Алгоритмы решения технических задач с практическим применением

  • doc
  • 27.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 190. Алгоритмы решения технических задач с практическим применением.doc

Практическая работа № 5

 

Тема: Алгоритмы решения технических задач с практическим применением

Учебная цель: Овладение навыками создания и изображения алгоритмов различных задач практического применения.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

Уметь:

- составлять блок-схемы алгоритмов простейших практических задач

Знать:

- способы описания алгоритмов,

- определение алгоритма, свойства алгоритмов,

- основные элементы языка блок-схем,

- типы алгоритмов

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме

На практике наиболее распространены следующие способы записи алгоритмов:

·     словесная (запись на естественном языке);

·     графическая (изображения из графических символов);

·     псевдокоды (полуформализованные описания алгоритмов на условном алгоритмическом языке, включающие в себя как элементы языка программирования, так и фразы естественного языка, общепринятые математические обозначения и др.);

·     программная (тексты на языках программирования).

Запись алгоритма в графической форме.

Алгоритм изображается в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий.

Такое графическое представление называется схемой алгоритма или блок-схемой. В блок-схеме каждому типу действий соответствует геометрическая фигура, представленная в виде блочного символа. Блочные символы соединяются линиями переходов, определяющими очередность выполнения действий. В таблице приведены наиболее часто употребляемые символы.

Таблица 1.

Название символа

Обозначение и пример заполнения  

Пояснение

Процесс

Вычислительное действие или последовательность действий

Решение

Проверка условий

Модификация

Начало цикла

Предопределенный процесс  

  Вычисления по подпрограмме,  стандартной подпрограмме

Ввод-вывод

Ввод-вывод в общем виде

Пуск-останов

Начало, конец алгоритма, вход и выход в подпрограмму

Документ

Вывод результатов на печать

Задачи практической  работы:

1. Выполнить практическую  работу;

2.Оформить отчёт по практической  работе;

Обеспеченность занятия (средства обучения)

Основные источники: 

1.            Учебно-методическая литература:

·              Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. – М., 2004.

·              Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2005.

·              Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8–11 кл. (в 2 томах). – М., 2002.

·              Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2007.

·              Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. – М., 2005.

·              Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2002.

2.     Лист писчей бумаги формат А4 (210x297мм) с нанесенной ограничительной рамкой, отстоящей от левого края листа на 20мм и от остальных на 5мм со штампом основной надписи 15х185 мм (ГОСТ 2.104-2006).

3.     Ручка с чернилами черного цвета.

4.     Карандаш простой.

Вопросы для закрепления теоретического материала 
к практической работе:

1.    Какие способы записи алгоритма вы знаете?

2.    Как различаются алгоритмы по структуре?

3.    Как различаются разветвляющиеся алгоритмы по структуре?

4.    Какие типы алгоритмов вы знаете?

5.    Как различаются циклические алгоритмы по структуре?

Инструкция по выполнению практической работы

Внимательно изучить раздаточный и краткий теоретический материал.

Изучить порядок выполнения задания.

 

Методика анализа результатов, полученных в ходе практической  работы

Контролем  является защита отчета по  практическому занятию.

 

Задания практической работы:

Задание 1. Составьте алгоритм вычисления силы давления, действующей на пол со стороны стола массой m, если суммарная площадь опоры ножек стола  S см, пользуясь формулой , гдеg=9,8.

 

Задание 2. К финалу конкурса лучшего по профессии были допущены трое: Иванов, Петров, Сидоров. Соревнования проходили в три тура. Иванов в первом туре набрал m1 , баллов, во втором – n1 ,  в третьем – p1. Петров – m2, n2 , p2 соответственно; Сидоров – m3 , n3 , p3 . Составить алгоритм, определяющий, сколько баллов набрал победитель.

 

Задание 3. Дана сторона равностороннего треугольника. Найти площадь этого треугольника, его высоту, радиусы вписанной и описанной  окружностей.

 

Задание 4. Составить алгоритм, который анализирует данные о возрасте и относит человека к одной из четырех групп: дошкольник, ученик, работник, пенсионер.

 

Задание 5. Составить алгоритм вычисления значений функции f(x)=на отрезке  [xнач,xкон]  с шагом ( представить два способа организации цикла).

 

Задание 6. Грузовой автомобиль выехал из одного города в другой со скоростью  v1км/ч. Через t ч в этом же направлении выехал легковой автомобиль со скоростью v2км/ч . Составить алгоритм, определяющий, догонит ли легковой автомобиль грузовой через t1 ч после своего выезда.


Посмотрите также