Адаптивная физическая культура для слабовидящих детей.
Оценка 5

Адаптивная физическая культура для слабовидящих детей.

Оценка 5
Исследовательские работы +1
docx
физическая культура +1
Взрослым
13.02.2019
Адаптивная физическая культура для слабовидящих детей.
Слепые дети любого возраста, как правило, не начинают спортивную или подвижную игру сами, они ждут посыла извне, но всегда охотно участвуют в ней, поэтому в годы обучения их в школе необходимо целенаправленно заниматься их физическим развитием, коррекцией вторичных отклонений средствами спортивной и подвижной игры.
статья (2).docx
Развитие функции равновесия у слепых и слабовидящих детей путём занятий голболом Особенности моторного развития слепых детей. По некоторым данным 80% ­ 90% информации человек получает с помощью зрения. Отсутствие   зрения   в   критический   период   развития   зрительной   системы   приводит   к существенным отклонениям в развитии ребенка, снижает запас зрительных представлений. Все это неблагоприятно сказывается на его когнитивном и двигательном развитии. Отсутствие   зрительного   восприятия   с   момента   рождения   в   большей   мере сказывается на моторном развитии ребенка возраста. Дети отстают в развитии навыков, связанных с инициацией собственной подвижности базовых локомоторных навыков, тонкой моторики. У большинства слепых детей эти навыки развиваются позже, чем у 95% видящих детей. Отрицательное влияние слепоты на приобретение моторных навыков связано с той ролью,   которую   играет   зрительное   восприятие   в   координации   направленных   на   цель движений и контроле позы. При схватывании видимых объектов зрительно­моторная координация обеспечивает движение руки точно по направлению к объекту, приспосабливая кисти руки и пальцы к размеру предмета, его форме и положению в пространстве. У слепых детей отмечается отсутствие обратной связи. Поэтому процесс обучения целевым хватательным движениям идет несколько другим путем: для того, чтобы схватить звучащий   предмет,   слепому   ребенку   нужно   акустически   локализовать   свою   цель. Следовательно, при направлении движения рук к акустически локализованной цели без зрительного контроля, слепой ребенок становится  исключительно  зависимым от аудио­ проприоцептивного   приспособления.   Процесс   обучения   движению   на   основе   аудио­ проприоцептивных ощущений требует больше практики и занимает значительно  больше времени. Для слепого ребенка неудача в достижении цели менее информативна, чем для зрячего, поскольку слепые дети не имеют возможности воспринять степень отклонения траектории   своего   движения   к   цели.   Зрительное   восприятие   играет   важную   роль   в установлении   и   поддержании   баланса   тела.   В   процессе   приобретения   контроля   позы зрительная   информация   помогает   точно   подстроить   механизмы,   лежащие   в   основе вестибулярно­проприоцептивной  активности,  связав  данную  информацию   со  зрительной информацией   о   положении   тела   в   окружающей   внешней   среде.   Зрительное   восприятие предметов окружающей среды способствует поддержанию вертикального положения тела. Оно необходимо для контроля за изменением позы. Таким образом, зрительное восприятие особенно важно на ранних стадиях развития контроля   позы,   когда   центральным   является   формирование   контроля   над соответствующими   мышцами   (шеи,   верхних   и   нижних   конечностей);   тогда   как   позже доминантными становятся вестибулярная и проприоцептивная системы. Нарушения,   имеющиеся   у   слепых   младенцев   в   механико­вестибулярной   и проприоцептивной системе, приводят к снижению или отсутствию информации о контроле позы. У них возникают трудности координирования в памяти информации о положении тела   в   пространстве.   Ограничивается   возможность   предвосхищения   компенсаторных движений при сохранении баланса во время изменения позы.   Если в раннем возрасте было не достаточно уделено времени развитию функции равновесия   (прямохождения),   то   в   среднем   и   старшем   школьном   возрасте   придётся потратить на много больше времени на восстановление этой функции, а она не мало важна в жизни детей с депривацией зрения. Очень   часто   мы   можем   наблюдать   как   слабовидящий   или   слепой   ученик, передвигаясь по коридорам школы держит голову опущенной вниз, идёт не практически не отрывая ног от пола, это связано с некоторым страхом потерять равновесие и упасть. Чаще всего у них преобладает двух опорное положение, т.е.  обе ноги должны устойчиво стоять на опоре. Большинству детей тяжело держать голову прямо, говоря друг с другом или общаясь с преподавателями, родителями и т.д. Это связано со слабыми мышцами спины, верхнего   плечевого   пояса   и   шеи.   У   учащихся   развивается   искривление   позвоночника, сколиоз, плоскостопие. Все эти нарушения можно исправить благодаря частым и много численным   занятиям   физической   культурой,   коррекцией   двигательных   навыков, дополнительными   занятиями   в   различных   спортивных   секциях.   Детям   с   нарушениями зрения рекомендованы занятия плаванием, легкой атлетикой, а как же спортивными играми для   слепых   голбол,   торбол,   футбол.   Все   эти   виды   спорта   помогают   учащимся   не произвольно   расправить   плечи,   поднять   подбородок,   более   мягко   и   свободно передвигаться, они на много лучше ориентируются в пространстве. Совсем не большие победы над собой и своими недостатками придают им силы и уверенности в себе. Мы рассмотрим на примере голбола, какие происходят изменения в жизни детей. Учащиеся школы занимаются голболом в течении одного года и это дало свои результаты. Голбол – игра для слепых и слабовидящих, игра в мяч, а как известно любой ребёнок любит играть, особенно в мяч. Здоровые дети играют в футбол, волейбол, баскетбол и многие другие, которые позволяют им развивать координацию, быстроту, силу, выносливость. Все эти качества ребёнок с депривацией зрения может развить занимаясь голболом. Как   мы   уже   говорили   голбол   игра   в   мяч,   мяч   озвучен   колокольчиками,   что позволяет   хорошо   его   услышать   и   передвигаться   на   его   звук.   Размеры   площадки соответствуют   волейбольной   18м   х   9м,   разметка   на   площадке   наносится   при   помощи скотча и верёвочки, благодаря которой учащиеся быстро ориентируются и могут найти своё место. Ворота располагаются по всей ширине, высотой 130см, они так же являются ориентиром для учащихся. На площадке одновременно находятся 3 игрока одной команды и 3 игрока другой команды. Играя, учащиеся выполняют броски мяча руками из различных точек площадки, ловят мяч, не давая ему попасть в ворота, передают мяч друг другу, передвигаются по площадке, меняясь игровыми места. Из кратного описания игры можно представить себе, что игра довольно сложная и требует хорошего физического состояния. Первые тренировки по голболу с учащимися школы­интернат №1 им. К.К. Грота, начались в 2014 году в ноябре месяце. Всего занимающихся было 3 девушки возраст 15 – 16 лет и один юноша 19 лет. Девушки ранее играли в голбол, но на уровне школы и по упрощенным правилам. Юноша   голболом   занимался   голболом   в   начальной   и   средней   школе,   участвовал   во Всероссийском фестивале детей с поражением зрения. Тренировки   проводятся   в   массовой   школе,   два   раза   в   неделю   (суббота   и воскресенье),   на   стандартной   площадке   для   голбола   с   разметкой.   В   место   ворот   мы используем гимнастические скамейки. Один раз, по понедельникам  ребята занимаются в малом зале (7Х7) школы Грота, где отрабатывается защита и техника броска. I. Каждая тренировка начинается с пробежки по залу (5 кругов), затем упражнения на растяжку и разогрев мышц к работе: 1. Наклоны, повороты, круговые движения головы. 2. Медленные наклоны туловища в стороны, вперед. 3. Махи и рывки, круговые движения руками. 4. Круговые движения руками с ускорением. 5. Махи ногами вперед, в стороны, назад. 6. Выпады: вперед в стороны.  Разминка в движении: 1. Приставными   шагами   правым   и   левым   боком   с   максимальными   выпрыгиванием, соединением ног в прыжке. 2. Бег с высоким поднимание бедра, с захлестыванием голени, с выносом прямых ног вперед, с выпрыгиванием на каждый шаг. 3. Ходьба выпадами вперед. 4. Ходьба со взмахом ног вперед и в сторону. Разминка с мячом: 1. Подбрасывание мяча двумя руками перед собой. 2. Перебрасывание мяча с одной руки на другую. 3. Передача мяча вокруг туловища в правую и левую сторону. 4. Передача мяча вокруг коленей в правую и левую сторону. 5. Круговые движения правой (левой) рукой назад и вперед удерживая мяч в вытянутой руке. 6. В   положении   выпада   в   сторону   передача   мяча   под   правой   и   левой   ногой   меняя положение выпада переносом тяжести тела с правой ноги на левую. 7. Ходьба выпадами с передачей мяча под ногой. 8. Ходьба со взмахом ног с передачей мяча под ногой. Все   упражнения   с   мячом   направленны   в   первую   очередь   на   то,   что   бы   ребята научились владеть мячом и не терять его в последствии во время игры. II. Следующая   часть   тренировки   это   упражнения   на   ориентировку   на   площадке.   Во первых расстановка игроков на площадке, просчет шагов до места игрока от ворот, количество шагов от боковой до боковой линии. На следующем этапе ребята без зрительного контроля должны находить своё место, меняться местами.  III. Игра. Без этого, конечно ни куда. В начале, игра в медленном темпе, без передач мяча друг другу. На первых тренировках ребята практически сразу же старались как можно быстрее начать играть, на разминку уходило минимум времени, и я позволяла им играть. Только так они понимали, что без определенных навыков во владении мяча им не сыграть. Чуть позже пришло   понимание   того   что   в   игре   без   выносливости   тяжело   выдержать   всю   игру полностью. На последующих тренировках мы стали добавлять упражнения в парах. Броски мяча необходимо выполнять одной или двумя руками, что бы бросок был сильнее и лучше его необходимо делать с нескольких шагов разбега, в финале выполняя выпад вперед и бросок. Уже на первых тренировках мы столкнулись с тем, что не все могут   выполнить   прямолинейный   разбег,   многие   не   могли   выполнить   правильный   и глубокий выпад. Делая разбег, учащиеся не произвольно уходили в сторону, выполняя выпад, теряли равновесие и делали дополнительный упор на руку о пол. Всё это мешало, скорость   игры   была   очень   низкой.   Что   бы   исключить   эти   проблемы   в   разминку   были включены   некоторые   упражнения   для   развития   равновесия,   но   конечно   же   все   эти упражнения   выполнялись   вместе   с   мячом.   Пример   упражнений:   1.   Стоя   спиной   у гимнастической   стенки   выполнять   поочередные   выпады   и   возвращаясь   в   исходное положение. Выполняя выпад обязательно выполнять упор руками на колено. 2. Ходьба выпадами вдоль боковой линии площадки, руки обязательно должны ставиться на колено впереди   стоящей   ноги.   Спина   обязательно   строго   перпендикулярно   полу,   подбородок поднять.   Выпады   не   должны   сопровождаться   переступами.   3.   Ходьба   с   поочередным взмахом ног вперёд, так же вдоль боковой линии игровой площадки, руки произвольно, но строго   зафиксированы   в   стороны,   за   спину   или   выполняя   хлопки   под   ногой.     Далее упражнение усложнялось передачей мяча из руки в руку под ногой, выполняя либо выпады, либо взмахи. На   первых   занятиях   учащимся   очень   тяжело   давались   эти   упражнения,   но   со временем они стали выполнять их легче и быстрее.  Список литературы: 1. Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. – М., 2000. 2. Солнцева Л.И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей  раннего возраста. – М., 1988. 3. Фильчикова Л.И., Бернадская М.Э., О.В.Парамей Нарушения зрения у детей  раннего возраста. Диагностика и коррекция. – М., 2003.

Адаптивная физическая культура для слабовидящих детей.

Адаптивная физическая культура для слабовидящих детей.

Адаптивная физическая культура для слабовидящих детей.

Адаптивная физическая культура для слабовидящих детей.

Адаптивная физическая культура для слабовидящих детей.

Адаптивная физическая культура для слабовидящих детей.

Адаптивная физическая культура для слабовидящих детей.

Адаптивная физическая культура для слабовидящих детей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2019