Адаптированная основная
образовательная программа по письму и развитию речи (русский язык)
для обучающихся с умственной отсталостью
Предмет |
Письмо и развитие речи |
Программа |
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4классы: / Под ред. В.В. Воронковой. - Москва «Просвещение», 2013 |
УМК |
Букварь, 1 класс В.В. Воронкова, И.В. КоломыткинаМ.: Просвещение, 2008 |
Класс |
4 класс |
Сроки реализации |
2017 – 2018 учебный год
|
Форма обучения |
Индивидуальное обучение на дому ФИО
Анастасии |
Учитель: Агеева Ю.В.
Индивидуальное обучения на дому организовано для больных детей, детей-инвалидов, которые по причине болезни, инвалидности не могут обучаться в общеобразовательном учреждении.
В настоящее время индивидуальное обучение больных детей, детей-инвалидов на дому регламентируется следующими нормативными документами:
№ |
Наименование документа |
№ и дата выхода |
Содержание |
1. |
Закон Правительства РФ «Об образовании» п.5 ст. 41 |
29.12.2012г. № 273- ФЗ
|
Порядок воспитания и обучения больных детей, детей-инвалидов на дому. |
2. |
Постановление Губернатора Хабаровского края |
28.03.2005г. № 64 |
Порядок воспитания и обучения больных детей, детей-инвалидов на дому. |
3. |
Письмо Министерства просвещения РСФС и Мин.здравоохранения РСФСР |
28.06.1980г. №281-м-17-13-186 |
Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы |
4. |
Письмо Министерства образования Хабаровского края |
19.03.2008г. № 05-12-1603 |
« Об организации индивидуального обучения детей-инвалидов, больных детей на дому, интегрированного обучения детей-инвалидов в условиях общеобразовательной школы» |
5. |
Школьный локальный акт |
31.08. 2015 года № 2 |
Положение об индивидуальном обучении больных учащихся на дому |
6. |
Приказ по школе |
№84-п от 01.09.2017г |
Об утверждении списка обучающихся на индивидуальное обучение С 01.09.2017г. по 31.05.2018г. |
7. |
Выписка ВКК
|
№ 1258 от 23.08.2017г |
ФИО |
На изучение предмета отводится 2 часа, 68 часов в год .
Программа для обучающихся индивидуально на дому реализуется за счет уплотнения разделов учебного материала.
Форма итоговой аттестации: текущая успеваемость.
Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная программа по предмету «Письмо и развитие речи» составлена для обучающегося 4 класса МБОУ СОШ №3 р.п.Хор ФИ на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4классы: / Под ред. В.В. Воронковой. - Москва «Просвещение», 2013.
Программа состоит из разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
При составлении программы использованы учебники, входящие в Федеральный перечень учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ:
Букварь, 1 класс В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина М.: Просвещение, 2008 .
Цель: сформировать у обучающегося элементарные знания, умения и навыки по грамматике, необходимые ему для дальнейшего усвоения русского языка и способствующие его социальной адаптации.
Основные направления коррекционной работы:
· совершенствование работы артикуляционного аппарата, развитие
речевого дыхания
· развитие зрительного восприятия и узнавания;
· развитие пространственных представлений и ориентации;
· развитие основных мыслительных операций;
· развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
· коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
· обогащение словаря;
· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения письму и развитию речи является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Результаты освоения академического компонента и области развития жизненной компетенции
Академический компонент:
Учащийся должен научиться
- различать звуки на слух и в произношении;
-анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и
слогов разрезной азбуки;
-плавно читать по слогам слова;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к
тексту;
-слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
-отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к
тексту;
-писать строчные и прописные буквы;
-наизусть читать 3—4 коротких стихотворения или четверостишия,
разученных с голоса учителя.
Жизненные компетенции:
-В сфере личностных универсальных учебных действий будут формироваться мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы:
-В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащийся будет овладевать различными типами учебных действий, контролировать и оценивать свои действия,
-В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающийся научится использовать знаково-символические средства.
-В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся приобретёт умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Содержание учебного предмета.
ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
1. Уточнение и развитие зрительного восприятия обучающегося. Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый).
Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).
Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.).
Выработка у обучающегося умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).
2. Специальная подготовка к обучению письму.
Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.
Развитие и координация движений кисти руки и пальцев.
Рисование карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).
Написание основных элементов рукописных букв в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).
Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.
Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.
2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.
Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).
Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.
Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р.
Письмо под диктовку букв.
3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв
Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).
Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога.
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур.
Усвоение рукописного начертания изученных строчных букв и прописных Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых слогов с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
УСТНАЯ РЕЧЬ
Организованное участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга). Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам чем? что? куда? где? (Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу. Зина учится (где?) в школе).
Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.
Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо — плохо, близко — далеко и др.).
Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2—3 вопроса.
Текущий контроль по письму и развитию речи осуществляется на каждом уроке в виде устных ответов, выполнение письменных работ (упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам.
Все работы школьников ежедневно проверяются учителем. Качество работ зависит от знания детьми, от соответствия заданий уровню знаний и умений школьников.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы по результатам контрольной работы.
Итоговый контроль проводиться по окончании каждой четверти в виде контрольных работ. Данные результаты заносятся в специальный журнал.
При оценке устных ответов учащихся принимается во внимание: правильность ответа по содержанию, свидетельствующая осознанности усвоения изученного материала; полнота ответа; умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры: допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится ученику, если он дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажает их смысл, не использует помощь учителя.
Оценка письменных работ учащихся.
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам ежедневных
письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв их соединений оценка снижается на один балл, если это не связанно с нарушением моторики у обучающегося.
Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала таким обучающимся.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1 – 3 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 4 – 5 ошибками.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено 6 – 8 ошибок.
В письменных работах не учитывается 1 – 2 исправления. Наличие трех исправлений на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. За одну ошибку в диктанте считается: повторение ошибок в одном и том же слове; две негрубые ошибки (негрубыми считаются: повторение одной и другой же буквы; не дописывание слов). Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для обучающегося. При выставлении оценок все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
Календарно – тематическое планирование
№/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
1. |
Круг, овал. Мяч, яблоко, груша. Слива, огурец, помидор. |
1 |
|
|
2. |
Квадрат, прямоугольник. Круг, треугольник. |
1 |
|
|
3. |
Квадрат, треугольник, круг. Различение геометрических фигур. |
1 |
|
|
4. |
Прямые и кривые линии. |
1 |
|
|
5. |
Прямые и кривые линии. |
1 |
|
|
6. |
Соединение прямых и кривых линий. |
1 |
|
|
7. |
Прямая палочка. / Палочка с закруглением внизу l uш |
1 |
|
|
8. |
Палочка с закруглением вверху, с двумя закруглениями г |
1 |
|
|
9. |
Письмо полуовалов и овалов. Письмо длинной палочки с петлей внизу. |
1 |
|
|
10.–12. |
Письмо строчной и прописной буквы а,у |
3 |
|
|
13.-15. |
Письмо букв а, у и слогов ау, уа. |
3 |
|
|
16. |
Контрольная работа за 1 четверть. |
1 |
|
|
17.-19. |
Письмо строчной буквы м. Письмо прописной буквы М и слогов ум, ам. |
3 |
|
|
20.-22. |
Письмо слогов ам, ма, слова мама и прописной буквы А. |
3 |
|
|
23.-25. |
Письмо слогов му, ум и прописной буквы У. |
3 |
|
|
26.-28. |
Письмо строчной и прописной буквы о. Письмо слогов ом, мо, ам, ма, ум, му. |
3 |
|
|
29.-30. |
Письмо слогов ма-ма, му-му. |
2 |
|
|
31.-33. |
Письмо строчной и прописной буквы с. Письмо слогов ас, ос, ус, са, со, су. Проверочная работа. |
3 |
|
|
34.-35. |
Письмо слов оса, сама, мама. |
2 |
|
|
36.-38. |
Письмо строчной и прописной буквы х. Письмо слогов ах, ха, ух, ху, ох, хо. |
3 |
|
|
39.- 40. |
Письмо слов ухо, сухо, уха, муха. |
2 |
|
|
41.- 42. |
Письмо предложений Ох! Муха! Мама, оса! Мама сама. и др. |
2 |
|
|
43.- 44. |
Письмо слогов и слов с пройденными буквами. |
2 |
|
|
45. |
Письмо односложных слов. |
1 |
|
|
46.- 48. |
Письмо строчной буквы ш. Письмо прописной буквы Ш Письмо слогов ша, аш, шо, ош, шу, уш. |
3 |
|
|
49. -50. |
Письмо строчной буквы л и слогов с ней. |
2 |
|
|
51. |
Письмо имен детей, слов сало, мыло. |
1 |
|
|
52.-53. |
Письмо буквы ы, слогов с ней. Контрольная работа за 3 четверть. |
2 |
|
|
54.-55. |
Письмо слогов, слов, предложений. |
2 |
|
|
56.-57. |
Письмо строчной буквы н и слогов с ней. Письмо прописной буквы Н. |
2 |
|
|
58. |
Письмо трехбуквенных слов. |
1 |
|
|
59.-60. |
Письмо предложений с изученными буквами. Правило о предложениях. |
2 |
|
|
61.-62. |
Письмо строчной буквы р, слогов с ней. Письмо слов с буквой р. |
2 |
|
|
63.-64. |
Письмо прописной буквы Р, имен детей. Письмо слов с буквами р-л. |
2 |
|
|
65. |
Правописание имен собственных. |
1 |
|
|
66.-67. |
Письмо слов и предложений. |
2 |
|
|
68. |
Письмо по слуху. Контрольная работа. |
1 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.