АЛГОРИТМРЕШЕНИЯ
КАЧЕСТВЕННЫХЗАДАЧПРИ
ПОДГОТОВКЕК ОГЭ ПО
ФИЗИКЕ
Подготовила учитель физики ГБОУ СОШ №30 г.о.Сызрань Казакова Лариса Анатольевна
ВНИМАНИЕУЧАЩИХСЯАКЦЕНТИРУЕТСЯНАОБЪЯСНЕНИИФИЗИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ, СВОЙСТВТЕЛ, ВЕЩЕСТВА, ИЗУЧАЕМЫХПРОЦЕССОВ.
¢ В качественной задаче по физике для разрешения ставится проблема, связанная с качественной стороной физического явления. Решается такая задача или путем логических умозаключений, базирующихся на законах физики, или графически, или экспериментально в условиях лабораторных исследований.
¢ В качественной задаче ставится такой вопрос, ответ на который ученик должен составить сам, синтезируя данные условия задачи и свои знания по физике. Метод решения таких задач можно назвать аналитико-синтетическим методом. Центр тяжести в таких задачах переносится на логическое решение, которое осуществляется на основе применения физических законов, соотношений между физическими величинами, известных фактов.
¢ Необходимо проанализировать предложенное задание, вспомнить изученный материал, выделить к какому разделу физики он относится, понять какими законами он должен воспользоваться и обязательно дать логический грамотный ответ, раскрывая полное понимание вопроса.
РЕШЕНИЕКАЧЕСТВЕННЫХЗАДАЧИМЕЕТТРИЭТАПА:
¢ Анализ физических явлений, описанных в задаче
¢ Сформулировать известный физический закон и осмыслить в данных условиях его
применение
¢ Синтезировать условия данной задачи со своими логическими выводами.
3 ПРИЕМА РЕШЕНИЯКАЧЕСТВЕННЫХЗАДАЧ
¢ Эвристический состоит в постановке вопроса и решении ряда взаимосвязанных проблем. Поэтому любое решение задачи идет поэтапно. В процессе анализа качественная задача распадается на ряд вопросов.
¢ Графический условие задач формулируется с помощью графика, чертежа, рисунка, схемы, фотографии. Синтез результатов анализа чертежа и соответствующего физического закона дает ответ на вопрос задачи.
¢ Экспериментальный состоит в получении ответа на
вопрос, поставленный в результате эксперимента. В этом случае к экспериментальным навыкам присоединяются исследовательские умения.
КАЧЕСТВЕННЫЕЗАДАЧИ ВАЖНАЯСОСТАВЛЯЮЩАЯПРИ ПОДГОТОВКЕК ОГЭ ПОФИЗИКЕ.
КАЧЕСТВЕННАЯЗАДАЧАЯВЛЯЕТСЯОДНИМИЗВАЖНЕЙШИХ
УЧЕНИКА, ИССЛЕДОВАТЕЛЯОКРУЖАЮЩЕГОМИРА, ЧТО ПОЗВОЛИТЕМУГЛУБЖЕПРОНИКАТЬВМИРОЗДАНИЕ.
В КАЧЕСТВЕННОЙЗАДАЧЕВОПРОССТАВИТСЯТАК, ЧТООТВЕТА
НАНЕГОВГОТОВОМВИДЕВУЧЕБНИКЕНЕТ. УЧАЩИЙСЯ ДОЛЖЕНСАМЕГОНАЙТИ, СИНТЕЗИРУЯДАННЫЕУСЛОВИЯ ЗАДАЧИИМОДЕЛИРУЯФИЗИЧЕСКИЕЯВЛЕНИЯ.
РЕШЕНИЕКАЧЕСТВЕННОЙЗАДАЧИМОЖНОПРЕДСТАВИТЬВВИДЕ ПЯТИЭТАПОВ:
¢ Знакомство с условиями задачи (чтение текста, разбор чертежа, изучение прибора)
¢ Анализ данных задачи, физических явлений, описанных в ней, введение дополнительных
уточняющих условий
¢ Выбор и формулировка физического закона, соответствующего условиям задачи; установление причинно-следственной связи между логическими посылками задачи
¢ Синтез данных условия задачи с формулировкой закона, получение ответа на вопрос задачи
¢ Проверка ответа: решение задачи другим способом, сопоставление полученного ответа с общими
принципами физики
¢ Каждый вариант экзаменационной работы включает две качественные задачи №21,22 оцениваемые максимально в 2 балла.
¢ Ответ на задачу предполагает два элемента:
¢ 1) правильный ответ на поставленный вопрос
¢ 2) пояснение, базирующееся на знании свойств данного явления.
ПРИМЕРЫ КАЧЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ
¢ Камень лежит на дне сосуда, полностью погружённый в воду . Изменится ли (и если изменится, то как) сила давления камня на дно, если в воду добавить поваренную соль? Ответ поясните.
¢ Камень лежит на дне сосуда, полностью погружённый в воду. Изменится ли (и если изменится, то как) давление камня на дно, если в воду добавить поваренную соль? Ответ поясните.
¢ Алюминиевый и стальной шары имеют одинаковую массу. Какой из них легче поднять в воде? Ответ поясните.
¢ Один из двух одинаковых сплошных деревянных брусков плавает в воде, другой — в керосине. Сравните выталкивающие силы, действующие на бруски. Ответ поясните.
¢ Брусок находится при полном погружении в воде. Изменится ли (и если изменится, то как) выталкивающая сила, действующая на брусок, если его переместить в керосин? Ответ поясните.
¢ Что произойдёт с осадкой корабля при переходе его из моря с солёной водой в реку с пресной водой?
¢ Изменится ли (и если изменится, то как) сила Архимеда при переходе корабля из моря с солёной водой в реку с пресной водой?
¢ Маленькую модель лодки, плавающую в банке с водой, переместили с Земли на Луну. Изменится ли при этом (и если изменится, то как) глубина погружения (осадка) лодки? Ответ поясните.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.