Приложение к АООП НОО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Сенсорное развитие
2 класс УО (2 вариант)
Составитель:
Долгова И.С.
Учитель начальных классов
2023-2024 учебный год
п. Пятидорожное
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по коррекционному курсу «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ»
для обучающихся с УО составлена учителем – дефектологом МБОУ «СОШ п. Пятидорожное» Долговой И.С. и предназначена для обучения учащихся ____2_____ класса
Составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ
Учебного плана МБОУ «СОШ п. Пятидорожное для обучающихся с УО.
Цели программы: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребенку правильное, многогранное, полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.
Задачи программы:
-Обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
-Развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а также восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности
2. Общую характеристику коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися.
Задачи и направления рабочей программы:
ü формирование, на основе активизации работы всех органов чувств, восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
ü формирование пространственно-временных ориентировок;
ü коррекция познавательного развития путём систематического целенаправленного развития у детей восприятия цвета, формы, величины;
ü развитие слухового восприятия;
ü исправление недостатков моторики;
ü коррекция зрительно-моторной координации;
ü обогащение словарного запаса детей;
3 Описание места коррекционного курса в учебном плане
По учебному плану МБОУ «СОШ п. Пятидорожное» для обучающихся с ОВЗ программа УО (2 вариант) на проведение коррекционного курса отводится 34 занятий в год, по 1 занятию в неделю.
4. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Личностные:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные:
- Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов
· Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
· Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
· Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
· Группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) с помощью учителя;
· Использовать знаково-символические средства с помощью учителя.
5.Содержание коррекционного курса
Зрительное восприятие.
Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).
Слуховое восприятие.
Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.
Кинестетическое восприятие.
Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).
Восприятие запаха.
Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)
Восприятие вкуса.
Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
N п/п |
Тема |
Кол часов
|
1. |
Фиксация взгляда на лице человека, перемещение по комнате. |
1 |
|
Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки) |
|
2. |
Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) |
1 |
3. |
Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали) |
1 |
4. |
Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом по кругу, вперед/назад |
1 |
5. |
Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. |
1 |
6. |
Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий) Игра «Найди такой же шарик» |
1 |
7. |
Узнавание (различение) цвета объектов (желтый. Зеленый) Игра «Найди такой же листик». |
1 |
8. |
Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека |
1 |
9. |
Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.) |
1 |
10. |
Реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре (холодный, теплый), |
1 |
11. |
Реакция на соприкосновение с материалами, различными по вязкости (жидкий, густой, сыпучий). |
1 |
12. |
Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела |
1 |
13. |
Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра). |
1 |
14. |
Аппликация без наклеивания «Неваляшка» |
1 |
15. |
Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) |
1 |
16. |
Игра «Поход за фруктами в магазин» |
1 |
17. |
Практическое занятие с крупой. Наложная аппликация. |
1 |
18. |
Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.) |
1 |
19. |
Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый) |
1 |
|
Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести |
|
20. |
Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести |
1 |
21. |
Поиск отличий и нахождение общих признаков на наглядном материале (сравнение 4-х предметных /сюжетных/ картинок). |
1 |
22. |
Игра «Перелей водичку». Закрепление изученного о свойствах веществ. |
1 |
23. |
Игра «Перелей водичку». Закрепление изученного о свойствах веществ. |
1 |
24. |
Игра «Пересыпь крупу разного размера ложечкой» |
1 |
25.. |
Чудесный мешочек, |
1 |
26. |
Чудесный мешочек, |
1 |
27. |
Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху» |
1 |
28. |
Определение противоположных качеств предметов |
1 |
29. |
Различение звуков по длительности и громкост |
1 |
30. |
Дидактическая игра «Угадай по голосу» |
1 |
31. |
Дидактическая игра «Угадай по голосу» |
1 |
32. |
Повторение изученного |
1 |
33. |
Повторение изученного |
1 |
34. |
Повторение изученного |
1 |
|
итого |
34 часа |
Основные виды деятельности слушание, говорение, выполнение предметных действий
7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);
- персональный компьютер;
- звучащие предметы, часы, макеты времен года и месяцев, игрушки, ножницы, муз. инструменты, погремушки, пирамидки разного размера и строения.
Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются: специально подобранные предметы, графические / печатные изображения (тематические наборы рисунков)
- презентации по темам: «Звуки окружающего мира», «Цвет и форма», «Мир эмоций», «Мое настроение».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.