Консультация «Алгоритмы организации образовательного пространства особенного ребенка»
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети инвалиды, а также дети в возрасте от 0 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Мы можем работать с детьми
• с проблемами интеллектуального развития;
• нарушениями зрения;
• слуха;
• эмоционально-волевой сферы и поведения;
• опорно-двигательного аппарата; речевого развития.
Организация обучения ребенка с ОВЗ – это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа таких детей в образовательные организации, это, прежде всего, специфика учебно-воспитательного процесса, который необходимо выстраивать с учетом психофизических возможностей ребенка. В условиях ДОУ должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и детском коллективах, основанный на понимании проблем, нужд ребенка и на желании помочь не только ему, но и его семье.
Какие проблемы чаще всего характерны в возрасте детей от 0 до 3-х лет?
- как развивать мелкую моторику?
- как играть с ребенком?
- как общаться с ребенком?
- самообслуживание;
- развитие речи;
- проблемы адаптации.
Адаптация – это приспособление к новым условиям, к новому окружению, к новым отношениям, правилам, новому укладу жизни и т.п. Адаптация может стать серьезным испытанием для ребенка, особенно если у него есть трудности в развитии.
Что могут сделать педагоги, чтобы процесс адаптации ребенка к новым условиям был более успешным?
Ребенок с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Воспитателям ребенка с РАС очень важно учитывать такую особенность детей, как затрудненную адаптацию ко всему новому: новым обстоятельствам, людям и обстановке. Дома нужно постараться создать условия и уклад жизни, похожие на условия детского сада. В идеале хорошо, если все члены семьи постоянно и четко выполняют рекомендации воспитателей, чтобы было единство в отношении к ребенку и в работе с ним.
Дети с аутизмом обычно болезненно реагируют на пребывание в помещении, где находится много посторонних людей, на новые вещи в комнате, им трудно самостоятельно наладить контакт с внешним миром. Поскольку аутисты болезненно воспринимают действия, выходящие за рамки привычных, старайтесь придерживаться привычных для ребенка процедур.
Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) Малыши с нарушением опорно-двигательного аппарата, безусловно, нуждаются в поддержке со стороны взрослых, но нельзя забывать, что безграничная и беспредельная помощь часто приводит к пассивному образу жизни, отсутствию инициативы. Вот почему очень важно, чтобы у ребенка всегда были прямые обязанности, за которые отвечает только он сам. Главное, чтобы взрослые не забывали хвалить его даже за малейшее проявление активности и ни в коем случае не показывали своего недовольства. Это тот самый случай, когда терпение взрослых идет на пользу ребенку. Например, самостоятельное одевание способствует укреплению мышц рук, развитию координации движений и ориентировки в пространстве, и даже позволяет развивать словарный запас. Задача взрослого – поощрять ребенка говорить. Со временем его речь будет меняться, и с каждой попыткой высказывания будут более похожи на те, которые он слышит от взрослых.
К сожалению, попытка познакомиться с детьми далеко не всегда заканчивается успешно. При неудаче малыш замыкается в себе, теряет уверенность и отказывается от каких-либо действий вообще. Подобное положение можно исправить, «проиграв» неприятные ситуации в спокойной обстановке. Например, с помощью кукольного театра. Подобная инсценировка помогает «ответить» на различные негативные реакции со стороны детей и выбрать наиболее удачный стиль поведения. Но если такие попытки вызывают протест со стороны малыша, не нужно настаивать. Лучше отложить игру на некоторое время и вернуться к ней, когда ребенок сам будет готов к этому.
Ребенок со сниженным уровнем умственного развития
Если у ребенка снижен уровень умственного развития, как помочь ему приспосабливаться к новым условиям? Главное правило в этой работе – терпеливость. Ежедневно кропотливо формируйте у ребенка все необходимые навыки и умения, при этом не забывайте окружить его заботой и вниманием, чтобы он чувствовал любовь и поддержку.
Старайтесь приучить ребенка к строгому соблюдению режима дня. Это помогает снизить капризы ребенка, организует его, формирует такие качества, как аккуратность, внимательность.
По мере освоения ребенком новых навыков постепенно уменьшайте свою помощь в выполнении того, что у него уже получается, предлагайте ребенку более сложные задания, побуждая к выполнению более трудных действий.
Чтобы были благоприятные условия для проявления инициативы и игровой активности ребенка, обязательно поощряйте его успехи и достижения.
Незрячий или слабовидящий малыш.
Для незрячего или слабовидящего малыша первый и самый главный шаг к адаптации в обществе – умение обслужить себя без посторонней помощи. И взрослым следует отнестись к этому с особым вниманием. Чтобы ребенок осваивал мир и учился всем действиям – нужно управлять руками ребенка, положив на них свои руки. Причем, совершая вместе с малышом то или иное действие, взрослый обязательно должен подробно рассказывать малышу, что и для чего он делает. Однако научить ребенка абсолютно всему не смогут даже самые старательные и терпеливые педагоги. Малышу нужно получить самые разнообразные впечатления и умения, общаясь со зрячими сверстниками. Именно такие взаимоотношения способствуют формированию у ребенка активности, самостоятельности, инициативы.
Когда малыш подрос и многому научился, благодаря помощи близких, пора расширять его жизненное пространство, давать ему новые впечатления о мире, открывать новые возможности общения. Но, как определить, что такой момент настал?
Своеобразным «тестом» на готовность к контакту с другими людьми становится … улыбка ребенка. А самый верный способ вызвать улыбку – доброжелательный голос. Постепенно улыбка и смех слабовидящего ребенка становятся более избирательными, с их помощью он выражает свою привязанность к любимым и любящим его людям.
Развитие эмоциональных связей, общение с окружающими людьми очень важны для любого ребенка. И естественно, незрячий малыш должен учиться налаживать эти связи. Это поможет ему быстрее адаптироваться в детском саду.
Успехи в обучении и хорошие отношения со сверстниками, такие важные качества как самоуважение, признание среди сверстников – как помочь ребенку достичь всего этого? Самое главное, ребенок и его воспитатели должны помнить: малышу придется жить в мире, приспособленном для зрячих людей.
В группе он будет, скорее всего, общаться с детьми, которые проявят к нему повышенный интерес. Возможно, они станут жалеть такого ребенка, и подчас в не очень деликатной форме. Да и не вполне приятные вопросы о слепоте и ее причинах, здесь, к сожалению, неизбежны. В таких случаях родителям нужно реагировать спокойно и с достоинством. Лучший выход – ответить на все, сохраняя выдержку, дипломатично.
Таким образом, незрячий ребенок сможет научиться свободно беседовать на любые, в том числе, и неприятные для себя темы. А это способность пригодится незрячему ребенку в жизни. Ведение спокойной беседы с незнакомыми детьми и взрослыми позволит ребенку чувствовать не только их интересы и моральную атмосферу, но и найти для себя признаки того, что беседа протекает доброжелательно, что нечего и некого бояться. Возможно, ребенок даже научится «предвидеть» конфликты, от которых никто в жизни не застрахован.
Осмысленный разговор ребенка и взрослого, умение самого ребенка вести диалог – вот главные составляющие его успешной игры, обучения, бытовых навыков. А обучение ребенка самым сложным действиям (нотная грамота, музыка, математика) существенно упростится, если научить малыша грамотно задавать вопросы – так, чтобы получать полные ответы, подробные инструкции, ясные указания.
Ребенок с нарушением слуха
Полноценному общению ребенка с нарушением слуха способствует посещение детского сада. Неслышащий малыш обязательно должен принимать самое активное участие в праздничных утренниках и прочих подобных мероприятиях. Он может читать стихотворения, танцевать, играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Это важный шаг для детей с нарушением слуха – публичность учит их преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией. Чем старше становится неслышащий ребенок, тем больше возможностей для включения в общественную жизнь у него появляется. Он посещает музеи, театры с доступным для него репертуаром, даже концерты для детей. Все эти мероприятия взрослые тоже должны подготовить заранее. Ребенку надо сообщить, куда он пойдет, что он там увидит, познакомить с новыми словами. Его готовят к правильному поведению. Вернувшись домой, следует снова побеседовать с малышом, обсудить его и свои впечатления. Таким образом, дети с нарушением слуха приобщаются к культуре и учатся взаимодействовать с обществом.
Очень полезны для детей с нарушением слуха прогулки, которые проводят воспитатели детского сада. В этих условиях он учится действовать в группе, команде, соотносить свои интересы и желания с желаниями и интересами других. Расширяются представления об окружающем мире, развивается речь ребенка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста.
Если у малыша синдром Дауна
Очень важный момент – навыки поведения в обществе. В принципе любого ребенка нужно учить правильно вести себя – быть опрятным, не капризничать, не ломать игрушки, не обижать других детей и т.п. Но для детей, о которых мы говорим, это важно вдвойне. В нашем обществе отношение к детям довольно строгое, и ребенок, имеющий навыки «правильного» поведения, может легче адаптироваться в окружающем мире. После года ребенок начинает осознанно общаться. Чтобы «выход в люди» проходил безболезненно, нужно иметь в виду несколько моментов.
Во-первых, учитывайте, что возможности активных игр у малыша ограничены. Стало быть, вы должны чутко реагировать на усталость ребенка, если он утомился – уводить его от игры, давать посидеть одному. Кроме того, ребенок не сможет делать всего, что умеют его одногодки, и это тоже нужно принимать с душевным спокойствием.
Второе, что следует сделать, - выстроить отношения с родителями других детей, которые могут не знать о сути заболевания вашего малыша.
Вы уже привыкли, что всегда и во всем должны быть учителями для таких детей. Каждый навык они приобретают с вашей подачи – это же касается и умения общаться с другими. Например, поначалу вы сами должны создать ситуацию общения: не просто сказать: «Дай девочке ручку», - а взять руку ребенка и вложить в руку девочки. Можно задать другому малышу несколько вопросов, показать, как можно играть вместе. Ребенок постепенно многое будет делать сам, но всему этому его научите вы.
Каждодневная творческая работа с ребенком раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, также как с ребенком нормы, позволяет изменить результат. Добавлю, получить хороший результат, так как наша работа – это ресурсная терапия!
А наши консультации – это для родителей детей раннего возраста – возможность получить дополнительную информацию о ресурсах ребенка, о его возможностях.
Да, у них есть множество возможностей – и реабилитационные центры со специалистами, и лечебные методы помощи, и санатории – профилактории, но это чаще попозже. А сейчас: добрая мама, понимающая семья, добрые воспитатели, желающий помочь педагог-психолог.
Важно: услышать запрос мамы – проблемы ребенка, проанализировать ситуацию, подобрать методы работы, предложить пути решения и получить, хоть небольшой, но результат.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.