Анализ рассказа А. Платонова "Возвращение"
Оценка 4.8

Анализ рассказа А. Платонова "Возвращение"

Оценка 4.8
Презентации учебные
pptx
русская литература
8 кл—11 кл
14.02.2024
Анализ рассказа А. Платонова "Возвращение"
История создания, композиция, тематика, проблематика, критика.
Платонов ВОЗВРАЩЕНИЕ.pptx

Анализ рассказа

Анализ рассказа

Анализ рассказа

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Первоначальный вариант рассказа под названием «Семья

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Первоначальный вариант рассказа под названием «Семья

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Первоначальный вариант рассказа под названием «Семья Иванова» был опубликован в 1946 году в журнале «Новый мир». Первая версия произведения стала объектом ожесточенной критики за «лживость» и «цинизм», за клевету на советский народ. Чиновники уже тогда хотели показать исключительно идеализированную картину жизни общества, пережившего гибель 20 миллионов сограждан. Никакие проблемы послевоенной психологии их не интересовали. Замолчать, скрыть, нивелировать, предать забвению жестокие реалии тех времен — вот цель власти, которая укрепилась после победы и желала сберечь свои позиции. Пессимизм в литературе был «палкой в колеса» движущейся советской машины.

Доработанный рассказ был опубликован посмертно в 1962-ом году

Доработанный рассказ был опубликован посмертно в 1962-ом году

Доработанный рассказ был опубликован посмертно в 1962-ом году. Примечательно, что Платонов переименовывает его, уступая давлению критиков, заявлявших, что распространенная фамилия в названии – намек на то, что история Иванова носит не исключительный, а закономерный для советской действительности характер.

Важно понимать, что писатель вовсе не преследовал цель очернить народ-победитель. Он и сам воевал, был убежденным сторонником коммунистической партии и не желал умалить подвиг простого человека. Просто он, как и любой уважающий себя писатель, хотел показать художественную правду, выжатую из той реальности, которая его окружала.

ЖАНР, НАПРАВЛЕНИЕ Жанр произведения – рассказ…

ЖАНР, НАПРАВЛЕНИЕ Жанр произведения – рассказ…

ЖАНР, НАПРАВЛЕНИЕ

Жанр произведения – рассказ….

, поскольку в основе – одна сюжетная линия, отражающая один эпизод из жизни героя (возвращение после войны).

Направление – реализм:

все события в рассказе представлены без прикрас, в свете правды жизни и их социально-исторической обусловленности. Несмотря на то, что Платонова считают соцреалистом, нельзя утверждать, что анализируемый рассказ выдержан в традициях соцреализма: его фабула строится на сюжетах, неприемлемых для этого направления (например, супружеская измена). Поднимаются остросоциальные темы: нищета, голод, детский труд.

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ с войны к миру домой, в семью, к жене и детям к себе прежнему: доброму и человечному

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ с войны к миру домой, в семью, к жене и детям к себе прежнему: доброму и человечному

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ

с войны к миру

домой, в семью, к жене и детям

к себе прежнему: доброму и человечному

Откуда и куда?

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Название рассказа очень емко вмещает в себя несколько смыслов, что находит свое отражение также в композиции. В основе этой многомерности — наличие нескольких конфликтов, о которых речь пойдет дальше.

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ Почему, как думаете, изначально название было «Семья

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ Почему, как думаете, изначально название было «Семья

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ

Почему, как думаете, изначально название было «Семья Иванова»?
Такое название подчёркивало типичность ситуации.
Почему автор изменил его на «Возвращение»?
Данное название рассказа делает акцент на нравственной стороне произведения.

КОМПОЗИЦИЯ И КОНФЛИКТ конфликт между жизнью мирной и жизнью военной; конфликт между оседлой и скитальческой жизнью/между «родственничеством» и товариществом; конфликт между эгоизмом и состраданием

КОМПОЗИЦИЯ И КОНФЛИКТ конфликт между жизнью мирной и жизнью военной; конфликт между оседлой и скитальческой жизнью/между «родственничеством» и товариществом; конфликт между эгоизмом и состраданием

КОМПОЗИЦИЯ И КОНФЛИКТ

конфликт между жизнью мирной и жизнью военной;
конфликт между оседлой и скитальческой жизнью/между «родственничеством» и товариществом;
конфликт между эгоизмом и состраданием. Наложением нескольких конфликтов объясняется и наличие нескольких кульминаций.

Многогранное название произведения отсылает нас к трем основным конфликтам:

КОМПОЗИЦИЯ Экспозиция: «Убытие» капитана

КОМПОЗИЦИЯ Экспозиция: «Убытие» капитана

КОМПОЗИЦИЯ

Экспозиция: «Убытие» капитана Иванова из армии по демобилизации. Встреча с Машей.
Завязка: Путь домой.
Развитие действия:
Встреча Иванова с женой и детьми.
Решение скорее приняться за дело.
Обед в кругу семьи.
Откровенный разговор с женой Любой.
Решение оставить семью и вернуться к Маше.
Узнавание в бежавших за поездом ребятишках своих детей.
Кульминация : Нравственное прозрение Иванова («Обнажившееся сердце»).
Развязка: Нравственное прозрение Иванова: «Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся её обнажившимся сердцем».

Вставные эпизоды:
рассказ Любови Васильевны о Семене Евсеевиче
рассказ Петруши о Харитоне.

Рассказ сосредоточен на эпизоде из жизни капитана, возвращающегося после войны в семью

Рассказ сосредоточен на эпизоде из жизни капитана, возвращающегося после войны в семью

Рассказ сосредоточен на эпизоде из жизни капитана, возвращающегося после войны в семью. Конфликт завязывается, когда герой решает отложить встречу с семьей для того, чтобы провести некоторое время с однополчанкой Машей.

Почему Иванов оттягивает возвращение домой?

«Однако Иванов откладывал радостный и тревожный час свидания с семьей. Он сам не знал, почему так делал, может быть потому, что хотел погулять еще немного на воле».
«Иванов и Маша чувствовали себя сейчас осиротевшими без армии…»

Здесь обозначается конфликт между мирной и военной жизнью, а также конфликт между оседлостью и скитальчеством.
Вернувшись в свой дом, Иванов лишь в первые минуты чувствует радость возвращения:
«Он вытянул ноги, закрыл глаза и почувствовал тихую радость в сердце и спокойное довольство. Война миновала».

Затем он начинает втягиваться в ролевой конфликт: вполне вероятно, что, привыкнув к роли капитана на войне, он чувствует себя гораздо менее влиятельным дома, где всем…

Затем он начинает втягиваться в ролевой конфликт: вполне вероятно, что, привыкнув к роли капитана на войне, он чувствует себя гораздо менее влиятельным дома, где всем…

Затем он начинает втягиваться в ролевой конфликт: вполне вероятно, что, привыкнув к роли капитана на войне, он чувствует себя гораздо менее влиятельным дома, где всем заправляет сын Петруша – не по возрасту серьезный и ответственный мальчик. Дом кажется герою чужим и неприветливым:

«Странен и еще не совсем понятен был Иванову родной дом. Жена была прежняя — с милым, застенчивым, хотя уже сильно утомленным лицом, и дети были те самые, что родились от него, только выросшие за время войны, как оно и быть должно. Но что-то мешало Иванову чувствовать радость своего возвращения всем сердцем, — вероятно, он слишком отвык от домашней жизни и не мог сразу понять даже самых близких, родных людей».

«Теперь он вернулся и смотрел на них, вновь знакомясь с каждым, как с родственником, жившим без него в тоске и бедности. Он дышал устоявшимся родным запахом дома - тлением дерева, теплом от тела своих детей, гарью на печной загнетке. Этот запах был таким же, как и четыре года тому назад, и он не рассеялся и не изменился без него.

Иванов не знал, что у него вырос такой сын, и теперь сидел и удивлялся его разуму »

Иванов не знал, что у него вырос такой сын, и теперь сидел и удивлялся его разуму »

«Иванов не знал, что у него вырос такой сын, и теперь сидел и удивлялся его разуму». «Иванов глядел на своего сына, слушал его слова и чувствовал свою робость перед ним».

К сыну он был равнодушен:
«со стыдом признавался себе, что его отцовское чувство к этому мальчугану, влечение к нему как к сыну недостаточно».

Опишите Любовь Иванову. Как она провела военные годы?

Опишите Любовь Иванову. Как она провела военные годы?

Опишите Любовь Иванову. Как она провела военные годы? Чем занималась?
Неслучайно жену Иванова зовут Любовь. Пришлось женщине работать на кирпичном заводе. Работала и день и ночь.

Ждала ли она встречи с мужем?
Любовь Васильевна 3 дня выходила ко всем поездам, она отпрашивалась с работы, не выполняла нормы и по ночам не спала от радости.

Любила ли Любовь своего мужа?
Любовь Васильевна сохранила любовь.

Из-за чего произошла ссора? Напряжение между домочадцами достигает своего пика ночью, когда выясняется, что жена, которой казалось непосильным в одиночестве выстоять тяготы войны, позволила постороннему…

Из-за чего произошла ссора? Напряжение между домочадцами достигает своего пика ночью, когда выясняется, что жена, которой казалось непосильным в одиночестве выстоять тяготы войны, позволила постороннему…

Из-за чего произошла ссора?

Напряжение между домочадцами достигает своего пика ночью, когда выясняется, что жена, которой казалось непосильным в одиночестве выстоять тяготы войны, позволила постороннему себя приласкать. 

«- Ты воевал, а я по тебе здесь обмирала, у меня руки от горя тряслись, а работать надо было с бодростью, чтоб детей кормить и государству польза против неприятелей-фашистов….
- И я не стерпела жизни и тоски по тебе, - говорила мать.
- А если бы стерпела, я бы умерла, я знаю, что я бы умерла тогда, а у меня дети... Мне нужно было почувствовать что-нибудь другое, Алеша, какую-нибудь радость, чтоб я отдохнула.»

Почему произошла измена? «Я чувствовала, что пропадаю без тебя , мне нужно было – пусть кто-нибудь будет со мной , я измучилась вся, и сердце…

Почему произошла измена? «Я чувствовала, что пропадаю без тебя , мне нужно было – пусть кто-нибудь будет со мной , я измучилась вся, и сердце…

Почему произошла измена?

«Я чувствовала, что пропадаю без тебя, мне нужно было – пусть кто-нибудь будет со мной, я измучилась вся, и сердце мое темное стало, я детей своих уже не могла любить, а для них, ты знаешь, я все стерплю, для них я и костей не пожалею!..»

Понимает ли ее Алексей? Какова его позиция?

«Как что? Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя...»
«Скучно мне, Люба, с тобою, а я жить ещё хочу».

Конфликт разрешается намерением Иванова оставить семью и вернуться к Маше.

Что вы скажете о Насте? Каково ее отношение отцу?

Что вы скажете о Насте? Каково ее отношение отцу?

Что вы скажете о Насте? Каково ее отношение отцу?
Маленькая Настя не помнит отца. Она не испытывает к нему привязанности, но понимает, кто он ей и где был.

Расскажите о Петре. Какую роль отвел ему автор в рассказе?
Из уст ребёнка звучит нравственный укор ревнивому отцу: "У нас дело есть. Жить надо, а вы ругаетесь как глупые какие".

Пик нравственного конфликта не наступил до тех пор, пока

Пик нравственного конфликта не наступил до тех пор, пока

Пик нравственного конфликта не наступил до тех пор, пока Иванов не узнал в детях, упорно пытающихся обогнать поезд, сына и дочь. Лишь в этот момент наступает нравственное прозрение и истинное «возвращение»:

«Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших, обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь, и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».

ТЕМА

ТЕМА

ТЕМА

ПРОБЛЕМАТИКА В РАССКАЗЕ «ВОЗВРАЩЕНИЕ»

ПРОБЛЕМАТИКА В РАССКАЗЕ «ВОЗВРАЩЕНИЕ»

ПРОБЛЕМАТИКА В РАССКАЗЕ «ВОЗВРАЩЕНИЕ»

Проблема последствий войны: Война сеет раздор в семьях. Война лишает детей детства (о чем красноречиво говорит образ одиннадцатилетнего мальчика с характером старика). Война отнимает у людей самое ценное (трагичны судьбы Семена Евсеевича и Маши, оставшихся без самых близких людей). Война ожесточает сердца и заставляет забыть о сострадательности и человечности.
Проблема сохранения семьи: Наблюдая за семейной драмой Ивановых, невольно задаешься вопросами: что разрушает семьи? Как предотвратить распад семьи? Иванову предстоит пережить нравственное перерождение, чтобы осознать ценность семьи и преодолеть «преграду самолюбия и собственного интереса».
Проблема соотношения вольной и семейной жизни: Иванов тяжело переживает прощание с военной жизнью, с ее свободой, раздольем, таинственностью. Семейная же жизнь требует нравственного перерождения и преодоления «преграды самолюбия и собственного интереса».

ИДЕЯ РАССКАЗА Основная идея рассказа «Возвращение» в том, что истинное возвращение с войны наступает изнутри, а не снаружи

ИДЕЯ РАССКАЗА Основная идея рассказа «Возвращение» в том, что истинное возвращение с войны наступает изнутри, а не снаружи

ИДЕЯ РАССКАЗА

Основная идея рассказа «Возвращение» в том, что истинное возвращение с войны наступает изнутри, а не снаружи. Недостаточно физически оказаться дома, важно сердцем быть с родными людьми.
Сложно отвыкнуть от жестокостей и вольностей войны и привыкнуть к домашнему быту, сложно вернуться к состоянию умиротворенной радости от общения с родными. Иногда приходится пережить сильное эмоциональное потрясение, чтобы сломать оковы бесчувственности и отчужденности.
Главная мысль рассказа «Возвращение» заключается в том, что вернуться можно только к тем, кто ждет. Дети не смирились с решением отца, не отпустили его. Жена тоже повинилась в содеянном и попросила мужа о снисхождении. Она готова простить и принять его, несмотря на прошлое. Вот почему Иванов сошел с поезда и передумал. Его возвращение с войны возможно только под влиянием любви.

ЧЕМУ УЧИТ? Рассказ «Возвращение», обрывающийся на моменте, когда

ЧЕМУ УЧИТ? Рассказ «Возвращение», обрывающийся на моменте, когда

ЧЕМУ УЧИТ?

Рассказ «Возвращение», обрывающийся на моменте, когда Иванов «сошел с поезда на ту песчаную дорожку, по которой бежали ему вослед его дети» оставляет странное послевкусие. Прием умолчания оставляет читателю пространство самостоятельно поразмыслить, как будет в дальнейшем складываться судьба семьи Ивановых.
Очевидно одно: герой ступил на путь истинного возвращения, соприкоснувшись с действительностью сердцем. Напрашивается вывод о том, что лишь решения, вдохновленные порывами любящего сердца, могут оказаться верными. Рассказ «Возвращение» заставляет задуматься о том, как важно прислушиваться к себе и уметь прощать.

Самую жесткую критику в адрес Платонова можно найти у

Самую жесткую критику в адрес Платонова можно найти у

Самую жесткую критику в адрес Платонова можно найти у В. Ермилова, A. Фадеева, Е. Книповича, заявлявших об уничижительном для советских идеалов смысле рассказа, называя рассказ «гнуснейшей клеветой на советских людей», «серьезным идейным провалом», «лживым и грязноватым рассказцем», «обывательской сплетней», а публикацию рассказа – «дурной услугой советскому обществу».

КРИТИКА

«…Не менее серьезным идейным провалом является напечатание в № 10/11 журнала “Новый мир” лживого и грязноватого рассказца “Семья Иванова”<…> Пора бы уже редакциям журналов понять, что такие и им подобные “произведения” не только глубоко чужды самому духу советской литературы, а это и не литература вовсе — это выползающая на страницы печати обывательская сплетня…»
А.Фадеев

Однако были и те, кто благоприятно отозвался о рассказе «Возвращение», отмечая талант

Однако были и те, кто благоприятно отозвался о рассказе «Возвращение», отмечая талант

Однако были и те, кто благоприятно отозвался о рассказе «Возвращение», отмечая талант Платонова как реалиста.

В. Петелин:
«В 1946 году Андрей Платонов напечатал рассказ «Семья Ивановых», в котором просто и бесхитростно рассказал о ломке семейных отношений, последовавшей после четырех лет войны».

П. Антокольский:
«Рассказ Платонова кажется значительным по той безусловной, чуть жесткой правдивости, которая сегодня дороже всего в любом искусстве… все это высокое, суровое, трудное искусство, за которое можно только благодарить писателя…»

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2024