Активные и интерактивные методы и приемы обучения на уроках иностранного языка
Оценка 4.9

Активные и интерактивные методы и приемы обучения на уроках иностранного языка

Оценка 4.9
Занимательные материалы
doc
английский язык
5 кл—8 кл
08.09.2019
Активные и интерактивные методы и приемы обучения на уроках иностранного языка
Данная работа об использовании активных методах и приемах обучения на уроках английского языка. Они строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению.
Активные методы и приемы на уроках иностранного языка.doc
Активные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов  Содержание учебного предмета Английский язык позволяет создавать условия для  достижения широкого спектра личностных и метапредметных образовательных  результатов и формирования коммуникативных учебных умений. На уроке иностранного  языка учащиеся овладевают основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и  осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Они  организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и  сверстниками. Дети работают индивидуально и в группе, находя общее решение и разрешая конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Они формулируют,  аргументируют и отстаивают своё мнение, осознанно используют речевые средства в  соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и  потребностей, планируют и регулируют свою деятельность; овладевают устной и  письменной речью, монологической контекстной речью. Метод обучения ­ это совместная упорядоченная деятельность педагога и  обучающегося, направленная на достижение заданной цели обучения. В структуре  метода выделяют прием ­ элемент метода, разовое действие в реализации метода  (например, метод ­ работа с книгой, прием ­ конспектирование отдельных тем по группам). Что такое активные методы обучения? Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия "учитель = ученик". Из названия   понятно,   что   это   такие   методы,   которые   предполагают   равнозначное   участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока. Признаки активных методов обучения   активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным; длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса; самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач; мотивированность к обучению.   Классификация активных методов обучения Самая   общая   классификация   делит   активные   методы   на   две   большие   группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы:     Методы и приемы активного обучения Дискуссионные. Игровые. Тренинговые. Рейтинговые. В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию   нескольких.   Но   успех   зависит   от   системности   и   соотношения   выбранных методов и поставленных задач. Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:  Презентации —   наиболее   простой   и   доступный   метод   для   использования   на    уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме. Кейс­технологии —   используются   в   педагогике   с   прошлого   века.   Строится   на анализе   смоделированных   или   реальных   ситуаций   и   поиске   решения.   Причем различают два  подхода к созданию кейсов. Американская  школа  предлагает поиск одного­единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование. Проблемная   лекция —   в   отличие   от   традиционной,   передача   знаний   во   время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами   учащиеся.   Этот   метод   достаточно   сложен   и   требует   наличия   у   учеников определенного опыта логических рассуждений. Дидактические   игры —   в   отличие   от   деловых   игр,   дидактические   игры регламентируются   жестко   и   не   предполагают   выработку   логической   цепочки   для решения   проблемы.   Игровые   методы   можно   отнести   и   к   интерактивным   методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, популярные игры­путешествия, спектакли, викторины,   КВН   —   это   приемы   из   арсенала   интерактивных   методов,   так   как предполагают взаимодействие учащихся друг с другом. Интерактивные   методы   обучения:  Интерактивные   методы   строятся   на   схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей. Задачи интерактивных методов обучения  Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.   Научить   работе   в   команде:   уважать   чужое   мнение,   проявлять   толерантность   к другой точке зрения. Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты. Методы и приемы интерактивного обучения  Мозговой   штурм —   поток   вопросов   и   ответов,   или   предложений   и   идей   по заданной   теме,   при   котором   анализ   правильности/неправильности   производится после проведения штурма. Читайте подробнее о мозговом штурме на уроках.  Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини­теме.  Интерактивный   урок   с   применением   аудио­   и   видеоматериалов,   ИКТ. Например,   тесты   в   режиме   онлайн,   работа   с   электронными   учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.  Круглый   стол   (дискуссия,   дебаты) —   групповой   вид   метода,   которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.  Деловые   игры (в   том   числе   ролевые,   имитационные,   луночные)   —   достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.  Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити­шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2­3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.  Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита. Все   активные   и   интерактивные   методы   обучения   призваны   решать   главную   задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься   "на   блюдечке".   Гораздо   важнее  развивать критическое   мышление, основанное   на   анализе   ситуации,   самостоятельном   поиске   информации,   построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.  В нашей школе обучение английскому языку ведется  по УМК Форвард, авторы  которого используют активные  методы обучения. Они строятся на практической  направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности,  разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта  обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех  органов чувств, деятельностном подходе к обучению. В разделе Listening and reading представлены тексты и задания, которые  соответствуют требованиям, способствующие достижению основных целей учебного  процесса: практической, развивающей, воспитательной. А  также имитации,  интонационного слуха, фонетических и фонематических навыков. Вниманию учащихся  предлагаются иллюстрированные микротексты (рассказы, комиксы) в сопровождении  аудиозаписей.  Последовательность заданий типа «Слушай и повторяй за аудиозаписью»,  «Слушай, ответь на вопрос по рисунку» «Смотр, слушай, выскажи свое мнение», «Смотри,  слушай и следи по тексту. Учение и обучение  происходит путем погружения в языковую  среду, идя последовательно от аудирования к говорению, чтению, письму и граммматике, и здесь тщательно соблюдается  психофизиологическая специфика  возраста.  Комиксы позволяют обсудить важные темы. При обсуждении затронутых вопросов активизируется словарный запас учащихся, актуализируется их личный опыт. Активизации мышления будет способствовать выполнять вопросы и задания, направленные на выявление причинно­следственных и пространственно­временных связей.  Творческим ребятам предлагаю и такое задание: озвучьте комикс. Разыгранные  диалоги способствуют развитию диалогической речи учащихся. На основе комиксов  предлагаю  упражнение на развитие памяти: закройте комикс и после этого скажите,  сколько персонажей на нем изображено? На всех ли рисунках количество персонажей  одинаково? Перечислите всех героев слева направо и справа налево. В разделе Speaking, Grammar  and Speaking активизируются ресурсы пассивного  лексического запаса, применяются на практике грамматические знания. Здесь  применяются активные методы обучения: ставятся проблемные вопросы, затрагиваются спорные темы, происходит обмен мнениями, и делаются выводы на основе  аргументированности суждений которые активизируют имеющиеся знания, помогают  мотивировать ученика для того, чтобы он проявлял себя не только на занятиях, но и  стремился продемонстрировать и применить знания на практике вне школы. В разделе Reading and speaking, представлены тексты и задания, которые также  соответствуют требованиям, способствующие достижению основных целей учебного  процесса: практической, развивающей (развитие произвольной и непроизвольной  памяти; мышления ­ при выполнении заданий, предусматривающих обсуждение  прочитанного; внимания ­ при ответах на вопросы; воображения если требуется  придумать продолжение истории; умения логически оформлять мысли на иностранном  языке ­ при выполнении всех вышеперечисленных заданий);  Следующий раздел Writing   или Grammar and Writing посвящён развитию навыков   письменной речи, предлагаются задания на закрепление грамматического и  лексического материала, которые способствуют развитию умения осуществлять  самоконтроль, тренируют зрительную и моторную память и способствует  закреплению  этого материала и включению его в активный словарь учащихся. Выполняются упражнения на развитие навыков говорения и умения логически оформлять  мысли на иностранном языке.  ­ разработать диалог, используя активную лексику; ­  разработать продолжение истории и разыграть ее в группе; ­ разыграть предложенные диалоги; Каждое из упражнений направлено на всестороннее развитие личности, активное  взаимодействие между учащимися, развитие не только коммуникативных умений, а также  умений организовывать и вести  диалог. В УМК предусмотрены задания и упражнения, позволяющие использовать все каналы  восприятия информации учащимися. Так, для детей­визуалов, предусмотрены разные виды наглядности: красочные иллюстрации учебника, тексты к этим  рисункам записаны на  диски со звуковым и музыкальным оформлением, что отвечает потребностям детей­  аудиалов и  для детей­кинестетиков. Таким образом, у каждого учащегося есть шанс  усвоить большую часть информации.  Как, говорят психологи, у современных детей  развито так называемое клиповое мышление – это восприятие информации в усеченном  виде: коротких сюжетов, ярких картинок, эмоциональных образов. Иллюстрации  воздействуют на эмоциональную сторону восприятия учеников, вызывают положительные  эмоции, создают благоприятный климат на уроке. Безусловно, наибольший эффект достигается при системном подходе к выбору различных  методов обучения в соответствии с теми задачами, которые ставит перед собой  преподаватель. Рассмотрим эти задачи по группам. Первая группа задач состоит в том, чтобы донести до слушателей необходимость учиться. Вторая группа задач возникает уже в ходе изложения учебного материала, и здесь важно  пробудить интерес к предмету, убедить слушателей в практической ценности изучаемого  материала, активизировать их учебно­познавательную (в данном случае мыслительную)  деятельность, что способствует творческому восприятию и усвоению знаний. Для этого  применяются различные приемы  на разных стадиях занятия. «Генератор ребусов»⠀  С помощью этого метода получается отличный вход в урок.  Например, берём  1 ­ 3 слова, связанные с темой, шифруем их с помощью генератора в  ребус. Просим детей разгадать ребусы и объяснить как связаны между собой эти слова.  Дети формулируют тему урока. Цель достигнута. ⠀  «Стикер под стул» Использется  этот метод на любом этапе урока. Записываем  грамматическое  правило так, чтобы фразы было на отдельном стикере или  листочке. Перед уроком помещаем  стикеры под стулья учеников. 1 ученик=1 стикер.  Далее, когда доходим , до момента работы с правилом,   прошсим их заглянуть под стул и  тех, кто обнаружил стикер, выйти к доске.  У доски дети дружно с помощью остальных составляют текст правила  «Слово за спиной» Вариация на тему игры «Крокодил» 1. Берём стул и ставим его спинкой к доске (не вплотную) 2. Просим детей написать в тетради 5­10 терминов по изученной теме. 3. Проходите между рядов и выбираете слово 4. Доброволец или нет) садится на стул. Вы пишите на доске слово. 5. Класс объясняет слово. Ученик, отгадавший написанный термин, возвращается на своё  место. Выходит следующий и так далее. или на этапе актуализации, или на этапе закрепления «Интервью» Класс делится на «Корреспондентов» и «Респондентов». «Корреспонденты» задают  вопросы «Респондентам» по изученному материалу. Оцениваются содержательность,  логичность и творческий характер беседы, которую проводит «Корреспондент», и  оригинальность, точность высказываний «Респондента». Прием эффективен на этапе закрепления и обобщения изученного материала и универсален для любого возраста. «Собери текст». Класс делится на группы по 4–6 человек. Каждая группа получает пакет с  отксерокопированными абзацами текста учебника (домашнего задания) в разрозненном  виде. Задание: в течение 1­2 минут восстановить текст и придумать вопрос команде –  сопернице, ответом на который будет, например, пятый абзац параграфа. Прием эффективен на этапе проверки домашнего задания. «Текст за дверью или «Золотоискатели» Берём количество фрагментов текста по количеству групп. Хотя это могут быть и самостоятельные тексты, и даже одинаковые. Тексты помещаем вне кабинета на стену, либо скамейку или что у вас есть. Правила: Каждый участник команды вместе с другими первыми участниками выходит в коридор и  20 секунд читает текст. По истечении времени первые номера возвращаются в команду и приносят крупицы  добытой информации. Все это может быть  записано. Потом идут вторые номера и так далее. После того как все участники побывали в роли «золотоискателя» и составили свой текст,  наступает этап проверки.  В каком формате решать вам) Можно выдать задание по теме или провести тестирование.  У нас был устный опрос. Такой  прием понравился и показался действенным и результативным при работе с  рубрикой «Did you know?»  Использую такой прием:  Берём слова (понятия, термины, страны) и убираем все  гласные. Детям необходимо догадаться, что за абракадабра на доске и как связаны между  собой эти слова и темой урока, если это актуализация или определить тему урока, если это урок открытия нового знания. Прием «Таинственная коробка» ⠀ Варианты использования: ⠀ 1. Вы кладёте в коробку предмет, связанный с пройденной темой. Дети гадают, что там,  используем игру «Да­нет». Достаём предмет и устно актуализируем тему. 2. Берём предметы, связанные с новой темой. Дети предполагают, что там может быть.  Достаём по одному, дети пытаются сформулировать тему урока. В идеале­это становится  возможным при соотнесении всех предметов, так интереснее. «У меня к вам ответ» Одно из приведённых заданий ­ это дать детям ответы и попросить написать вопрос..  даём детям ответы по соответствующей теме, а они пишут к ним вопросы. Это требует  куда больше анализа, чем бездумный выбор варианта ответа.  Но как это проверять?  Предлагаю все вопросы собрать, перемешать, выдать детям как вопросы, так и ответы и  пусть соотносят. «Путаница» В последнее время все чаще говорят о важности критического мышления. Но иногда дети  не то, что не ставят под сомнение поступающую информацию, но и просто ее не  воспринимают. Слушают на автомате, пишут на автомате.⠀ Так вот, для проверки и выхода из данного состояния я использую «Путаницу». Я часто  использую такие ловушки­ошибки на уроках. ⠀На одном из слайдов  или на доске написана лексика и определения  ( профессии) по  текущей теме. После объяснений прошу записать его. Да только вот слова в нем ВСЕ перепутаны! Дети были смущены, озадачены и после первых слов останавливались. ⠀ «Снегопад вопросов» Раздаю детям листочки. Прошу написать 3 вопроса . На данном этапе можно пользоваться  учебником. Когда вопросы написаны, просим скомкать лист в «снежок». ⠀Раз, два, три ­ПЛИ! Дети бросают свои снежки вверх. ⠀ Все встают, берут по «снежку» и пишут свои ответы. Проверить можно выборочно устно  или же собрать все работы, все зависит от ваших задач) «Жокей и лошадь»(автор ­А. Каменский)  для актуализации и закрепления ⠀Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей».Первые получают карточки с  вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою  «лошадь».Или при изучении, например,  темы "спорт" « праздники», «профессии» одной  команде даются карточки с видами спорта,  символами праздника, другой ­ карточки с  предметами, которые нужны для этого спорта или описанием праздника. .  Во французских школах в школьном расписании есть 15­минутный предмет под названием  «Что новенького?»⠀ Дети делятся впечатлениями от предыдущего дня, затем они тянут жребий и 4 человека  перед классом рассказывают...о том, «что у них новенького». Новая игра, книга, событие­ не важно. Важно преодолеть страх рассказывать о себе. ⠀Ведь научиться говорить о себе, да и вообще говорить ­это важнейший навык, которым  мало кто из детей владеет.⠀Им нужна практика и мы можем помочь им.⠀⠀Я всегда в  начале урока спрашиваю как настроение/дела/как прошли выходные и т.д. эти несколько  минут дают возможность выговориться, наладить контакт и спокойно перейти к уроку. Так же помогает лучше узнать ученика и приводя примеры и аналогии использовать понятное и  близкое ученик II Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Главная проблема учителя – поиск методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы. В центре внимания современных эффективных форм и методов обучения находится самостоятельная образовательная деятельность участников и интенсивное групповое взаимодействие. Следовательно, в отличие от традиционного обучения, при котором коммуникация развивалась, в основном между учителем и учеником и учителем и классом, в интерактивном обучении возникают новые взаимодействия. О необходимости организации групповой работы и коммуникации внутри группы указано в Программе ФГОС. Для формирования и развития коммуникативной и социальной компетентности, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем учащиеся должны интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах: формирование положительной учебной мотивации; повышение познавательной активности учащихся; активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс; стимулирование самостоятельной деятельности; развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления; эффективное усвоение большого объема учебной информации; развитие творческих способностей и нестандартности мышления; развитие коммуникативно- эмоциональной сферы личности обучающегося; раскрытие личностно- индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития; развитие навыков самостоятельного умственного труда; развитие универсальных навыков. Принимая во внимание практическую цель обучения английскому языку – учить ему как средству общения, ведущим методическим принципом следует считать принцип коммуникативной направленности. Это означает, что обучение должно строиться таким образом, чтобы вовлекать учащихся в устную (аудирование, говорение) и письменную (чтение, письмо) коммуникацию. Применение активных методов обучения обеспечивает переход от информационно-объяснительного к деятельностно-развивающему обучению, которое предусматривает замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой. Это незамедлительно отражается на повышении качества знаний. На таких уроках английского языка учащимся не скучно, они не безразличны к учебе, на это нет времени – все заняты делом. Активные методы обучения подразделяются на методы начала урока, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, релаксации, подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока. Начало урока очень важно тем, с каким настроением и настроем ребенок начинает урок. От этого зависит и его работа, и его успех. Метод «Комплименты». Цель: Выяснить настроение, психологическое состояние учащихся, улучшить его, создать ситуацию успеха. Участники: Все учащиеся. Проведение: Ученикам предлагается выбрать карточку с цветом (orange – happy, glad, green – funny, black – sad). После этого ученики должны поделиться хорошим настроением и сделать комплимент своему соседу по парте. У данного АМО есть варианты проведения. Например, пожелание друг другу удачи, хороших оценок, отличной работы. Если это нерадивый ученик, можно пожелать внимательно слушать учителя, не отвлекаться, выполнять все задания правильно. Этот АМО дети очень любят. Метод «Входной билет». Цель: ввести учащихся в иноязычную среду, мотивировать на работу на уроке. Участники: Все учащиеся. Проведение: Каждый учащийся, входя в кабинет, должен назвать столько слов по изучаемой теме, сколько он запомнил. От количества произнесенных слов учащийся получает билет в «партер», «ложу» или на «галерку». Поменять место можно только при активной работе на уроке. Заработав определенное количество баллов, ученик может поменять их на лучшее место. Что же касается использования ИКТ на уроках, то незаменимыми бывают рифмовки, песенки, небольшие мультфильмы, которые также повышают мотивацию и улучшают психологическое состояние учащихся, являются незаменимыми при проведении физкультминуток. Существует несколько методов для успешного и комфортного вхождения детей в тему урока. Все они способствуют развитию логического и пространственного мышления, аналитических умений, служат развитию эмоциональной сферы: интереса, удивления. Метод «Отгадайте слово». Цель: Обеспечить концентрацию на начало урока, повысить интерес к уроку, внимание учащихся. Участники: Все учащиеся. Проведение: Учитель задаёт занимательные вопросы, касающиеся ранее пройденного материала таким образом: правильные ответы записываются в столбик на доску. (Для экономии времени ответы могут состоять только из слов). Первые буквы слов по вертикали составляют слово, которое и служит названием новой темы. Метод «Таинственные шаги». Цель: Повысить интерес к уроку, внимание учащихся, сформулировать тему урока. Участники: Все учащиеся. Проведение: в классе разложены следы разных цветов. Входя в кабинет, учащиеся выбирают тот след, который им понравился. На каждом следе написана буква. Работая вместе, учащиеся должны сложить слово, которое и будет являться темой урока. Активный метод «Ключевые слова». Цель: сформулировать цели урока, настроить обучающихся на рабочий лад. Участники: все учащиеся. Проведение: После определения темы урока, учащиеся в парах составляют приблизительный план в виде ключевых слов. Так происходит работа над прогнозированием учебных результатов урока с целью обеспечения понимания смысла деятельности учащихся, понимания, чего они должны достичь в результате занятия и что от них ожидает учитель. Дети сами формируют задачи урока и план изучения темы. Целеполагание на современном уроке является одним из самых основных этапов, поэтому очень важно сделать его интересным. Этап «Ожидания и опасения», который проводится после фазы «Вхождения в тему» важен тем, что учитель наглядно видит, чего опасаются ученики, чего они ждут от урока. Возвращаясь в конце урока к АМО, учащиеся подводят итог своей работы, убирают те опасения, которые не оправдались, выделяют то, что из их ожиданий сбылось. Такая работа дает ученику уверенность в своих силах и умении, мотивирует на дальнейшую работу. Это важный момент и для учителя. Согласно подведенному итогу урока, учитель отмечает, с какими трудностями ушли дети с урока, как построить работу по их преодолению, что понравилось и получилось. Поэтому часто к использованным АМО на этапе «Ожидания и опасения» мы возвращаемся в конце урока для проведения этапа «Рефлексия». Метод «Шахматная доска». Цель: Определить ожидания и опасения учащихся. Участники: все учащиеся. Проведение: написанными ожиданиями в светлый квадратик, с опасениями – в черный. На макет шахматной доски учащиеся прикрепляют листочки с Данный метод очень хорош и на этапе Вхождение в тему. Учащиеся, определив название темы, могут планировать работу на уроке. На белых квадратах отмечается, что уже учащиеся знают, а на черных – что бы хотели узнать или не знают. В конце урока на этапе Рефлексия подводится итог работы. Метод «Почтовый ящик» Цель: Выяснить ожидания и опасения учащихся. Материалы: цветные карточки, коробка. Проведение: Ученики на приготовленных карточках пишут свои ожидания и опасения и опускают в прорезь коробки (можно использовать 2 коробки). Ответы в конце урока будут зачитаны и проанализированы на этапе Рефлексия. Интерактивная лекция (инпут) – это фаза введения новой информации. Инпут представляет собой непродолжительное сообщение обучающимся новой которая становится ориентиром и основой для их информации, дальнейшей совместной работы над темой урока. Метод «Следопыты». Цель: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания учащихся. Материалы: (на примере урока по теме «Защита окружающей среды) цветные картинки, разрезанные на части, письмо из какой-либо организации по защите окружающей среды, заметки из газеты, отчеты, фламастеры, картинки. Проведение: На доске учащиеся уже вывели тему урока и определили этапы работы. Деление на группы можно сделать следующим образом: каждый берет частичку рисунка и находит учащихся с остальными частичками. Складывается картинка, таким образом группа определяет, над какой подтемой она будет работать: загрязнение воды, воздуха, водоемов, вырубка лесов и т.д. В ходе работы над материалом учащиеся готовят постер и защищают его, рассказывая, какая проблема и как ее решить. При самостоятельной проработке новой темы важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Метод «Автобусная остановка» Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры. Проведение: Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов. Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы. Метод «Деформированный текст». Цель: закрепить знания учащихся по изученному материалу (также этот метод, как и предыдущий, можно использовать при проверке домашнего задания). Материалы: заготовленные заранее тексты, соответствующие теме урока. Проведение: Участникам предлагается восстановить правильную последовательность смысловых частей предложенного текста. Метод «Крестики-нолики». Цель: отработка лексики, грамматики и страноведческого материала. Материалы: заготовки из бумаги. 1 4 7 2 5 8 3 6 9 В каждой клеточке расположена картинка или примеры на грамматический и лексический материал. Квадратики с крестиком и ноликом. Проведение: правила игры – как в традиционной игре «Крестики-нолики». Нужно набрать три подряд нолика\крестика либо по вертикали, либо по горизонтали, либо по диагонали. Та команда, которая сделает это первой, считается выигравшей. Группа учащихся делится на две группы. Одна группа – «Нолики», вторая – «Крестики». Вариант с лексикой: Все 9 квадратиков заполнены изображениями достопримечательностей, если отрабатывается грамматика, то это могут быть предложения на русском языке, а их нужно правильно сказать по-английски, и на каждом квадратике – соответствующий ему номер. Представители первой команды выбирают клетку, называют её номер и называют на английском языке то, что за задание заложено в упражнении. За правильный ответ они получают соответствующий им символ (крестик или нолик). Следующий ход делает другая команда. Если команда назвала слово неправильно, они не получают ничего и ход, как обычно, переходит второй команде. Игра продолжается до тех пор, пока не соберется три одинаковых символа по горизонтали/вертикали/диагонали. Метод «Киндер-сюрприз». Цель: закрепить знания учащихся по изученному материалу. Материалы: коробочки из-под киндер-сюрприза, заготовки материала, который нужен для данного конкретного урока. Проведение: в коробочки из-под киндер-сюрприза помещаю разрезанные слова, отрабатываем написание слов, цепочки для игры в лото, картинки, разрезанные на части для определения темы урока, для задания, которое нужно выполнить группе. Например, в одной их коробочек размещена картинка Стоунхендж, в другой – Транссибирской магистрали, в третьей – Дамба Гувера. Каждая команда выбирает коробочку, определяет, о каком рукотворном чуде ей предстоит подготовить рассказ, затем учащиеся ищут информацию в интернете, в дополнительной литературе, составляют проект и представляют его другим учащимся. Та группа, проект которой был интереснее, занимает 1 место. Для завершения урока можно использовать активные методы, которые использовали на этапе «Ожидания и опасения». Эти методы помогут эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу. Метод «Лесенка успеха». Цель: подвести итог своей работы на уроке. Материалы: картинка с лесенкой (можно на каждого ученика, можно одну на доску). Проведение: Учитель предлагает ученикам отметить на лесенке успеха свое положение. Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки урока английского языка перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективного метода для изучения конкретной темы, а также есть возможность сочетать несколько методов для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению материала. Чаще всего, применяя АМО на практике, преподаватель сталкивается со следующими проблемами: проведение мероприятий требует много времени, необходима интенсивная подготовка преподавателя; часто возникают проблемы, связанные большие издержки, ограниченное/слишком большое число участников. с заторможенностью участников; Кроме того, даже активные методы обучения иногда не способны преодолеть нежелания ученика участвовать в процессе обучения. Для некоторых учеников активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт. Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе. Для некоторых учеников работа в команде с использованием активных методов – только способ ничего не делать. Если учитель в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию. С другой стороны, если преподавателя не страшит необходимая дополнительная подготовка и выход из традиционных рамок проведения урока, преимущества всех рассмотренных методов технологии активного обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний. Место учителя на уроках английского языка с использованием АМО сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока, так как костяком активных подходов являются активные и интерактивные задания и упражнения, которые выполняются учащимися. Таким образом, активное обучение иностранному языку нацелено на доминирование активности учащихся в учебном процессе. Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков, к которым относятся и коммуникативные УУД. Сегодня эти навыки – способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать – играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни. Использованная литература 1. Лазарев Т.В.«Образовательные технологии новых стандартов. Часть 1 Технология АМО» Петрозаводск “Verso”, 2012 г. 2. Электронная книга «Копилочка Активных методов обучения» http://moi- universitet.ru/ebooks/AmoBook/amobook/ 3. Козлова В.А. Материалы мастер-класса «Создание интерактивных упражнений на сервере LearningApps. Сайт Методисты.ру Творческая группа Преподавание английского языка, 2014 г. 4. http://metodisty.ru/forum/groups/forum/prepodavanie_angliiskogo_yazyka- 0.htm#topic/master_klass_sozdanie_interaktivnyh_uprazhnenii_na.htm 5. Козлова В.А. Методическая копилка.

Активные и интерактивные методы и приемы обучения на уроках иностранного языка

Активные и интерактивные методы и приемы обучения на уроках иностранного языка

Активные и интерактивные методы и приемы обучения на уроках иностранного языка

Активные и интерактивные методы и приемы обучения на уроках иностранного языка

Активные и интерактивные методы и приемы обучения на уроках иностранного языка

Активные и интерактивные методы и приемы обучения на уроках иностранного языка

Активные и интерактивные методы и приемы обучения на уроках иностранного языка

Активные и интерактивные методы и приемы обучения на уроках иностранного языка

Активные и интерактивные методы и приемы обучения на уроках иностранного языка

Активные и интерактивные методы и приемы обучения на уроках иностранного языка

Активные и интерактивные методы и приемы обучения на уроках иностранного языка

Активные и интерактивные методы и приемы обучения на уроках иностранного языка

Активные и интерактивные методы и приемы обучения на уроках иностранного языка

Активные и интерактивные методы и приемы обучения на уроках иностранного языка

Активные и интерактивные методы и приемы обучения на уроках иностранного языка

Активные и интерактивные методы и приемы обучения на уроках иностранного языка

Активные и интерактивные методы и приемы обучения на уроках иностранного языка

Активные и интерактивные методы и приемы обучения на уроках иностранного языка

Активные и интерактивные методы и приемы обучения на уроках иностранного языка

Активные и интерактивные методы и приемы обучения на уроках иностранного языка

Активные и интерактивные методы и приемы обучения на уроках иностранного языка

Активные и интерактивные методы и приемы обучения на уроках иностранного языка

Активные и интерактивные методы и приемы обучения на уроках иностранного языка

Активные и интерактивные методы и приемы обучения на уроках иностранного языка

Активные и интерактивные методы и приемы обучения на уроках иностранного языка

Активные и интерактивные методы и приемы обучения на уроках иностранного языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.09.2019