«Алгоритмы организации образовательного пространства особенного ребенка»
Оценка 4.8

«Алгоритмы организации образовательного пространства особенного ребенка»

Оценка 4.8
Библиография
docx
25.11.2021
«Алгоритмы организации образовательного пространства особенного ребенка»
Консультация.docx

Консультация «Алгоритмы организации образовательного пространства особенного ребенка»

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети инвалиды, а также дети в возрасте от 0 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Мы можем работать с детьми

    с проблемами интеллектуального развития;

    нарушениями зрения;

    слуха;

    эмоционально-волевой сферы и поведения;

    опорно-двигательного аппарата; речевого развития.

Организация обучения ребенка с ОВЗ – это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа таких детей в образовательные организации, это, прежде всего, специфика учебно-воспитательного процесса, который необходимо выстраивать с учетом психофизических возможностей ребенка. В условиях ДОУ должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и  детском коллективах, основанный на понимании проблем, нужд ребенка и на желании помочь не только ему, но и его семье.

Какие проблемы чаще всего характерны в возрасте детей от 0 до 3-х лет?

-   как развивать мелкую моторику?

-   как играть с ребенком?

-   как общаться с ребенком?

-   самообслуживание;

-   развитие речи;

-   проблемы адаптации.

Адаптация – это приспособление к новым условиям, к новому окружению, к новым отношениям, правилам, новому укладу жизни и т.п. Адаптация может стать серьезным испытанием для ребенка, особенно если у него есть трудности в развитии.

Что могут сделать педагоги, чтобы процесс адаптации ребенка к новым условиям был более успешным?

Ребенок с расстройствами аутистического спектра (РАС)

 Воспитателям ребенка с РАС очень важно учитывать такую особенность детей, как затрудненную адаптацию ко всему новому: новым обстоятельствам, людям и обстановке. Дома нужно постараться создать условия и уклад жизни, похожие на условия детского сада.   В идеале хорошо, если все члены семьи постоянно и четко выполняют рекомендации воспитателей, чтобы было единство в отношении к ребенку и в работе с ним.

Дети с аутизмом обычно болезненно реагируют на пребывание в помещении, где находится много посторонних людей, на новые вещи в комнате, им трудно самостоятельно наладить контакт с внешним миром. Поскольку аутисты болезненно воспринимают действия, выходящие за рамки привычных, старайтесь придерживаться привычных для ребенка процедур.

Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) Малыши с нарушением опорно-двигательного аппарата, безусловно, нуждаются в поддержке со стороны взрослых, но нельзя забывать, что безграничная и беспредельная помощь часто приводит к пассивному образу жизни, отсутствию инициативы. Вот почему очень важно, чтобы у ребенка всегда были прямые обязанности, за которые отвечает только он сам. Главное, чтобы взрослые не забывали хвалить его даже за малейшее проявление активности и ни в коем случае не показывали своего недовольства. Это тот самый случай, когда терпение взрослых идет на пользу ребенку. Например, самостоятельное одевание способствует укреплению мышц рук, развитию координации движений и ориентировки в пространстве, и даже позволяет развивать словарный запас. Задача взрослого – поощрять ребенка говорить. Со временем его речь будет меняться, и с каждой попыткой высказывания будут более похожи на те, которые он слышит от взрослых.

К сожалению, попытка познакомиться с детьми далеко не всегда заканчивается успешно. При неудаче малыш замыкается в себе, теряет уверенность и отказывается от каких-либо действий вообще. Подобное положение можно исправить, «проиграв» неприятные ситуации в спокойной обстановке. Например, с помощью кукольного театра. Подобная инсценировка помогает «ответить» на различные негативные реакции со стороны детей и выбрать наиболее удачный стиль поведения. Но если такие попытки вызывают протест со стороны малыша, не нужно настаивать. Лучше отложить игру на некоторое время и вернуться к ней, когда ребенок сам будет готов к этому.

Ребенок со сниженным уровнем умственного развития

Если у ребенка снижен уровень умственного развития, как помочь ему приспосабливаться к новым условиям? Главное правило в этой работе – терпеливость. Ежедневно кропотливо формируйте у ребенка все необходимые навыки и умения, при этом не забывайте окружить его заботой и вниманием, чтобы он чувствовал любовь и поддержку.

Старайтесь приучить ребенка к строгому соблюдению режима дня. Это помогает снизить капризы ребенка, организует его, формирует такие качества, как аккуратность, внимательность.

По мере освоения ребенком новых навыков постепенно уменьшайте свою помощь в выполнении того, что у него уже получается, предлагайте ребенку более сложные задания, побуждая к выполнению более трудных действий.

Чтобы были благоприятные условия для проявления инициативы и игровой активности ребенка, обязательно поощряйте его успехи и достижения.

Незрячий или слабовидящий малыш.

Для незрячего или слабовидящего малыша первый и самый главный шаг к адаптации в обществе – умение обслужить себя без посторонней помощи. И взрослым следует отнестись к этому с особым вниманием. Чтобы ребенок осваивал мир и учился всем действиям – нужно управлять руками ребенка, положив на них свои руки. Причем, совершая вместе с малышом то или иное действие, взрослый обязательно должен подробно рассказывать малышу, что и для чего он делает. Однако научить ребенка абсолютно всему не смогут даже самые старательные и терпеливые педагоги. Малышу нужно получить самые разнообразные впечатления и умения, общаясь со зрячими сверстниками. Именно такие взаимоотношения способствуют формированию у ребенка активности, самостоятельности, инициативы.

Когда малыш подрос и многому научился, благодаря помощи близких, пора расширять его жизненное пространство, давать ему новые впечатления о мире, открывать новые возможности общения. Но, как определить, что такой момент настал? 

Своеобразным «тестом» на готовность к контакту с другими людьми становится … улыбка ребенка. А самый верный способ вызвать улыбку – доброжелательный голос. Постепенно улыбка и смех слабовидящего ребенка становятся более избирательными, с их помощью он выражает свою привязанность к любимым и любящим его людям.

Развитие эмоциональных связей, общение с окружающими людьми очень важны для любого ребенка. И естественно, незрячий малыш должен учиться налаживать эти связи. Это поможет ему быстрее адаптироваться в детском саду.

Успехи в обучении и хорошие отношения со сверстниками, такие важные качества как самоуважение, признание среди сверстников – как помочь ребенку достичь всего этого? Самое главное, ребенок и его воспитатели должны помнить: малышу придется жить в мире, приспособленном для зрячих людей.

В группе он будет, скорее всего, общаться с детьми, которые проявят к нему повышенный интерес. Возможно, они станут жалеть такого ребенка, и подчас в не очень деликатной форме. Да и не вполне приятные вопросы о слепоте и ее причинах, здесь, к сожалению, неизбежны. В таких случаях родителям нужно реагировать спокойно и с достоинством. Лучший выход – ответить на все, сохраняя выдержку, дипломатично.

Таким образом, незрячий ребенок сможет научиться свободно беседовать на любые, в том числе, и неприятные для себя темы. А это способность пригодится незрячему ребенку в жизни. Ведение спокойной беседы с незнакомыми детьми и взрослыми позволит ребенку чувствовать не только их интересы и моральную атмосферу, но и найти для себя признаки того, что беседа протекает доброжелательно, что нечего и некого бояться. Возможно, ребенок даже научится «предвидеть» конфликты, от которых никто в жизни не застрахован.

Осмысленный разговор ребенка и взрослого, умение самого ребенка вести диалог – вот главные составляющие его успешной игры, обучения, бытовых навыков. А обучение ребенка самым сложным действиям (нотная грамота, музыка, математика) существенно упростится, если научить малыша грамотно задавать вопросы – так, чтобы получать полные ответы, подробные инструкции, ясные указания.

Ребенок с нарушением слуха

Полноценному общению ребенка с нарушением слуха способствует посещение детского сада. Неслышащий малыш обязательно должен принимать самое активное участие в праздничных утренниках и прочих подобных мероприятиях. Он может читать стихотворения, танцевать, играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Это важный шаг для детей с нарушением слуха – публичность учит их преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией. Чем старше становится неслышащий ребенок, тем больше возможностей для включения в общественную жизнь у него появляется. Он посещает музеи, театры с доступным для него репертуаром, даже концерты для детей. Все эти мероприятия взрослые тоже должны подготовить заранее. Ребенку надо сообщить, куда он пойдет, что он там увидит, познакомить с новыми словами. Его готовят к правильному поведению. Вернувшись домой, следует снова побеседовать с малышом, обсудить его и свои впечатления. Таким образом, дети с нарушением слуха приобщаются к культуре и учатся взаимодействовать с обществом.

Очень полезны для детей с нарушением слуха прогулки, которые проводят воспитатели детского сада. В этих условиях он учится действовать в группе, команде, соотносить свои интересы и желания с желаниями и интересами других. Расширяются представления об окружающем мире, развивается речь ребенка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста.

Если у малыша синдром Дауна

Очень важный момент – навыки поведения в обществе. В принципе любого ребенка нужно учить правильно вести себя – быть опрятным, не капризничать, не ломать игрушки, не обижать других детей и т.п. Но для детей, о которых мы говорим, это важно вдвойне. В нашем обществе отношение к детям довольно строгое, и ребенок, имеющий навыки «правильного» поведения, может легче адаптироваться в окружающем мире. После года ребенок начинает осознанно общаться. Чтобы «выход в люди» проходил безболезненно, нужно иметь в виду несколько моментов. 

Во-первых, учитывайте, что возможности активных игр у малыша ограничены. Стало быть, вы должны чутко реагировать на усталость ребенка, если он утомился – уводить его от игры, давать посидеть одному. Кроме того, ребенок не сможет делать всего, что умеют его одногодки, и это тоже нужно принимать с душевным спокойствием.

Второе, что следует сделать, - выстроить отношения с родителями других детей, которые могут не знать о сути заболевания вашего малыша.

Вы уже привыкли, что всегда и во всем должны быть учителями для таких детей. Каждый навык они приобретают с вашей подачи – это же касается и умения общаться с другими. Например, поначалу вы сами должны создать ситуацию общения: не просто сказать: «Дай девочке ручку», - а взять руку ребенка и вложить в руку девочки. Можно задать другому малышу несколько вопросов, показать, как можно играть вместе.  Ребенок постепенно многое будет делать сам, но всему этому его научите вы.

 Каждодневная творческая работа с ребенком раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, также как с ребенком нормы, позволяет изменить результат. Добавлю, получить хороший результат, так как наша работа – это ресурсная терапия!  

А наши консультации – это для родителей детей раннего возраста – возможность получить дополнительную информацию о ресурсах ребенка, о его возможностях.

Да, у них есть множество возможностей – и реабилитационные центры со специалистами, и лечебные методы помощи, и санатории – профилактории, но это чаще попозже. А сейчас: добрая мама, понимающая семья, добрые воспитатели, желающий помочь педагог-психолог.  

Важно: услышать запрос мамы – проблемы ребенка, проанализировать ситуацию, подобрать методы работы, предложить пути решения и получить, хоть небольшой, но результат.


 

Консультация «Алгоритмы организации образовательного пространства особенного ребенка»

Консультация «Алгоритмы организации образовательного пространства особенного ребенка»

Адаптация – это приспособление к новым условиям, к новому окружению, к новым отношениям, правилам, новому укладу жизни и т

Адаптация – это приспособление к новым условиям, к новому окружению, к новым отношениям, правилам, новому укладу жизни и т

Задача взрослого – поощрять ребенка говорить

Задача взрослого – поощрять ребенка говорить

Незрячий или слабовидящий малыш

Незрячий или слабовидящий малыш

В группе он будет, скорее всего, общаться с детьми, которые проявят к нему повышенный интерес

В группе он будет, скорее всего, общаться с детьми, которые проявят к нему повышенный интерес

Чем старше становится неслышащий ребенок, тем больше возможностей для включения в общественную жизнь у него появляется

Чем старше становится неслышащий ребенок, тем больше возможностей для включения в общественную жизнь у него появляется

Второе, что следует сделать, - выстроить отношения с родителями других детей, которые могут не знать о сути заболевания вашего малыша

Второе, что следует сделать, - выстроить отношения с родителями других детей, которые могут не знать о сути заболевания вашего малыша
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2021