Совершенствование техники чтения
Учитель – логопед
Новикова С.Г.,
МБОУ СОШ №135,
г. Снежинск
Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении, ведь большинство информации мы получаем в виде текстов. Для того чтобы успешно воспринимать эту информацию, необходимо не только уметь быстро и свободно читать (владеть техникой чтения), но и обладать способностью извлекать смысл из прочитанного.
Однако читательские навыки школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей. Как помочь детям справиться с трудностями при чтении, как научить любить книгу, как сформировать желание, потребность читать?
Зачастую эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать. И сидит ребёнок над книгой, обливаясь слезами и испытывая к ней тихую ненависть.
Порой родители не обращают внимание на способ чтения ученика: ребёнок только – только начинает читать по слогам, а мама покупает книгу и просит ребёнка читать большой текст, насыщенный трудными словами.
Представляю материалы, которыми пользуюсь на занятиях и в индивидуальной работе. Задания в этих книгах направлены на устранение одной из основных причин трудностей в чтении: недостаточной сформированности техники чтения.
Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе.
![]() |
Автор предлагает работу с пособием строить как в классе, так и в индивидуальной работе во внеурочное время.
Данное пособие предназначено для развития у младших школьников умения бегло и правильно читать слова разной слоговой структуры как изолированно, так и в составе словосочетаний и предложений. Слова, представленные в данном пособии, объединены по степени сложности слоговой структуры в 14 групп. От группы к группе структура слова усложняется.
Обязательным методическим требованием к работе с пособием является постепенное движение от группы к группе. Не рекомендуется перешагивать через какую-либо группу, структурную подгруппу или менять их местами.
Можно предложить разнообразные приёмы работы:
а)ученики читают «про себя» в течение заданного учителем времени;
б)ученики читают заданное количество слов по цепочке, например, каждый — по 3 слова;
в)дети объединяются в пары и читают слова или словосочетания друг другу по очереди — 1—2 слова один ученик, 1—2 слова другой и т. д.;
г)дети читают хором;
д)ученики читают «про себя», отмечая галочкой незнакомые слова, по истечении времени разминки проводится словарная работа.
К столбикам слов любой группы можно предложить дополнительные задания:
· найди среди прочитанных тобой слов название птицы (дерева, профессии и т. п.);
· чем похожи слова этого столбика? (например, все существительные);
· назови слово на правило «Жи-Ши пиши с буквой и»;
· назови слово с парной согласной;
· на какие группы можно разделить слова?
Мною были немного изменены таблицы: в первом столбике были записаны буквы в печатном, письменном варианте, строчные, заглавные, а в верхней строчке записаны числа от 1 до 8. Это даёт возможность играть с детьми в игру «Морской бой». Детям очень нравится это задание, они ждут, когда по цепочке будут загадывать друг другу слова. (Ж4; А5..)
![]() |
|
![]() |
Бураков Н.Б.
Каждое пособие Буракова Н.Б. – часть серии. В серию входят пособия по обучению чтения и развитию техники чтения. При выборе пособия автор советует смотреть на то, что если ребёнок читает уверенно словами, то переходить на фразовое чтение.
Рассмотрим несколько пособий этого автора.
· Бураков Н.Б. Словесное чтение
Рабочая тетрадь по развитию техники чтения. Увлекательные упражнения не дадут ребенку скучать, а игровая форма будет способствовать развитию интереса к чтению.
· Бураков Н.Б. Я читаю целым словом
Рабочая тетрадь для обучения чтению целым словом. Занятию построены в игровой форме, что способствует повышению интереса к чтению, повышению скорости чтения.
· Бураков Н.Б. Смысловое чтение.
Пособие по развитию техники чтения. Выполняя разнообразные задания, ребенок научится понимать смысл текста, сумеет составить из слов предложение, а из предложений - текст. Он без труда сможет найти в тексте ответ на поставленный вопрос, закончить предложение или отгадать загадку.
· Бураков Н.Б. Я читаю выразительно. (Развитие техники чтения)
Рабочая тетрадь по развитию техники чтения. Ребенок научится определять, какое настроение выражено в тексте. Он сможет передать голосом радость и грусть, страх и удивление, т.е. будет читать выразительно.
Игровая форма занятий способствует развитию интереса к чтению. Дети от каждого
упражнения получают результат и удовольствие от процесса преодоления
трудностей. Кроме этого, развиваются психические процессы: внимание, память,
мышление.
Беденко М.В.
![]() |
Предлагаемый "тренажер по чтению" содержит занимательные научно-популярные тексты для отработки техники чтения и понимания текста и тестовые вопросы к ним. Тематика текстов и их размеры подобраны в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
![]() |
Эдигей В.Б.
![]() |
![]() |
||
· «Увлечение чтением».
Это уроки развития мышления и техники чтения. Книга способствует решению важной проблемы: повышение скорости мышления в процессе чтения. Предлагаемый автором метод отличается оригинальностью, новизной, воспитывает у ребенка интерес к процессу чтения. Большое количество упражнений носят развивающий характер, что делает данное учебное пособие источником творческого вдохновения учеников.
Хотелось бы привести отзыв на книгу Эдигея В.Б. Ш. Амонашвили .
«В.Б. Эдигей имеет огромный творческий опыт учителя начальных классов и талант разрабатывать учебно-методические материалы для учителей и младших школьников. Его поиски направлены на разработку системы общего развития детей, развития и формирования в них отдельных качеств. Представленная автором книга имеет целью на базе интеллектуального развития ребенка разбудить в нем интерес к чтению и вырабатывать умение пользоваться чтением для решения познавательных задач.»
![]() |
· "Новое чтение" - это пособие, разработанное специально для учителей и родителей.
Оно является основой для построения системы развития мышления ребенка посредством чтения. Книга состоит из разделенных на группы оригинальных и абсолютно новых упражнений с подробными рекомендациями по их применению. Иллюстрации и анализ воздействия предлагаемых заданий на "механику" детского мышления позволяют выстроить индивидуальную систему обучения для любого ребенка
Зегебарт Г.М. Комплект «Учение без
мучения. Чтение»
Комплект «Учение без мучения. Чтение» содержит книги: «Чтение: от буквы к слову», «Чтение: от слова к тексту», «Чтение: от текста к смыслу»
Рабочая тетрадь «Чтение: от текста к смыслу» представляет собой сборник коррекционно-развивающих игр, направленных на развитие скорости мышления и скорейший переход к понятийному чтению. Задания разделов предполагают анализ текстов и поиск правильных ответов на вопросы к ним. Каждая из предложенных задач подтолкнет ребенка к небольшому исследованию. Самостоятельный поиск и анализ допущенных при работе ошибок будет способствовать повышению успеваемости по всем предметам.
Существует большое количество книг по формированию и совершенствованию техники чтения, которые учителя применяют в работе с детьми. Мною была представлена подборка книг, которой я постоянно пользуюсь на занятиях в группе, в индивидуальной работе. Задания, предлагаемые детям в этих книгах, многообразны. Они необычны, они составлены с учетом возможностей и интересов детей. Это вызывает у ребёнка желание читать, способствуют овладению техникой чтения. Кроме этого, задания в этих книгах развивают мышление, внимание, память. Овладев техникой чтения, ребенок будет с интересом и читать, и познавать.
Используемые источники:
· Бураков Н.Б. Пособия для центров развития ребенка, Словесное чтение, 2011.
· Зегебарт Г.М. Чтение: от текста к смыслу. Тетрадь для младших школьников. Генезис, 2016.
· Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003.
· Эдигей В.Б. Увлечение чтением: Уроки развития мышления и техники чтения. УЦ «Перспектива», 1997.
· Эдигей В.Б. Новое чтение. Перспектива, 2015.
· https://yandex.ru/images/search?family=yes&img_url=https%3A%2F%2Fgoods-photos.static1-sima-land.com%2Fitems%2F6635497%2F0%2F1600.jpg%3Fv%3D1647242829&lr=11218&pos=1&rpt=simage&source=serp&text=Мисаренко%20Г.Г.%20Дидактический%20материал%20для%20развития%20техники%20чтения%20в%20начальной%20шко-ле%3A
· https://yandex.ru/images/search?family=yes&img_url=https%3A%2F%2Fsun9-40.userapi.com%2Fimpg%2FDoMd-g-gv5erzzzoxpphBSkdt9DCOy7_dIXhgQ%2F7OFQY7Hmwt8.jpg%3Fsize%3D604x453%26quality%3D95%26sign%3D754517144037cce2540bdb86809c0ebb%26c_uniq_tag%3DUKMAVMsvNxwEz-oN91bgU3NGi2zkhVBXeiIa9UzXrgU%26type%3Dalbum&lr=11218&pos=1&rpt=simage&text=Бураков%20книги%20Осмысленное%20чтение
· https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fimg.labirint.ru%2Frcimg%2F7a297fb6f14e2609e2da0425c2ee0912%2F1920x1080%2Fcomments_pic%2F1530%2F1_3fd1c8d637e26dfd51695860f215c36f_1437376938.jpg%3F1437376963&lr=11218&p=1&pos=26&rpt=simage&source=serp&stype=image&text=Беденко%20М.В.%20Блицконтроль
· https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Favatars.mds.yandex.net%2Fget-mpic%2F5219097%2Fimg_id2693482148359295229.jpeg%2Forig&lr=11218&pos=3&rpt=simage&text=Зегебарт%20От%20чтения-%20к%20тексту
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.