«Поёт зима – аукает»
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
1910
История создания
Стихотворение о зиме было написано Есениным в 1910 году, когда ему едва исполнилось 15 лет. Уже тогда он был влюблен в поэзию, но не думал, что именно она станет призванием всей его жизни.
Сергей Александрович долгое время не решался на публикацию своего «зимнего» стихотворения, полагая, что оно излишне наивное, незрелое, лишенное толкового сюжета. Однако в дальнейшем это произведение было признано одним из лучших в раннем творчестве поэта именно благодаря своей трогательности и простоте восприятия.
Тема
Тема стихотворения – суровая красота русской зимы.
Главный образ произведения – зима, которая в первых строках стихотворения представляется ласковой, заботливой матерью. Однако первое впечатление обманчиво, и автор показывает нам истинное лицо зимы – суровое, безжалостное, леденящее душу. Для всего живого на земле она может быть не только любящей матерью, но злобной мачехой, наказывающей нерадивых детей.
Какие слова и выражения создают переменчивое настроение стихотворения?
Зима мохнатый лес баюкает.
С тоской глубокою плывут в страну далекую седые облака.
Метелица больно холодна.
Воробышки, как детки сиротливые, прижались у окна.
Озябли пташки малые, голодные, усталые, и жмутся поплотней.
Вьюга с ревом бешеным стучит по ставням и злится все сильней.
Композиция
Композиция стихотворения состоит из 3 условных частей:
1. В самом начале автор повествует о зиме и жителях леса – воробышках, которые жмутся друг к другу в надежде хоть немного согреться.
2. Кульминацией произведения служит описание разбушевавшейся вьюги, от которой ни спрятаться, ни скрыться.
3. Демонстрация могущества зимы уступает место сладким мечтам о скорой весне.
В своем произведении поэт прибегает к противостоянию, игре на контрастах. Зима предстает до заботливой матушкой, то суровой мачехой. Лютые морозы и снежные вихри олицетворяют собой безжалостность зимней поры, которой противопоставляется весна – солнечная, радостная предвестница счастливых перемен.
Средства выразительности
«стозвон сосняка» - это звенящая морозная тишина, когда любой малый звук: скрип снега под ногой или потрескивание деревьев от мороза раздаётся в абсолютной тишине стозвонным эхом.
Метафора
«Нивы сжаты, рощи голы»
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем, совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
1917
«Нивы сжаты, рощи голы»
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем, совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
1917
Тема стихотворения – изменение времени года, приход зимы. Поэт показывает, что всё в природе прекрасно и гармонично, а одно из самых завораживающих событий – ожидание нового времени года.
«Нивы сжаты, рощи голы»
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем, совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
1917
Обратите внимание на 2 первые строки.
Представили нарисованную поэтом картину поздней осени?
Какое настроение вызывает она?
Вы скажете: унылое, грустное, тоскливое. При этом вы, конечно, вспомнили собственные ощущения, когда оказывались в осеннем лесу, в поле. И вы, следуя за автором, чувствуете то же, что и он, – все вокруг буднично, серо и уныло.
«Нивы сжаты, рощи голы»
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем, совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
1917
Но вот в 3 и 4 строках появляется сравнение: солнце уподобляется колесу , которое скатилось за горы, возникают эпитеты: горы – сини, солнце – тихое.
Картина обретает краски, вы видите синие горы и красное солнце – в осеннем пейзаже проступает своеобразная красота, и настроение начинает меняться.
«Нивы сжаты, рощи голы»
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем, совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
1917
Читаем 2 строфу.
Дорога живая, она дремлет, ей примечталось – на явление природы переносятся чувства, свойственные человеку, а вы, конечно, знаете, что этот художественный прием называется олицетворением.
Природа испытывает те же чувства, что и мы: ей грустно, она мечтает о приходе седой зимы (эпитет метафорический, основанный на сходстве белого снега и седины, создающий зрительный и эмоционально окрашенный образ), а значит, жизнь не стоит на месте, и создается ощущение близких перемен, о которых мы мечтаем вместе с природой. И состояние унылой безнадежности отступает, уходит…
«Нивы сжаты, рощи голы»
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
Читаем 3 строфу.
А дальше картина волшебным образом меняется. Уже не только будущее сулит перемены, само настоящее становится другим. Отметим: были рощи голы – стала чаща звонкая. Было – унылые туман и сырость, стало – просто в тумане, но какой волшебной тайной окуталась теперь чаща!
В таком тумане может привидеться вообще нечто фантастическое: будто «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани». Тут и неожиданный эпитет, и сравнение, и олицетворение – и вы чувствуете, какой близкой, прямо таки родной вам стала природа: рыжий месяц похож на знакомого рыжего жеребенка – это уже не что-то чуждое, далекое, а свое, привычное для деревенского быта.
И конец стихотворения рождает совсем другие эмоции, чем его начало.
Домашнее задание
1. Какие поэтические образы этих двух стихотворений произвели на вас наиболее яркое впечатление? Почему?
2. Попробуйте придумать свой поэтический образ какого-нибудь явления природы: месяца, ветра, солнца, капели, снега – это может быть что угодно. Опишите его образно 1-2 предложениями, используйте переносное значение слов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.