Адаптированная программа по чтению 6 класс
Оценка 4.8

Адаптированная программа по чтению 6 класс

Оценка 4.8
docx
чтение
6 кл
05.12.2022
Адаптированная программа по чтению 6 класс
Адаптированная программа по чтению 6 класс
чтение 6 кл ФГОС.docx

Министерство образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Петровская общеобразовательная школа-интернат»

 

 

 

РАССМОТРЕНО

 

МО учителей старших классов

 

Протокол №___ от ________________

 

УТВЕРЖДЕНО

Директор КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа-интернат»

____________________Комарова О.Л.

приказом от _____________ №_______

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по учебному предмету  «Чтение»

для 6 класса

на 2022 – 2023 учебный год

 

                                                                 

 

 

 

  Разработчик: Шестакова О.А.,

учитель русского языка и чтения

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету « Чтение» составлена на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19.12.2014 года. Приказ зарегистрирован 03.02.2015 года.

Нормотивно – правовая база, обеспечивающая реализацию данной программы, определена рекомендациями к использованию основной примерной  программы ( Программа  специальных ( коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида  «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой.

Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Содержание обучения по предметам имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом. Обучение учащихся носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества. Рабочая программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. На уроках чтения в 6 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся 6 классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

Образовательная программа реализуется, опираясь на систему основных и специальных дидактических принципов на основе системно- деятельностного подхода, а именно:

·        принципе коррекционной направленности в обучении;

·        принципе воспитывающей и развивающей направленности;

·        принципе научности и доступности обучения;

·        принципе систематичности и последовательности в обучении;

·        принципе наглядности в обучении;

·        принципе индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

 

 

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Учебный предмет «Чтение» занимает особое место в системе образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Данный предмет нацелен на формирование не только навыков чтения (правильность, осознанность, выразительность, беглость), но и речевых умений. Кроме того, уроки чтения должны развивать у учащихся интерес к чтению доступной литературы, духовно и нравственно обогащать их.

Чтение является сложнейшим видом речевой деятельности, в процессе которого буквенный код переводится в звуковой и осуществляется понимание прочитанного. Психофизической основой процесса чтения является взаимодействие работы зрительного, рече-двигательного, слухового анализаторов и таких психических процессов, как мышление, речь, память, внимание, воображение.

В зависимости от механизма чтения выделяют три этапа становления этого процесса:

1-й этап – этап аналитического чтения, при котором единицей чтения является буква-слог и понимание отстаёт от произношения.

2-й этап – этап становления синтетических приёмов чтения, при котором единицей чтения является слово, а понимание приближается к произношению.

3-й этап – этап автоматизированного чтения, при котором единицей чтения является словосочетание, предложение или абзац, а понимание опережает произношение.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы;  полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям. В 6 классе продолжается работа по объяснительному чтению, поэтому используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы 5 класса, произведения становятся более объёмными, тематически и жанрово более обогащёнными, что создаёт предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта. В круг чтения, определяемый примерной тематикой, включены произведения, представляющие разные области словесно-литературного творчества: фольклор, произведения русской классической и современной литературы, а также произведения зарубежных авторов или отрывки из этих произведений. Наряду с изучением художественной литературы ученики знакомятся с научно-популярными статьями, посвященными природе, историческим деятелям и событиям. Продолжается последовательная работа по овладению учащимися навыками синтетического чтения: от чтения целым словом к плавному чтению отдельными словосочетаниями и короткими предложениями. Дети с ограниченными возможностями здоровья по-разному проходят все этапы овладения техникой чтения в силу своих особенностей, поэтому правильная организация работы во многом помогает преодолеть возникающие у школьников затруднения. Предупреждение и исправление ошибок, ведущих к нарушению правильности чтения, проводятся во все годы обучения. Работа над техникой чтения должна обеспечивать полное и адекватное понимание прочитанного. Уделяется внимание не только усвоению детьми фактического содержания произведения и установлению адекватных смысловых отношений между частями текста, причинности поступков действующих лиц, но и осознанию идейной направленности (подтекста) произведения. В этот период главное в работе над текстом - анализ сюжета в единстве с его предметным (фактическим), смысловым и идейным содержанием. С этой целью дети учатся выделять тему и идею произведения, соотносить тему с его названием, определять последовательность и причинность событий, мотивы поступков героев. Усвоенное содержание произведений позволяет ученикам понять и усвоить принципы нравственного поведения в обществе.

 Цель: развитие речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.

 Обучение чтению в 6 классе  направлено на решение следующих задач:

• формирование и дальнейшее совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного текста;

• развитие и коррекция недостатков психического, в том числе речевого, развития, формирование речи как средства общения;

 • воспитание нравственных качеств личности, усвоение нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий

Поставленные задачи определяются особенностями психофизической деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учащиеся трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений, уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Основные направления коррекционной работы:

·        развитие артикуляционной моторики;

·        формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

·        развитие высших психических функций;

·        коррекция нарушения эмоцианально–личностной сферы;

·        развитие речи, владение техникой речи;

·        расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

·        коррекция индивидуальных проблем в знаниях, умениях, навыках.

Основные виды организации учебного процесса.

Типы уроков:

-Урок сообщения новых знаний.

-Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок).

 -Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно – обобщающий урок).

 -Урок контроля, оценки и коррекции знаний - контрольная, проверочная работа.

-Комбинированный урок.

 -Урок развития речи.

 Методы и приёмы обучения:

 -словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой);

 -наглядный (наблюдение, демонстрация).

 -практический.

Формы работы: Рассказ, беседа, выборочное, объяснительное чтение, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок.

Виды деятельности учащихся:

-составление плана текста,

-пересказ текста по плану;

 -пересказ текста по предполагаемым вопросам;

-продолжение текста;

-выразительное чтение;

 -чтение наизусть;

 -чтение по ролям.

Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов. По завершению изучения творчества писателя осуществляется промежуточный контроль. Время, отводимое на уроке для контроля – 5- 15 мин.

15 мин.

Описание места учебного курса в учебном плане.

Рабочая программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю согласно расписанию). Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

Примечание: уроки, совпадающие с праздничными днями, проводятся соответственно за счет уплотнения тематического материала, представляется лист корректировки программы.

Изменения,  внесенные в авторскую программу.

Программа составлена с учетом обученности детей, максимального развития познавательных интересов, индивидуально- дифференцированного подхода к учащимся. При составлении данной программы по чтению  в авторскую программу В.В. Воронковой были внесены изменения.

Практика показывает, что ученики старших классов с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности при чтении и понимании художественных произведений. Большинство из них находится на этапе становления синтетических приёмов чтения, и это обусловлено целым рядом причин:

·        нарушение фонематического слуха;

·        нарушение пространственного восприятия;

·        нарушение взаимодействия между слуховым, зрительным и кинестетическим восприятием;

·        нарушение мыслительных операций, памяти, внимания, воображения, речи;

·        нарушение поведения и работоспособности.

В силу перечисленных интеллектуальных и речевых недостатков этап автоматизированного чтения оказывается для умственно отсталых учащихся практически недостижимым.

В связи с данными особенностями обучающихся 6 класса можно разделить на 4 группы:

 

Уровни овладения предметными результатами.

Группы обучающихся по уровням овладения предметными результатами

Характеристика выполнения заданий.

Базовый (достаточный) уровень

1 группа

 

ученики наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения, им доступен некоторый уровень обобщения. Выполняя новую работу, правильно используют имеющийся опыт. Все задания выполняют самостоятельно. Не испытывают затруднения в овладении общеучебными умениями. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

2 группа

ученики в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изученный материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность при выполнении заданий. Они нуждаются в организующей и активизирующей помощи учителя, а также в определённой помощи при нахождении той или иной особенности объекта. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет, но снижают темп работы, и они допускают ошибки. На начальном выполнении практического задания они испытывают трудности, сразу разобраться не могут. Самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются

 Минимальный уровень

3 группа 

 

ученики с трудом усваивают программный материал. Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей. Они не понимают фронтальное объяснение учителя, их отличает низкая самостоятельность, у них низкая способность к обобщению. Каждое несколько изменённое задание воспринимается ими как новое. Восприятие содержания у них носит фрагментарный характер. Забывание у этих школьников протекает интенсивно (особенно определения, выводы, формулировки правил). Испытывают значительные трудности при планировании предстоящих действий. Дети отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при списывании текстов и выполнении других заданий; как правило, эти ученики обучаются по упрощённой программе по предмету.

4 группа

ученики овладевают учебным материалом на самом низком уровне. Они не видят ошибок в работе, каждое последующее задание воспринимается ими как новое, практически не могут планировать выполнение трудовых операций. Они не могут обобщать и исключать, неадекватно переносят ранее известное в новые условия. В алгоритмах они не разбираются и не всегда ими руководствуются.

 

Учебно-тематическое планирование составлено с учетом возможностей учащихся по уровням.

1 уровень (достаточный) для учащихся 1-2 группы предполагает реализацию требований к ученику в объеме программного материала.

2 уровень (минимально необходимый) для учащихся 3-4 группы скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объема материала и его содержания.

Такое разделение учащихся позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с ОВЗ.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Чтение».

 Личностными результатами изучения курса «Чтение » в 6 классах является формирование следующих умений:

·        формировать понимание важности процесса обучения;

·        развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и зарубежной литературой;

·        формировать нравственно развитую личность в процессе чтения, развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

·        развивать чувство ответственности за свои поступки при сопоставлении образов персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;

·        формировать умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

·        формировать умение активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

·        развивать умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

·        развивать умение составлять тексты в устной форме;

·        развивать умение строить рассуждения в процессе характеристики текста;

·        развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;

·        совершенствовать мотивации к систематическому, самостоятельному чтению.

Метапредметными результатами изучения чтения  являются:

 Регулятивные УУД:

 · Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

 · Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

 · Умение использовать чтение с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

· Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

· Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

· Использовать при выполнении заданий различные средства: дополнительную литературу, источники по чтению и развитию речи. С помощью учителя давать самооценку своей деятельности.

 • Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД:

 · Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

 · Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников, электронных пособий.

· Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

· Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация и др.

 Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

 Коммуникативные УУД:

 · Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

 · Слушать и понимать речь других.

· Вступать в диалог на уроке и в жизни.

 · Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

· Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

Предметные результаты:

·        читать текст правильно, осознанно и выразительно, вслух и про себя;

·        делить текст на смысловые части, пересказывать текст различными способами (полный пересказ, выборочный, краткий);

·        определять мотивы поступков героев, выражать своё отношение к ним;

·        пользоваться монологической и диалогической речью при пересказах, рассказывании, выражении собственной точки зрения, коллективном обсуждении и т. п.;

·        самостоятельно составлять и задавать одноклассникам (или учителю) вопросы к тексту;

·        понимать жанровые особенности произведений (сказка, стихотворение, рассказ, басня);

·        заучивать наизусть стихотворения, басни;

·        совершенствовать читательский опыт, развивать умение пользоваться библиотекой (нахождение нужной книги по теме урока, выбор книги для самостоятельного чтения, для выполнения творческих работ и т. д.).

 

Планируемые  результаты освоения учебного предмета «Чтение ».

Базовый (достаточный) уровень.

·        читать доступные тексты вслух осознанно, правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение (словосочетаниями), в трудных случаях — целым словом;

·        читать про себя, выполняя различные задания к проанализированному тексту;

·        делить текст на части под руководством учителя;

·        пересказывать текст (полностью или частично) по плану, используя опорные слова;

·        определять мотивы поступков героев, выражать своё отношение к ним;

·        выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);

·        выучить наизусть 8—10 стихотворений;

·        читать внеклассную литературу под контролем учителя или воспитателя.

Минимальный уровень:

·        читать вслух правильно, целым словом, трудные слова — по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;

·        читать про себя проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания учителя;

·        отвечать на вопросы учителя;

·        пересказывать фрагменты текста, несложные по содержанию;

·        оценивать поступки героев (с помощью учителя);

·        заучивать стихотворения наизусть (объём текста с учётом индивидуальных особенностей учащихся);

·        участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанным текстам.

 

 

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению.

 В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 45-60 слов. При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно. Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование.

 

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Сроки

Коррекционная работа

Оборудование

          Примечание

 

Учитесь видеть красоту

В лучах разбуженного солнца

И, воплощая в жизнь мечту.

 Испейте всю её  до донца…

Д.Фёдорова

26

 

 

 

 

 

1

День знаний

1

01.09

 

 

 

2

 По В. Пескову Отечество.

1

02.09

6.7.8

Учебник, опорные таблицы

до дна,

эпиграф,

корни Родины

3

М.Ножкин   Россия.

1

05.09

9.1.3

Учебник, опорные таблицы

нерастраченная сила, неразгаданная грусть

4

М.Пришвин  Моя Родина

1

06.09

3.4.5

Учебник, опорные таблицы

 

5

В.Бианки Сентябрь

1

08.09

5.6.7

Учебник, опорные таблицы

хмурень, ревун, летовавшие у нас перелетные, воздух пустеет

6

И.Бунин Лес, точно терем раписной…

1

09.09

1.4.8

Учебник, опорные таблицы

терем

7

Ю.Качаев Грабитель.

 

1

12.09

3.4.5

 

пучка, тасхылы, чащоба

8

Б.Житков Белый домик 1ч.

1

13.09

4.5.6

Учебник, опорные таблицы

путешествие,

шлюпка

9

Б.Житков Белый домик. 2ч

 

1

15.09

6.7.8

Учебник, опорные таблицы

 

10

А.Белорусец Звонкие ключи. 1ч.

1

16.09

9.1.3

Учебник, опорные таблицы

 

11

.А.Белорусец Звонкие ключи. 2ч.

1

19.09

3.4.5

Учебник, опорные таблицы

телеграмма

12

.А.Белорусец Звонкие ключи. 3ч.

1

20.09

5.6.7

Учебник, опорные таблицы

след в след

13

К.Паустовский Заячьи лапы. 1ч

1

22.09

4.5.6

Учебник, опорные таблицы

ветеринар

14

К.Паустовский Заячьи лапы. 2ч

1

23.09

6.7.8

Произведение

 

15

К.Паустовский Заячьи лапы. 3ч

1

26.09

9.1.3

Учебник, опорные таблицы

 

16

И.Тургенев Осенний день в березовой роще.

1

27.09

3.4.5

Учебник, опорные таблицы

 

17

Е.Носов Хитрюга. 1ч.

1

29.09

4.5.6

Учебник, опорные таблицы

 

18

Е.Носов Хитрюга. 2ч

1

30.09

6.7.8

Учебник, опорные таблицы

кладовая

19

В.Бианки Октябрь.

1

03.10

9.1.3

Учебник, опорные таблицы

листопад, грязник, зазимник

20

С.Михалков Будь человеком.

1

04.10

3.4.5

Учебник, опорные таблицы

тлел.  эгоист

21

Б.Заходер Петя мечтает.

1

06.10

5.6.7

Учебник, опорные таблицы

 

22

По Д.Биссету Слон и муравей

1

07.10

6.7.8

Учебник, опорные таблицы

закадычные друзья

23

По Д.Биссету Кузнечик Денди.

1

10.10

9.1.3

Учебник, опорные таблицы

 

24

Дж. Родари Как один мальчик играл с палкой.

1

11.10

3.4.5

Учебник, опорные таблицы

 

25

Дж. Родари Пуговкин домик. 1ч.

1

13.10

5.6.7

Учебник, опорные таблицы

 

26

Дж. Родари Пуговкин домик. 2ч.

1

14.10

1.4.8

Учебник, опорные таблицы

мажордом

 

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество, Верность, Братство,

А ещё: Совесть, Честь…

А.Яшин

21

 

 

 

 

27

Отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей -Разбойник».

1

17.10

4.5.6

Учебник, опорные таблицы

былина, благословение, ратный подвиг, радельник

28

Ф.Глинка Москва.

1

18.10

6.7.8

Учебник, опорные таблицы

посад, срединный

29

В.Бианки Ноябрь. Обобщение произведений осенней тематики.

1

20.10

9.1.3

Учебник, опорные таблицы

зябь

30

По С.Алексееву Без Нарвы не видать моря.

1

21.10

3.4.5

Учебник, опорные таблицы

возок, обозы, фокус, величают, потешное войско, гвардия

31

По С.Алексееву На берегу Невы.

1

24.10

5.6.7

Учебник, опорные таблицы

ботфорты, Санкт-Петербург

32

Рассказы о русском подвиге

По С.Алексееву Медаль.

1

25.10

6.7.8

Произведение

 

33

По С.Алексееву Гришенька.

1

27.10

9.1.3

Учебник, опорные таблицы

адъютант

34

Великодушный русский воин

По Е.Холмогоровой Серебряный лебедь.

1

28.10

3.4.5

Учебник, опорные таблицы

герб, камин

35

По Е.Холмогоровой Боевое крещение.

1

07.11

5.6.7

Учебник, опорные таблицы

маневр

36

По Е.Холмогоровой День рождения Наполеона.

1

08.11

4.5.6

Учебник, опорные таблицы

штурм

37

По Е.Холмогоровой В дни спокойные.

1

10.11

6.7.8

Учебник, опорные таблицы

 

38

39

40

По Н.Носову Как Незнайка сочинял стихи.

3

11.11

14.11

15.11

9.1.3

Учебник, опорные таблицы

 

41

Е.Пермяк Тайна цены.

1

17.11

3.4.5

Учебник, опорные таблицы

 

42

Д.Гальперина Здравствуйте!

1

18.11

5.6.7

Учебник, опорные таблицы

здравствуйте

43

В.Бианки Декабрь. Е.Благинина Загадки.

1

21.11

6.7.8

Учебник, опорные таблицы

студень

44

А.Никитин Встреча зимы.

1

22.11

3.4.5

Учебник, опорные таблицы

угрюмые небеса,

плакал сумрачный лес

45

А.Дорохов Теплый снег.

1

24.11

5.6.7

Учебник, опорные таблицы

 

46

А.Пушкин Вот север, тучи нагоняя.

1

25.11

1.4.8

Учебник, опорные таблицы

волшебница зима, блеснул мороз

47

Д.Хармс Пушкин.

1

28.11

4.5.6

Учебник, опорные таблицы

 

 

Морозы-декабрю, метели-февралю,

Капели первые – задумчивому марту,

А я б сказать не мог, что больше я люблю.

Н.Рыленков.

33

 

 

 

 

48

В.Бианки Январь.

1

29.11

9.1.3

Учебник, опорные таблицы

 

49

Х.-К.Андерсен Ель.1ч.

1

01.12

3.4.5

Учебник, опорные таблицы

рождество

50

51

Х.-К.Андерсен Ель.2ч.

2

02.12

05.12

5.6.7

Учебник, опорные таблицы

 

52

53

54

А.П.Чехов Ванька.

3

06.12

08.12

09.12

4.5.6

Учебник, опорные таблицы

заутреня, темный образ, колодка, шпандырь, сидельцы

55

И.Никитин Весело сияет месяц над селом;….

1

12.12

6.7.8

Произведение

 

56

И.Суриков Белый снег пушистый…

1

13.12

9.1.3

Учебник, опорные таблицы

 

57

58

М.Зощенко Леля и Минька. Ёлка.

2

15.12

16.12

3.4.5

Учебник, опорные таблицы

 

59

60

Ю.Рытхэу Пурга.

2

19.12

20.12

5.6.7

Учебник, опорные таблицы

малахай

61

62

Ю.Дмитриев Таинственный ночной гость.

2

22.12

23.12

4.5.6

Учебник, опорные таблицы

под сердцем по-прежнему было холодно

63

В.Бианки Февраль.

1

26.12

6.7.8

Учебник, опорные таблицы

перезимок

64

65

66

67

68

69

С.Маршак Двенадцать месяцев. 1ч.

6

27.12

09.01

10.01

12.01

13.01

16.01

3.4.5

Учебник, опорные таблицы

 

70

71

72

73

74

75

76

77

По Х.-К.Андерсену Снежная королева.

8

17.01

19.01

20.01

23.01

24.01

26.01

27.01

30.01

9.1.3

Учебник, опорные таблицы

тролль

78

С.Смирнов Первые приметы.

1

31.01

4.5.6

Учебник, опорные таблицы

краснотал

79

В.Бианки Март.

1

02.02

1.4.8

 

 

парник, капельник

80

По В.Пескову Весна идет.

1

03.02

9.1.3

Учебник, опорные таблицы

ратуша

 

Самая большая радость в мире –

Это делать счастье для других.

М.Дудин.

56

 

 

 

 

81

М.Пришвин Жаркий час.

1

06.02

5.6.7

Учебник, опорные таблицы

 

82

Г.Скребицкий Весенняя песня. 1ч.

1

07.02

4.5.6

Учебник, опорные таблицы

 

83

Г.Скребицкий Весенняя песня. 2ч.

1

09.02

6.7.8

Произведение

 

84

В.Жуковский Жаворонок.

1

10.02

9.1.3

Учебник, опорные таблицы

романс М.Глинки Жаворонок

85

86

А Толстой Детство Никиты.

2

13.02

14.02

3.4.5

Учебник, опорные таблицы

мерин, выгон, ощерясь, дрожки

87

88

А.Твардовский Как после мартовских метелей…

2

16.02

17.02

5.6.7

Учебник, опорные таблицы

 

89

А.Плещеев И вот шатер свой голубой…

1

20.02

4.5.6

Учебник, опорные таблицы

окроплены

90

В.Бианки Апрель.

1

21.02

6.7.8

Учебник, опорные таблицы

зажги снега, вешние потоки, вешние снега

91

92

93

К.Паустовский Стальное колечко.

3

27.02

28.02

02.03

9.1.3

Учебник, опорные таблицы

махорка

94

95

96

По В.Астафьеву Злодейка

3

03.03

06.03

07.03

3.4.5

Учебник, опорные таблицы

 

97

98

По Е.Барониной Рассказы про зверей.

2

09.03

10.03

5.6.7

Учебник, опорные таблицы

 

99

100

В.Драгунский Кот в сапогах.

2

13.03

14.03

6.7.8

Учебник, опорные таблицы

карнавал

101

Д.Хармс Заяц и ёж.

1

16.03

9.1.3

Учебник, опорные таблицы

 

102

И.Крылов Зеркало и обезьяна.

1

17.03

3.4.5

Учебник, опорные таблицы

 

103

104

105

106

107

108

109

По Р.Киплингу  Рикки-Тикки-Тави.

7

20.03

21.03

23.03

03.04

04.04

06.04

07.04

5.6.7

Учебник, опорные таблицы

мангуст

110

111

В.Набоков Дождь пролетел и сгорел на лету.

2

10.04

11.04

5.6.7

Учебник, опорные таблицы

Кончиком наклоняется лист и с кончика жемчуг роняет.

112

113

В.Бианки Май.

2

13.04

14.04

4.5.6

Учебник, опорные таблицы

 

114

М.Дудин Наши песни спеты на войне.

1

17.04

6.7.8

Произведение

седина отсчитывает даты, сквозит тревогою уют, высохла кровавая роса

115

116

117

118

119

В.Медведев Звездолет Брунька.

5

18.04

20.04

21.04

24.04

25.04

9.1.3

Учебник, опорные таблицы

 

120

121

122

123

По К.Паустовскому Корзина с еловыми шишками.

4

27.04

28.04

02.05

04.05

3.4.5

Учебник, опорные таблицы

композитор

124

125

126

127

128

По А.де.Сент-Экзюпери Маленький принц.

5

05.05

11.05

12.05

15.05

16.05

5.6.7

Учебник, опорные таблицы

приручить, ты навсегда в ответе за всех, кого приручил

129

130

В.Астафьев Зорькина песня.

2

18.05

19.05

4.5.6

Учебник, опорные таблицы

увал, прясло, распадок

131

132

Н.Рыленков Нынче ветер, как мальчишка, весел…

2

22.05

23.05

9.1.3

Учебник, опорные таблицы

вторить

133

134

Обобщающий урок по теме: « Весна»

2

25.05

26.05

3.4.5

Учебник, опорные таблицы

 

135

136

Повторение

2

29.05

30.05

6.7.8

 

 

 

Итого:

136ч.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                  

Тематическое  планирование

 

 

Наименование разделов

Всего

часов

Из них

Примечание

практич.

работы

внеклассное чтение

экскурсии

контроль.

работы

1.

Учитесь видеть красоту

В лучах разбуженного солнца

И, воплощая в жизнь мечту.

 Испейте всю её  до донца…

Д.Фёдорова

26

23

3

 

 

 

 

2.

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество, Верность, Братство,

А ещё: Совесть, Честь…

А.Яшин

21

19

2

 

 

 

3.

Морозы-декабрю, метели-февралю,

Капели первые – задумчивому марту,

А я б сказать не мог, что больше я люблю.

Н.Рыленков.

33

32

1

 

 

 

4.

Самая большая радость в мире –

Это делать счастье для других.

М.Дудин.

56

51

5

 

 

 

 

Итого:

136

125

11

 

 

 

 

 

Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения рабочей программы.

 

1. И.М.Бгажнокова, Е.С Погостина Чтение: учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2017.

Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой: - М.: «Просвещение», 2011.

2. Литература для учителя: Н.В.Новоторцева. Развитие речи для детей. (Пособие для родителей и педагогов). Ярославль, «Академия развития», 1998. Е.Д.Худенко, Е.В. Останина. Практическое пособие по развитию речи. – М., «Руссико»,1991.

3. Демонстрационные таблицы: иллюстрации учебника, иллюстративный материал на тему «времена года».

 4. Раздаточный материал: карточки, сборники открыток, тесты.

 5. Технические средства обучения: ПК. Принтер. Экран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Коррекционно-развивающая работа:

1.Формировать у учащихся учебно-познавательные мотивы; потребность в саморазвитии; интерес к содержательной стороне учебной деятельности; интерес к процессу учебной(познавательной) деятельности.

2.Формировать у учащихся умения ориентироваться в задании, представленном в наглядной форме:

3.Ориентироваться в задании, представленном в устной словесной форме;

4.Вычленять в предлагаемом задании содержащуюся в нем задачу, которую предстоит решить;

5.Планировать свою деятельность при выполнении задания, устанавливать последовательность действий по выполнению задания;

Осуществлять самоконтроль на этапе принятия задания, в процессе деятельности, по конечному результату;

6. Осуществлять объективную оценку деятельности товарищей;

7.Подчинять свои действия заданной системе требований, умение действовать по плану.

8.Развивать умения устанавливать последовательность событий, определять их длительность, сопоставлять даты, Соотносить год с веком;

9.Развивать умения работать с исторической картой;

10.Развивать умение применять полученные знания в практической деятельности (работа с картой, самостоятельное выполнение задания);

11.Способствовать развитию памяти, речи, мышления, внимания;

12.Корригировать  и развивать связную устную речь у учащихся путем составления предложений, ответов на вопросы, самостоятельных рассказов;

13.Развивать способность концентрировать внимание на воспринимаемом на слух материале путём постановки вопросов перед каждой частью изучаемого материала;

14.Учить выделять, находить и объяснять новые слова и термины по содержанию рассказа;

15. Развивать умение работать с иллюстрацией, картой;

16.Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;

17. Коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений в составлении целого как способа развития логического мышления;

18. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании слов;

19. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений  в узнавании и различии;

20. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на внимание;

21.Коррекция мелкой моторики рук;

22. Способствовать развитию творческих способностей воображению, индивидуальному самовыражению детей;

23.Развитие устойчивого внимания;

24.Развитие скорости распределения и переключение внимания;

25. Развитие умения самостоятельно работать с учебником и выделять главные мысли из  прочитанного текста;

26. Развивать умение анализировать текст и рисунки;

27. Формировать умение пересказывать текст с логически законченными  частями;

28.Развивать умение работать коллективно(устно) и индивидуально(письменно) с дополнительным материал (адаптированные тексты, грамзаписи и т.д.);

29.Развивать способности в процессе работы с учебником находить ответы на вопросы, формулировать вопросы к тексту;

30.Коррекция и развитие познавательной деятельности;

31. Развивать любознательность, наблюдательность, сформировать представление о, внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;

32.Развивать умение чувствовать и понимать другого человека;

33.Способствовать развитию операции восприятия, памяти, внимания, сравнения, обобщения;

34.Формировать умение раскрывать причинно-следственные в ходе связи работы с различными источниками;

35. Учить понимать действия и поступки людей в прошлом, давать нравственную оценку поступкам.

36. Формировать умение  связно и развернуто излагать факты, опираясь на таблицы, схемы, рисунки,

 

 

 

 


Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Пояснительная записка. Адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «

Пояснительная записка. Адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В этот период главное в работе над текстом - анализ сюжета в единстве с его предметным (фактическим), смысловым и идейным содержанием

В этот период главное в работе над текстом - анализ сюжета в единстве с его предметным (фактическим), смысловым и идейным содержанием

Урок развития речи. Методы и приёмы обучения : -словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой); -наглядный (наблюдение, демонстрация)

Урок развития речи. Методы и приёмы обучения : -словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой); -наглядный (наблюдение, демонстрация)

Практика показывает, что ученики старших классов с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности при чтении и понимании художественных произведений

Практика показывает, что ученики старших классов с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности при чтении и понимании художественных произведений

Их отличает меньшая самостоятельность при выполнении заданий

Их отличает меньшая самостоятельность при выполнении заданий

Учебно-тематическое планирование составлено с учетом возможностей учащихся по уровням

Учебно-тематическое планирование составлено с учетом возможностей учащихся по уровням

Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Чтение »

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Чтение »

Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию,…

Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию,…

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

Учебник, опорные таблицы 11

Учебник, опорные таблицы 11

В несметном нашем богатстве Слова драгоценные есть:

В несметном нашем богатстве Слова драгоценные есть:

По Н.Носову Как Незнайка сочинял стихи

По Н.Носову Как Незнайка сочинял стихи

И.Никитин Весело сияет месяц над селом;…

И.Никитин Весело сияет месяц над селом;…

Самая большая радость в мире –

Самая большая радость в мире –

И.Крылов Зеркало и обезьяна.117

И.Крылов Зеркало и обезьяна.117

В.Астафьев Зорькина песня.218.05 19

В.Астафьев Зорькина песня.218.05 19

Морозы-декабрю, метели-февралю,

Морозы-декабрю, метели-февралю,

Приложение №1 Коррекционно-развивающая работа: 1

Приложение №1 Коррекционно-развивающая работа: 1

Формировать умение пересказывать текст с логически законченными частями; 28

Формировать умение пересказывать текст с логически законченными частями; 28
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2022