Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках литературного чтения
Оценка 4.9

Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках литературного чтения

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
чтение
1 кл—4 кл
08.03.2017
Активные формы работы с одарёнными детьми  на уроках литературного чтения
В статье обосновывается необходимость использования на уроках литературного чтения различных приёмов, позволяющих сделать его более интересным и насыщенным для учащихся, а также представлено описание этих приёмов на конкретных примерах. Материал будет интересен учителям, работающим в начальных классах по системе Занкова.
Чем книга может быть.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение  Гимназия имени Н.М. Пржевальского Выступление на V международной научно – практической конференции Тема конференции «Одарённость должна служить творческим целям учащихся. Предназначение литературы не в том, чтобы заставить ребёнка читать, а в том, чтобы заставить его думать» Тема выступления  «Активные формы работы с одарёнными детьми  на уроках литературного чтения» Подготовила учитель начальных классов Захаренкова Елена Эдуардовна 1 Смоленск 2011г. Е.Э.Захаренкова МОУ гимназия имени Н.М.Пржевальского учитель начальных классов Активные формы работы с одарёнными детьми  на уроках литературного чтения Современная жизнь предъявляет к выпускнику школы серьёзные  требования: владение коммуникативной, информационной, социальной и  другими компетенциями, наличие не только глубоких и прочных знаний, но и  способности решать задачи общества на основе духовно­нравственных  ценностей. Поэтому в последнее время в образовании всё больше затрагивается  проблема сохранения и развития одарённости детей, их творческого потенциала. Одним из необходимых условий в любой работе с одаренными детьми  является принцип, учитывающий специфику интересов, склонностей учащихся.  Иногда приходится слышать, что творчество является уделом избранных и что  только тот, кто одарен особым талантом, должен его развивать в себе. Однако в  каждом ребёнке есть «искра Божья». И задача учителя начальной школы  разглядеть эту искорку, сделать творчество нормальным и постоянным  спутником детского развития. А это зависит от каждодневного труда учителя,  его способности так организовать учебный процесс, чтобы каждый захотел быть  творцом.  Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии  человека. Чтение – это то, чему обучают младших школьников, посредством  чего их воспитывают и развивают. Это и инструмент, посредством которого  учащиеся осваивают большинство учебных предметов. Таким образом,  читательская деятельность и, в частности, урок чтения в начальной школе  обладают возможностями влиять на становление очень многих качеств личности  учащихся. Урок литературного чтения – это та учебная ситуация, та  «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются,  формируются и реализуются личностные особенности школьников, их  творческий потенциал. Именно здесь в свободной форме ведётся диалог с  учащимися, открывая для них тайны человеческой души, подталкивая их к  размышлению. 2 Как сказал известный педагог В.Сухомлинский: «То, что ребёнку  необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего, должно быть для него  интересным». Действительно, интерес – это то, что заставляет человека  чувствовать, думать и действовать. К тому же без интереса к чему­либо сложно  добиться хороших результатов в любом деле. Проявлением интереса на уроке  является устойчивая активность детей.   Для привлечения внимания детей, раскрытия их внутреннего потенциала  применяю такие формы работы, как игры со звуками, различные виды  творческого пересказа, драматизацию, викторины и нестандартные уроки,  выполнение творческих работ. Появлению на начальном этапе моих уроков игр со звуками способствовал  тот факт, что в начальную школу приходит всё больше детей с речевыми  нарушениями. Это ощутимо сказывается на всём учебном процессе. А где, как  не на уроках литературного чтения, работать над развитием артикуляционного  аппарата и фонематического слуха. Упражнения  на «задувание свечи»,  «сдувание шарика» на определённом звуке, хоровое и индивидуальное  прочтение стихотворения «Как на горке, на пригорке жили тридцать три  Егорки» позволяют ребятам научиться контролировать своё дыхание.  Затем наступает черёд чистоговорок и скороговорок. Первоначально  чистоговорки подбирает к уроку учитель, затем, когда ребята осознают принцип их построения, ученики становятся соучастниками творческого процесса:  учитель предлагает начало, а дети дополняют недостающее слово или фразу;  придумывают чистоговорки самостоятельно, получая маленькие стихотворные  истории. Например:  Са­за­са­за­ Под столом сидит коза. Са­за­са­зы­ Испугались мы козы. За­зо­зу­зе­ Принесём траву козе. Зе­зё­зю­зой­ Мы подружимся с козой. Такие упражнения позволяют активно работать над «трудными» звуками и  звукосочетаниями, а также являются первой попыткой сочинительства. Та же  задача ставится и при использовании скороговорок. Не только произнести  быстро и правильно, но и внести в скороговорку что­то своё: интонацию, ритм,  придумать своё продолжение или окончание. Так, например всем известную  скороговорку «На дворе трава, на траве дрова» ребята предложили продолжить  3 так: «Убери дрова, не растёт трава!», «Под травой крот разрыл огород», «Скоси  косой траву, накорми травой козу».  Трудно представить себе урок без пересказа, хотя бы небольшого:  школьник пересказывает прочитанное, выученное дома, передает содержание  задания по русскому языку, математической задачи, произносит правило своими словами. Постоянные пересказы укрепляют память, тренируют механизмы  говорения. Разнообразие видов пересказа вносит оживление в уроки. В  начальной школе применяются подробный, выборочный, сжатый пересказ,  пересказ с изменением лица рассказчика, от лица одного из персонажей,  пересказ драматизированный ­ в лицах, пересказ с творческими дополнениями и  изменениями, пересказ по опорным словам, иллюстрациям, пересказ­ характеристика, пересказ ­ устное рисование картин, иллюстраций и другие.  Выбор того или иного вида пересказа зависит от специфики текста, а также  позволяет учитывать индивидуальные способности учащихся. Драматизация – это такая деятельность детей, в процессе которой они  воспроизводят прочитанное, увиденное или услышанное в лицах, используя все  или некоторые из следующих выразительных средств: интонационно окрашенное слово, мимику, жест, позу, движение, действие, мизансцену. Именно  драматизация является одним  из учебных приёмов, которые способствуют  активизации учебной работы учащихся на уроках чтения. Приведу примеры  некоторых видов драматизации, которые могут быть использованы в классе без  специальных театральных средств и подмостков. 1. Чтение произведения по ролям. Его удобно применять при работе с  текстами, насыщенными диалогами, а также при чтении таких жанров, как  басня, сказка. Чтобы осуществить этот вид деятельности на уроке, детей надо к  нему подготовить: выбрать эпизод, который может быть прочитан детьми по  ролям; затем вместе с детьми назвать действующих лиц, участвующих в  выбранном эпизоде, определить, сколько нужно учеников, чтобы прочитать  сценку по ролям. Только после этого можно предложить детям найти слова  каждого персонажа, обсудить интонацию реплик и подготовиться к чтению. В  заключение эпизод читается по ролям учениками, вызванными к доске. 2. Чтение наизусть с применением соответствующих жестов,  телодвижений,  интонации, расположения в группах. Такая работа возможна,  если текст небольшой или легко запоминается ребятами, например, в басне  И.А.Крылова «Стрекоза и муравей». 3. Разыгрывание сценария с условными декорациями и костюмами. Такая  работа обязательно требует предварительной подготовки и может переноситься  во внеурочную деятельность. 4 Завершающим этапом любого вида драматизации является обсуждение  увиденного, выявление удачных моментов и установление причин того, что не  получилось. Ценность приема драматизации определяется тем, что он помогает детям  зримо увидеть содержание литературного произведения, развивает  воссоздающее воображение учащихся, без которого невозможно полноценное  восприятие художественной литературы, обеспечивает яркость внешних  представлений. Драматизация для детей, способствуя их отождествлению с  героями произведения, служит средством, обостряющим восприятие морального опыта, отраженного в книге. Участвуя в инсценировании, ученики приобретают  опыт не только моральных чувств и оценок, но и поведения. Формируется  импатия, т. е. умение поставить себя на место другого, ощутить чужую радость  или боль, как свою. Драматизация также способствует развитию литературной  речи учащихся, расширяет их словарный запас, являясь одним из способов  воспитания ребёнка.  Нестандартные уроки литературного чтения выходят за рамки урочного  времени, требуют от учителя и учащихся больших затрат сил и времени, но,  одновременно, позволяют каждому члену детского коллектива проявить себя,  показать свои знания и способности. Примером такой формы работы являются  викторины, уроки – литературные гостиные, уроки – портреты, уроки –  творческие проекты.  Викторины по литературным произведениям способствуют более  внимательному и осознанному их прочтению, позволяют в занимательной форме  проверить, например, летнее задание по чтению, провести урок внеклассного  чтения. Тематика литературных викторин должна отвечать возрасту и интересам учащихся.  В 1 – 2 классах удачно проходят викторины по русским народным  сказкам, рассказам Н.Н.Носова и В.Ю.Драгунского. Для ребят постарше можно  провести викторины, посвящённые творчеству классиков И.А.Крылова,  А.С.Пушкина, а также современных авторов, например Джоан Роулинг (серия  книг о Гарри Поттере).  Готовясь к уроку – портрету  учащиеся под руководством учителя или  самостоятельно исследуют образ автора: писателя, поэта, его жизненный путь,  прочитанные произведения, соединяют невидимыми нитями чувства, вызванные  произведениями, с личностными характеристиками. Такая работа помогает  приблизить автора и читателя, раскрыть духовный мир поэта или писателя,  глубже постичь содержание произведений.  Урок – литературная гостиная позволяет погрузиться в мир определённой  эпохи, глубже постичь дух и моральные устои другого времени. Подготовка к  такому уроку и его проведение требует наличия у школьников определённых  5 умений: самостоятельно или под руководством учителя отбирать подходящие  литературные произведения, анализировать их, уметь не только передать их  содержание, но и воссоздать обстановку эпохи, донести до слушателя мотивы  поступков героев. Поэтому проводить литературную гостиную лучше в 4 классе. Тема должна быть детям близка и понятна, например «Детство, опалённое  войной», «Нет друга – ищи, а нашёл – береги» по произведениям В.Осеевой.   Учебный проект предполагает групповые формы работы учащихся,  которые развивают умения и навыки самостоятельной работы, освоение  различных амплуа, понимание и проявление личностных особенностей и  предпочтений, свободу самовыражения. Так, по итогам знакомства с японскими  трёхстишиями хокку, в 4 классе, можно организовать проект «Что я знаю о  стране Нихон?», посвящённый искусству Японии (по учебнику «Литературное  чтение», 4 класс, автор Чуракова Н.А.). Интегрированные уроки литературного чтения и музыки, литературного  чтения, технологии или изобразительного искусства создают усиливающий  эффект, позволяют содержанию глубже проникать в душу, оставляя там  неизгладимый след,  всесторонне воздействовать на духовный мир ребёнка. Выполнение творческих работ – это, пожалуй, самый любимый вид работы  для моих учеников. Учебник «Литературное чтение. Родное слово», авторы –  составители Г.М.Грехнёва, К.Е.Корепова, включает в себя большое количество  таких заданий, как «Попробуй сказать своими словами. У кого лучше?  Попробуй придумать загадку о животном, используя эти выражения.… Найди  рифмы. Сочини с этими рифмами своё стихотворение. Преврати  «небывальщину» в «бывальщину». Какие слова надо заменить?  А ты знаешь  примеры, когда кошка с собакой живут дружно? Расскажи об этом» и т. д. Так  рождаются первые стихи, рассказы и сказки, из которых потом мы собираем  папки творческих работ. В дальнейшем самые удачные произведения могут быть напечатаны в школьной газете, стать сценарием классного спектакля на  гимназическом фестивале искусств. Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда — порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать. Роль учителя  — создать обстановку отсутствия страха, пробудить в нем фантазию, укрепить  присущую возрасту творческую свободу и веру в свои силы, подвести его к  мысли, высказанной Уолтом Уитменом: “Ни у кого нет таких дарований,  которых бы не было у тебя, ни такой красоты, ни такой доброты, какие есть у  тебя, ни дерзанья такого, ни терпенья, какие есть у тебя!” 1. http://festival.1september.ru/articles/526819/ Источники: 6 2. http://al2stav.ru/publ/iz_opyta_raboty_uchitelja_nachalnykh_klassov_jakovl evoj_t_f/5­1­0­49 3. http://www.school5.tim.kubannet.ru/index.php? option=com_content&view=article&id=26&Itemid=33 4. Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал/ авт.­сост.  А.Ф.Рыбина. – Волгоград: Учитель, 2010. 5. Литературное чтение. Родное слово. 2 кл. В 2ч./ авт.­сост. Г.М.Грехеёва,  К.Е.Корепова.­ М.: Дрофа, 2007. 6. Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 4 класса: В 2 частях.­  Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература»,  2006. 7

Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках литературного чтения

Активные формы работы с одарёнными детьми  на уроках литературного чтения

Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках литературного чтения

Активные формы работы с одарёнными детьми  на уроках литературного чтения

Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках литературного чтения

Активные формы работы с одарёнными детьми  на уроках литературного чтения

Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках литературного чтения

Активные формы работы с одарёнными детьми  на уроках литературного чтения

Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках литературного чтения

Активные формы работы с одарёнными детьми  на уроках литературного чтения

Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках литературного чтения

Активные формы работы с одарёнными детьми  на уроках литературного чтения

Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках литературного чтения

Активные формы работы с одарёнными детьми  на уроках литературного чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2017