Анализ методической работы учителя

  • doc
  • 26.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Анализ методической работы учителя.doc

Анализ методической работы учителя

физики и информатики

Характеристика методической системы

Компоненты методической системы

Характеристики

методической

системы

Самохарактеристики  методической системы

1.

Цели

Учебные, воспитательные, развивающие

Формирование и  развитие у учащихся научных знаний и умений, познавательной деятельности  через использование новых образовательных и информационных технологий, сотрудничества участников учебного процесса.  Умение использования этих знаний для решения стандартных и  нестандартных задач. Формирования  умения  систематизировать  результаты  наблюдения,  делать обобщения и оценивать их вероятность и границы использования.

Формирование научного мировоззрения и диалектического мышления. Воспитание   у учащихся чувства патриотизма. Воспитание самостоятельности и творческой активности, учащихся в приобретении знаний, а также умений и навыков применения этих знаний в конкретных условиях, в процессе обучения информатике

Развитие у учащихся творческого и аналитического мышления, способности к адаптации в изменяющихся условиях, интеллектуальных и творческих способностей, успешной социализации, коммуникативной компетентности, информационной культуры. Развитие  умения  экспериментировать и технически  мыслить.

 

2.

Содержание

·        Учебные планы, программы, учебники, учебные пособия.

·        Компьютерные обучающие программы.

·        Программы, представленные через видео, информационные и телекоммуникационные средства.

·        Интеграция основного (стандарт) и дополнительного образования 

 

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения физики на ступени среднего образования. В 7, 8, 9,10 и 11 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. По информатике и ИКТ отведено 175 учебных часов. В 8, 10, 11 классах по 35 учебных часов, а в 9 классе 70 учебных часов.

Содержание обучения соответствует обязательному минимуму государственного стандарта общего образования по физике и информатике. Для изучения курса физики используются учебники: А.В.Перышкин, «Физика 7-9», Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев «Физика 10-11». Сборник задач по физике для 7-9 классов. Лукашик В.И., Иванова Е.В. 25-е изд., - М.: 2011. Задачник. 10-11кл. Рымкевич А.П. Учебные пособия по физике: «Физика. Тесты. 7-11 класс», «Физика. 10 класс. Контрольные работы в новом формате» автор: Годова И.В. и др. Для изучения курса информатики используются учебники УМК: Угринович Н. Д. «Информатика и информационные технологии 7-11 класс». Задачник-практикум. В 2т. Под ред. Семакина. Электронные приложения к методическому пособию «Информатика и ИКТ. 8–11 классы». Используются сетевые компьютерные практикумы по курсу «Информатика» на сайте  http://webpractice.cm.ru.

Используются компьютерные программы:

  1. Обучающая программа по физике  "Активная физика", разработчик группа PiLogic (БГПУ)
  2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов- school-collection.edu.ru
  3. Интерактивный конвертер величин- http://www.convert-me.com/ru.
  4. Компьютерный курс «Открытая физика 1.0». – ООО "Физикон".
  5. Физика в компьютерных фильмах-http://www.umsolver.com/rus/phys.htm?2392002
  6. Программа «Физика на Вашем PC»,
  7. Репетитор Физика 1C.
  8. Программа-тестирование "Кто хочет стать отличником?!" Новая версия!!!- http://www.uchportal.ru/load/22-1-0-1819
  9. Программа "Информатика"- http://www.uchportal.ru/load/22-1-0-4025
  10. Тестовые задания по информатике- http://www.uchportal.ru/load/22-1-0-1727
  11. Раздел College.ru по физике интегрирует содержание учебных компьютерных курсов компании ФИЗИКОН- http://college.ru/fizika/
  12. Образовательные анимации для уроков физики, информатики- http://somit.ru/
  13. Сайт для преподавателей физики, учащихся и их родителей- http://www.fizika.ru/, http://www.physics.ru.

 

Реализуются следующие направления работы с использованием цифровых образовательных технологий:

• Использование компьютерных обучающих программ, уже готовых и создаваемых мной и учащимися.

• Компьютерное моделирование физических процессов и явлений.

• Создание мультимедийных сценариев уроков.

• Использование ЦОР во внеурочной и урочной деятельности.

• Осуществление контроля знаний учащихся с использованием компьютерных программ и технологий дистанционного обучения.

• Использование сетевых ресурсов Интернет.

• Использование интерактивной доски.

 Для интеграция основного и дополнительного образования по физике и информатике  в нашей школе созданы все необходимые условия. Она проявляется в свободе выбора учащимися  направлений деятельности, образовательной программы, педагога.

Библиотека наглядных пособий от «Кирилла и Мефодия», «Физика: практикум 7 – 11 классы», Физикон. Особого внимания на мой взгляд заслуживают ЦОРы (http://www.fcior.edu.ru/) Федерального центра информационно – образовательных ресурсов, где представлен огромный спектр как обучающих так и контролирующих интерактивных модулей, а также региональная коллекция ЦОР (http://school-collection.edu.ru).

3.

Формы обучения

·        Урок, занятие, игра, экскурсия.

·        Лекции, семинары, лабораторные работы, практические работы, конференции.

·        Дистанционное обучение.

·        Сетевое взаимодействие

 

Основной формой организации учебных занятий по физике и информатике является  урок. Благодаря современной методике организации различных видов учебных занятий по физике и информатике процесс реализации личностно-ориентированного подхода обеспечивается для каждого ученика  развивающая и комфортная учебная деятельность, обуславливающая формирование и развитие познавательного интереса. Активно используются лабораторные и практические работы, комбинированные уроки с применением ИКТ. 

Постоянно используется сеть творческих учителей(http://www.it-n.ru/)  для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий. Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс».

На сайтах образовательных учреждений в Интернет накопилось много программных продуктов учебного назначения, в том числе и некоммерческих, которые можно получить или работать с ними дистанционно. Дистанционное обучение осуществляется учителями на основе профессиональных тренингов  для учителей в сообществе Intel Education Galaxy!(edugalaxy.intel.ru), в институте развития образования Кировской области, а ток же проводятся оффлайновые занятия (асинхронные, проходящие по запросу). Дистанционные уроки проводятся через сеть Internet. Учащиеся в течение недели получают дополнительные вопросы, задания, выполнив которые, высылают ответы или отчеты о проделанной работе. Такая форма работы обеспечивает использование ИКТ, отработку практических навыков работы с компьютером, формирование навыков самостоятельной работы, быструю обратную связь, экономию материальных ресурсов, стационарный способ занятий.  Кроме этого, обеспечивает познание, исследование, проектирование нестандартных решений, преобразование сложившейся жизненной ситуации  в образовательном процессе, умение видеть проблему и решать ее.

4.

Формы организации деятельности учащихся

·        Фронтальные

·        Индивидуальные

·        Парные

·        Коллективные

·        Групповые

 

Основными формами организации обучения школьников в моей педагогической деятельности являются: фронтальные формы организации занятий, групповые формы обучения (групповая работа на уроке, групповой  лабораторный практикум, групповые творческие работы), индивидуальные формы работы в классе и дома (работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий по программированию или информационным технологиям за компьютером, работа с обучающими программами за компьютером).  Использование активных организационных форм обучения способствуют развитию познавательной активности и творческой самостоятельности учеников.

С помощью использования системы разноуровневых и практико-ориентированных задач на учебном занятии добиваюсь включения каждого ребенка в активную учебно-познавательную деятельность в зоне его ближайшего развития на основе сочетания индивидуальной, групповой, фронтальной и парной работы. Оптимальное сочетание на учебном занятии нескольких форм организации познавательной деятельности может способствовать решению сложных проблем обучения.

Для решения образовательных задач на уроках и внеклассных мероприятиях,  предлагаю учащимся различные виды самостоятельной деятельности: работу с книгой, поисковые методы, практические работы, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, повышающие познавательную активность и сознательное отношение к учебе, ибо, как говорил Ян Амосович Каменский, - «всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и умению».

На всех этапах обучения предлагаю учащимся различные виды и различные формы    учебных занятий. Организация учебной деятельности детей выполняется в различных формах: фронтальной (совместное действия всех учеников под руководством учителя), индивидуальной (самостоятельная работа каждого ученика), групповой (работа по 3-4 человека, задания для групп могут быть одинаковыми или разными).

При самостоятельном выполнении заданий учащиеся работают в разном темпе и требуют разной степени помощи. Скорость выполнения заданий самостоятельной работы зависит не только от степени подготовленности учащихся, но и от индивидуально-физиологических способностей.  Для одного самостоятельность проявляется уже в том, что он без чьей-либо помощи выполнил упражнение по только

самостоятельной работы. Благодаря этому  учащиеся от маленькой победы в учении передвигаются вперед. Развиваясь сами и вовлекая в эту деятельность других.

Такая организация деятельности создает благоприятный психологический климат на уроке. Исчезают чувство страха, неуверенности. Каждый ученик знает, что приходится делать на уроке, видит перед собой реальную цель. Все ученики  находятся в одинаковых условиях. В процессе обучения каждый ребенок контролирует других, проверяет, объясняет и сам  кому-то отвечает, т.е. включению ученика в деятельность помогает социальный мотив и постоянная смена деятельности. После выполнения всего объема работы предлагается контроль: самостоятельная работа обязательного уровня. Если ошибок в работе нет, переходят к карточкам второго уровня, затем третьего.

При проведении итогового контроля использую  самые разнообразные  формы: тестирование, письменную контрольную работу, практическую контрольную работу на компьютере, КВН, кроссворды.

После контрольной работы провожу уроки коррекции знаний, подведения итогов, решения творческих задач. Оценки в теме выставляю за теорию, домашние задания по всей теме, за конечный результат по срезовым что разобранному образцу, а для другого довольно просто выполнить задание несколькими способами, в том числе нетрадиционными. Все это стараюсь учитывать при подборе заданий для самостоятельной работы. Самостоятельную работу организую в разного вида парах: статистической, динамической, вариативной. Консультацию провожу практически на каждом уроке во время индивидуальной работы с учащимися, тогда как весь класс работает самостоятельно. И, наконец, все виды контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя) присутствуют на каждом уроке.

Перед изучением темы провожу исходный контроль, помогающий выявить необходимый уровень знаний для усвоения данной темы. После этого провожу лекцию с кратким изложением всей темы. Формы  проведения  уроков разнообразные: урок-лекция, урок-дискуссия, урок-семинар, урок-консультация, практическая работа, зачетные уроки и т.д.

В процессе изучения нового материала, после объяснения новой темы учащиеся самостоятельно работают с текстом. Отвечают на заранее записанные, на доске или на листе вопросы (использую вопросы из учебника). Сами составляют вопросы для взаимоконтроля (иногда даю, как домашнее задание).  Составляют план ответа. Разгадывают или составляют кроссворды с использованием новых понятий и терминов и т.д. (т.е. работают творчески).

На каждом занятии учащиеся получают разно-уровневые задания для работам. В ходе контроля, в личном общении с учеником, в ходе наблюдения. По результатам анкетирования выявляю уровень обученности, развития воспитанности.

5.

Методы обучения

·        Объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный.

·        Частично-поисковый, проблемного изложения, исследовательский.

·        Программированный, эвристический, моделирующий, проектный.

·        Другие

 

 В работе используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемного обучения, репродуктивный, метод проблем­ного изложения, частично-поисковый и метод проектов (в результате проектной деятельности  учащимися созданы сборники тестов, наглядные модели к различным типам задачам, подборки заданий к ключевым задачам, ЭОР для урока). В каждом из перечисленных методов обучения степень самостоятельности и активности обучаемых зависит от индивидуальных возможностей учащихся. Методы, которые используются при организации учебного занятия, ориентированы на: самопознание и саморазвитие учащихся; развитие у школьников самостоятельности и ответственности за свои успехи и неудачи; формирование самостоятельной оценочной деятельности учащихся.

В течение ряда лет на своих уроках использую элементы проблемного обучения.

Сущность метода проблемного обучения состоит в том, что я конструирую свою или заимствую сконструированную другими исследовательскую задачу, а ученик ищет способ ее решения. Проблемные задания разной степени сложности, у каждой свое поле поиска. В трудных случаях ученикам необходимо помочь, но так, чтобы сохранить возможность творческого мышления. Проблемное задание отличается тем, что я намеренно провоцирую создание противоречивых ситуаций, порождая у учащихся стремление разобраться и устранить их. Мною накоплены, обобщены и систематизированы задания проблемной направленности по различным разделам курса физики. Например, если школьник занимается туризмом, то в реальных условиях похода он может получить целостное представление о физических законах, которые позволят ему обеспечить безопасность в экстремальных ситуациях; какой котелок и как надо расположить над костром, чтобы вода закипела быстрее; какой узел надо завязать на веревке, чтобы обеспечить надежную страховку; каких размеров и какой массы должна быть печка, чтобы обеспечить безопасность при совершении лыжного похода и др.

Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся. Отпадает необходимость неосмысленного запоминания большого объема учебного материала. Уменьшается время на подготовку домашнего задания, т. к. основная часть учебного материала усваивается на уроке.

Степень познавательной активности учащихся на уроках зависит от того, какими методами пользуется на уроке учитель. Проблемное обучение выступает как одна из важнейших педагогических технологий, обеспечивающих возникновение мотивационного компонента учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках физики. Эта технология привлекает меня своей нестандартностью, открывает передо мной большие практические возможности, способствует развитию творчества, преодолению пассивности учащихся на уроке, повышению качества знаний по предмету.

6.

Педагогические технологии

·        Педагогические технологии

·        Система творческих заданий для самостоятельной работы обучающихся

 

1. Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими. Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля - к развитию, от управления -~ к самоуправлению. Основная установка педагога ~ не на познание "предмета", а на общение, взаимопонимание с учениками, на их "освобождение" (К. Н. Вентцель) для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка

2) Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность. С помощью компьютера можно показать такие явления и эксперименты, которые недоступны непосредственному наблюдению, например, эволюцию звезд, ядерные превращения, квантование электронных орбит и т.п. С помощью моделей из виртуальной лаборатории, созданной в проектной среде "Живая физика" можно смоделировать процессы, происходящие в циклотроне, масс-спектрометре, показать движение электронов в магнитном поле. Демонстрация опытов, микропроцессов, которые нельзя проделать в школе, возможна без показа реальных экспериментов. Например, в курсе 9 класс есть лабораторная работа «Измерение ускорения свободного падения», которую предлагается, при отсутствии необходимого оборудования, провести по готовому рисунку в учебнике. Насколько эффектнее и интереснее её провести в форме компьютерного эксперимента, возможно с использованием Интернета. Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок и позволяют организовывать новые виды учебной деятельности.

Для самостоятельного решения в классе или дома задачи предлагаю задание, правильность решения которых они смогут проверить, поставив компьютерные эксперименты. Самостоятельная проверка полученных результатов при помощи компьютерного эксперимента усиливает познавательный интерес учащихся, делает их работу творческой, а в ряде случая приближает её по характеру к научному исследованию. Одной из инновационных методик применяемых мною является интерактивное обучение. Это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Это, прежде всего разнообразные формы групповой работы. При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. При этом помогающий получает не меньшую помощь, так как его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

3. Метод проектов. Метод проектов позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и публичной защиты проекта. В основе проектной деятельности учащихся лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать, найти пути решения и решить проблему.

Проектная деятельность учащихся – это новая технология обучения. В отличие от традиционной, она позволяет перейти от учения как процесса запоминания к самостоятельной познавательной деятельности; от ориентации на среднего ученика к дифференцированному, персонифицированному обучению; от неопределённости и размытости перспектив «дружбы» с физикой к серьёзной мотивации деятельности в области физики или инженерных наук.

Проект – самостоятельная творческая работа ученика, начиная от идеи кончая Проектную деятельность использую для того, чтобы научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению, размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы и принимать аргументированные решения, научить работать в команде.

7.

Средства обучения

·        Информационные (вербальные, учебно-наглядные).

·        Технические (специальное оборудование, компьютеры и другое).

·        ИКТ (информационно-коммуникативные)

·        Дидактические средства

 

Необходимым условием осуществления личностно-ориентированного обучения физике является создание учебного кабинета по физике, который может рассматриваться как элемент программно-методического обеспечения личностно-ориентированного обучения.

Для этого в  кабинетах физики и информатики имеются:

• разработки учебных тем и уроков, методические рекомендации по подготовке к занятиям, собранный и распределенный по темам наглядный и дидактический материал;

• современное физическое оборудование для проведения фронтальных опытов, лабораторных работ, исследовательских работ, практикума;

• современные технические и компьютерные средства: компьютеры (ноутбуки), лазерные проекторы;

• подобран набор электронных изданий учебного назначения на CD-ROM (12 дисков);

• составлен каталог материалов по физике из "Единой коллекции ЦОР" (располагается на сайте);

• в кабинете имеется локальная сеть с выходом в Интернет;

• при необходимости индивидуальной (групповой) формы работы школьников за компьютером используются кабинеты информатики, а недавно поступил  мобильный класс.

Сайт учителя позволяет: привлечь внимание к изучаемому предмету; расширить возможности работы с дополнительной информацией; осуществить индивидуальный подход и повысить качество усвоения и закрепления учебного материала при помощи различных материалов; развить навыки самостоятельной работы; развивать сотрудничество и партнерство между педагогом и учеником, так как осуществляется обратная связь между учителем и учеником посредством специальных возможностей сайта.

Ресурсы сайта позволяют создавать интерактивные тесты разных типов. Для подготовки учащихся к контрольным работам, итоговому тестированию, к ГИА, ЕГЭ интересны тесты, которые позволяют не только пройти тесты, но и посмотреть в каких заданиях были допущены ошибки.

Ссылки на цифровые образовательные ресурсы позволяют:

       во-первых, самому создавать каталог ЦОР, которые можно использовать на уроках или во внеурочное время;

       во-вторых, школьники по заданию учителя или самостоятельно по желанию во внеурочное время изучают тот или иной ЦОР в качестве материала для подготовки  к уроку, либо дополнительного материала.

Сайт учителя:     расширяет сферу взаимодействия учителя и ученика;     обеспечивает свободный доступ обучающихся к ЦОР; является ресурсным центром для ученика и учителя;     является средством самоконтроля и самообразования; способствует индивидуализации процесса образования;     позволяет осуществлять дистанционное обучение.

8.

Результат

·        Мониторинг

·        Педагогическая диагностика

·        КИМ

 

Результаты работы:

Показатели успеваемости и качества знаний выше областного уровня.

Одним из показателей эффективной работы являются достижения учащихся на предметных олимпиадах, так как при личностно-ориентированном подходе большое внимание уделяется работе с одаренными детьми. Ежегодно учащиеся становятся призерами и победителями муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников.

Результаты сдачи ЕГЭ.

Поступление учащихся в крупные  ВУЗы страны, спецификация которых связана с физикой.

Для оценивания учебных достижений накоплено достаточное количество КИМов: тестовые задания, разноуровневые контрольные работы, варианты заданий ЕГЭ, варианты тестовых заданий для поступающих в высшие учебные заведения. Веду работу по накапливанию контролирующих интерактивных модулей и сама их созданию. Для этого прохожу постоянную курсовую подготовку.

9.

Авторская составляющая методической системы

Методика использование информационных - коммуникационных технологий позволила создать банк контрольно-измерительных материалов для более полной проверки и оценки знаний умений и навыков.

Глобальная компьютерная связь стимулирует введение в практику методов проектной работы учащихся, способствует освоению учащимися навыков продуктивной совместной работы по достижению общей цели, создает предпосылки интеграции изучения средств информатики. Развитие стиля научного познания мира и человека приводит к изменению в формах и средствах обучения

Выявлен и изучен комплекс организационно-педагогических условий, осуществление которых в их единстве и взаимосвязи обеспечивает реализацию целей и задач методики работы по организации обучения физике и информатике  на основе личностно-ориентированного подхода.

Определена технология деятельности учителя по реализации личностно-ориентированного подхода на уроках физики и информатики.

Разработаны авторские тесты, позволяющие сравнивать результаты по ним независимо от темы, класса и даже предмета.

Практика использования компьютеров в обучении показывает, что информационные технологии эффективны только в том случае, если создана личностно ориентированная дидактическая компьютерная среда – целостность методологических, методических, технологических подходов, определяющих структуру, содержание и технологии компьютерного обучения, обеспечивающая условия саморазвития и самореализации личности, создающая благоприятные условия для реализации личностных функций субъектов образовательного процесса.

 

 


Скачано с www.znanio.ru