Анализ проверки итогового собеседования по русскому языку
в образовательных организациях, расположенных на территории муниципального образования
(12 февраля 2020 г.)
В образовательных организациях (далее - ОО) осуществлен содержательный анализ __126________ итоговых собеседований обучающихся 9-х классов, в том числе для:
лиц, осваивающих образовательные программы основного общего образования в форме семейного образования, либо лиц, обучающихся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам основного общего образования, проходящих экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования (далее - экстерны) ________0_______;
(количество)
обучающихся, экстернов с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся на дому, обучающихся в ОО, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении _______16___________.
(количество)
По результатам проведения итогового собеседования по русскому языку от ОО, расположенных на территории МОУО, сформирован статистический отчет по количеству участников, в разрезе ОО, с учетом полученного результата итогового собеседования:
Наименование ОО |
Зарегистрировано участников итогового собеседования на 12.02.2020 |
Фактически приняло участие в итоговом собеседовании 12.02.2020 |
Результаты оценивания итогового собеседования 12.02.2020 |
|||
зачет |
незачет |
|||||
всего (чел.) |
доля (%) |
всего (чел.) |
доля (%) |
|||
МБОУ СОШ №4 |
127 |
126 |
126 |
100 |
126 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
Итого по МОУО: |
|
|
|
|
|
|
Выводы (Указать причины фактического участия обучающихся, если будут отклонения по неявкам (выбытие и т.д.) или не завершившим по уважительной причине итоговое собеседование 12.02.2020, ФИО участников и ОО):
· Не явились: Жданова Софья Алексеевна, МБОУ СОШ №4.
Причины неявки: ОРВИ.
· Завершили итоговое собеседование досрочно, по уважительной причине, _______-_______ участников, по ФИО.
· Другое: _____________________________________________.
Выводы по итогам анализа результатов
итогового собеседования по заданию 1 «Чтение текста вслух»
Вывод 1 (по критерию оценивания «ИЧ» -интонация): У большинства интонация соответствует пунктуационному оформлению текста 86% (108 человек).
Вывод 2 (по критерию оценивания «ТЧ»-темп чтения): Темп чтения обучающихся соответствует коммуникативной задаче 95% (119 человек).
Типичные ошибки, которые были допущены обучающимися при выполнении задания 1 (по критериям оценивания «ИЧ», «ТЧ»):
- были случаи неправильной передачи замысла автора в соответствии с пунктуационными знаками.
- темп чтения текста у обучающихся с ОВЗ слишком медленный.
Выводы по итогам анализа результатов
итогового собеседования по заданию 2
«Подробный пересказ текста с включением приведенного высказывания»
Вывод 1 (по критерию оценивания «П1» - сохранение при пересказе микротем текста): не сохранили все основные микротемы исходного текста 6,4% (8 человек).
Вывод 2 (по критерию оценивания «П2» - соблюдение фактологической точности при пересказе): ошибки, связанные с пониманием текста 41,3 % (52 человека).
Вывод 3 (по критерию оценивания «П3» - работа с высказыванием): ошибка при определении места цитаты при пересказе текста 31,8% (40 человек).
Вывод 4 (по критерию оценивания «П4» - способы цитирования): были допущены ошибки при цитировании 26,2% (33 человека).
Типичные ошибки, которые были допущены обучающимися при выполнении задания 2 (по критериям оценивания «П1», «П2», «П3», «П4»):
- ребята при пересказе умеют работать с микротемами исходного текста
- допускают немного фактических ошибок
- цитату в пересказ вставляют,
- но затрудняются в способах цитирования
Выводы по итогам анализа результатов итогового собеседования
за выполнение заданий 1 и 2
«Критерии оценивания правильности речи».
Вывод 1 (по критерию оценивания «Г» - соблюдение грамматических норм): много допущено грамматических ошибок 50,8% (64 человека).
Вывод 2 (по критерию оценивания «О» - соблюдение орфоэпических норм): орфоэпические нормы почти всегда соблюдались, но были случаи их нарушения 44,5% (56 человек).
Вывод 3 (по критерию оценивания «Р» - соблюдение речевых норм): более трёх речевых ошибок не допустили 68,3% (86 человека).
Вывод 4 (по критерию оценивания «Иск.» - искажения слов): 70,7% (89 человек) выпускников искажали слова при прочтении или пересказе текста.
Типичные ошибки, которые были допущены обучающимися при выполнении заданий 1 и 2 (по критериям оценивания «Г», «О», «Р», «Иск.»):
- чаще происходило в речи нарушение правил образования форм слов, неправильное употребление предлогов.
Выводы по итогам анализа результатов
итогового собеседования
по заданию 3 «Монологическое высказывание»
Вывод 1 (по критерию оценивания «М1» - выполнение коммуникативной задачи не справились с коммуникативной задачей 8% (10 человек).
Вывод 2 (по критерию оценивания «М2» - учет условий речевой ситуации): все обучающиеся учли условия речевой ситуации.
Вывод 3 (по критерию оценивания «М3» - речевое оформление монологического высказывание (МР)): допустили ошибки при речевом оформлении монологического высказывания 39,7% (50 человек).
Типичные ошибки, которые были допущены обучающимися при выполнении задания 3 (по критериям оценивания «М1», «М2», «М3»):
- нарушение логики при построении монологического высказывания.
Выводы по итогам анализа результатов
итогового собеседования
по заданию 4 «Участие в диалоге»
Вывод 1 (по критерию оценивания «Д1» - выполнение коммуникативной задачи): не справились с коммуникативной задачей 15% (19 человек).
Вывод 2 (по критерию оценивания «Д2» - учет условий речевой ситуации): не все обучающиеся смогли учесть условия речевой ситуации 12% 15(человек).
Типичные ошибки, которые были допущены обучающимися при выполнении задания 4 (по критериям оценивания «Д1», «Д2»):
-При выполнении данного задания некоторые обучающиеся давали односложные ответы на вопрос. Это говорит о том, что речь обучающихся недостаточно развита и они испытывают затруднения при построении полных распространенных предложений.
- не всегда учащиеся были точны в выборе слов и выражений, смешивая просторечную лексику с книжной.
Выводы по итогам анализа результатов итогового собеседования
за выполнение заданий 3 и 4
«Критерии оценивания правильности речи».
Вывод 1 (по критерию оценивания «Г» - соблюдение грамматических норм): многие обучающиеся допускали грамматические ошибки 46,8% (59 человек).
Вывод 2 (по критерию оценивания «О» - соблюдение орфоэпических норм): допустили ошибки при постановке ударения 12% (15 человек).
Вывод 3 (по критерию оценивания «Р» - соблюдение речевых норм): тавтология, неоправданное повторение слов 47,7% (60 человек).
Вывод 4 (по критерию оценивания «РО» - речевое оформление): многие обучающиеся употребляли однотипные синтаксические конструкции 50,8% (64 человека).
Типичные ошибки, которые были допущены обучающимися при выполнении заданий 3 и 4 (по критериям оценивания «Г», «О», «Р», «РО»):
- неправильное образование форм слов
- нарушение акцентологических норм
- использование однотипных синтаксических конструкций
Общие выводы
Содержательный анализ по результатам итогового собеседования по русскому языку в 9-х классах позволил выявить:
1) полезный эффект практики устного собеседования задал новые направления образовательной деятельности, а именно: привлечение учителей-предметников к итоговому собеседованию и его подготовке, расширение кругозора девятиклассников, формирование умений при построении монологической речи, правильное употребление собственных наименований и числительных, использование разных способов цитирования, преодоление волнения на экзаменах
привлечение учителей-предметников к итоговому собеседованию; опыт преодоления волнения участников собеседования; самостоятельные зрелые суждения обучающихся с учителем-собеседником по разным темам: выбор профессии, образование, искусство, саморазвитие, и другие
2) положительные тенденции, свидетельствующие об эффективности говорения как особого вида речевой деятельности: формируются устойчивые навыки монологической и диалогической речи, что помогает общению, связному изложению мыслей при написании сочинения.
3) проблемы, на решение которых необходимо обратить особое внимание при подготовке обучающихся к итоговому собеседованию как допуску к основному государственному экзамену по русскому языку в ОО МОУО, реализующих программы основного общего образования, в части видов речевой деятельности: самую большую сложность вызывает пересказ текста с включением цитаты, часто встречаются ошибки при цитировании.
«Устная речь» - при пересказе часто упускаются микротемы, нарушается логическая связь, допускаются фактические ошибки, связанные с пониманием текста
«Говорение» - допускаются речевые ошибки, учащиеся не всегда понимают лексическое значение слова, употребляют просторечные слова и «слова-паразиты»
«Диалогическая речь» - дают односложные ответы, редко используют вводные конструкции
«Монологическая речь» - испытывают трудности при построении сложноподчиненных предложений, не все учащиеся умеют правильно выстроить своё рассуждение, используют предложенный план не для создания связного текста, а дают ответ на каждый пункт плана.
Предложения для учителей – предметников:
1. Вести коррекционную работу по выявленным в ходе устного собеседования пробелам в знаниях и умениях учащихся 9 классов.
2. Проводить занятия по подготовке к итоговому собеседованию (включать пересказ, чтение отрывков, строить монологические высказывания, работать над диалогом) с обучающимися всего среднего звена, особенно в 8 классах.
Учебно-методических объединений по русскому языку и литературе (ОО, МОУО, РУМО)
1.Рекомендуем уделить особое внимание следующим направлениям изучения русского языка на уровне основного общего образования:
- актуализация методики развития навыков чтения (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умения выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;
- обучение созданию монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета, приемам цитирования;
- планирование речевых упражнений, направленных на формирование речевых монологических умений, на уровень основного общего образования;
- использование разнообразных форм урочной и внеурочной деятельности обучающихся с целью совершенствования диалогической речи школьников.
Перечислить ФИО экспертов, подготовивших анализ по результатам проверки итогового собеседования (с указанием места работы):
Брюханова Дарья Юрьевна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4
Баязитова Гульнара Рамильевна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4
Ашлапова Светлана Викторовна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.