"Патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
Оценка 4.9

"Патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

Оценка 4.9
Лекции
docx
чтение
11.03.2024
"Патриотическое воспитание дошкольников  средствами художественной литературы"
Целью патриотического воспитания является развитие в личности высокой социальной активности, активной гражданской позиции, высокой духовности, воспитание в детях позитивных качеств и высоких моральных ценностей, способности проявлять их в интересах Отечества; воспитание преданного отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы, любящего свою Родину патриота.
Статья .docx

"Патриотическое воспитание дошкольников  средствами художественной литературы"

 

Степанова Виктория Михайловна,

воспитатель высшей  категории  

АНО ДО «Планета детства «Лада»

 д/с №157 «Светлячок»,

Самарская обл. г. Тольятти

Патриотизм — это не только преданность своему народу, Отечеству, но в то же время это и уважение, «сохранение культурной самобытности каждого народа, живущего в России».

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.

Целью патриотического воспитания является развитие в личности высокой социальной активности, активной гражданской позиции, высокой духовности, воспитание в детях позитивных качеств и высоких моральных ценностей, способности проявлять их в интересах Отечества; воспитание преданного отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы, любящего свою Родину патриота. 

Рассмотрим основные этапы патриотического воспитания, выделенные исследователями.

Первый этап – базовый (предварительный) – на этом этапе происходит формирование нравственных представлений, чувств, опыта поведения.

Второй этап – художественно-ознакомительный. На этом этапе происходит ознакомление с народными искусствами и промыслами, традициями, национальными праздниками, народными играми, устным (сказками, былинами, поговорками и пословицами).

Третий этап – когнитивно-эмоциональный. На этом этапе происходит развитие интереса к своей стране, малой родине. В том числе к ее истории, достопримечательностям, известным людям, прославившим свой город.

Четвертый этап – эмоционально-действенный. Он заключается в формировании желания и умения реализовать отношения и полученные знания в разных видах деятельности. Чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, педагоги должны использовать различные методы организации деятельности детей.

В своей работе можно  использовать разные формы воспитания: целевые прогулки, к памятникам, монументам, в краеведческий музей. Так же используются различные формы работы с детьми - это рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного город; наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках); демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций; знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми; знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников. Именно художественная литература помогает решить поставленную задачу.

С помощью художественных произведений можно влиять на развитие и становление личности ребенка, формировать интерес к национальной культуре своего народа, развивать патриотические чувства к Родине.

Произведения устного народного творчества помогут сформировать у детей такие понятия, как «Родина», «Малая Родина». Для этого можно использовать пословицы и поговорки о Родине.

Приобщение детей к культурным традициям нашего народа проходило в проведении народных праздников (Масленица, Святки, Пасха) – знакомимся с закличками.

Патриотизм — это не только преданность своему народу, Отечеству, но в то же время это и уважение, «сохранение культурной самобытности каждого народа, живущего в России».

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.

Целью патриотического воспитания является развитие в личности высокой социальной активности, активной гражданской позиции, высокой духовности, воспитание в детях позитивных качеств и высоких моральных ценностей, способности проявлять их в интересах Отечества; воспитание преданного отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы, любящего свою Родину патриота. 

Рассмотрим основные этапы патриотического воспитания, выделенные исследователями.

Первый этап – базовый (предварительный) – на этом этапе происходит формирование нравственных представлений, чувств, опыта поведения.

Второй этап – художественно-ознакомительный. На этом этапе происходит ознакомление с народными искусствами и промыслами, традициями, национальными праздниками, народными играми, устным (сказками, былинами, поговорками и пословицами).

Третий этап – когнитивно-эмоциональный. На этом этапе происходит развитие интереса к своей стране, малой родине. В том числе к ее истории, достопримечательностям, известным людям, прославившим свой город.

Четвертый этап – эмоционально-действенный. Он заключается в формировании желания и умения реализовать отношения и полученные знания в разных видах деятельности. Чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, педагоги должны использовать различные методы организации деятельности детей.

В своей работе можно  использовать разные формы воспитания: целевые прогулки, к памятникам, монументам, в краеведческий музей. Так же используются различные формы работы с детьми - это рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного город; наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках); демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций; знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми; знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников. Именно художественная литература помогает решить поставленную задачу.

С помощью художественных произведений можно влиять на развитие и становление личности ребенка, формировать интерес к национальной культуре своего народа, развивать патриотические чувства к Родине.

Произведения устного народного творчества помогут сформировать у детей такие понятия, как «Родина», «Малая Родина». Для этого можно использовать пословицы и поговорки о Родине.

Приобщение детей к культурным традициям нашего народа проходило в проведении народных праздников (Масленица, Святки, Пасха) – знакомимся с закличками.

Подборка детских литературных произведений гражданско-патриотической направленности.

Произведения по теме «Родина моя»

(наша страна, наша армия, освоение космоса)

А. Барто «На заставе»

А. Леонов «Шаги над планетой»

А. Митяев «12 апреля – день космонавтики», «Мешок овсянки», «Землянка»

В. Бороздин «Первый в космосе»

В. Кащенко «Найди созвездие»

В. Медведев «Звездолёт Брунька»

Е. Благинина «Шинель»

К. Булычёв «Тайна третьей планеты»

К. Чуковский  «Федорино  горе» 

Л. Кассиль «Сестра», «Памятник советскому солдату», «Твои защитники»

Н. Носов «Незнайка на луне»

П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»

С. Алексеев «Первый ночной таран»

А. Митяев «Мешок овсянки»

А. Прокофьев «Родина»

А. Твардовский «Рассказ танкиста»

В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»

Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Е. Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине»

Е. Пермяк «Мамина работа»

З. Александрова «Дозор», «Родина»

К. Симонов «Сын артиллериста»

Л. Квитко «Бабушкины руки»

М Исаковский «Здесь похоронен красноармеец», «Навек запомни»

М. Родина «мамины руки»

М.Ю. Лермонтов «Родина»

О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора».

С. Баруздин «Слава», «Страна, где мы живём», «За Родину»

С. Михалков «Моя улица».

А. Барто «Веревочка», «На заставе»

А. Дугилов «Моя улица».

А. Леонов «Шаги над планетой»

А. Митяев «12 апреля – день космонавтики», «Землянка», «Мешок овсянки»

А. Прокофьев «Родина»

А. Твардовский «Рассказ танкиста»

В. Бороздин «Первый в космосе»

В. Кащенко «Найди созвездие»

В. Медведев «Звездолёт Брунька»

В.Н.Орлов «Парад», «Салют», «Рисунок», «Старший брат», «Что нельзя купить»

Е. Благинина «Шинель»

З. Александрова «Дозор», «Родина»

К. Булычёв «Тайна третьей планеты»

Л. Кассиль «Сестра», «Памятник советскому солдату», «Твои защитники»

М. Исаковский «Здесь похоронен красноармеец»

М.Ю. Лермонтов «Родина»

Н. Носов «Незнайка на луне».

О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора»

П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»

С. Алексеев «Первый ночной таран», «Дом»

С. Михалков «Моя улица»

С. Баруздин «За Родину»

С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

Ю.А. Гагарин «Вижу землю»

Источник

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/07/03/rol-hudozhestvennoy-literatury-v-patrioticheskom-vospitanii-detey


 

Скачано с www.znanio.ru

Патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

Патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

Рассмотрим основные этапы патриотического воспитания, выделенные исследователями

Рассмотрим основные этапы патриотического воспитания, выделенные исследователями

М Исаковский «Здесь похоронен красноармеец», «Навек запомни»

М Исаковский «Здесь похоронен красноармеец», «Навек запомни»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2024