Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ Руководитель практики Григорьева Т.И./__________/ «__» февраля 2021 г. |
ПРОВЕРЕНО Учитель начальных классов Маслова Р.В./____________/ «__» февраля 2021 г. |
Технологическая карта урока
математики
Подготовила:
студентка Ш-42 группы
Поборина Н.А.
Ейск, 2021 г.
Предмет: математика
Тема: Алгоритмы письменного сложения и вычитания. Письменное вычитание вида 52-24.
Класс: 2 «б» УМК: «Школа России»
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: создать условия для формирования у учащихся навыка письменного вычитания вида 52-24.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у учеников умение вычитать двузначные числа с переходом через разряд, совершенствовать вычислительные навыки, систематизировать навык решения задач.
Развивающие:
- Развивать память, логическое мышление, речь, внимание; развивать умение рассуждать и делать выводы.
Воспитательные:
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к математике, интерес к ее изучению, культуру учебного труда.
Оборудование: учебник по математике 2 класс, 2 часть УМК «Школа России», мультимедийная установка, презентация, тетрадь, раздаточный материал.
Формируемые УУД:
Личностные:
1) проявлять положительное отношение к уроку.
2) уметь формулировать своё мнение в полноценный ответ.
Познавательные:
1) осознавать необходимость получения новых знаний.
2) проявлять познавательную активность.
Коммуникативные:
1) сотрудничать со сверстниками при работе в парах, группах.
2) излагать своё мнение и уметь его аргументировать.
Регулятивные:
1) определять и формулировать тему и цель урока.
2) уметь осуществлять самоанализ собственной деятельности.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности |
-Здравствуйте, ребята, меня зовут Наталья Александровна, сегодня я проведу у вас математику.
Быть должны всегда в порядке:
В течение урока слежу за правильностью посадки, расположением тетради, ручки. Контролирую дисциплину. |
Приветствуют учителя, садятся на свои места.
|
Л1, П1 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии
|
- Ребята, сегодня к нам на урок пришел герой из мультфильма.
Отгадайте, кто это. (презентация)
У
этого героя
- Чтобы проверить, как хорошо вы знаете математику, Винни-Пух принес Вам задания. - Давайте откроем тетради, запишем «4 февраля. Классная работа.» - Ребята, на следующем строчке, пропишите число 4 до конца рабочей строки. (контролирую выполнение задания, оценочное суждение) - Молодцы. 1. Прочтите и найдите значение выражений: (фронтальный опрос и активизация всех учеников)
2. Даны числа. Установите закономерность в каждом ряду и продолжите ряд. 1) 20…25…30… 2) 50…47…44… 3. Найдите значение выражений. Задание
мы будем решать в тетрадях, записываем в столбик, выполняем самостоятельно,
затем проверим. - Как записываем выражение?? - Ребята, если у вас возникнут трудности при выполнении, поднимите руку. Мини-вывод: повторили сложение и вычитание двузначных чисел. |
Слушают.
- Это Винни-Пух.
(Прописывают число 4 до конца строки)
87-16=71 32-12=20 67-35=32 62+10=72 35+15=50
1) 20…25…30…(35) – каждое число больше предыдущего на 5 2) 50…47…44…(41) – каждое число меньше предыдущего на 3 41+24=65
36+23=59 - Единицы под единицами, а десятки под десятками. Возникает трудность. |
Л2, П1, К2, Р1 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Выявление места и причины затруднения |
- Почему вы не можете решить это выражение?
- Верно, мы пока не умеем выполнять письменное вычитание такого вида, у нас нет алгоритма вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.
- Как вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего урока? - Верно, а какую цель мы перед собой поставим? - Верно, ребята. Нашей целью будет: познакомиться с приёмом вычитания двузначных чисел с переходом через десяток. Мини-итог: определили тему урока. |
- Мы не можем решить последнее выражение. Мы это ещё не проходили. Из единиц уменьшаемого мы не можем вычесть единицы вычитаемого, потому что единицы уменьшаемого меньше, чем единицы вычитаемого. - Темой нашего урока будет «Вычитание вида 52-24» - Научиться решать примеры вида 52-24.
|
Л2, П2, К1, К1, К2 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Построение проекта выхода из затруднения |
- Скажите, а как мы обычно выполняем вычитание? - Хорошо, посмотрим ещё раз на наше выражение. (показываю у доски) - Сколько единиц в числе 52? А в числе 24? - Можем ли мы вычесть от 2единиц 4 единицы? 52 -24 - Как вы думаете, что тогда нужно сделать?
- А как обозначить, что мы из 5 десятков заняли 1 десяток? - Верно. Значит, у нас есть 1 десяток и 2 единицы. Сколько это будет?
- Что мы делаем теперь? - Верно. Куда мы пишем 8? - Из единиц единицы мы вычли. Что нам нужно сделать теперь? - Молодцы. - Что у нас получается? 52 -24 28 - Верно, ребята. Молодцы.
Мини-выводы: ознакомились с алгоритмом решения вычитания с переходом через разряд. |
- Единицы вычитаем из единиц, а десятки из десятков. В числе 52 – 2 единицы. В числе 24- 4 единицы. Не можем вычесть от 2 4.
- Если мы не можем вычесть единицы из единиц, мы можем занять 1 десяток из 5 десятков. - Над цифрой пять мы поставим точку.
- Один десяток и две единицы это 12. - Теперь мы из 12 единиц вычитаем 4 единицы, получается 8. Пишем 8 под единицами. - Теперь мы вычитаем десятки. Было 5 десятков, но 1 десяток заняли, значит, осталось 4 десятка. Из 4 десятков вычесть два десятка, получится 2 десятка.
2
десятка и 8 единиц – это число 28. |
Л2, П1, П2, К1 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Реализация проекта выхода из затруднения |
- Давайте проверим, правильно ли мы решили пример. Откройте учебник на стр. 29.
- Правильно ли мы решили пример?
- Давайте ещё раз скажем, как выполнять вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.
- Скажите, ребята. Смогли ли мы выполнить задание Винни-Пуха?
- Молодцы, Винни-Пух говорит нам «Спасибо».
Обратите внимание на задание 1. (у доски)
Оказываю помощь.
- Как бы вы проверили выражения?
ФИЗМИНУТКА - Давайте проведем физминутку. Выйдите из-за парт, чтобы вам ничего не мешало. Я читаю, а вы повторяете движения за мной.
Сначала, дети, встанем в ряд, Чуть попятимся назад. А потом шагнём вперёд, Улыбнувшись в полный рот. Вправо плавно мы качнёмся, Затем влево повернёмся. Колени чуточку согнём, Руки крепко в них упрём, Плечи дружно разведём И в итоге - их сведём. Всё! Закончилась минутка - Продолжаем слушать чутко.
- Посмотрите на презентацию. Прочитайте задачу. У Оли было 43 рубля. Она купила ручку за 16 рублей. Сколько денег осталось у Оли? - О чем говорится в задаче? - Что нам известно? - Что необходимо узнать? - Составим краткую запись. ЗАПИШЕМ Какие слова возьмем для краткой записи? Запишем их. - Как решим задачу? Каким действием ответим на вопрос? - Давайте запишем решение задачи.
(Оценочное суждение) - Молодцы.
- Мини-вывод: учащиеся закрепляли умение находить разность с переходом через разряд |
Сравнивают решение примера. - Да, вы всё решили верно.
- Чтобы выполнить вычитание двузначных чисел с переходом через разряд, нам нужно занять у десятков один десяток, сложить его с имеющимися у нас единицами уменьшаемого, а затем вычесть из получившегося числа вычитаемое. После этого нужно вычесть из десятков десятки, но не забыть о том, что мы заняли один десяток. (Дают развернутый ответ) - Да, мы выполнили все задания Винни-Пуха.
Читают про себя. (Один ученик читает вслух). Всегда записываем десятки под десятками, единицы под единицами. 73-48= Из 3 единиц нельзя вычесть 8 единиц. Занимаем 1 десяток из 7 десятков (чтобы не забыть, ставим точку над цифрой 7) 1 десяток и 3единицы - это 13 единиц. Из 13 единиц вычитаем 8 единиц. Пишу под единицами 5. Вычитаю десятки. Было 7 десятков, но 1 десяток мы заняли. Осталось 6 десятков. 6-4=2. Пишу под десятками. 4) Читаю ответ: разность равна 25.
23-15= Из 3 единиц нельзя вычесть 5 единиц. Занимаем 1 десяток из 2 десятков (ставим точку над цифрой 2) 1 десяток и 3 единицы – это 13. Из 13 единиц вычитаем 5 единиц. Пишем под единицами 8. Вычитаем десятки: было 2 десятка, один заняли. 1 десяток – 1 десяток = 0 десятков Ответ: 8. (Объясняет ученик у доски) 46-27= Из 6 единиц мы не можем вычесть 7 единиц, занимаем 1 десяток из 4десятков. (ставим точку над 4) 1 десяток и 6 единиц = 16. Из 16 вычитаем 7 единиц, получится 9. Под единицами записываем 9. Было 4 десятка, 1 десяток заняли, осталось 3 десятка. Из 3 десятков вычитаем 2 десятка = 1 десяток. Записываем 1 под десятками. Ответ: 19 31-24= Из
1 единицы не можем вычесть 4 единицы. Занимаем у 3десятков 1 десяток. (ставим
точку над 3) 1десяток и 1 единицы =11. Было 3десятка, один десяток заняли, осталось 2 десятка. 2-2=0 Ответ: 7.
74+18= Складываем единицы. К 4 единицам прибавим 8 единиц. Получится 12. 2 пишем под единицами, а десяток запоминаем, ставим цифру 1 над 7. Складываем
десятки. 7 десятков и 1 десяток = 8 десятков, прибавляем еще один десяток,
получаем 9 десятков, записываем под десятками.
- Выражения можно проверить сложением.
Выполняют физминутку, повсторяют за учителем.
Читают про себя. (один читает вслух)
- В задаче говориться о покупке ручки. - Известно, что сначала у Оли было 43 рубля, а ручка стоила 16. - Нужно узнать, сколько денег осталось у Оли. Было – 43 руб. Ручка – 16 руб. Осталось - ? - Нам нужно из 43 вычесть 16. 43-16= Из 3ед. не можем вычесть 6ед. Занимаем у 4дес. 1дес. 1дес. и 3ед. = 13ед. 13-6=7 ед. Записываю 7 под единицами. Было 4 десятка, заняли один дес., осталось 3 дес. Из 3 дес. вычитаем 1дес., получаем 2дес. Ответ: 27 рублей осталось у Оли. |
Л2, П2, К1, К2, Р2 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
- А сейчас я раздам вам карточки, внимательно прочитайте задание, если есть вопросы – поднимите руку, я к вам подойду. Не забудьте подписать карточки. Работу будете выполнять самостоятельно, проверим с помощью презентации. (Контролирую выполнения задания, оказываю индивидуальную помощь) Вариант 1. Найди значение выражений.
Вариант 2.
|
Слушают.
(Поднимают руки, если возникли затруднения)
Выполняют самостоятельную работу.
|
Л2, П2, К2, Р2 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Включение в систему знаний |
- Ребята, какой была тема нашего сегодняшнего урока?
- Какую цель мы перед собой ставили? - Поднимите руки те, кто считает, что он достиг цели. - Вы хорошо поработали, молодцы.
Домашнее задание: стр. 30 номер 1, 2.
Выставляю оценки. |
- Темой нашего урока было «Вычитание вида 52-24»
- Научиться решать примеры вида 52-24. Оценивают себя.
Записывают домашнее задание.
|
Л1, Л2, К2 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
- Если у вас не возникло трудностей во время выполнения заданий, вам всё было понятно – хлопните один раз в ладоши, а если у вас возникали трудности во время выполнения заданий – топните один раз. - Спасибо за урок, до свидания! |
Оценивают свои деятельность на уроке.
Прощаются. |
К2, Р2 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Резерв |
- Обратите внимание на 2 задачу на 29 стр. Прочитайте про себя.
- О чем говорится в задаче?
- Что нам известно?
- Что необходимо узнать?
- Составим краткую запись.
- Как решим задачу?
- Молодцы. |
- В задаче говориться о строительстве домов. - Известно, что в прошлом году построили 12 новых домой, а в этом году построили на 3дома больше чем в прошлом году. - Нужно узнать, сколько всего новых домов построили. Прошлый г. – 12д. ? д. Этот г. - ? на 3д. б Сначала узнаем, сколько домов построили в этом году. Для этого к 12 прибавим 3. Затем узнаем, сколько всего домов построили. Для этого сложим 12 и 15. 1) 12+3=15(д.) построили в этом году. 2)12+15=27(д.) Ответ: всего построили 27 домов.
|
Л2, К2 |
Ход урока:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.