Адаптированная рабочая программа "Основы коммуникации" 2 класс УО (2 вариант)
Оценка 4.6

Адаптированная рабочая программа "Основы коммуникации" 2 класс УО (2 вариант)

Оценка 4.6
Домашнее обучение
docx
дефектология
2 кл
10.11.2023
Адаптированная рабочая программа  "Основы коммуникации"  2 класс УО  (2 вариант)
В данном документе находится рабочая программа по "Основам коммуникации" для 2 класса УО (вариант 2)
основы коммуникации.docx

Приложение к АООП НОО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Основы коммуникация

2 класс УО (2 вариант)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Составитель:

Долгова И.С.

Учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-2024 учебный год

п. Пятидорожное

 

 

 

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по коррекционному курсу «Основы коммуникация» для обучающихся с УО составлена учителем –дефектологом МБОУ «СОШ п. Пятидорожное» Долговой И.С. и предназначена для обучения учащихся  2 класса

 Составлена на основе

Федерального государственного образовательного стандарта  для обучающихся с ОВЗ

Учебного плана МБОУ «СОШ п. Пятидорожное лдя обучающихся с УО.

Цель программы: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.

Задачи:

-освоение доступных средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы;

-освоение таблиц, карточек с напечатанными словами, как средства коммуникации;

- освоение технических коммуникативных устройств.

2. Общую характеристику коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися.

Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).

Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.

.

3 Описание места  коррекционного курса  в учебном плане.

По учебному плану МБОУ «СОШ п. Пятидорожное» для обучающихся с ОВЗ  программа УО (2вариант)) на проведение коррекционного курса отводится  68 занятий в год, по  2 занятия в неделю.

4. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса.

Личностные:

 1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

 5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Возможные предметные результаты:

1) развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка: понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.

2) овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными***: качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями; понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков; умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядами, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и другими).

3) глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова: узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий; использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

4) развитие предпосылок к осмысленному чтению

 

5.Содержание коррекционного курса

 

- слова – приветствия: «здравствуйте», «привет»;

- слова – прощания: «пока», «до свидания»;

- слова – благодарность: «спасибо», «пожалуйста»;

- слова: «да», «нет»;

-  «мыть руки»;

-«хорошо», «плохо»;

-«мама», «папа», «брат»;

-«громко», «тихо»

-Неречевые звуки.

- «Звуки вокруг нас».

- Определение источника звука с опорой на практические действия (не более трёх источников).

- Упражнение в определении источника звука с опорой на практические действия (четыре источника).

- Упражнение в определении источника звука, воспроизводимого с изменением силы звучания (источники те же).

- Упражнение в определении направления звука, исходящего из одного источника.

- Упражнение в определении направления звука, исходящего из разных источников.

- Обучение имитации звуков окружающей среды речевыми звуками. Укрепление мышц артикуляционного аппарата.

- Упражнение в имитации неречевых звуков речевыми (например, ш – шипит гусь, з –звенит комар, у – воет волк и т. п.).

- Упражнение в произнесении имитационных речевых звуков с изменением силы звучания. Элементарная артикуляционная гимнастика.

- Упражнение в определении направления имитационных речевых звуков.

- Элементарная артикуляционная гимнастика.

- Упражнение в определении принадлежности имитационных речевых звуков конкретному человеку.

- Упражнение в различении речевых и неречевых звуков.

- Упражнение в различении речевых и неречевых звуков.

- Кодирование 3-4 слов, предложенных учителем к сюжетной картинке (к стихотворению «Мишка», «Зайка», «Бычок»)

- Чтение сказки «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» с опорой на наглядность.

- Активизация и обогащение словаря по теме: «Фрукты», «Овощи»

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

 

 

Тема

Количество часов

1

Слова – приветствия.  Слова – прощания. Умение использовать символы и жесты приветствия

1

 

2

Слова – приветствия.  Слова – прощания. Умение использовать символы и жесты приветствия

1

 

3


Определение источника звука с опорой на практические действия (3-4 источника

 

1

 

4

Игра «Громко – тихо».

1

5

Ознакомление со словами «мыть руки» жестом, символом

1

 

6

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки

1

 

7

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки.

1

 

8

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки.

1

 

9

Умение использовать символы и жесты в коммуникативных ситуациях

1

 

10

Умение использовать символы и жесты в коммуникативных ситуациях

1

 

11

Умение использовать символы и жесты в коммуникативных ситуациях

1

12

Неречевые звуки.

1

 

13

Неречевые звуки.

1

 

14

Неречевые звуки

1

 

15

Ознакомление со словом «да», «нет» жестом и символом

1

 

16

Ознакомление со словом «да», «нет» жестом и символом.

1

 

17

Ознакомление со словом «да», «нет» жестом и символом.

1

 

18


Активизация и обогащение словаря по теме: «Фрукты».

1

 

19


Активизация и обогащение словаря по теме: «Фрукты».

1

 

20

Активизация и обогащение словаря по теме: «Фрукты».

1

 

21

. Знакомство со стихотворением «Мишка» А.Л.Барто

1

 

22

Знакомство со стихотворением «Мишка» А.Л.Барто

1

 

23

Знакомство со стихотворением «Мишка» А.Л.Барто

1

 

24

Знакомство со стихотворением «Зайка» А.Л.Барто

1

 

25

Знакомство со стихотворением «Зайка» А.Л.Барто

1

 

26

Знакомство со стихотворением «Зайка» А.Л.Барто

1

 

27

Знакомство со стихотворением «Бычок» А.Л.Барто

1

 

28

Знакомство со стихотворением «Бычок» А.Л.Барто

1

 

29

Знакомство со стихотворением «Бычок» А.Л.Барто

1

 

30

Слушание сказки «Репка» в изложении учителя с опорой на наглядность

1

 

31

Слушание сказки «Репка» в изложении учителя с опорой на наглядность

1

 

32

Слушание сказки «Репка» в изложении учителя с опорой на наглядность

1

 

33

Слушание сказки «Курочка Ряба» в изложении учителя с опорой на наглядность

1

34

Слушание сказки «Курочка Ряба» в изложении учителя с опорой на наглядность

1

35

Слушание сказки «Курочка Ряба» в изложении учителя с опорой на наглядность

1

36

Тема «Овощи». Активизация и обогащение словаря.

1

37

Тема «Овощи». Активизация и обогащение словаря.

1

38

Тема «Овощи». Активизация и обогащение словаря.

1

 

39

Ознакомление со словом «мама», жестом и символом.

1

40

Ознакомление со словом «папа», жестом и символом.

1

41

Ознакомление со словом «брат», жестом и символом.

1

 

42

Слушание сказки «Колобок» в изложении учителя с опорой на наглядность.

1

 

43

Слушание сказки «Колобок» в изложении учителя с опорой на наглядность.

1

 

44

Слушание сказки «Колобок» в изложении учителя с опорой на наглядность.

1

 

45

 Использование жестов. Действие по подражанию, с помощью взрослого

1

 

46

Использование жестов. Действие по подражанию, с помощью взрослого

1

 

47

Использование жестов. Действие по подражанию, с помощью взрослого

1

 

48

Игра «Соотнеси слово и картинку».

1

49

Игра «Соотнеси слово и картинку».

1

 

50

Игра «Соотнеси слово и картинку».

1

51

Действовать по подражанию

1

 

52

Действовать по подражанию

1

 

53

 Действовать по подражанию

 

 

54

Игра «Громко – тихо»

1

 

55

Игра «Громко – тихо»

1

 

56

Игра «Громко – тихо»

1

 

57

Предметы. Соотнесение предметов и их названий.

1

 

58

Предметы. Соотнесение предметов и их названий.

1

 

59

Предметы. Соотнесение предметов и их названий.

1

60

Ознакомление со словом «хорошо», «плохо», жестом и символом.

1

61

Ознакомление со словом «хорошо», «плохо», жестом и символом.

1

62

Ознакомление со словом «хорошо», «плохо», жестом и символом.

1

 

63

Разучивание пальчиковых упражнений.

1

 

64

Разучивание пальчиковых упражнений.

1

 

65

Разучивание пальчиковых упражнений.

1

 

66

Итогово – обобщающее повторение.

1

 

67

Итогово – обобщающее повторение.

1

 

68

Итогово – обобщающее повторение.

1

Итого

68

 

 

 

Основные виды деятельности Слушание, говорение,, жесты, выражение эмоций

7. Материально-техническое обеспечение  коррекционного курса

 

·         графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;

·         электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, коммуникаторы;

·         информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм,системы символов; компьютерные программы для общения (например, «Общение» и др.), обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;

·         аудио и видеоматериалы.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Приложение к АООП НОО

Приложение к АООП НОО

Пояснительная записка. Рабочая программа по коррекционному курсу «Основы коммуникация» для обучающихся с

Пояснительная записка. Рабочая программа по коррекционному курсу «Основы коммуникация» для обучающихся с

Возможные предметные результаты: 1) развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка: понимание слов, обозначающих объекты и явления природы,…

Возможные предметные результаты: 1) развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка: понимание слов, обозначающих объекты и явления природы,…

Упражнение в произнесении имитационных речевых звуков с изменением силы звучания

Упражнение в произнесении имитационных речевых звуков с изменением силы звучания

Знакомство со стихотворением «Мишка»

Знакомство со стихотворением «Мишка»

Игра «Соотнеси слово и картинку»

Игра «Соотнеси слово и картинку»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2023