Активизация познавательной деятельности на уроках биологии
Оценка 4.9

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
биология
11 кл
26.12.2018
Активизация познавательной деятельности на уроках биологии
Публикация является частью публикации:
Из опыта работы учителя биологии.docx
Из опыта работы учителя биологии. Активизация  познавательной деятельности на уроках биологии Активизация познавательной деятельности на уроках биологии Автор: Гуйдалаев  Абакар  Гамзатович. Учитель биологии МКОУ   Кундынская   СОШ   Описание: Данная публикация будет полезна педагогам, школьного и  дополнительного образования. Перед обучением встали  новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и  развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений  и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач  обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в  школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его  трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно  обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а  это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.  Цель работы  – раскрытие проблемы активизации познавательной деятельности на уроках  биологии.  Задачи:  Изучить по психолого­педагогической и методической литературе возможности  активизации познавательной деятельности школьников. Раскрыть суть принципов и методов активизации познавательной деятельности  обучающихся. Осуществить подборку методов активизации учебно­познавательной деятельности  учащихся на уроках биологии. 1. Обзор литературы В   условиях   модернизации   образования   главным   направлением   развития   средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности   каждого   ученика   через   совершенствование   системы   преподавания. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации   познавательной   деятельности,   внимания   учащихся,   формирования   и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Важное условие   творческого   мышления   учащихся   –   наличие   у   них   общей   культуры мышления.Поэтому учебная деятельность на уроке направлена, прежде всего, на развитие   интеллектуальных   умений   учащихся:   умений   анализировать, синтезировать,   находить   причинно­следственные   связи,   обобщать,   делать выводы, классифицировать, сравнивать. Педагогической психологией выведен основной закон усвоения: воспринять – осмыслить – запомнить – применить – проверить результат . Из этой формулы ничего нельзя исключить и нецелесообразно разрывать этапы усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмысливанием,   осмысливание   –   запоминанием;   восприятие,   осмысливание   и запоминание   расширяются,   углубляются   и   закрепляются   в   процессе   их учении   учебно­познавательной   деятельности   или   самостоятельного применения и проверки на практике. Причиной низкого качества знаний   учащихся   по   биологии   во   многих   школах   является   главным   образом нарушение   объективного   закона   усвоения   знаний,   когда   на   уроке   деятельность учащихся, сводится, лишь к восприятию излагаемых учителем готовых знаний и не остается времени на осмысление, запоминание, применение и проверку результатов. И наоборот: хороших результатов добиваются именно те учителя, которые учебный процесс строят в соответствии с этим законом. Необходимо, чтобы все названные выше этапы усвоения знаний, умений выполнялись лично каждым школьником, его умственным трудом, хотя и под руководством учителя [4]. 1.1. Активизация познавательной деятельности обучающихся Познавательная   деятельность ­   это   единство   чувственного   восприятия, теоретического   мышления   и   практической   деятельности.   Она   осуществляется   на каждом   жизненном   шагу,   во   всех   видах   деятельности   и   социальных взаимоотношений   обучающихся   (ценностно­ориентационная   и   художественно­ эстетическая   деятельность,   общение),   а   также   путем   выполнения   различных предметно­практических   действий   в   учебном   процессе   (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения   познание   приобретает   четкое   оформление   в   особой,   присущей   только человеку [6]. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех   учащихся,   на   усиление   обратной   связи.   Здесь   предполагается   учет индивидуальных   особенностей   учащихся,   моделирование   учебного   процесса,   его прогнозирование,   четкое   планирование,   активное   управление   обучением   и развитием [11]. В   процессе   обучения   учащийся   также   может   проявить   пассивную   и   активную познавательную деятельность. Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Б.П. Есипов   считает,   что   активизация   познавательной   деятельности   ­   сознательное, целенаправленное   выполнение   умственной   или   физической   работы,   необходимой для   овладения   знаниями,   умениями,   навыками   [20].   Г.М.   Лебедев   указывает,   что «познавательная активность ­ это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению   знаний,   а   также   проявление   интереса,   самостоятельности   и   волевых усилий   в   обучении»   [20].   В   перовом   случае   идет   речь   о   самостоятельной деятельности преподавателя и учащихся, а во втором ­ о деятельности учащихся. Во втором   случае   в   понятие   познавательной   активности   автор   включает   интерес, самостоятельность учащихся. Отношение   учащихся   к   процессу   обучения   обычно   характеризуется   активностью. Активность   (учения,   освоения,   содержания   и   т.п.)   определяет   степень (интенсивность,   прочность)   «соприкосновения»   обучаемого   с   предметом   его деятельности [11]. В   структуре   активности   выделяются   следующие   компоненты: ­ задания;   деятельности; ­ ­ заданий; ­ обучения; ­ [9]. Управление   активностью   обучающихся   традиционно   называют   активизацией. Активизацию   можно   определить   как   постоянно   текущий   процесс   побуждения обучающихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и самостоятельной выполнения готовность стремление систематичность свой повысить   сознательность стремление   уровень   личный выполнять учащегося волевые   усилия     и   каждого   учебные           к роль   в           процесса обучении   внимания,   Особенности   мышления,   памяти, любознательности. стереотипной   деятельности,   спада   и   застоя   в   умственной   работе.   Главная   цель активизации ­ формирование активности обучающихся, повышение качества учебно­ воспитательного [11]. Идеи активизации обучения высказывались учеными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления ее в самостоятельную научную   дисциплину.   К   родоначальникам   идей   активизации   относят   Я.А. Коменского, Ж.­Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Г. Гегеля, Ф. Фрёбеля, А. Дистервега, Д.   Дьюи,   К.Д.   Ушинского   и   других.   Однако   идеи,   получившие   наиболее последовательное   изложение   в   работах   данных   авторов,   берут   свое   начало   из высказываний ученых и мыслителей античного мира. Всю историю педагогики можно рассматривать как борьбу двух взглядов на позицию ученика. Приверженцы первой позиции   настаивали   на   исходной   пассивности   ученика,   рассматривали   его   как объект   педагогического   воздействия,   а   активность,   по   их   мнению,   должен   был проявлять   только   преподаватель.   Сторонники   второй   позиции   считали   ученика равноправным   участником   процесса   обучения   и   отдавали   его   активности главенствующую [1]. Развивающая   функция   направлена   на   развитие   у   школьников   личностных психологических   особенностей:   речи, наблюдательности, содержания естественнонаучных   предметов,   новые   научные   факты,   разнообразные   средства обучения,   как   и   личность   учителя,   его   коммуникабельность   могут   выполнять стимулирующую функцию [15]. 1.2. Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся Принципы активизации учебно­познавательной деятельности учащихся, также как и  выбор методов обучения, должны определятся с учетом особенностей учебного  процесса. Можно выделить общие подходы: активизация мышления и  познавательных способностей ученика в процессе обучения; развитие мотивации к  учению и познавательных интересов учащихся; стремление к осознанности усвоения  учебного материала школьниками. Прежде всего в качестве основополагающего принципа следует рассматривать  принцип проблемности. В обучении активную роль играют учебные проблемы,  сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических  препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые  приводят учащихся к индивидуальной поисково­исследовательской деятельности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов необходимо создать в  мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не  хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания  с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем  или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в  готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной  познавательной деятельности [19]. Одной из главных задач обучения является формирование и совершенствование  умений и навыков, в том числе умения применять новые знания. Следующим  принципом является обеспечение максимально возможной адекватности учебно­ познавательной деятельности характеру практических задач. Практический курс  всегда являлся составной частью профессиональной подготовки учащихся.  Не менее важным при организации учебно­познавательной деятельности  учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение  анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение  творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из  своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения [15]. Очень важно, чтобы учебно­познавательная деятельность учащихся носила  творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы  анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы  должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является  еще одним важным принципом активизации учебно­познавательной деятельности:  принцип исследования изучаемых проблем и явлений. Для любого учебного  процесса важным является принцип индивидуализации ­ это организация учебно­ познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и  возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное  значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей: ­ состав аудитории (комплектование групп), ­ адаптация к учебному процессу, ­ способность к восприятию нового и т.п. Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по  возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е.  реализовать принцип индивидуализации учебного процесса. Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и  саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип  позволяет индивидуализировать учебно­познавательную деятельность каждого  учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и  совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно  дополнительную литературу, получая консультации. Главным в начале активной  деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить  проблему, познать что­либо, доказать, оспорить [19]. 1.3. Методы активного обучения В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них ­ разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучающихся. Методы обучения ­ приемы и способы, совместной работы обучающего и обучаемых по передаче и усвоению знаний, умений и навыков, а также по развитию способностей и профессиональных качеств, необходимых в практической деятельности.  Методы активного обучения ­ это совокупность способов организации и управления учебно­познавательной деятельностью обучаемых, которые обладают следующими основными признаками: ­ вынужденной активностью обучения; ­ самостоятельной выработкой решений обучаемыми; ­ высокой степенью вовлечённости обучаемых в учебный процесс; ­ преимущественной направленностью на развитие или приобретение умений и ­ постоянной связью учащихся и учителя и контролем за самостоятельной работой навыков; Активные методы обучения делятся на два типа: активные методы обучения 1­го типа ориентированы на самостоятельную деятельность обучаемого, проблемность. обучения. Но в них отсутствует имитация реальных обстоятельств в условной ситуации; активные методы обучения 2­го типа (имитационные) подразделяются на неигровые и игровые (деловые игры, метод разыгрывания ролей) [17]. Среди методов активизации познавательной деятельности учащихся можно Поворот от обучения в условиях класса к обучению в малых группах. Учащиеся выделить следующие. работают индивидуально, в парах или в группах по 3­4 человека.  Поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску и кооперированию усилий. Учитель руководит поиском нужной информации, стимулируя учащихся на поиск и овладение знаниями, далеко выходящими за рамки Поворот от работы с более успевающими учениками к работе со всеми учащимися. школьной программы и требований учителя.  Группа учеников, работая над проектом, выполняют большую часть работы самостоятельно, освобождая учителя для работы с отдельными учениками или Поворот к значительному увеличению активности учащихся. Метод проектов и группами.  кооперирование существенно повышает активность каждого ученика, его занятость, степень осмысления материала.  Контроль знаний, базирующийся на тестировании, может использовать и результаты работы над проектом, отслеживанием промежуточных результатов.  Соревновательный подход заменяется кооперированием, сотрудничеством. Такое обучение существенно повышает положительный настрой учащихся, их мотивацию.  Поворот от овладения всеми учениками одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала. Учителя разрешают учащимся самим выбирать, что и каким образом (в пределах стандарта образования) они будут изучать с тем, чтобы каждый ученик имел возможность достигнуть максимального результата. В группах учащиеся легче и быстрее раскрывают свои сильные стороны и развивают слабые, поскольку последние не оцениваются негативно.  Поворот от вербального мышления к интеграции визуального и вербального мышления.  Обучение в творческой деятельности: развитие через творчество, обучение через открытие. Вовлечение детей в творческую деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, работа над учебно­ исследовательскими проектами и др. Учитель может помочь – вооружить средствами поиска или дать намек, подсказку.  Метод инверсии. На поиск решения творческой задачи используются противоположные процедуры мышления: анализ и синтез, логическое и интуитивное, конкретное и абстрактное, разъединение и объединение для развития диалектики мышления учащихся.  Метод эмпатии (метод личной аналогии). Происходит отождествление личности человека с личностью другого или с каким­либо предметом, процессом, системой, что требует фантазии и воображения.  Метод многомерных матриц. Основан этот метод на том, что новое зачастую представляет собой иную комбинацию известных элементов (идей, действий, явлений и др.) [10]. Проблемное обучение. Основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения:  1. создание проблемной ситуации;  3. проверка решения с систематизацией полученной информации. Главное условие – 2. формирование гипотез разрешения;  Технология «обучения в диалоге». Примером может быть исследовательская наличие мотивации учащихся. работа. Любимый девиз: «Подвергай все сомнению» для формирования у детей собственных, индивидуальных представлений об объектах и явлениях окружающего Метод проектов. В основе метода лежит развитие познавательных, творческих мира. [18]. навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся на отрезок времени.  Метод открытий. Создаются подвижные группы детей по интересам, уровню подготовки, способностям, где каждый ребенок идет своим темпом для психического, социального, духовного развития, повышения общеобразовательного уровня. Личность ребенка развивается своеобразно и ярко в развивающих играх [5]. Поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам урока. Это может быть урок: аукцион, сочинение по биологии, деловая игра, пресс­ конференция, диспут, общественный смотр знаний, турнир, эстафета, семинар, диспут, путешествие, зачет, игра и др. Особый интерес представляют формы работы с учебником: репродуктивно­поисковая (составление плана, схемы, конспекта по тексту), сравнительно­аналитическая (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты с ошибками, тесты, кроссворды,…) [2]. Для организации активной познавательной деятельности учащихся на занятиях решающее значение имеет оптимальное сочетание методов активного обучения. Подбор этих методов можно осуществить по алгоритму, включающему в себя: содержания учебного материала, определение целей урока (при этом желательно в анализ  целях обучения отразить предполагаемые уровни усвоения знаний и умений по предмету), предварительный выбор обучения в Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых обучающиеся сами должны: зависимости от целей. • отстаивать свое мнение; • принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; • ставить вопросы своим товарищам и преподавателям; • рецензировать ответы товарищей; • оценивать ответы и письменные работы товарищей; • объяснять более слабым обучающимся непонятный материал; • самостоятельно выбирать посильное задание; • находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы); • создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий; • решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения [19]. Активные методы обучения ­ методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей. Активные методы обучения позволяют развивать мышление обучаемых; о о живой   о     здоровья   и методах познания факторах   как   следующих   человеке эксперименты биологические биосоциальном знания, но одновременно развивают практические навыки и умения. способствуют их вовлечению в решение проблем; не только расширяют и углубляют 2. СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение целей:  ­   освоение   знаний   о   живой   природе   и   присущих   ей   закономерностях;  ­   о   строении,   жизнедеятельности   и   средообразующей   роли   живых   организмов;  ­ существе;  ­   о   роли   биологической   науки   в   практической   деятельности   людей;  ­ природы;  ­ овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений   живой   природы,   жизнедеятельности   собственного   организма;  ­   использовать   информацию   о   современных   достижениях   в   области   биологии   и экологии, риска;  ­   работать   с   биологическими   приборами,   инструментами,   справочниками;  ­ проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, [15]; ­ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в   процессе   проведения   наблюдений   за   живыми   организмами,   биологических экспериментов,   работы   с   различными   источниками   информации;  ­ воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному людей;  здоровью ­ природе;  ­ иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями,   домашними   животными,   заботы   о   собственном   здоровье,   оказания первой [13]; ­   оценки   последствий   своей   деятельности   по   отношению   к   природной   среде, собственному людей;  ­ для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни,   профилактики   заболеваний,   травматизма   и   стрессов,   вредных   привычек. Изучать биологию ­ не значит только знакомиться с видовым составом флоры и фауны,   знать   отдельных   представителей.   Это   изучение   большого   количества понятий   и   определений,   законов   и   закономерностей.   Сделать   такую   работу интересной и увлекательной, в то же время научной и познавательной, повышать активность учащихся, интерес к предмету ­ является главной задачей учителя [5]. При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному   результату.   При   этом   от   учащегося   требуется   не   только   понять, запомнить   и   воспроизвести   полученные   знания,   но   и   уметь   ими   оперировать, применять   их   в   практической   деятельности,   развивать,   ведь   степень продуктивности   обучения   во   многом   зависит   от   уровня   активности   учебно­ познавательной учащегося.  2.1. Дидактические игры Почетное место на уроках биологии занимают игровые моменты. Игры   знакомы   с   детства   каждому   человеку.   В   процессе   игры   развиваются способности   человека,   раскрываются   его   возможности   и   создаются   условия   для здоровью поведения   и культуры деятельности окружающим   организму,   здоровью   других   помощи других   себе   и           в учебной           игре         игра не   весь   Игры   познавательного которые принимать Строгие     В   правила, должен с   лучше   участие должны несколько дидактические     возрастом выполняет обмена   информацией.   Игровые   формы   отличаются   тем,   что   процесс   обучения максимально приближен к практической деятельности. Сообразуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся должны принимать практические решения. Чаще всего   им   приходится   играть   свою   роль   в   конфликтной   ситуации,   заложенной   в содержание   игры.   Решения   во   многих   играх   принимаются   коллективно,   что развивает   мышление   учащихся,   коммуникативные   способности.   В   процессе   игры возникает определенный эмоциональный настрои, активизирующий учебный процесс [8]. Все игры можно классифицировать на классно-урочные игры и внеклассные игры. И   те   и   другие   должны   характеризоваться   следующими   признаками: нарушать; ­ ­   класс; усложняться. ­ Учебная функций: ­ оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор; ­ учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной задачи; ­ мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию интереса. ­   как   и   любая   деятельность,   игровая   деятельность   на   уроке   должна   быть мотивирована,   а   учащимся   необходимо   испытывать   потребность   в   ней. ­ важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре. ­   для   создания   радостного   настроения,   взаимопонимания,   дружелюбия   учителю необходимо   учитывать   характер,   темперамент,   усидчивость,   организованность, состояние игры. ­содержание   игры   должно   быть   интересно   и   значимо   для   её   участников;   игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них [8]. Приведем ряд методических рекомендаций по разработке и использованию дидактических игр. 1.   Определенные   методические   знания   и   умения   помогут   правильно   провести дидактическую   игру.   Эти   знания   помогают   применить   наилучший   вариант дидактической игры на том или ином этапе урока. К дидактическим играм следует готовить   детей   заранее,   учитывая,   прежде   всего,   время   проведения,   некоторые атрибуты и правила. Это позволит заранее настроить детей на игру и творчески подготовиться [8]. 2.Дидактические   функции   игры   должны   обеспечить   достаточно   широкую,   но посильную творческую и мыслительную деятельность учащихся в области биологии и   смежных   дисциплин,   соответствовать   возрастным   особенностям,   степени подготовки и развитию кругозора учащихся. Игру следует начинать с более простых заданий,   постепенно   переходя   к   более   сложным.   Задания   должны   содержать элементы увлекательности и давать возможность принимать несколько вариантов ответов, [9]. 3.   Атрибуты   должны   быть   красивыми,   яркими,   загадочными,   необыкновенными. нестандартных участника здоровья   числе   и   каждого   в   том   ней     к в   процессе   характер,   активным нежели   выполнение Наглядность должна быть простой и емкой, эстетически правильно выполненной. Ошибки должны быть исключены, т.к. это снижает интерес игры, авторитет учителя. Наглядность, применяемая в процессе дидактической игры, должна носить больше схематический изобразительный. 4.   Игры   лучше   всего   проводить   в   быстром   темпе,   чтобы   каждый   ученик   с максимальной   активностью   мог   участвовать   в   игре.   При   этом   необходим предварительный расчет продолжительности каждого этапа игры и обязательное его игры. 5. Нельзя оставлять без внимания группу наблюдателей; необходимо наделить их важной ролью арбитра; следя за игрой, арбитр делает выводы, дает оценку ходу событий, но ни в коем случае не производит персональных оценок в адрес играющих ­   арбитр   выступает   сторонним   наблюдателем   ситуации   и   высказывает   свои впечатления от увиденного. Лучше проводить дидактическую игру выразительно и эмоционально. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре, участником. 6. Учитель, как ведущий игры, постоянно активизирует работу пассивных учащихся. Иногда бывает полезно ввести в правила игры поощрительные и штрафные баллы. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач. 7. Учителю следует не допускать снижения интереса у детей к игре, субъективности в   нечестности.   Необходимо   умело   регулировать   ход   игры.   Кроме   этого,   учитель, дополняя игру своими элементами, должен включить различные варианты геймов, разминок,   дающие   возможность   проигрывающей   команде   подтянуться.   Если   не учитывать   этих   рекомендаций,   то   проигрывающая   команда   с   большим   отрывом теряет   интерес   к   игре,   а   чаще   всего   отказывается   от   игры. 8. Во время игры необходимы дисциплина и порядок. Во время игры необходимо обеспечивать   нормальный   психолого­педагогический   климат.   Между   педагогом   и детьми   должна   быть   атмосфера   уважения,   взаимопонимания,   доверия, сопереживания.   лояльным. 9.   Используя   дидактические   игры,   лучше   не   допускать   перенасыщения   учебного процесса игровой деятельностью, т.к. слишком частое применение дидактических игр на уроке приводит к ситуации, когда ученики будут воспринимать курс изучения биологии, целом. 10.   Желательно   иметь   систему   разработанных   дидактических   игр,   не   раз опробованных на уроках биологии, с учетом ранее допущенных ошибок, если они имели место. Дидактическая игра на уроке способствует изменению эмоциональной атмосферы, которая становится более оживленной, снимает напряжение, усталость и позволяет настроить   [19].  Игра   может   быть   положена   как   в   основу   всего   урока,   так   и   в   его   отдельные моменты.  Игры ­   путешествия усиливают   впечатление,   наблюдательность,   обращают внимание   детей   на   то,   что   находится   рядом.   В   этих   играх   используются   многие способы   раскрытия   познавательного   содержания   в   сочетании   с   игровой деятельностью. Их можно применять и на уроках изучения нового материала, по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют ученика на овладение знаниями   и   умениями.   Например,   на   уроках   природоведения   мы   «совершаем путешествие»   на   действующий   вулкан.   При   помощи   технических   средств   можно усилить эффект  записью извергающегося вулкана, изучаем  его строение, состав магмы,   прослеживаем   разницу   между   этими   понятиями.   Тон   лучше   сохранять   доброжелательным,   новой   информации   учащихся   на   усвоение   лавы,   в     игру   как   быть в       и   морях   (5­й океанах» Игры   ­   путешествия   проводим   как   непосредственно   на   уроке,   так   и   в   процессе внеклассных   занятий.   Они   служат   в   основном   целям   обобщения   и   закрепления учебного   материала.   Они   также   хорошо   разнообразят   работу   с   картой.   Игры   ­ путешествия строим по­разному, в том числе и на сказочной основе. Активизация учащихся   в   играх   путешествиях   выражается   в   устных   рассказах,   вопросах поискового характера, ответах учащихся, в их личных переживаниях и суждениях. Примерами таких игр могут быть «Путешествие по следам плодов и семян» (6 класс); «Путешествие по земному шару с красной книгой» (6­7­й класс), при изучении как растений,   так   и   животных;   «Путешествие   на   дно   океана»   при   обобщении   темы «Жизнь класс). Игры   упражнения. Они   занимают   обычно   10­15   минут   и   направлены   на совершенствование   познавательных   способностей   учащихся,   являются   хорошим средством   для   развития   познавательных   интересов,   осмысления   и   закрепления учебного   материала,   применение   его   в   новых   ситуациях.   К   играм­упражнениям относятся:   разнообразные   викторины,   кроссворды,   ребусы,   чайнворды,   шарады, головоломки, ботаническое и зоологическое лото, объяснение пословиц и поговорок о   растениях   и   животных.   Побуждение   школьников   к   этим   играм,   основанное   на стремлении   проявить   догадку,   смекалку   в   умственной   деятельности,   можно   и должно   использовать   в   развитии   познавательной   активности   учащихся. С   целью   быстрого   овладения   учащимися   материалом   по   систематике   растений   и животных   мы   предлагаем   игру«Найди   родственников». Вызванный   ученик вытаскивает карточку и подбирает к изображенному на ней объекту родственное по типу, классу, порядку, отряду, семейству растение или животное. Например, если на карточке   изображено   растение   пшеницы,   то   ученик,   подбирая   ряд   других представителей   злаковых,   дает   общую   характеристику   семейства.   После дополнительного вопроса по учебному материалу темы мы ставим отметку. Загадки, ребусы, головоломки используем очень часто на уроках биологии в 6-7 классах. Работа с загадками, на наш взгляд, помогает развивать у детей наблюдательность,  находчивость, развивают логическое мышление. Для того чтобы отгадать загадки,  учащиеся должны хорошо знать материал школьного учебника, дополнительной  литературы. Загадки составляем на основе зашифровки наиболее существенных  признаков предмета или явления. Разгадывание загадок предполагает  формирование у детей умения решать логические задачи, заключенные в них. При  отгадывании загадки мы помогаем детям выделить в необходимой  последовательности все заключенные в ней признаки, т.к. часто именно нарушение  порядка анализа имеющихся данных приводит к ошибкам. Применяем загадки также при изучении нового материала. Например, перед  объяснением нового материала загадываем загадку: Из растений чей портрет Выбит на монете? Чьих плодов нужнее нет На земной планете? (Пшеница) Такой прием активизирует, на наш взгляд, внимание ребенка для восприятия темы  «Сельскохозяйственное значение злаков». Применяем загадки и при закреплении нового материала, на обобщающих уроках.  При этом просим ребят не только отгадать загадку, но и ответить на  соответствующие вопросы. Так, к загадкам о растениях, относящихся к разным  семействам цветковых, мы предлагаем следующие вопросы: ­ К какому семейству относятся эти растения?  ­ К какому классу?  ­ Назовите общие признаки класса, семейства.  ­ Что вы знаете об этом растении?  ­ Какие растения, относящиеся к этому семейству, вы еще можете назвать?  Таким образом, происходит закрепление полученных знаний. Игры ­ упражнения могут иметь место и при выполнении учащимися домашних  заданий. Например, кроссворды. Кроссворд ­ это игра на отгадывание слов,  которыми надо заполнить фигуру из квадратов. При составлении кроссвордов  учитываются возрастные отличия восприятия, внимания, памяти, мышления  школьников. Количество заданий в учебных кроссвордах обычно небольшое ­ ответ  основывается на трех ­ пяти словах. В зависимости от особенностей конкретного  класса и индивидуальных возможностей детей задания можно изменять и  варьировать. Чаще всего мы используем кроссворды при изучении терминологии. При желании  учащиеся могут составить кроссворд на заданную тему дома. В этом случае мы  отрабатываем точность определения понятий. На следующем уроке их решаем по  группам или индивидуально. Можно также предложить детям закончить решение  головоломки или отгадывания кроссворда, начатых на уроке. Например, по биологии в 6 классе после изучения темы «Деление клетки» задаем разгадывание кроссворда с заданием: впишите в графы кроссворда название фаз митоза. Если кроссворд  использовать на этапе закрепления, то к заданию добавляем: кто выполнит первым  и без ошибок. Большинство ребят увлекаются такой работой, она их не утомляет, и в то же время  заинтересовывает, дает возможность проявить инициативу, изобретательность,  творчество. Биология требует от учеников большой словарной работы. Необходимость  запоминать большое количество терминов, их значение зачастую вызывает  затруднения у школьников. В связи с этим мы используем ребусы. Ребус ­ это задача, в которой зашифровано слово или предложение с помощью  рисунков, букв или знаков. Мы постепенно знакомим с разными способами решения  ребусов, с основными правилами составления и разгадывания ребусов ­ своего рода  «ребусной азбукой». Сюжетно­ролевая игра является одной из форм обучения, обеспечивающей  школьнику активную позицию в учебной деятельности. Такие игры отличаются от  игр­упражнений и игр­путешествий тем, что инсценируются, а учащиеся играют  определенные роли. В таких играх дети отражают различные стороны жизни  (социальные переживания, экономические, сельскохозяйственные и т.д.),  особенности взаимоотношения взрослых, уточняют свои знания об окружающей  действительности. Отличительным признаком ролевой игры является наличие  ролей, сюжета, игровые действия. Интересны игры­соревнования, они могут включать в себя все вышеназ­ванные виды  дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры  учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры­соревнования является наличие в ней  соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают  ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило,  определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра­соревнование  позволяет в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто  занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом  ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр. Игровая форма урока всегда приносит творческое удовлетворение всем его  участникам, способствует развитию навыков межличностного общения. В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их  разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала,  возрастом учащихся и другими педагогическими факторами. Приведу некоторые примеры познавательных игр, которые применяю на практике: «Свиток» ­ класс делится на несколько команд (можно по рядам). Члены команды сидят друг за другом. На первую парту кладется лист бумаги и дается задание, например, написать на листе бумаги по одному признаку семейства Крестоцветных (или любого другого) и передать сидящему сзади. Когда последний игрок закончит он   поднимает   руку.   Оценивается   правильность   и   скорость   выполнения   задания, зачитываются признаки написанные командой, оказавшейся самой быстрой. Другие команды вычеркивают названные признаки из своих листов. Победители те, у кого остались   не   вычеркнутыми   правильные   признаки   и   которые   раньше   других закончили игру.  Развивают   мышление   такие   игры   как   «Третий   лишний»,   когда   учащимся предлагается   из   нескольких   организмов   выбрать   тот,   который   по   каким   ­   то признакам не соответствует общему ряду и дать этому объяснение: предлагается одинаковый набор карточек, на которой изображены: 1. Черемуха обыкновенная. 2. Мак   восточный.   3.   Седмичник   европейский.   Что   лишнее?   Очевидно,   черемуха обыкновенная, т.к. она образует соцветие, а мак и седмичник ­ одиночные цветки. Принимается за дополнительные 0,5 балла и ответ, что лишним может быть и мак, т.к.   черемуха   и   седмичник   по   окраске   цветков   ­   белые,   а   мак   ­   красный.  На доске написаны столбиками названия организмов или явлений живой природы, которые сгруппированы по определенному признаку. Одно название лишнее, надо определить   эту   запись.   Например,   1­дрофа,   2­сипуха,   3­стрепет,   лишнее   2­отряд Совы, Дрофы. «Продолжи ряд» ­ дана последовательность слов, которые относятся к одной теме, но   в   ней   не   хватает   нескольких   понятий,   которые   надо   дописать. «Цепочка» ­ хорошо применять при изучении темы «Пищевые связи». Один игрок называет   организм,   способный   к   фотосинтезу,   второй   игрок   называет   организм, который   питается   предыдущим   ­   растительноядный,   следующий   называет плотоядный организм и т.д. Тот, кто не сможет назвать следующего члена цепочки, получает   штрафное  очко   и начинает  игру   сначала. Выигрывает  тот, кто наберет наименьшее очков. «Фоторобот» ­   группа   школьников   –   это   отделение   милиции.   Ведущие   игры обращаются   за   помощью   в   отделение   милиции   за   помощью   отыскать   пропавшее растение   (при   изучении   ботаники)   или   животное   (при   изучении   зоологии).   Надо описать   объект   или   составить   его   фоторобот   учитывая   особенности   внешнего строения физиологии. Значение   этих   игровых   моментов   на   уроке   очень   велико,   так   как,   играя,   ученик совершает   лишь   мотивированные   действия,   а   не   по   принуждению,   значит, введенные   в   игру   знания   усваиваются   прочно   и   надежно   [10]. Полноценное развертывание учебного процесса, базирующегося на дидактической игре,   предусматривает   значительный   личностно­профессиональный   потенциал учителя,  который  в процессе   обучения  выполняет  разные  роли.  Атмосфера  игры штрафных отряд 1,3   –   или   число в трансформирует   позицию   учителя,   который   балансирует   между   ролями организатора, помощника  и участника  общего  действия. Он  обеспечивает  тонкую границу   между   игровым   действием,   в   которую   втянуты   ученики,   и   специальной фиксацией   учебно­познавательных   результатов   игры.   Таким   образом,   используя дидактическую игру в своей педагогической работе, учитель сам может выполнять следующие функции: инструктора, судьи­рефери, тренера, председательствующего ведущего. Нужно отметить, что применение дидактических игр в процессе обучения имеет определенные ограничения. 1. В классах с ярко выраженной активностью учащихся на уроке и высоким уровнем их   работоспособности   больший   интерес   вызывают   игры,   имеющие   возможность продемонстрировать   эрудицию,   смекалку,   сообразительность   и   быть   первым   по знаниям   изучаемого   материала.   В   таких   классах   мы   не   проводим   игры,   целью которых   является   запоминание   тех   или   иных   понятий,   законов,   явлений,   т.к.   у учащихся хорошо развиты внимание, память и подобные учебные действия у них не вызывают затруднения. 2.   Дидактические   игры   чаще   применяем   при   углублении   ранее   полученного материала в 5­6­х классах, т.к. учащимся нравятся такие уроки, они с удовольствием включаются игру. 3. В старших классах дидактические игры применяются реже, т.к. изучение биологии происходит у учащихся более осознанно. Чаще используем сюжетно­ролевые игры, т.к. они содержат профориентационную информацию. Для проведения таких игр требуется  более  тщательная   подготовка   как  с   нашей  стороны,  так  и  со  стороны учеников.   Учитывая   эти   особенности,   мы   используем   их   1­2   раза   в   год. 4.   При   объяснении   нового   учебного   материала   мы   не   увлекаемся   большим количеством   дидактических   игр,   т.к.   образовательная   значимость   темы,   ее научность, не должны быть замаскированы игровыми, занимательными функциями и атрибутами. Очень часто именно они, как более яркий фактор, останется в сознании и   памяти   ученика,   а   научность   темы   будет   потеряна.   При   объяснении   нового материала применяем игры с использованием историко­логического подхода, чтобы ученики   могли   представить   и   ощутить   уровень   развития   науки   на   тот   период,   и следовали открытия. 5.   Мы   не   проводим   дидактические   игры   длительные   по   времени,   они   утомляют учеников, т.к. требуют большой отдачи. Лучшего и более эффективного результата в процессе   обучении   биологии   помогают   добиться   игры,   непродолжительные   по времени проведения (5­10 мин). 2.3. Проблемные ситуации Метод проблемного обучении составляет органическую часть системы проблемного обучения.   Основой   метода   проблемного   обучения   является   создание   ситуаций, формировка   проблем,   подведение   учащихся   к   проблеме.   Проблемная   ситуация включает   эмоциональную,   поисковую   и   волевую   сторону. Ее   задача ­   направить деятельность   учащихся   на   максимальное   овладение   изучаемым   материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней. Проблемные вопросы можно ставить на любом этапе изучения темы: логике иного бы     этого   или А.                             дело   даром».     при   контроле подводит применение самостоятельному учащихся   знаний прокомментировать к (творческое ­ при объяснении материала (в начале урока), чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу; ­ при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал выводу; и ­ знаний). Для   активизации   познавательной   деятельности   возможно   создание проблемной   ситуации   на   основе   высказываний   или   фактов.   Предлагаю учащимся высказывания: 1.   «Кто   не   любит   природу,   тот   не   любит   человека».   Ф.   Достоевский 2. «Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое Герцен 3.   Известный   географ   и   путешественник   А.   Гумбольт   утверждал,   что   «человеку предшествуют   леса,   а   сопровождают   пустыни».   Почему   так   считает   ученый? 4. Великий русский ученый М.В. Ломоносов утверждал: «Умеренное употребление пищи   утверждение? 5. Древнегреческий философ Аристотель говорил: «Ничто так сильно не разрушает человека,   как   продолжительное   безделье».   Обосновать   данное   высказывание   с научной [13]. На уроках биологии для развития познавательного интереса учащихся использую биологические задачи. Верным является утверждение, что коль нет познавательной задачи, нет и работы мысли, есть задача ­ есть поиск ее решения. Постановка задач в процессе обучения повышает активность учащихся. Ученики исследуют явление, ищут   пути   его   решения,   выдвигают   различные   предположения,   приводят доказательства,   а   это,   несомненно,   способствует   активизации   мыслительной деятельности   школьников,   развитию   логического   мышления,   познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии [15]. На уроках биологии использую следующие типы задач: здоровья».   Верно –   мать   ли   это   зрения точки     а) Задачи, способствующие развитию логического мышления. б) Задачи на распознавание натуральных объектов. в) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы. г) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков. д) Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими. е) Задачи, связанные с самонаблюдением. ж) Задачи, содержащие новую для учащихся информацию. Задача 1. Один юннат рассказал об опыте, который он начал за 2 недели до урока. Он вырастил проросток фасоли и, когда стебель достиг 15 см, срезал его верхушку примерно настолько, насколько прищипывал корешок проростка. Ежедневно наблюдал, что происходит с этим растеньицем. Делал записи в дневнике наблюдений. Предположите, как выглядели результаты опыта. Задача 2. Желая подготовить семена к посеву, ученик поместил их в две пробирки с водой. В одной пробирке семена проросли, а в другой ­ нет. Как это можно Задача 3. Дачник­любитель посеял весной семена моркови, но большинство из них не проросли. Как объяснить эту неудачу? Что необходимо было предварительно объяснить? сделать дачнику? Выскажите всевозможные предположения. Задача 4. У каких растений – болотных, луговых или пустынных ­ корневая система должна уходить в землю на большую глубину? Почему вы так считаете? Задача 5. Клетки кожицы листа прозрачные, бесцветные. Какое значение в жизни растения имеет такая особенность их строения? Задача 6. Почему слизни в знойные дни укрываются под камнями, дисками, а в сырую погоду их можно увидеть ползущими по земле или на растениях. Задача 7. Если разложить на опушке леса на досках насекомых нескольких видов, то птицы склевывают, лишь тех из них, которые не имеют предостерегающей окраски. Объясните ситуацию. Задача 8. Говорят, что, если с неба упадет иголка, то орел ее увидит, олень услышит, а медведь почует. Почему так говорят? Задача 9. Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Потом туда завезли семена и посеяли клевер. Он рос хорошо, но плодов и семян не давал. Затем в Австралию завезли шмелей, и растение стало плодоносить. Объясните ситуацию. Задача 10. Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно­медицинская экспертиза на основе анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом это удалось сделать? При проведении уроков биологии для активизации мыслительной деятельности использую и ситуационные задачи. Представьте ситуацию, проанализируйте, составьте диалоги, возможно инсценирование [9]. 1. Мама пришла домой, где увидела подруг своей дочери (сына), распивающих спиртные напитки. Представьте решение этой проблемы. 2. Во время стирки родители находят в карманах одежды сына (дочери) таблетки неизвестного названия. Как решить данную проблему? 3. Вы в случайной компании видите, что употребляют наркотики. Обозначьте проблемы, представьте пути их решения. Создание проблемных ситуаций на уроке возможно с привлечением литературных произведений разных жанров.  На уроках ботаники часто использую стихи­загадки, пословицы, сказки. Во­первых их достаточно большая подборка, во­вторых эффект их применения всегда ощутим, в – третьих они снижают усталость на любых этапах урока [5]. При изучении темы «Земноводные» можно предложить такую сказку в начале урока: «В финской сказке одна царевна сказала: «Что бы такое вышло из меня, к чему прислушаются все люди». А вторая захотела: «Чтобы такое вышло из меня, за чем гоняются все люди». Когда подошла очередь третьей, она промолвила: «Что бы такое вышло из меня, на что дивились бы все люди». И стала старшая дочь кукушкой, средняя – белкой, а младшая превратилась в лягушку» Вопрос: В конце урока нам предстоит ответить на вопрос ­ Чем же так удивительна При изучении зоологии ребятам можно предложит следующие произведения: «Муравей и стрекоза» ­ басня И.Крылова лягушка? Попрыгунья стрекоза, Лето красное пропела, Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза… Вопрос: мораль в басне бесспорна, но с биологической точки зрения стрекозу «Лиса и еж» - басня Н. Сладков обидели зря. Почему? ­ Всем ты, Еж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу. ­ А что, Лиса, я с колючками некрасивый что ли? ­ Да не то чтобы некрасивый.. ­ Может, я с колючками неуклюжий? ­ Да не то чтобы неуклюжий. ­Так какой же я такой с колючками­то? ­ Да какой­то ты, брат, с ними несъедобный… Задание: Басня отражает существенные биологические закономерности. Укажите «Мартышка и очки» - басня И.Крылов их и дайте им объяснение. Мартышка к старости слаба глазами стала А от людей она слыхала, Что это зло еще не так большой руки: Лишь стоит завести очки. Вопрос: Какие очки прописал бы врач мартышке? 2.4. Домашний эксперимент (мини-проект по изучаемой теме) Домашний эксперимент – это небольшой самостоятельный научный проект каждого ученика. Самостоятельно или с помощью взрослых выполняя простые опыты, дети смогут сделать свои первые шаги в науке. Эксперименты для домашнего проведения должны быть безопасными и основанными на использовании простых доступных материалов. Такие задания не только стимулируют активную познавательную деятельность, но и приучают к четкому и серьезному оформлению Отчет по проекту можно оформить по своих выводов по проекту. следующей схеме: 1 страница – титульный лист (ФИО автора, класс, название проекта) 2 страница – резюме (краткое изложение основных идей работы), место проекта в теме, цели работы, гипотезы (предполагаемые результаты), актуальность темы (что больше всего заинтересовало) 3 страница – используемое оборудование 4 страница – описание проекта (ход выполнения, полученные данные, проведенные расчеты, фотографии, рисунки) 5 страница – заключение (какие результаты подтверждают основную идею эксперимента) 6 страница – выводы 7 страница – список источников информации Примеры проектов: Проект 1 ­ «Растущие малютки»  Цель: продемонстрировать влияние температуры на рост бактерий Оборудование: молоко (нельзя брать кипяченое и стерилизованное), стакан (250 мл), две банки по 0,5 л, холодильник Ход работы: налить в каждую банку по 250 мл молока, накрыть марлей, поставить одну банку в холодильник, а другую в тепло. В течение недели проверять обе банки, отмечая изменения свойств молока. Проект 2 – «Раскрашенные яблоки» Цель – убедится в изменении химического состава созревающего яблока Оборудование: 5 (можно 3) яблок разной степени зрелости, маленькие стаканчики, спиртовой раствор йода, ватные диски, фольга, нож Ход работы: вырезать ломтики из середины каждого яблока, разложить на фольге от незрелого в зрелому яблоку. Налить в стаканчики немного воды и капнуть по 5 капель йода, обмакнув ватный диск в раствор, хорошо смочить им ломтики яблок. Внимательно рассмотреть цвет. Проект 3 – «Испарение воды листьями» Цель – убедиться, что вода испаряется через устьице листа Оборудование: стакан с водой, растительное масло, веточка с листьями. Ход работы: в стакан с водой поставить веточку растения и налить поверх воды 1 см растительного масла. Измерить высоту воды в стакане до растительного масла. Проверять высоту воды в стакане в течение 3 недель фиксируя результаты. 2.5. Разминки     Разминки –   короткие,   емкие   и   информативные   задания   –   упражнения, расширяющие   кругозор   учащихся.   Они   позволяю   заинтересовать   учащихся   и заставить   размышлять,   наиболее   подходят   для   отработки   ключевых   понятий, терминов урока. А) «Вырази   мысль   другими   словами» ­   предложить   несколько   вариантов выражения   мысли,   изложенной   в   какой­нибудь   фразе,   другими   словами,   смысл фразы искажать нельзя (например: большая часть жгутиконосцев – одноклеточные существа.   Вариант   ребенка:   большинство   родственников   эвглены   –   простейшие организмы. Б)   «Дуэль» ­   класс   делится   на   пары   дуэлянтов,   которые   садятся   друг   напротив друга,   образуя   два   ряда.   Каждой   паре   задается   вопрос.   Победитель   дуэли оценивается   по   точности   и   полноте   ответа.   Побежденный   дуэлянт   переходит   в команду победителя.  Если оба ответа верны, игроки остаются в своих командах. Игра продолжается до последнего   вопроса   или   заранее   определенного   перевеса   одной   из   команд. В) Метод фокальных объектов – метод предполагает концентрацию внимания на каком­либо объекте, который нужно изучить. Для этого  произвольно выбирается другой   объект,  хорошо   знакомый   учащимся.   Затем   признаки  этого   «фокального» объекта   приписываются   изучаемому.   Хорошо   этот   метод   применяется   на   уроках зоологии [9]. Примеры: При изучении понятия птица приписываем ему свойство любого предмета, например коробки. Соединяем признаки коробки и птицы: Картонная птица – оригами Большая птица – страус Маленькая птица – колибри Красивая птица – канарейка Старая птица – вымершая (дронт) При изучении рыб можно использовать сопоставление с вазой: Красивая рыба – аквариумная Большая рыба – акула Маленькая рыба – малек Круглая рыба – луна Плоская рыба ­ камбала Г) «Ключевые слова» ­ каждый учащийся получает текст с пропусками. За  определенное время надо составить список слов утерянных в рассказе. По  окончании работы учителем зачитывается список утерянных слов, а учащиеся  проверяют совпадение со своим списком и за каждое совпадение ставят себе по 1  баллу. В конце подсчитывается общее количество баллов и ставится оценка. Кишечнополостные Это примитивные двуслойные животные, имеющие _____ симметрию, _____ полость  и _____ отверстие. Обитают в воде. Встречаются сидячие формы (______) и  плавающие (______). Типичный представитель ________. Хищники питаются  _______, ________, _________. Коралловые полипы могут образовывать ______ и  атоллы, служащие источником известняка, который используют как ________  материал. Крупные медузы могут вызвать ________ у купающихся. Ключевые слова текста которые должны быть вписаны: радиальную, кишечную,  ротовое, кораллы, медузы, гидра, рачки, мальки рыб, водные насекомые, рифы,  строительные, ожоги. Оценочная шкала: 12­11 баллов – «5», 10­9 баллов – «4», 8­6 баллов – «3», менее 5  баллов – «2». Д) «Верю – не верю» ­ предлагаемые на обсуждение примеры либо заведомо ложны, либо истинны. Необходимо определить, достоверна ли содержащаяся в них  информация, и объяснить свой выбор (например: плоды колбасного дерева по вкусу  напоминают сервелат). Е) «Да­нетка» ­ по условию игры задумавший слово на все вопросы собеседника  имеет право отвечать только «да» или «нет», учащийся отгадывающий слово должен задавать соответствующие этому требованию вопросы. Можно использовать на  уроках ботаники и зоологии при изучении многообразия живых объектов. Ж) «Кроссвординки» ­ предлагается разгадать мини­кроссворд по определенной  теме (изученной ранее или новой). Кроссворды могут быть приготовлены детьми как  домашнее задание. ВЫВОДЫ 1. В статье нами были рассмотрены сущность активного обучения, активизации  познавательной деятельности обучающихся.  2. Основные пути активизации познавательной деятельности ­ разнообразие форм и методов, выбор таких их сочетаний, которые стимулируют активность и  самостоятельность обучающихся. 3.Осуществлена подборка учебно­методических материалов по использованию  методов активного обучения на уроках биологии по различным разделам школьного  курса. 4. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что использование методов  активного обучения на уроках биологии обеспечивает повышение уровня мотивации  к изучению предмета, следовательно, способствует качественному усвоению  материала.  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Айзек Азимов. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. Пре. с англ. ­  М: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 98с. 2. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно­образовательная серия. ­ М: Лист­Нью, 2004. – 17с. 3. Акперова И.А. Уроки биологии в 6 классе. – М.: Дрофа, 2005. – 156с. 4. Алексеев М.Ю., Золотова С.И. Применение новых технологий в образовании. ­  Троицк, 2005. ­ 62 с. 5. Бондарук М.М. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах  и ответах 5­11 классы. ­ Волгоград, изд. Учитель, 2007 6. Бордовская Н.В., Даринская Л.А., Костромина С.Н. Современные образовательные технологии. ­ М.: Кнорус, 2011. ­ 269 с. 7. Борзова З.В, Дагаев А.М. Дидактические материалы по биологии: Методическое  пособие. (6­11 кл) ­ М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с. 8. Воронина Г.А., Исакова С.Н. Биологический тренажер: 6 – 11 классы:  дидактические материалы.­ М.: Вентана – Граф, 2009. – 192 с. 9. Высоцкая М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5­11 классах­Изд. Учитель:  Волгоград,2007. 10. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. – М.:  «5 за знания», 2006.­ 112с. 11. Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности  учащихся // Современная педагогика. 1999. № 3. 27 с. 12. Дубовицкая Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации. – Ассоциация  педагогов­психологов. Сайт психологической службы Комитета по образованию  Гатчинского района Ленинградской области. ­ gatchina­psi.narod.ru/06_daijest/06­ 02_motivacija.htm 13. Еськов К.Ю. История Земли и жизни на ней: от хаоса до человека /К.Ю. Еськов. – М.: НЦ ЭНАС, 2004. – 154с. 14. Кругликов В.Н., Платонов Е.В., Шаранов Ю.А. Методы активизации  познавательной деятельности. ­ С.­Пб.: Знание, 2006. 190 с. 15. Марина А.В. Биологические экскурсии как форма реализации комплексного  подхода к изучению природы //Биология в школе. – 2007. ­ № 6. 16. Методика обучения биологии: Учеб. пособие / В.С.Конюшко, С.Е. Павлюченко,  С.В. Чубаров. – Мн.: Книжный дом, 2004. – 115с. 17. Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую деятельность. ­  М.: Роспедагенство, 2005. ­ 54 с. 18. Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 78с. 19. Пустохина О.А. Урок в современной школе ­ Волгоград, изд. Учитель, 2009. 20. newreferat.com/­ формы, методы и средства самостоятельной работы  учащихся.2013.

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2018