Аналитическая справка по итогам тематического контроля
«Организация работы по здоровьесбережению в ДОУ»
Сроки проведения контроля: с 26.11.2018г. по 07.12.2019г.
Основание для контроля: выполнение задачи годового плана на 2018 – 2019 учебный год
Цель контроля: анализ работы ДОУ по сохранению и укреплению здоровья
Задачи:
1. Выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции по созданию условий для охраны и укрепления физического здоровья детей, использованию педагогами оздоровительных технологий и приемов, формам работы с родителями воспитанников по данному вопросу
2. Выработать рекомендации, управленческие решения формированию у детей навыков ЗОЖ, сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
Объект исследования: система воспитательно – образовательной работы в ДОУ.
Заключение:
Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно – развивающей работы: приобщение детей к физической культуре и использование развивающих форм оздоровительной работы. С целью реализации годовой задачи формировать потребность в здоровом образе жизни у воспитанников, родителей и сотрудников ДО проведена следующая методическая работа с кадрами:
· Консультация для педагогов «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»
· Мастер класс Ритмоквест «Секреты здоровья»
· Обобщение опыта работы «Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ»
· Тестовый опрос воспитателей по вопросам физкультурно – оздоровительной работы с детьми
В ДОУ проводилась тематическая проверка, в процессе которой использовались такие методы работы:
1. Анализ диагностических карт
2. Анализ календарно – тематическое плана воспитателей групп детского сада по теме контроля
3. Изучение предметно – развивающей среды
4. Анализ проведения утренней гимнастики, анализ выполнения режима дня, анализ проведения физкультурных занятий.
5. Наблюдение педагогического процесса, открытые просмотры ОД, самооценка – тестирование.
6. Анкетирование родителей. Актуальность содержания наглядного материала для родителей по данной теме
В ходе проверки установлено следующее:
1. Анализ диагностических карт по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни
По результатам анализа диагностических карт с детьми были сделаны следующие выводы: дети владеют данными навыками на средней и высоком уровнях. Воспитанники старшего дошкольного возраста проявляют интерес к правилам ЗОЖ, имеют первоначальные представления о здоровье, с удовольствием выполняют простейшие умения и навыки гигиенической и двигательной культуры.
2. Анализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми показал следующее: планирование воспитательно-образовательной работы с детьми соответствует требованиям программы. Планирование образовательной деятельности строится в соответствии с лексическими темами недели, расписаны режимные моменты. В календарных планах педагогов отражено планирование физкультурных занятий, прогулки, двигательной активности в течение дня, индивидуальная работа с детьми по овладению двигательными умениями. В системе планируется утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами, пальчиковая, артикуляционная гимнастики. Еженедельно в вечернее время педагоги планируют «динамический час», проводят досуги и развлечения.
3. Анализ предметно – развивающей среды
Во всех группах мебель подобрана по росту и размещена с педагогической целесообразностью, что позволяет стимулировать двигательную активность детей, во всех группах имеется соответствующая её маркировка.
Во всех группах имеются физкультурные уголки, укомплектованные атрибутами для игр с прыжками (скакалки, обручи), для игр с бросанием, ловлей, метанием (кегли, кольцеброс, мячи, мешочки с песком), массажные коврики для профилактики плоскостопия.
Так же в группах оформлены картотеки подвижных игр, физкультминуток, имеются комплексы утренней гимнастики.
В группах созданы условия для гигиенических процедур: имеются поддоны для мытья ног; полотенца содержаться в порядке, имеется маркировка и списки детей на полотенца.
Во всех группах имеются стаканчики для полоскания полости рта. Однако, ни в одной группе, кроме старшей группы дети после еды рот и горло не поласкают
4. Содержание работы по укреплению здоровья детей
1) Анализ проведения утренней гимнастики в младшей группе.
Детей присутствовало 8 человек, их возраст 3-4 года, все здоровы, у всех хороший уровень физического развития и физической подготовленности. Утренняя гимнастика проводиться в группе. Перед утренней гимнастикой группа не проветривается и ни делается влажная уборка. Педагог подготовлен хорошо, имел в наличии план, все его разработки правильны. Дети были одеты в повседневную одежду. Во время организации детей использовался групповой способ, все дети выполняли движения вместе. Дети выполняют упражнения правильно, повторяют за воспитателем и закрепляют уже известные движения. В процессе гимнастики педагог следит за качеством выполнением упражнения, осанкой, исходным положением. В ходе выполнения гимнастики педагог корректно обращает внимание на допущенные ошибки и дает указание к их устранению (например: несгибаем колени, выше поднимает ноги). Утренняя гимнастика проводится в сопровождении муз. инструмента – бубна. Самочувствие детей в норме, настроение весёлое. Педагог четко и грамотно объясняет и показывает упражнения. Дает команду детям, успевает контролировать выполнение упражнений всеми детьми, их поведение, педагог в хорошем настроении. Гимнастика подобрана в зависимости возраста детей.
Анализ проведения утренней гимнастики в средней группе
Детей присутствовало 14 человек, их возраст 4-5 лет, все здоровы, у всех хорошая физ. подготовка. Гимнастика проводилась в физкультурном зале. Гигиенические условия не выполнялись. Педагог подготовлен хорошо, имел в наличии план, все его разработки правильны. Дети были одеты в повседневную одежду. Во время организации детей использовался групповой способ, все дети выполняли движения вместе. Дозировка была правильной. Утренняя гимнастика проводится в сопровождении муз. инструмента – бубна. У детей было хорошее самочувствие, бодрое настроение. Педагог качественно показывал упражнения, был в хорошем настроении.
Анализ проведения утренней гимнастики в подготовительной и старшей группе
Детей присутствовало в старшей группе 19 человек, в подготовительной 14 человек их возраст 5 -6 и 6-7 лет, все здоровы, у всех хороший уровень физического развития и физической подготовленности.
Перед утренней гимнастикой музыкальный зал не проветривается и ни делается влажная уборка. Педагог подготовлен хорошо, имел в наличии план, все его разработки правильны. Дети были одеты в повседневную одежду.
Гимнастика начинается с разогревающих упражнений. Используются основные виды движений: ходьба, бег, прыжки длительность и интенсивность соответствует возрастным нормам.
Окончание гимнастики плавное, выполнение упражнений на восстановление дыхания.
Дети организованно и активно выполняют движения.
Воспитатель дает четкие доступные указания и команды. Следит за правильностью выполнения, осанкой. Утренняя гимнастика проводится в сопровождении муз. инструмента – бубна. Проведение утренней гимнастики воспитателям соответствует гигиеническим условиям и возрастным нормам, учитываются индивидуальные особенности.
2) Анализ проведения режима дня
Во всех возрастных группах выход и возвращение с прогулки соответствует режиму дня. В группе раннего возраста прогулка состоит из свободной деятельности детей, подвижной игры, наблюдение и развитие основных видов движений. В дошкольных группах к этим структурным единицам добавляется труд, дидактические игры, исследовательская деятельность и экспериментирование.
3) Анализ проведения физкультурных занятий
Была просмотрена образовательная деятельность в средней группе. Продолжительность ОД соответствовала санитарным нормам, были соблюдены основные части занятия, продолжительность каждой части.
Общеразвивающие упражнения были выполнены с учетом дозировки упражнений для среднего возраста. Затруднений в выполнении упражнений у детей не возникало.
Образовательная деятельность проводилась в спортивном зале, влажная уборка и проветривание не проводились. Дети были одеты в повседневную одежду. Оборудование, используемое на образовательной деятельности было безопасным и размещено в удобном месте.
5. Оценка профессионального мастерства воспитателей
1) Педагоги в своей деятельности используют комплексы физминуток, динамических пауз, комплексы пальчиковых гимнастик, владеют методикой проведения утренней гимнастики, гимнастики пробуждения, физкультурных занятий. Образовательная деятельность во всех группах проводится в соответствие с требованиями к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения. Во время проведения занятий воспитатели групп вовремя замечают признаки утомления детей, умеют переключить их внимание, проводят физминутки, соответствующие возрасту детей.
2) Открытые просмотры по ЗОЖ проходили: в старшей группе «Путешествие на остров к Смешарикам» – воспитатель Воробьева Е.Е. Образовательная деятельность проведена в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной образовательной программой, соответствующему данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
во 2 младшей группе «Поможем зайчику стать здоровым» – воспитатель Шанцева С.В. Образовательная деятельность проведена в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно в соответствии с задачами основной образовательной программой.
3) Анализ исследования воспитателей по организации физкультурно – оздоровительной работы в условиях ДО
Цель: определить педагогическую компетенцию воспитателей по вопросам физкультурно – оздоровительной работы с детьми
Количество воспитателей: 8
№ п/п |
Суждение
|
Регулярно
|
Часто |
Редко |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Провожу упражнения на развитие разных групп мышц, на поднятие и поддержание тонуса |
75% |
25% |
0% |
2 |
Использую подвижные игры с ходьбой, бегом, лазанием на прогулке |
87,5% |
12,5% |
0% |
3 |
Внимательно наблюдаю за самочувствием ребенка на занятиях, его реакцией на нагрузки |
100% |
0% |
0% |
4 |
Варьирую физическую нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка |
100% |
0% |
0% |
5 |
Стремлюсь пробудить у каждого ребенка интерес к здоровому образу жизни |
100% |
0% |
0% |
6 |
Использую игровые мотивации при проведении гимнастики, физкультминуток, занятий |
87,5% |
12.5% |
0% |
7 |
Определяю в плане работы время для проявления двигательной активности детей |
100% |
0% |
0% |
8 |
Провожу в соответствии с планом физкультурно-оздоровительной работы: - подвижные игры на свежем воздухе; - гимнастику после сна; - гимнастику для глаз по профилактике усталости; - прогулки; - индивидуальную работу по физическому воспитанию; - физминутки на занятии |
100% |
0% |
0% |
9 |
Постоянно информирую родителей о физическом состоянии и развитии ребенка через: - информационные стенды; - устные сообщения (индивидуальные беседы); - родительские собрания |
100% |
0% |
0% |
Вывод: данные контроля и анкетирования показывают достаточный (выше среднего) уровень профессиональной компетенции педагогов.
6. Взаимодействие с родителями
1) Анкетирование родителей
ИТОГИ маркетингового исследования родителей:
В ноябре месяце родителям была предложена анкета, с целью проанализировать работу детского сада по укреплению здоровья детей и снижению заболеваемости.
В анкетировании приняли участие 75 родителя.
На первый вопрос 68% родителей ответили, что ребёнок болеет не часто, 32% – часто.
Причинами заболевания родители считают: 68% – недостаточное физическое воспитание в семье, 22,7% – предрасположенностью и наследственность, 9,0% – недостаточное физическое развитие в детском саду.
Физические показатели развития ребёнка родители знают: 68%– частично,
32% – отлично.
На четвёртый вопрос мнения родителей разделились, большинство считают, что нужно обращать внимание на все компоненты заботы о здоровье и физическом развитии (особо на соблюдения режима, благоприятность психологической атмосферы, физкультурные занятия, закаливающие процедуры, пребывание на свежем воздухе).
Наиболее приемлемые закаливающие процедуры в детском саду: облегчённая форма одежда для прогулок и в группе, систематическое проветривание групп, умывание лица, шеи, рук до локтя прохладной водой.
На вопрос как укреплять здоровье ребёнка 45,5% ответили утвердительно, 54,5% – частично.
В помощи детского сада по укреплению здоровья детей нуждаются – 18%, частично – 58%, 24% - не нуждаются.
Выводы: таким образом, мы видим что, большинство родителей внимательно относится к вопросам здоровья своих детей, следят за состоянием работы детского сада по этому направлению.
2) Актуальность содержания наглядного материала для родителей по данной теме
Вопросы контроля |
Группы |
||||
Группа раннего возраста |
2 младшая |
Средняя |
Старшая |
Подготовительная |
|
Родительские собрания |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
Консультации |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
Беседы |
- |
- |
- |
- |
- |
Наглядная пропаганда |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
Анкетирование |
- |
+ |
- |
- |
- |
Совместная работа родителей и детей |
- |
- |
- |
- |
+ |
Вывод: в ходе анализа работы с родителями, тематическое собрание прошло в средней группе на тему «ЗОЖ начинается в семье» целью которого являлось, формирование у родителей адекватной оценки собственного здоровья, мотивации здорового образа жизни, ответственности за здоровье своих детей. Собрание прошло в форме круглого стола. Также тематическое собрание прошло в подготовительной группе на тему «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни» целью которого являлось формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье детей, повышение мастерства родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в домашних условиях. Воспитатели приготовили презентацию, в которой рассказали о технологиях здоровьесбережения. Собрание прошло в форме семинара – практикума. В старшей группе тематическое собрание прошло на тему «Здоровый образ жизни» целью которой являлось формирование у родителей мотивации здорового образа жизни. Собрание прошло в форме круглого стола.
В группах оформляются и проводятся консультации для родителей по здоровому образу жизни.
В подготовительной группе прошло спортивное развлечение «Путешествие в Спортландию» Родители с удовольствием принимали участие в эстафетах, болели за ребят, дети были заинтересованы и довольны тем, что рядом есть мама или папа, и есть возможность показать и проявить себя. Мероприятие прошло динамично, ярко и легко.
Группы не используют в работе такую форму как анкетирование родителей, изучающих конкретно запросы заказчиков. Также мало используется нетрадиционных форм работы с родителями по здоровьесбережению.
Выводы:
1. Всем педагогам ДОУ продолжить работу с детьми по внедрению
здоровьесберегающих технологий (срок -постоянно)
2. Всем воспитателям продолжать пополнять уголки ФИЗО
нестандартным оборудованием (срок - постоянно)
3. Всем воспитателям продолжать внедрять в работу с детьми
нетрадиционные методы оздоровления (срок – постоянно)
4. При проведении гимнастик учитывать
- индивидуальный и дифференцированный подход;
- использовать музыкальное сопровождение;
- разнообразить формы организации гимнастики. (Ответственный: воспитатели) Срок – постоянно
5. Воспитателям 2 младшей, средней и подготовительных групп обязательно организовывать полоскание полости рта после приема пищи. (срок – постоянно)
6. Воспитателям всех групп скорректировать план работы с родителями,
включив в него наглядную информацию и физкультурные
мероприятия с участием родителей. (Ответственный: воспитатели)
Срок – постоянно
7. Всем группам провести анкетирование родителей и использовать нетрадиционные формы в работе с родителями, не только привлекая к определенным видам деятельности, но и взаимодействуя с ними. (Ответственный: воспитатели) Срок - постоянно
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.