч. |
1 |
20.09 |
5.6.7 |
Учебник, опорные таблицы |
след в след |
13 |
К.Паустовский Заячьи лапы. 1ч |
1 |
22.09 |
4.5.6 |
Учебник, опорные таблицы |
ветеринар |
14 |
К.Паустовский Заячьи лапы. 2ч |
1 |
23.09 |
6.7.8 |
Произведение |
|
15 |
К.Паустовский Заячьи лапы. 3ч |
1 |
26.09 |
9.1.3 |
Учебник, опорные таблицы |
|
16 |
И.Тургенев Осенний день в березовой роще. |
1 |
27.09 |
3.4.5 |
Учебник, опорные таблицы |
|
17 |
Е.Носов Хитрюга. 1ч. |
1 |
29.09 |
4.5.6 |
Учебник, опорные таблицы |
|
18 |
Е.Носов Хитрюга. 2ч |
1 |
30.09 |
6.7.8 |
Учебник, опорные таблицы |
кладовая |
19 |
В.Бианки Октябрь. |
1 |
03.10 |
9.1.3 |
Учебник, опорные таблицы |
листопад, грязник, зазимник |
20 |
С.Михалков Будь человеком. |
1 |
04.10 |
3.4.5 |
Учебник, опорные таблицы |
тлел. эгоист |
21 |
Б.Заходер Петя мечтает. |
1 |
06.10 |
5.6.7 |
Учебник, опорные таблицы |
|
22 |
По Д.Биссету Слон и муравей |
1 |
07.10 |
6.7.8 |
Учебник, опорные таблицы |
закадычные друзья |
23 |
По Д.Биссету Кузнечик Денди. |
1 |
10.10 |
9.1.3 |
Учебник, опорные таблицы |
|
24 |
Дж. Родари Как один мальчик играл с палкой. |
1 |
11.10 |
3.4.5 |
Учебник, опорные таблицы |
|
25 |
Дж. Родари Пуговкин домик. 1ч. |
1 |
13.10 |
5.6.7 |
Учебник, опорные таблицы |
|
26 |
Дж. Родари Пуговкин домик. 2ч. |
1 |
14.10 |
1.4.8 |
Учебник, опорные таблицы |
мажордом |
|
В несметном нашем богатстве Слова драгоценные есть: Отечество, Верность, Братство, А ещё: Совесть, Честь… А.Яшин |
21 |
|
|
|
|
27 |
Отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей -Разбойник». |
1 |
17.10 |
4.5.6 |
Учебник, опорные таблицы |
былина, благословение, ратный подвиг, радельник |
28 |
Ф.Глинка Москва. |
1 |
18.10 |
6.7.8 |
Учебник, опорные таблицы |
посад, срединный |
29 |
В.Бианки Ноябрь. Обобщение произведений осенней тематики. |
1 |
20.10 |
9.1.3 |
Учебник, опорные таблицы |
зябь |
30 |
По С.Алексееву Без Нарвы не видать моря. |
1 |
21.10 |
3.4.5 |
Учебник, опорные таблицы |
возок, обозы, фокус, величают, потешное войско, гвардия |
31 |
По С.Алексееву На берегу Невы. |
1 |
24.10 |
5.6.7 |
Учебник, опорные таблицы |
ботфорты, Санкт-Петербург |
32 |
Рассказы о русском подвиге По С.Алексееву Медаль. |
1 |
25.10 |
6.7.8 |
Произведение |
|
33 |
По С.Алексееву Гришенька. |
1 |
27.10 |
9.1.3 |
Учебник, опорные таблицы |
адъютант |
34 |
Великодушный русский воин По Е.Холмогоровой Серебряный лебедь. |
1 |
28.10 |
3.4.5 |
Учебник, опорные таблицы |
герб, камин |
35 |
По Е.Холмогоровой Боевое крещение. |
1 |
07.11 |
5.6.7 |
Учебник, опорные таблицы |
маневр |
36 |
По Е.Холмогоровой День рождения Наполеона. |
1 |
08.11 |
4.5.6 |
Учебник, опорные таблицы |
штурм |
37 |
По Е.Холмогоровой В дни спокойные. |
1 |
10.11 |
6.7.8 |
Учебник, опорные таблицы |
|
38 39 40 |
По Н.Носову Как Незнайка сочинял стихи. |
3 |
11.11 14.11 15.11 |
9.1.3 |
Учебник, опорные таблицы |
|
41 |
Е.Пермяк Тайна цены. |
1 |
17.11 |
3.4.5 |
Учебник, опорные таблицы |
|
42 |
Д.Гальперина Здравствуйте! |
1 |
18.11 |
5.6.7 |
Учебник, опорные таблицы |
здравствуйте |
43 |
В.Бианки Декабрь. Е.Благинина Загадки. |
1 |
21.11 |
6.7.8 |
Учебник, опорные таблицы |
студень |
44 |
А.Никитин Встреча зимы. |
1 |
22.11 |
3.4.5 |
Учебник, опорные таблицы |
угрюмые небеса, плакал сумрачный лес |
45 |
А.Дорохов Теплый снег. |
1 |
24.11 |
5.6.7 |
Учебник, опорные таблицы |
|
46 |
А.Пушкин Вот север, тучи нагоняя. |
1 |
25.11 |
1.4.8 |
Учебник, опорные таблицы |
волшебница зима, блеснул мороз |
47 |
Д.Хармс Пушкин. |
1 |
28.11 |
4.5.6 |
Учебник, опорные таблицы |
|
|
Морозы-декабрю, метели-февралю, Капели первые – задумчивому марту, А я б сказать не мог, что больше я люблю. Н.Рыленков. |
33 |
|
|
|
|
48 |
В.Бианки Январь. |
1 |
29.11 |
9.1.3 |
Учебник, опорные таблицы |
|
49 |
Х.-К.Андерсен Ель.1ч. |
1 |
01.12 |
3.4.5 |
Учебник, опорные таблицы |
рождество |
50 51 |
Х.-К.Андерсен Ель.2ч. |
2 |
02.12 05.12 |
5.6.7 |
Учебник, опорные таблицы |
|
52 53 54 |
А.П.Чехов Ванька. |
3 |
06.12 08.12 09.12 |
4.5.6 |
Учебник, опорные таблицы |
заутреня, темный образ, колодка, шпандырь, сидельцы |
55 |
И.Никитин Весело сияет месяц над селом;…. |
1 |
12.12 |
6.7.8 |
Произведение |
|
56 |
И.Суриков Белый снег пушистый… |
1 |
13.12 |
9.1.3 |
Учебник, опорные таблицы |
|
57 58 |
М.Зощенко Леля и Минька. Ёлка. |
2 |
15.12 16.12 |
3.4.5 |
Учебник, опорные таблицы |
|
59 60 |
Ю.Рытхэу Пурга. |
2 |
19.12 20.12 |
5.6.7 |
Учебник, опорные таблицы |
малахай |
61 62 |
Ю.Дмитриев Таинственный ночной гость. |
2 |
22.12 23.12 |
4.5.6 |
Учебник, опорные таблицы |
под сердцем по-прежнему было холодно |
63 |
В.Бианки Февраль. |
1 |
26.12 |
6.7.8 |
Учебник, опорные таблицы |
перезимок |
64 65 66 67 68 69 |
С.Маршак Двенадцать месяцев. 1ч. |
6 |
27.12 09.01 10.01 12.01 13.01 16.01 |
3.4.5 |
Учебник, опорные таблицы |
|
70 71 72 73 74 75 76 77 |
По Х.-К.Андерсену Снежная королева. |
8 |
17.01 19.01 20.01 23.01 24.01 26.01 27.01 30.01 |
9.1.3 |
Учебник, опорные таблицы |
тролль |
78 |
С.Смирнов Первые приметы. |
1 |
31.01 |
4.5.6 |
Учебник, опорные таблицы |
краснотал |
79 |
В.Бианки Март. |
1 |
02.02 |
1.4.8
|
|
парник, капельник |
80 |
По В.Пескову Весна идет. |
1 |
03.02 |
9.1.3 |
Учебник, опорные таблицы |
ратуша |
|
Самая большая радость в мире – Это делать счастье для других. М.Дудин. |
56 |
|
|
|
|
81 |
М.Пришвин Жаркий час. |
1 |
06.02 |
5.6.7 |
Учебник, опорные таблицы |
|
82 |
Г.Скребицкий Весенняя песня. 1ч. |
1 |
07.02 |
4.5.6 |
Учебник, опорные таблицы |
|
83 |
Г.Скребицкий Весенняя песня. 2ч. |
1 |
09.02 |
6.7.8 |
Произведение |
|
84 |
В.Жуковский Жаворонок. |
1 |
10.02 |
9.1.3 |
Учебник, опорные таблицы |
романс М.Глинки Жаворонок |
85 86 |
А Толстой Детство Никиты. |
2 |
13.02 14.02 |
3.4.5 |
Учебник, опорные таблицы |
мерин, выгон, ощерясь, дрожки |
87 88 |
А.Твардовский Как после мартовских метелей… |
2 |
16.02 17.02 |
5.6.7 |
Учебник, опорные таблицы |
|
89 |
А.Плещеев И вот шатер свой голубой… |
1 |
20.02 |
4.5.6 |
Учебник, опорные таблицы |
окроплены |
90 |
В.Бианки Апрель. |
1 |
21.02 |
6.7.8 |
Учебник, опорные таблицы |
зажги снега, вешние потоки, вешние снега |
91 92 93 |
К.Паустовский Стальное колечко. |
3 |
27.02 28.02 02.03 |
9.1.3 |
Учебник, опорные таблицы |
махорка |
94 95 96 |
По В.Астафьеву Злодейка |
3 |
03.03 06.03 07.03 |
3.4.5 |
Учебник, опорные таблицы |
|
97 98 |
По Е.Барониной Рассказы про зверей. |
2 |
09.03 10.03 |
5.6.7 |
Учебник, опорные таблицы |
|
99 100 |
В.Драгунский Кот в сапогах. |
2 |
13.03 14.03 |
6.7.8 |
Учебник, опорные таблицы |
карнавал |
101 |
Д.Хармс Заяц и ёж. |
1 |
16.03 |
9.1.3 |
Учебник, опорные таблицы |
|
102 |
И.Крылов Зеркало и обезьяна. |
1 |
17.03 |
3.4.5 |
Учебник, опорные таблицы |
|
103 104 105 106 107 108 109 |
По Р.Киплингу Рикки-Тикки-Тави. |
7 |
20.03 21.03 23.03 03.04 04.04 06.04 07.04 |
5.6.7 |
Учебник, опорные таблицы |
мангуст |
110 111 |
В.Набоков Дождь пролетел и сгорел на лету. |
2 |
10.04 11.04 |
5.6.7 |
Учебник, опорные таблицы |
Кончиком наклоняется лист и с кончика жемчуг роняет. |
112 113 |
В.Бианки Май. |
2 |
13.04 14.04 |
4.5.6 |
Учебник, опорные таблицы |
|
114 |
М.Дудин Наши песни спеты на войне. |
1 |
17.04 |
6.7.8 |
Произведение |
седина отсчитывает даты, сквозит тревогою уют, высохла кровавая роса |
115 116 117 118 119 |
В.Медведев Звездолет Брунька. |
5 |
18.04 20.04 21.04 24.04 25.04 |
9.1.3 |
Учебник, опорные таблицы |
|
120 121 122 123 |
По К.Паустовскому Корзина с еловыми шишками. |
4 |
27.04 28.04 02.05 04.05 |
3.4.5 |
Учебник, опорные таблицы |
композитор |
124 125 126 127 128 |
По А.де.Сент-Экзюпери Маленький принц. |
5 |
05.05 11.05 12.05 15.05 16.05 |
5.6.7 |
Учебник, опорные таблицы |
приручить, ты навсегда в ответе за всех, кого приручил |
129 130 |
В.Астафьев Зорькина песня. |
2 |
18.05 19.05 |
4.5.6 |
Учебник, опорные таблицы |
увал, прясло, распадок |
131 132 |
Н.Рыленков Нынче ветер, как мальчишка, весел… |
2 |
22.05 23.05 |
9.1.3 |
Учебник, опорные таблицы |
вторить |
133 134 |
Обобщающий урок по теме: « Весна» |
2 |
25.05 26.05 |
3.4.5 |
Учебник, опорные таблицы |
|
135 136 |
Повторение |
2 |
29.05 30.05 |
6.7.8 |
|
|
|
Итого: |
136ч. |
|
|
|
|
Тематическое планирование
№ |
Наименование разделов |
Всего часов |
Из них |
Примечание |
|||
практич. работы |
внеклассное чтение |
экскурсии |
контроль. работы |
||||
1. |
Учитесь видеть красоту В лучах разбуженного солнца И, воплощая в жизнь мечту. Испейте всю её до донца… Д.Фёдорова |
26 |
23 |
3 |
|
|
|
2. |
В несметном нашем богатстве Слова драгоценные есть: Отечество, Верность, Братство, А ещё: Совесть, Честь… А.Яшин |
21 |
19 |
2 |
|
|
|
3. |
Морозы-декабрю, метели-февралю, Капели первые – задумчивому марту, А я б сказать не мог, что больше я люблю. Н.Рыленков. |
33 |
32 |
1 |
|
|
|
4. |
Самая большая радость в мире – Это делать счастье для других. М.Дудин. |
56 |
51 |
5 |
|
|
|
|
Итого: |
136 |
125 |
11 |
|
|
|
Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения рабочей программы.
1. И.М.Бгажнокова, Е.С Погостина Чтение: учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2017.
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой: - М.: «Просвещение», 2011.
2. Литература для учителя: Н.В.Новоторцева. Развитие речи для детей. (Пособие для родителей и педагогов). Ярославль, «Академия развития», 1998. Е.Д.Худенко, Е.В. Останина. Практическое пособие по развитию речи. – М., «Руссико»,1991.
3. Демонстрационные таблицы: иллюстрации учебника, иллюстративный материал на тему «времена года».
4. Раздаточный материал: карточки, сборники открыток, тесты.
5. Технические средства обучения: ПК. Принтер. Экран.
Приложение №1
Коррекционно-развивающая работа:
1.Формировать у учащихся учебно-познавательные мотивы; потребность в саморазвитии; интерес к содержательной стороне учебной деятельности; интерес к процессу учебной(познавательной) деятельности.
2.Формировать у учащихся умения ориентироваться в задании, представленном в наглядной форме:
3.Ориентироваться в задании, представленном в устной словесной форме;
4.Вычленять в предлагаемом задании содержащуюся в нем задачу, которую предстоит решить;
5.Планировать свою деятельность при выполнении задания, устанавливать последовательность действий по выполнению задания;
Осуществлять самоконтроль на этапе принятия задания, в процессе деятельности, по конечному результату;
6. Осуществлять объективную оценку деятельности товарищей;
7.Подчинять свои действия заданной системе требований, умение действовать по плану.
8.Развивать умения устанавливать последовательность событий, определять их длительность, сопоставлять даты, Соотносить год с веком;
9.Развивать умения работать с исторической картой;
10.Развивать умение применять полученные знания в практической деятельности (работа с картой, самостоятельное выполнение задания);
11.Способствовать развитию памяти, речи, мышления, внимания;
12.Корригировать и развивать связную устную речь у учащихся путем составления предложений, ответов на вопросы, самостоятельных рассказов;
13.Развивать способность концентрировать внимание на воспринимаемом на слух материале путём постановки вопросов перед каждой частью изучаемого материала;
14.Учить выделять, находить и объяснять новые слова и термины по содержанию рассказа;
15. Развивать умение работать с иллюстрацией, картой;
16.Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;
17. Коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений в составлении целого как способа развития логического мышления;
18. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании слов;
19. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии;
20. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на внимание;
21.Коррекция мелкой моторики рук;
22. Способствовать развитию творческих способностей воображению, индивидуальному самовыражению детей;
23.Развитие устойчивого внимания;
24.Развитие скорости распределения и переключение внимания;
25. Развитие умения самостоятельно работать с учебником и выделять главные мысли из прочитанного текста;
26. Развивать умение анализировать текст и рисунки;
27. Формировать умение пересказывать текст с логически законченными частями;
28.Развивать умение работать коллективно(устно) и индивидуально(письменно) с дополнительным материал (адаптированные тексты, грамзаписи и т.д.);
29.Развивать способности в процессе работы с учебником находить ответы на вопросы, формулировать вопросы к тексту;
30.Коррекция и развитие познавательной деятельности;
31. Развивать любознательность, наблюдательность, сформировать представление о, внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;
32.Развивать умение чувствовать и понимать другого человека;
33.Способствовать развитию операции восприятия, памяти, внимания, сравнения, обобщения;
34.Формировать умение раскрывать причинно-следственные в ходе связи работы с различными источниками;
35. Учить понимать действия и поступки людей в прошлом, давать нравственную оценку поступкам.
36. Формировать умение связно и развернуто излагать факты, опираясь на таблицы, схемы, рисунки,
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.