МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 г.БЕЛОЯРСКИЙ»
РАССМОТРЕНА на педагогическом совете СОШ № 4 г. Белоярский (протокол от «___» августа 202__г. № 00) |
УТВЕРЖДЕНА приказом СОШ № 4 г. Белоярский от «___» августа 202__г. № 00 |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Технология»
для начального общего образования
на 2020-2021 учебный год
Срок освоения: 1 год (2 класс)
Составитель:
Захарченко Ольга Анатольевна,
учитель начальных классов
Планируемые результаты обучения по курсу «технология»
2 класс
Личностные
Учащийся научится с помощью учителя:
· объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности мастера;
· уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
· понимать исторические традиции ремёсел, положительно относиться к людям ремесленных профессий.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащийся научится с помощью учителя:
· формулировать цель деятельности на уроке;
· выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
· планировать практическую деятельность на уроке;
· выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
· предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе пробных поисковых упражнений и продуктивных заданий в учебнике) из числа освоенных;
· работая по плану составленному совместно с учителем, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов);
· определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем).
Познавательные УУД
Учащийся научится с помощью учителя:
· наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края;
· сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
· понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
· находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике для 2 класса для этого предусмотрен словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
· называть конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
· самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД
Учащийся научится с помощью учителя:
· вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
· вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
· слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение;
· выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.
Предметные
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Технология», выносимым на промежуточную аттестацию:
Модуль «Технологии, профессии и производства»
Предметные результаты изучения модуля «Технологии, профессии и производства» должны отражать сформированность умений:
· соблюдать правила безопасности;
· организовывать рабочее место;
· излагать факты технологических достижений человечества;
· различать и называть материалы (бумага, картон, природные, пластичные и текстильные материалы);
· различать и называть виды технологий (технология работы с бумагой, картоном, природными, пластичными и текстильными материалами);
· определять основные этапы создания изделия;
· приводить примеры традиционных народных промыслов и ремесел родного края и России;
· приводить примеры наиболее распространенных профессий в разных сферах деятельности.
Модуль «Технологии работы с бумагой и картоном»
Предметные результаты изучения модуля «Технологии работы с бумагой и картоном» должны отражать сформированность умений:
· соблюдать правила безопасности;
· организовывать рабочее место;
· определять свойства материалов;
· читать графические изображения: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема и выполнять разметку с опорой на них;
· выполнять технологические операции: разметка деталей, выделение деталей;
· использовать различные техники создания изделия;
· изготавливать плоскостные и объемные изделия, модели, макеты;
· сравнивать с образцом изделие, модель, макет.
Модуль «Технологии работы с пластичными материалами»
Предметные результаты изучения модуля «Технологии работы с пластичными материалами» должны отражать сформированность умений:
· различать свойства пластичных материалов;
· читать графические изображения: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема и выполнять разметку с опорой на них;
· выполнять технологические операции: разметка деталей; выделение деталей; формообразование деталей; сборка изделия; отделка изделия;
· использовать различные техники создания изделия.
Модуль «Технологии работы с природным материалом»
Предметные результаты изучения модуля «Технологии работы с природным материалом» должны отражать сформированность умений:
· соблюдать правила безопасности;
· организовывать рабочее место;
· различать свойства природных материалов;
· подбирать природные материалы для изготовления изделий;
· подбирать, обрабатывать и хранить природные материалы;
· выполнять технологические операции: разметка деталей; выделение деталей; формообразование деталей; сборка изделия; отделка изделия;
· использовать различные техники создания изделия (по образцу, в соответствии с собственным замыслом): аппликация; коллаж;
· изготавливать плоскостные и объемные изделия, модели, макеты (по образцу, в соответствии с собственным замыслом);
· сравнивать с образцом изделие, модель, макет;
· выполнять преобразование изделия, модели;
· презентовать изделие, модель, макет (в том числе с использованием средств ИКТ).
Модуль «Технологии работы с текстильными материалами»
Предметные результаты изучения модуля «Технологии работы с текстильными материалами» должны отражать сформированность умений:
· соблюдать правила безопасности;
· организовывать рабочее место;
· различать виды и свойства текстильных материалов;
· подбирать текстильные материалы для изготовления изделия;
· читать графические изображения: рисунок, простейший чертеж, эскиз и выполнять разметку с опорой на них;
· выполнять технологические операции с текстильными материалами: разметка деталей; раскрой деталей; сборка изделия (сшивание); отделка изделия (аппликация, вышивка);
· изготавливать изделия из текстильных материалов (по образцу, простейшим чертежам, эскизам в соответствии с собственным замыслом);
· сравнивать с образцом изделие, модель;
· выполнять преобразование изделия, модели;
· презентовать изделие, модель (в том числе с использованием средств ИКТ).
Модуль «Технологии работы с конструктором»*
Предметные результаты изучения модуля «Технологии работы с конструктором» (с учетом возможностей материально-технической базы образовательной организации) должны отражать сформированность умений:
· соблюдать правила безопасности;
· организовывать рабочее место;
· распознавать и называть основные элементы конструктора;
· различать и применять простые механизмы при сборке модели;
· собирать плоскостную и объемную модель (по чертежу, образцу, инструкции, схеме, в соответствии с собственным замыслом);
· сравнивать по образцу конструкцию модели;
· выполнять преобразование модели;
· презентовать модель (в том числе с использованием средств ИКТ).
Модуль «Робототехника»
Предметные результаты изучения модуля «Робототехника» (с учетом возможностей материально-технической базы образовательной организации) должны отражать сформированность умений:
· соблюдать правила безопасности;
· организовывать рабочее место;
· распознавать и называть конструктивные, соединительные элементы и основные узлы робота;
· подбирать необходимые инструменты и детали для создания робота;
· конструировать робота в соответствии со схемой, чертежом, образцом, инструкцией, собственным замыслом;
· составлять простой алгоритм действий робота;
· программировать робота;
· сравнивать по образцу и тестировать робота;
· выполнять преобразование конструкции робота;
· презентовать робота (в том числе с использованием средств ИКТ).
Модуль «Информационно-коммуникационные технологии»*
Предметные результаты изучения модуля «Информационно-коммуникационные технологии» (с учетом возможностей материально-технической базы образовательной организации) должны отражать сформированность умений:
· соблюдать правила безопасности;
· организовывать рабочее место;
· различать и применять цифровые устройства и оборудование;
· использовать сеть Интернет;
· создавать, хранить и обрабатывать графические, текстовые, звуковые и видеофайлы;
· создавать проекты, используя графические, текстовые и мультимедийные редакторы;
· презентовать готовый проект с использованием средств ИКТ.
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Учащийся будет знать о (на уровне представлений):
· элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия);
· гармонии предметов и окружающей среды;
· профессиях мастеров родного края;
· характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Учащийся будет уметь:
· самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
· готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
· выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
· самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на технологическую карту в предложенных ситуациях и на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять – своё или другое, высказанное в ходе обсуждения;
· применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
2. Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.
Учащийся будет знать:
· обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;
· названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
· происхождение натуральных тканей и их виды;
· способы соединения деталей из разных материалов, изученные соединительные материалы;
· основные характеристики и различие простейшего чертежа и эскиза;
· линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью чертёжных инструментов;
· названия, устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
Учащийся будет уметь:
· читать простейшие чертежи (эскизы);
· выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз);
· оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и её вариантами;
· решать несложные конструкторско-технологические задачи;
· справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
3. Конструирование и моделирование.
Учащийся будет знать:
· неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
· отличия макета от модели.
Учащийся будет уметь:
· конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
· определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединение известными способами.
4. Использование информационных технологий.
Учащийся будет знать о:
· назначении персонального компьютера.
Содержание курса
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности – изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов, разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
4. Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ WORD.
2 КЛАСС (34ч)
Художественная мастерская (10 часов)
Что ты уже знаешь? Зачем художнику знать о тоне, форме и размере? Какова роль цвета в композиции? Какие бывают цветочные композиции? Как увидеть белое изображение на белом фоне? Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? Можно ли сгибать картон? Как? Наши проекты. Как плоское превратить в объемное? Как согнуть картон по кривой линии? Проверим себя.
Чертёжная мастерская (7 часов)
Что такое технологические операции и способы? Что такое линейка и что она умеет? Что такое чертеж и как его прочитать? Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? Можно ли без шаблона разметить круг? Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Проверим себя.
Конструкторская мастерская (10 часов)
Какой секрет у подвижных игрушек? Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? Еще один способ сделать игрушку подвижной. Что заставляет вращаться винт-пропеллер? Можно ли соединить детали без соединительных материалов? День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? Как машины помогают человеку? Поздравляем женщин и девочек Что интересного в работе архитектора? Наши проекты. Проверим себя.
Рукодельная мастерская (7 часов)
Какие бывают ткани? Какие бывают нитки. Как они используются? Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? Как ткань превращается в изделие? Лекало. Что узнали, чему учились
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
2 КЛАСС
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
|
Авторская программа |
Рабочая программа |
||
1 |
Художественная мастерская |
10 |
10 |
2 |
Чертёжная мастерская |
7 |
7 |
3 |
Конструкторская мастерская |
10 |
10 |
4 |
Рукодельная мастерская |
7 |
7 |
Итого |
34 |
34 |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 г.БЕЛОЯРСКИЙ»
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР СОШ № 4 г.Белоярский ____________В.В.Рябкова |
|
Календарно-тематическое планирование
к адаптированной рабочей программе учебного предмета
«Технология»
на 2020-2021 учебный год
2 класс
Составитель:
Захарченко Ольга Анатольевна,
учитель начальных классов
Календарно – тематическое планирование составлено
на основе УМК «Школа России», авторы Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
|
план |
факт |
||
Художественная мастерская (10ч) |
|||
1. |
|
|
Что ты уже знаешь?
|
2. |
|
|
Зачем художнику знать о цвете, форме и размере?
|
3. |
|
|
Какова роль цвета в композиции?
|
4. |
|
|
Какие бывают цветочные композиции?
|
5. |
|
|
Как увидеть белое изображение на белом фоне?
|
6. |
|
|
Что такое симметрия? Как получить симметричные детали?
|
7. |
|
|
Можно ли сгибать картон? Как? Проект «Африканская саванна» |
8. |
|
|
Как плоское превратить в объемное?
|
9. |
|
|
Как согнуть картон по кривой линии? Проверим себя
|
Чертежная мастерская (7ч) |
|||
10. |
|
|
Что такое технологические операции и способы?
|
11. |
|
|
Что такое линейка и что она умеет?
|
12. |
|
|
Что такое чертеж и как его прочитать?
|
13. |
|
|
Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников?
|
14. |
|
|
Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников?
|
15. |
|
|
Можно ли разметить прямоугольник по угольнику?
|
16. |
|
|
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Проверим себя
|
17. |
|
|
Можно ли без шаблона разметить круг?
|
Конструкторская мастерская (10ч) |
|||
18. |
|
|
Какой секрет у подвижных игрушек?
|
19. |
|
|
Как из неподвижной игрушки сделать подвижную?
|
20. |
|
|
Еще один способ сделать игрушку подвижной
|
21. |
|
|
Что заставляет вращаться пропеллер?
|
22. |
|
|
Можно ли соединить детали без соединительных материалов?
|
23. |
|
|
День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии?
|
24. |
|
|
Как машины помогают человеку?
|
25. |
|
|
Поздравляем женщин и девочек
|
26. |
|
|
Что интересного в работе архитектора?
|
27. |
|
|
Проект «Макет города» Проверим себя
|
Рукодельная мастерская (7ч) |
|||
28. |
|
|
Какие бывают ткани?
|
29. |
|
|
Какие бывают нитки. Как они используются?
|
30. |
|
|
Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства?
|
31. |
|
|
Строчка косого стежка. Есть ли у нее «дочки»? |
32. |
|
|
Как ткань превращается в изделие? Лекало.
|
33. |
|
|
Как ткань превращается в изделие? Лекало. Проверим себя
|
34. |
|
|
Что узнали, чему научились
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.