АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
Оценка 4.9

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
астрономия +1
Взрослым
30.04.2018
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ  ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.06.2017 № 613 утверждены изменения в Федеральный Государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) среднего общего образования (от 17.05.2012 № 413), на основе которых в качестве обязательного на уровне среднего общего образования введен учебный предмет "Астрономия".
Научная статья.doc
ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ  ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ Сапрыкин Л.Э. ученик 10 «А» класса, Университетского комплекса «Гимназия­колледж»  Дальневосточного Федерального Университета, г. Владивосток. Научный руководитель: преподаватель, Деменин Л.Н. «Астрономия полезна потому, что она возвышает нас над нами самими;  она полезна потому, что она величественна; она полезна потому, что она прекрасна.  Именно она являет нам, как ничтожен человек телом и как он велик духом». Анри Пуанкаре (французский математик, механик, физик, астроном и философ) Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.06.2017  № 613 утверждены изменения в Федеральный Государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) среднего общего образования (от 17.05.2012 № 413), на основе которых в качестве обязательного   на   уровне   среднего   общего   образования   введен   учебный   предмет "Астрономия". Возникает первый вопрос: какой должна быть «Астрономия» в школах на сегодняшний день? Предмет «Астрономия» исчез из образовательной системы школ в 1991 году, в период нелегкий для нашей страны. Необходимо заметить,  что астрономия стала не нужна в стране, которая   ПЕРВАЯ   запустила   спутник   на   земную   орбиту,   в   стране   –   которая   ПЕРВАЯ отправила в космос человека, в стране – в которой ПЕРВЫЙ в мире космонавт вышел в открытый космос. Хорошо, что спустя четверть века все­таки решили изменить отношение к удивительной науке «Астрономия» в образовательной системе. Согласно тому же ФГОС «Астрономия», как базовый уровень, должны отражать: 1) сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно­временных масштабах Вселенной; 2) понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; 3) владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой; 4)   сформированность   представлений   о   значении   астрономии   в   практической деятельности человека и дальнейшем научно­техническом развитии; 5)   осознание   роли   отечественной   науки   в   освоении   и   использовании   космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.1 Таким образом, возникает второй вопрос: по каким же учебникам преподавать детям нововведенный предмет? Ответ дан в «Методических рекомендациях» Минобрнауки РФ от 20.06.2017   г.   ­   При   изучении   астрономии   может   быть   использован   учебник   Воронцов­ Вельяминов Б.А., Страут Е.К. "Астрономия. Базовый уровень. 11 класс" (М.: Дрофа).2  Это тот самый учебник, который держали в руках поколения 70­90­х годов? – спросите Вы. Да, 1 Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017) "Об утверждении федерального  государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте  России 07.06.2012 N 24480) 1 абсолютно верно. Неужели  к 2018 году наука не продвинулись  вперед?  Ведь астрономия основана на законах физики, которая тоже как наука не стояла на месте в своем развитии.  Многие   материалы,   в   вышеупомянутом   учебнике,   посвящены   изучению   строения   и эволюции звезд, в том числе и нашей ближайшей звезды – Солнце, так же раздел посвященный галактикам,   происхождению   и   эволюции   Вселенной,   в   свете   последних   открытий   в астрофизике   требуют   пересмотра   или   даже,   по   нашему   мнению,   издания   нового, современного, интерактивного  учебника. Таким образом, по нашему мнению, тот учебный материал,   по   которому   сегодня   детям   преподают   в   школе   астрономию,   устарел   и   его   в срочном   порядке   нужно   переиздавать   на   основе   новых,   современных   открытий,   как   в астрономии,   так   и   в   физике.   Дополнительно   к   изданию   необходимо   учесть   работы четырехтомника   под   редакцией   В.Г.   Сурдина3:   «Небо   и   телескоп»,   «Солнечная   система», «Звезды»,   «Галактики»,   которые   являются   мощным   подспорьем   для   учеников   выпускных классов,   увлекающихся   астрономией.   В   выше   перечисленных   книгах   очень   полно   и обстоятельно описываются космические и астрофизические процессы, которым мало уделено внимание в стандартном учебнике ­ Воронцов­Вельяминов Б.А., Страут Е.К. "Астрономия. Базовый   уровень.   11   класс".   Тут   же   хотелось   бы   отметить   важность   интернет­ресурсов популяризатора   астрономии   и   астрофизики   –   Сергея   Попова4.   Яркие   и   содержательные видеоуроки   данного   автора   прекрасно   дополняют   сухость   изложения   материала   в официальном учебнике. Еще   одним   важным   актуальным   вопросом   в   учебной   программе   по   предмету «Астрономия»   является   количество   часов,   необходимых   для   обучения.   Согласно   ФГОС объем часов на изучение учебного предмета "Астрономия" должен составлять не менее 35 часов за два года. На наш взгляд, это недостаточный срок для изучения такого масштабного предмета. Анатолий   Владимирович   Засов,   доктор   физико­математических   наук,   профессор кафедры   астрофизики   и   звездной   астрономии   физического   факультета   МГУ,   заведующий отделом внегалактической астрономии ГАИШ МГУ, считает, что астрономия демонстрирует универсальность космических законов, ярко иллюстрирует, как работают законы физики в космосе и на Земле. Он подчеркнул важность изучения предмета, так как в космическую деятельность   вовлечены   наиболее   развитые   государства.   Кроме   того,   знания   о   Вселенной сегодня прочно вошли во многие сферы жизнедеятельности человека: с космосом связана не только   спутниковая   связь,   но   и   навигация,   высокие   технологии, обороноспособность государства.   экономика, Именно   поэтому   астрономические   представления   о   строении   мира   должны формироваться в течение всего периода обучения в школе. Знакомство с астрономией должно проводиться от уровня детского восприятия до физико­математического подхода в старших классах.5 Дмитрий   Зигфридович   Вибе,   доктор   физико­математических   наук,   заведующий отделом   физики   и   эволюции   звезд   института   астрономии   РАН   заметил,   что   отсутствие базовых знаний астрономии заставляет людей верить во всякую чушь. При наличии интернета и огромного потока растиражированной в нем псевдонаучной информации современные люди не защищены от легенд с апокалиптическим финалом. Доктор Вибе считает, что возвращение, 2 Методические рекомендации по введению учебного предмета «Астрономия» Минобрнауки РФ, письмо от  20.06.2017 № ТС­194/08  3 Кандидат физико­математических наук, доцент. Старший научный сотрудник Государственного  астрономического института имени П. К. Штернберга, доцент физического факультета МГУ. 4 Российский учёный­астрофизик и популяризатор науки, доктор физико­математических наук, ведущий  научный сотрудник Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга. 5 https://fulledu.ru/articles/1255_astronomiya­v­shkole­mneniya­uchenyh.html 2 пусть даже обновленного учебника астрономии Воронцова­Вельяминова не имеет смысла, и предлагает разделить курс изучения астрономии на три части:  спутники, телескопы, межпланетные зонды, космические станции и прочее;  изучение физических законов для объяснения результатов, полученных с помощью космической техники;  знания о Вселенной, накопленные и обобщенные с помощью законов физики. Вибе предлагает первые два раздела включить в другие предметы, а третий выделить в отдельную дисциплину – космографию, которую необходимо изучать в выпускном классе, чтобы ученики могли применить знание физических основ.6 И это мнения многих ученых, которые считают, что изучать астрономию в школе не просто желательно, а жизненно необходимо. Бытует мнение о том, что в начальных классах уже изучаются «азы» астрономии при изучении   предмета   «Окружающий   мир».   В   старших   классах   на   уроках   «Физики» затрагиваются темы, связанные с астрономией, и этого, якобы, достаточно для дальнейшего изучения   астрономии   в   10­11   классах.   И   более   глубокие   познания   не   нужны   детям   при современной загруженности в школах. Но, на наш взгляд, этого более чем не достаточно.  По   данным   социологических   исследований   чуть   меньше   трети   жителей   РФ сомневаются в том, что наша Земля является планетой. По их мнению, это Солнце вращается вокруг  Земли.   Собственно,  именно это и  положено  делать   спутнику,  т.к. Солнце  и  Луну уравняли в статусе спутника Земли.7 Это ли не показатель безграмотности? Четвертым важным вопросом являются внеурочные занятия с учениками. По своей сути, эти занятия рассчитаны на добровольное посещение учеников. Но будут ли их посещать ученики выпускных классов, зная, что этот предмет не входит в сдачу экзаменов? При этом какую   ответственность   в   наше   неспокойное   время   должен   взять   на   себя   учитель   по астрономии, чтобы организовать, например, просмотр затмения луны в поздние часы суток! Оставляет   желать   лучшего   и   техническое   оснащение   многих   школ.   В   сельских   и деревенских,   да   и   зачастую   в   большинстве   городских   школах,   нет   самых   обыкновенных оптических   инструментов   для   наблюдения   небесных   тел,   нет   моделей   для   демонстрации внешнего вида небесных тел и их движений, и демонстрационных печатных пособий. Учителя буквально «на пальцах» объясняют материал. Уверены, что яркие и завораживающие фото Солнечной системы и дальнего Космоса, полученные   с   помощью   современных   телескопов   не   могут   не   вызывать   интереса   у школьников, а наоборот вызывают живой интерес к науке под названием «Астрономия». Пусть не все дети свяжут свою жизнь с космосом – космонавтами и астрофизиками станут только наиболее талантливые. Однако чтобы эти таланты появились, необходимо их искать, прививать им любовь к науке и учить по методическим материалам, которые написаны с учетом последних достижений и открытий. И, пожалуй, самый главный вопрос, каким должен быть учитель «Астрономии»? На наш взгляд, это должен быть хорошо подготовленный специалист, который и сам увлечен   наукой   о   космических   пространствах.   Специалист,   который   постоянно саморазвивается   и   заинтересован   в   конечном   результате   своей   работы   –   донести   до обучаемых  современные представления о строении и эволюции Вселенной и способствовать формированию научного мировоззрения. Для этого необходимы не только учебные пособия и техническое   оснащение,   но   и   навыки   включения   учащихся   в   учебно­исследовательскую   и проектную деятельность. А это все зависит от учителя. Как показывают результаты работы образовательного центра "Сириус", созданного по инициативе   президента,   талантливых   детей   в   России,   увлекающихся   астрофизикой   и космонавтикой, много. Нужно только дальше работать в этом направлении. Визит В. Путина в 6 https://school9tihvin.eduface.ru/about/news/693420 7 https://lenta.ru/articles/2008/03/21/ingenuous/ 3 этот центр, и его интерес к изобретению миниспутника юными участниками – не случайны. Важно, чтобы система образования уловила сигнал президента и осознала государственную важность подготовки смены, достойной Циолковского, Королева, Гагарина. Поэтому   в   школах   так   нужны   уроки,   посвященные   мироцелостному   воспитанию личности   будущего   человека   и   способные,   хоть   в   какой­то   мере,   сохранить   и   развить   в ребёнке   стремление   к   духовным   ценностям   человеческой   жизни,   которые   одни   и   могут сохранить его душу от разъедающего практицизма окружающей среды.8  Уже   сегодняшние   и   будущие   достижения   российских   школьников   в   космонавтике обязательным образом поднимут престиж нашей страны на международном уровне. Список использованных источников: 1. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017) "Об  утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего  общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480). 2. Методические рекомендации по введению учебного предмета «Астрономия» как  обязательного для изучения на уровне среднего общего образования (Министерство  образования и науки Российской Федерации – письмо от 20.06.2017 № ТС­194/08 «Об  организации изучения учебного предмета «Астрономия». Интернет­ресурсы: 1. https://fulledu.ru/articles/1255_astronomiya­v­shkole­mneniya­uchenyh.html. 2. https://school9tihvin.eduface.ru/about/news/693420. 3. https://lenta.ru/articles/2008/03/21/ingenuous/. 4. https://fulledu.ru/articles/1255_astronomiya­v­shkole­mneniya­uchenyh.html. 8 https://fulledu.ru/articles/1255_astronomiya­v­shkole­mneniya­uchenyh.html 4

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ  ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ  ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ  ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ  ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2018