алгоритмы, таблицы орфограмм

  • Памятки
  • doc
  • 06.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В разработке описано пошаговое применение орфограмм: алгоритмы определения окончания в слове: определения корня слова, проверки непроизносимых согласных, определения приставки, правописания гласных. Порядок разбора слова по составу. Алгоритм определения рода и падежа у имени прилагательного. Как найти второстепенные члены предложения. Определение падежа имени существительного и т.д.В разработке описано пошаговое применение орфограмм: алгоритмы определения окончания в слове: определения корня слова, проверки непроизносимых согласных, определения приставки, правописания гласных. Порядок разбора слова по составу. Алгоритм определения рода и падежа у имени прилагательного. Как найти второстепенные члены предложения. Определение падежа имени существительного и т.д.
Иконка файла материала алгоритмы, таблицы орфограмм.doc
Алгоритм определения  окончания в слове: 1­й шаг.   Измени слово               (по числу или по вопросу). 2­й шаг. Сравни буквы в конце                     слова.                   З­й шаг.    Выдели окончание.Алгоритм определения корня слова. 1­й шаг.    Подумай над значением                     слова.    2 ­й шаг.   Подбери родственные                       слова. З­й шаг.    Выдели общую частьродственных слов — корень. Алгоритм проверки непроизносимых согласных. 1­й шаг. Произнеси данное слово. Найди место в  корне, где можно ошибиться в написании  согласной. Непроизносимая согласная «прячется» в сочетаниях ­сти­, ­адн­ и некоторых других. 2­й шаг. Подбери однокоренное проверочное  слово, в котором непроизносимая согласная  слышится отчётливо.З­й шаг. Запиши слово правильно, постарайся  запомнить это написание. Алгоритм определения приставки. 1­й шаг. Подбери однокоренные                    слова. 2­й шаг. Найди в слове корень.З­й шаг. Отметь ту часть слова        перед корнем, которой различа­     ются слова. 4­й шаг.  Назови приставку. Алгоритм правописания гласных 1шаг. Измени форму слова.2­й шаг. Определи, «убегает» ли гласный.                   ДА         НЕТ             пиши – ек ­    пиши  ­ ик­ Порядок разбора слова по составу 1. Измени слово, задавая вопросы. Обозначь    окончание.2. Обозначь основу слова. З. Подбери однокоренные слова. Обозначь  корень. 4. Найди слова с такой же приставкой.  Обозначь приставку. 5. Найди слова с таким же суффиксом.  Обозначь суффикс. Алгоритм определения рода и падежа у имени прилагательного:1­й шаг. Найти существительное, связанное с  именем прилагательным. 2­й шаг. Определить род у имени существитель­ ного. 3­ й шаг. По роду существительного определить  падеж прилагательного. 4­й шаг. Определить падеж у имени существитель­ ного. 5­ й шаг. По падежу существительного определить  падеж прилагательного. Как найти второстепенные члены предложения.1. Найди грамматическую основу предложения, то  есть подлежащее и сказуемое. 2. Найди слова, к которым можно задать вопрос от  подлежащего. З. Найди слова, к которым можно задать вопрос от  сказуемого. 4. Найди второстепенные члены предложения, к  которым можно задать вопрос от других  второстепенных членов.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАДЕЖА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО. 1. Найди слово, к которому относится  имя существительное, и поставь от него  вопрос. 2. По вопросу и предлогу определи  падеж: Над цветком машет бабочка крылом. Машет (над чем?) над цветком — Т.п.ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКЛОНЕНИЯ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО. (В ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ) 1. Определи род. 2. Выдели окончание существительного в  именительном падеже единственного числа. З. По роду и по окончанию определи  склонение. Степь — она, моя—существительное женского рода; Образец рассуждения:в именительном падеже нулевое окончание, значит,  существительное степь относится к третьему склонению. Разделительные ъ и ь знаки. 1­й шаг: Слышится ли в слове после согласного        звука звук [й]                                    Нет                               Да                         Находится ли 2­шаг:                                                Разделительный                          звук [й] после                                                     Ъ и Ь знак не нужен.                            приставки                                                           ДА: пиши Ъ     Нет: пиши ЬМягкий знак после шипящих на конце существительных. 1­шаг: произнеси слово. Есть ли на конце шипящий звук?                                                                                есть     нет 2­й шаг: определи часть речи существительное             нет                         3­й шаг:   определи родм.р                   ж.р                              мягкий знак                          писать не нужно мягкий знак писать  нужно БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ  1­й шаг: Произнеси слово. 2­й шаг: Найди корень. 3­й шаг: Есть ли в нём безударный гласный?4­й шаг: Подбери родственное слово с ударением на эту гласную 5­й шаг: Пиши гласную, которая слышится под  ударением.                                     ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ 1­й шаг: Произнеси слово. Есть ли в нём парные согласные на конце слова или перед глухим согласным? да: нужно проверять нет:                        проверять не нужно 2­й шаг: Измени слово так, чтобы после согласного был гласный.слышится звонкий             слышится глухой 3­й шаг:           Пиши букву               Пиши букву                             б,в,г,д,ж,з                    п,ф,к,т,с,ш Предлоги и приставки 1 – шаг:              Определи значение слова                                                                                      нет      действие                      пишем слитно 2 – шаг: Надо попробовать поставить между буквосочетанием (предлогом                      и приставкой) и словом вопрос или подходящее по смыслу слово(прилагательное или слова мой этот) 3 – шаг:      Смотрим, подошло ли слово по смыслу. 4 – шаг:      да          нет Вывод: предлог        приставка Непроизносимые согласные 1 – шаг: Произнеси слово. Есть ли в нём «опасное» сочетание                    согласных [сн],[зн]?                   да       нет2 – шаг: Подбери однокоренное слово, в котором после [с] или                 [з] стоит гласный или эти звуки стоят в конце слова,                        слышатся отчётливо. 3 – шаг: Сравни проверяемое и проверочное слова. Сделай            .              вывод. Напиши правильно. Безударные окончания существительных 1 – шаг: Слышится ли в безударном окончаний существитель­               ного  ­е, ­и? 2 – шаг: Определить склонение.1,2 склонение         3 склонение Пиши ­и 3 – шаг: Определить падеж.               Д.п. 1 скл.           Р. п. 1 скл.               П. п. 1, 2, скл. 4 – шаг: Пиши –е.            Пиши –и. Алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён прилагательных. 1­й шаг: Найди в предложении словосочетание «существитель –   ­ное + прилагательное».2­й шаг: Определи окончание прилагательного.                  Безударное или ударяемое оно? 3­й шаг: Поставь вопрос от существительного к прилагатель­        ному. Сравни окончание в вопросе и прилагательном. Напиши в соответствии с проверкой.