онспект урока по литературному чтению в 3 классе
Тема: А.И.Куприн «Собачье счастье».
Цель: создание условий для формирования у детей представления о биографии и творчестве А.И.Куприна.
Задачи:
1) организовать работу по актуализации знаний детей по ранее изученным произведениям А.И.Куприна;
2) формировать представления о жизни и творчестве А.Н. Куприна;
3) создать условия для формирования представления о детской книге А.Н.Куприна «Собачье сердце»;
4) содействовать развитию мышления, речи, внимания, памяти;
5) содействовать воспитанию стремления к знаниям, любви к собакам и к животным в целом.
Оборудование для учителя: учебная хрестоматия, ТЦЗ, рабочая тетрадь, портрет А.Н.Куприна, книги А.Н.Куприна.
Оборудование для учащихся: учебная хрестоматия, рабочая тетрадь, пенал, дневник.
Ход урока:
Приветствие.
Действия с правилами поведения и общения (К)
2. Актуализация знаний
- Ребята, давайте вспомним, с творчеством какого писателя вы познакомились на прошлом уроке?
Посмотрите на портрет А.И.Куприна.
- Поднимите руку, кто может назвать, в каком году родился Александр Иванович Куприн?
- В каком городе родился этот писатель?
- А кто запомнил, в каком училище учился Александр Иванович?
- А какие моменты из жизни вы можете еще назвать?
- Ребята, давайте вспомним, какое произведения вы читали на прошлом уроке?
- О ком этот рассказ?
- Кто является главными героями рассказа?
- Как вы поняли, о чем этот рассказ?
- Чему учит рассказ «Барбос и Жулька?
- Хорошо, молодцы.
- А.И.Куприна.
- 7 сентября 1870 год.
- В уездном городе Наровчате.
- В военном училище.
- Ответы детей.
- «Барбос и Жулька»
- О собаках.
- Барбос, Жулька.
- О дружбе, привязанности и верности собак.
- Не бросать близких в трудной ситуации, воспитывает отвагу, храбрость, героизм и мужество
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П)
3. Целеполагание
- Сегодня на уроке мы прочитаем еще один рассказ Александра Ивановича Куприна про собак.
- Давайте, прочитаем в хрестоматии на странице 3, как он называется.
- Ребята, как будет звучать тема нашего урока?
- Исходя из темы, какую цель мы перед собой поставим?
- А зачем мы будем знакомиться с этим произведением?
- Ребята, чтобы достичь цель, какие задачи перед нами стоят? На доске представлены задачи урока, они расположены не по порядку. Поднимите руку, кто может их расставить?
- ответить на вопросы по содержанию;
- оценить свою работу на уроке.
- выполнить задания в рабочей тетради;
- прочитать рассказ А.И.Куприна «Собачье счастье»;
- составить план рассказа;
- «Собачье счастье»
- А.И. Куприн «Собачье счастье»
- познакомиться с рассказом А.И.Куприна «Собачье счастье».
- Чтобы развивать технику чтения, чтобы научиться чему-то новому.
1) прочитать рассказ А.И.Куприна «Собачье счастье»;
2) ответить на вопросы по содержанию;
3) составить план рассказа;
4) выполнить задания в рабочей тетради;
5) оценить свою работу на уроке
4. Открытие нового знания
- Ребята, а как вы думаете, в чем заключается собачье счастье?
- Ребята, давайте прочитаем рассказ и узнаем верны ли ваши предположения. Когда в тексте будут встречаться не знакомые слова, я буду останавливаться и будем выяснять значения этих слов.
- Итак, переходим к чтению рассказа. У вас уже открыта хрестоматия на странице 3.
Чтение учителя + слушание аудиозаписи + чтение детей.
Полуторагодовалый – возраст, которого полтора года.
Галопом – очень быстро, стремительно.
Трусивший степенной рысью - неторопливо, важно бегущий.
На козлах – передок экипажа , на котором, сидит кучер.
Стоицизм – хладнокровие, невозмутимость (стр.15).
Выхоленная – ухоженная.
Антипатия - чувство неприязни, нерасположения к кому-нибудь.
Артель - группа лиц одной профессии.
Четверть часа – 15 минут.
Фатовским - воображая, модничая.
Зараз – одновременно, вместе.
Жеманно - не отличаясь простотой.
Пренебрёгши - без всякого уважения.
Запальчиво – переходящий в гнев.
Баста - конец.
Радикальный - решительный.
Арапник - охотничий кнут для собак.
Мадемуазель – форма обращения к женщине.
Галантно - изысканно.
Лицемерно - лживо.
Ревматические – с больными суставами.
Эквилибристика-умение сохранять равновесие.
Пойнтер, дог, пудель, левретка, такса – породы собак. (показ иллюстраций пород собак)
- Ребята, какую задачу мы выполнили?
Физминутка. Но прежде, чем мы перейдем к выполнению следующей задачи, давайте отдохнем. Встаем.
- Ребята, поднимите руку, кому понравился рассказ?
- Почему он тебе понравился?
- Ребята, давайте же проверим, кто же был прав? В чем же заключается собачье счастье. Открываем рабочую тетрадь на странице 35, выполняем первое задание. Прочитайте про себя задание. Кому задание не понятно поднимите руку?
- Ребята, что же вы отметили?
- Ребята, зачитайте отрывок из рассказа, где описывается внешность пойнтера Джека.
- Куда отправился Джек с кухаркой Аннушкой?
- Около чего Джек заметил, что потерял Аннушку?
- Кого встретил Джек, после того, как он потерял ее?
- Что случилось с догом и Джеком после их ссоры? Где они оказались?
- С кем Джек встретился в этой железной клетке кроме мышастого дога?
- Ребята, зачитайте, как выглядел старый белый пудель.
- Зачитайте, как выглядела левретка?
- Зачитайте описание внешности таксы.
- Ребята, почему случайное общество проявило антипатию к фиолетовому псу? Кто может зачитать?
- Кто начал вести разговор в этой компании?
- Кто может зачитать его слова?
- Куда же повезли всех этих собак?
- Продолжим работу в рабочей тетради, выполняем 4 задание. Обсудите ответ в парах. Что записали в тетрадь?
- Как же люди относились к собакам? Подтвердите это словами из текста.
- Почему так нельзя поступать с братьями нашими меньшими?
- А почему люди порою бояться бродячих собак?
- А как герои рассказа
называют свою зависимость от людей?
- Как они предлагают исправить такую несправедливость? Найдите в тексте.
- Как отреагировал на это
предложение старый пудель, прочитайте. Что он предлагает?
- Прочитайте, как старый пудель описывает людей?
- Отчего же зависит собачье счастье, по мнению Арто?
- Кто из собак не согласен с Арто?
- Как он относился к данной ситуации?
- Что же произошло под конец, когда клетку подвезли к живодёрне?
- Давайте прочитаем, как поступил фиолетовый пес после разговора с Арто?
- В чем же состоит собачье счастье?
- В чем же Арто допустил ошибку?
- В чем правда фиолетового пса?
- О чем же этот рассказ?
- Чему учит нас этот рассказ?
- Ребята, какую задачу мы сейчас выполнили?
- Давайте перейдем к выполнению следующей задачи, как она звучит?
Деформированный план.
- Ребята, на доске представлены пункты плана, нам нужно их расставить по порядку. Давайте вспомним, что же было в начале рассказа.
С чего же начинается рассказ?
- Что произошло с Джеком затем?
- Кого же встретил Джек после того, как он пробегал мимо почты?
- Что произошло, когда эти собаки встретились?
- Ребята, как мы озаглавим эту часть?
1. Встреча с мышастым догом.
- Прочитайте предложение, которое является концом этой части.
- Прочитайте предложение, которое относится к следующей части текста.
- О какой первой собаке автор рассказа повествует нам?
- А следующее описание, какой идет собаки?
- О какой собаке дает автор описание?
- Где, по вашему мнению заканчивается эта часть?
- Ребята, как мы озаглавим эту часть?
2. Описание собак.
- Прочитайте предложение, которое относится к следующей части текста.
- Чем занимались собаки в то время, когда они ехали на живодерню?
- Кто завел разговор первый?
- О чем разговаривали собаки?
- Как мы озаглавим эту часть?
3. Разговор собак о людях и живодерне.
- Прочитайте последнее предложение этой части. Где она заканчивается?
- Ребята, как же озаглавим последнюю часть?
4. Побег с живодерни фиолетового пса.
Давайте докажем, что именно так нужно озаглавить эту часть.
- Ребята, куда привезли всех этих собак?
- Кто завел разговор с Арто, когда все собаки оказались на живодерне?
- Что сделал фиолетовый пес в конце рассказа?
Ребята, какую задачу мы выполнили?
- Сытная еда.
- Любящий хозяин
- Свобода
- Прочитать рассказ.
Поднимают руки.
Ответы детей.
- Свобода.
- Полуторагодовалый пойнтер Джек, коричневый, длинноухий веселый пес. Стр.3
- На базар.
- Около знакомой колбасной лавки, Джек не нашел Аннушку.
- Мышастого дога.
- Они оказались в клетке, которая тряслась по камням мостовой.
- Старый белый пудель, левретка, черная гладкая такса и две дворняжки.
Посредине клетки лежал, вытянувши умную морду между ревматическими лапами, старый белый пудель, выстриженный наподобие льва, с кисточками на коленках и на конце хвоста.
- Выхоленная левретка с длинными, тонкими ножками и остренькой мордочкой
- Черная гладкая такса с желтыми подпалинами на груди и бровях. Она никак не могла оправиться от изумления, которое придавало необыкновенно комичный вид ее длинному, на вывороченных низких лапках, туловищу крокодила и серьезный мордочке с ушами, чуть не волочившимися по полу.
- Во-первых, он был фиолетового цвета, в который его вымазала шедшая на работу артель маляров. Во-вторых, шерсть на нем стояла дыбом и при этом отдельными клоками. В-третьих, он, очевидно, был зол, голоден, отважен и силен
- Джек
- Приключение начинает становиться интересным. Любопытно, где эти джентльмены сделают первую станцию?
- На живодерню.
- Большой двор, обнесенный высоким, остроконечным забором, куда запирают пойманных на улицах собак.
- Кормили нас необыкновенно плохо и мало. Время от времени неизвестно куда исчезал один из заключенных, и тогда мы обедали супом из... Для усиления эффекта пудель сделал небольшую паузу, обвел глазами аудиторию и добавил с деланным хладнокровием: - ...из собачьего мяса.
- Они, как и человек, тоже живые существа.
- Потому что они могут напасть на человека и причинить ему вред, особенно стая бездомных собак.
- Постыдным рабством.
- Перекусать всех и баста.
- Смириться, покориться, принять волю судьбы.
- Люди лицемерны, завистливы, лживы, негостеприимны и жестоки...
- От людей.
- Фиолетовый пёс.
-Дерзко, цинично,хладнокровно.
- Дверь клетки отворилась. Все семеро только что приехавших псов вышли из нее и, повинуясь инстинкту, сбились в кучу.
И вдруг, прижавши уши, вытянув хвост, фиолетовый пес понесся таким бешеным карьером, что старый профессор эквилибристики только разинул рот. "Лови его! Держи!" - закричали сторожа, кидаясь вслед за убегающей собакой.
Но фиолетовый пес был уже около забора. Одним толчком отпрянув от земли, он очутился наверху, повиснув передними лапами. Еще два судорожных движения, и фиолетовый пес перекатился через забор, оставив на его гвоздях добрую половину своего бока.
Старый белый пудель долго глядел ему вслед. Он понял свою ошибку.
- В свободе.
- Он утверждал, что собачье счастье зависит от человека.
- В своих руках, а не в руках людей.
- О бездомных собаках.
- учит надеяться только на себя, все зависит только от самого себя.
- Ответить на вопросы.
- Составить план для пересказа.
- Пойнтер Джек с кухаркой Аннушкой отправились на базар.
- Он потерял Аннушки и учуял запах, недавно проходящего мышастого дога.
- Мышастого дога.
- Случилось что-то необъяснимое сверхъестественное… стр.5
- Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания.
- Он пришел в себя в тесной …свинченными частями.
- О пуделе.
- Левретка.
- Там, где автор рассказывает, почему общество собак проявило антипатию к фиолетовому псу.
- Молчание длилось с четверть часа.
- Разговаривали.
- Джек.
- О людях и живодерне.
- Бутон, державшийся около него, тихонько подвывал ему.
- На живодерню.
- Фиолетовый пес.
- Он сбежал с живодерни.
- Составить план рассказа.
5. Первичное закрепление полученных знаний
- Итак, давайте перейдем к выполнению следующей задачи. Как она звучит?
- Выполните задание 3. Прочитайте, что нужно сделать?
- Кто желает прочитать задание?
- Я предлагаю мальчикам описать пуделя, а девочкам – левретку.
- Давайте проверим. Начнем с девочек, кто желает прочитать то, как дает нам автор описание левретки?
- Девочки, поднимите руку, у кого есть какое-то дополнения описания левретки?
- Давайте проверим, что написали мальчики, кто желает прочитать о старом белом пуделе?
- Мальчики, поднимите руку, у кого есть какое-то дополнение описания о старом белом пуделе?
- Выполнить задания в рабочей тетради.
- Перечитайте описания собак, Запишите одно из них.
Выполняют задание.
- Рядом со старым белым пуделем сидела, дрожа от утреннего холода и волнения, хорошенькая, выхоленная левретка с длинными, тонкими ножками и остренькой мордочкой.
Дополняют.
- Посредине клетки лежал, вытянувши умную морду между ревматическими лапами, старый белый пудель, выстриженный наподобие льва, с кисточками на коленках и на конце хвоста.
6. Рефлексия.
- Ребята, урок подходит к концу. Давайте запишем домашнее задание и подведем итог.
Домашнее задание: подготовить пересказ рассказа А.И.Куприна «Собачье счастье»+ в рабочей тетради на странице 35 №2.
- Итак, ребята, какая была тема урока?
- Какая цель была урока?
- Поднимите руку, кто считает, что сегодня на уроке мы не достигли цели?
- Сейчас давайте оценим себя. Встаньте те, кто считает, что работал сегодня на высоком уровне? На среднем? На низком? Почему?
- Давайте встанем, урок окончен.
- А.И. Куприн «Собачье счастье»
- Изучить рассказ А.И.Куприна «Собачье счастье»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.