Анализ творчества К.И. Чуковского
Оценка 4.9

Анализ творчества К.И. Чуковского

Оценка 4.9
Презентации учебные
pptx
русская литература
5 кл—9 кл
08.07.2024
Анализ творчества К.И. Чуковского
В презентации представлен анализ литературных редств в творчестве К.И.Чуковского
Презентация Чуковский.pptx

Корней Иванович Чуковский Выполнила работу: учитель

Корней Иванович Чуковский Выполнила работу: учитель

Корней Иванович Чуковский

Выполнила работу: учитель
ГБОУ СО «Центр образования» г. Саратова
Зайчикова Виктория Алексеевна

Содержание Биография Основные тексты

Содержание Биография Основные тексты

Содержание

Биография
Основные тексты
Особенности поэтики произведений
Тематика произведений
Особенности языка
Возраст аудитории
Иллюстрации к произведениям
Анализ призведения

Биография Корней Иванович Чуковский (при рождении

Биография Корней Иванович Чуковский (при рождении

Биография

Корней Иванович Чуковский (при рождении Николай Васильевич Корнейчуков) родился в 1882 г. в Петербурге. Детство и юность писателя прошли в Одессе.
Печататься начал в 1901 г. в газете «Одесские новости».
В 1905 г. уезжает в Петербург, где занимается журналистикой. С осени 1906 г. К. Чуковский поселяется в финском местечке Куоккала под Петербургом.
В 1915 г. К.И.Чуковский впервые обращается к творчеству для детской аудитории - пишет поэму «Крокодил». Наибольшую известность К.И.Чуковский приобрел именно в качестве детского писателя.
В 1957 г. К.И.Чуковскому присвоено звание доктора филологических наук.
В 1962 г. Оксфордский университет присудил Корнею Чуковскому почетное звание доктора литературы.
28 октября 1969 г. писатель скончался.

Основные тексты Книга "От двух до пяти" - о детской речи и шире - о душе ребенка

Основные тексты Книга "От двух до пяти" - о детской речи и шире - о душе ребенка

Основные тексты

Книга "От двух до пяти" - о детской речи и шире - о душе ребенка. О том, как его открытость, доверчивость, радостное приятие мира, любознательность отражаются в его повседневном общении.
Благодаря глубокому знанию детской психологии, наблюдательности, языковому чутью автора эта книга позволяет читателю окунуться в веселую атмосферу детства, глубже познать своих детей и себя самого. Недаром на протяжении более чем восьмидесяти лет она сделалась любимым чтением родителей, педагогов, детских писателей.

Основные тексты

Основные тексты

Основные тексты

Основные тексты

Основные тексты

Основные тексты

Особенности поэтики произведений

Особенности поэтики произведений

Особенности поэтики произведений

Сказки Корнея Ивановича объединены в единый комический эпос - «крокодилиада». Герои являются постоянными и они связывают тексты между собой, они дополняют сюжетные линии друг друга.
Произведения объединены общим ритмом и интонацией. Особенностью «крокодилиады» является «корнеева строфа» - это разностопный хорей с точными парными рифмами, а последняя строчка незарифмованна, длиннее прочих, в ней и сосредоточен главный эмоциональный смысл.

Тематика произведений Сатирические мотивы сказок

Тематика произведений Сатирические мотивы сказок

Тематика произведений

Сатирические мотивы сказок Чуковского достаточно внятно говорят об отношении автора к внешнему миру, где тираны и узурпаторы правят всем. Не случайно в сказках присутствуют «тараканища» и «Бармалеи», которым присущи черты характера современников К.И.Чуковского. Через совсем «недетскую» сатиру в этих сказках происходит выяснение литературных отношений - в виде широкого спектра пародийных мотивов.
Сюжеты сказок и стихов Чуковского близки к детским играм - в прием гостей, в больницу, в войну, в путешествие, в путаницу, в слова. Лирическая тема большинства стихотворений - безмятежное счастье, а сказки повествуют о драмах и катастрофах.

Особенности языка Главной особенностью сказок

Особенности языка Главной особенностью сказок

Особенности языка

Главной особенностью сказок Корнея Ивановича Чуковского является стилистическое подобие детской речи, только им понятные образы и сюжеты.

Звуковые игры развивают речь детей, дают материал то для пляски, то для считалки или скороговорки. Детям можно задавать вопросы на соответст картины мира Чуковского с реальным миром. Таким образом, взрослые играют с детьми в развивающие игры, которые не напрягают мышление ребенка наоборот интригуют его.

«Ой, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!»
(«Фёдорино горе»)

«Бом! бом! бом! бом!
Пляшет Муха с Комаром.
А за нею Клоп, Клоп
Сапогами топ, топ!»
(«Муха-Цокотуха»)

«Как у нашего Мирона,
На носу сидит ворона.
А на дереве ерши,
Строят гнёзда из лапши.
Сел баран на пароход,
И поехал в огород.
В огороде-то на грядке,
Вырастают шоколадки.»
(«Чудо-дерево»)

Возраст аудитории С нуля до трех лет при прочтении сказок

Возраст аудитории С нуля до трех лет при прочтении сказок

Возраст аудитории

С нуля до трех лет при прочтении сказок К.И.Чуковского следует делать упор на ритм и интонацию. Ритмика некоторых сказок позволяет совмещать их с движением. Младенцам можно читать отрывки сказок во время массажа или переодевания - задорный стихотворный ритм отвлечет кроху от неприятной процедуры.

Для трех-семилетних детей на первое место в сказке выходит сюжет: ребенку важно видеть действия героев и их последствия, изучать положительные и отрицательные модели поведения.

Иллюстрации к произведениям Владимир

Иллюстрации к произведениям Владимир

Иллюстрации к произведениям

Владимир Сутеев рисует для детских и подростковых периодических журналов: «Мурзилка», «Пионер», «Дружные ребята», «Искорка», «Пионерская правда» и других. С 1923 года он начинает иллюстрировать книги для детей; среди его самых известных работ - иллюстрации к произведениям К. Чуковского и С. Маршака.

Владимир Конашевич с 1922-1924 был членом «Мира искусства». Сменив в 1920-х годах ряд занятий, в конце концов полностью сосредоточил свои интересы на графике. В 1923-1930 годах сотрудничал с издательством детской литературы «Радуга», проиллюстрировав книги К. Чуковского «Муха-цокотуха», С. Маршака «Пожар».

Иллюстрации к произведениям Юрий

Иллюстрации к произведениям Юрий

Иллюстрации к произведениям

Юрий Васнецов создал волшебный мир сказочных образов, таких близких и понятных ребёнку. Наибольшую известность получили иллюстрации к русским сказкам, песенкам, загадкам "Три медведя" Л. Н. Толстого, 1930; сб. "Чудодейное колечко"; "Небылицы в лицах"; "Ладушки"; "Радуга-дуга". Создавал отдельные цветные литографии "Теремок"; "Зайкина избушка".

Май Митурич - один из любимых иллюстраторов детских книг советской эпохи. С его помощью оживали персонажи Даниила Хармса, Заходера, Барто, Михалкова. Он создавал рисунки к «Алисе в стране чудес», «Краденому солнцу», «Маугли». Книги с иллюстрациями Митурича стали частью жизни советских детей с 1950-х годов.

Иллюстрации к произведениям

Иллюстрации к произведениям

Иллюстрации к произведениям

Тараканище» Изобразительно-выразительные средства:

Тараканище» Изобразительно-выразительные средства:

«Тараканище»

Изобразительно-выразительные средства:
Графичность, музыкальность поэтической речи, плавность, текучесть звуков:
«Зашептали: «Что ты, что ты!
Уходи-ка ты отсюда!
Как бы не было нам худа!»
Рифмы в стихах поставлены на самом близком расстоянии:
«Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.» 

Характеристика главных героев:
Таракан – злой и страшный. Его боялись все звери вокруг. Считал себя самым могучим.
Воробей – смелый и отважный. Открыл зверям глаза. Съел злого таракана.
Звери – трусливые и боязливые. Придумали, что таракан – страшное чудище. Глупые и наивные.

Главная мысль сказки - “У страха глаза велики”.

Идея № 1. В мире “глуповцев” из любого таракана можно сотворить икону, а потом и “лоб расшибить”, отбивая ей поклоны.
Идея № 2. «Не так страшен черт, как его малюют”. Не столько бесы нам враги, сколько мы сами – самим себе, а через самих себя они нас и одолевают. Причем верующих, которые боятся жить личным опытом и здравым смыслом, одолевают даже чаще, чем неверующих, привыкших надеяться на свои собственные силы и опыт.

Стихи не загромождены прилагательными. Так как ребенка по – настоящему волнует в литературе лишь действие, важно быстрое чередование событий: 
«Он рычит, и кричит,
И усами шевелит:
«Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую».»
Те слова, которые служат рифмами, должны быть главными носителями смысла всей фразы:
«Бедные, бедные звери!
Воют, рыдают, ревут!
В каждой берлоге
И в каждой пещере
Злого обжору клянут».

Тараканище» Аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность

Тараканище» Аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность

«Тараканище»

Аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность. «Бараны, бараны стучат в барабаны!»
Принцип семантического согласования (нарушения) - этo выбop фopмы cкaзyeмoгo пo ocoбeннocти coдepжaния пoдлeжaщeгo. «Ехали медведи на велосипеде, А за ними кот задом наперёд, А за ним комарики на воздушном шарике, А за ними раки на хромой собаке.»
Антропоморфизм - перенесение человеческого образа и его свойств на неодушевлённые предметы, животных, растения, природные явления, сверхъестественных существ, абстрактные понятия. «Волки на кобыле. Львы в автомобиле. Зайчики в трамвайчике. Жаба на метле… Едут и смеются, Пряники жуют.»

Эпитет - является всякое слово, характеризующее какое-либо понятие или предмет, дающую ему образную характеристику. «Вдруг из подворотни Страшный великан, Рыжий и усатый Та-ра-кан! Таракан, Таракан, Тараканище!»
Гипербола - средство, с помощью которого явно и намеренно преувеличивают свойства предметов или явлений с целью усиления воздействия на читателей. «Та-ра-кан! Таракан, Таракан, Тараканище!»
Литота - троп, имеющий значение приуменьшения или нарочитого смягчения. «Таракан, таракан, таракашечка, Жидконогая козявочка-букашечка.»
Звукоподражание - выражение какого-нибудь природного звучания в схожей с ним, напоминающей его по звукам словесной форме. «Прилетает Воробей. Прыг да прыг! Да чик-чирик, Чики-рики-чик-чирик!»

Тараканище» Лексические повторы - стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции

Тараканище» Лексические повторы - стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции

«Тараканище»

Лексические повторы - стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции. «Погодите, не спешите, я вас мигом проглочу! Проглочу, проглочу, не помилую!»
Умолчание - намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном. «Зайчики в трамвайчике. Жаба на метле...»
Аллегория - это, иначе говоря, «иносказание», или переносное, художественное представление каких-либо понятий и идей путем использования диалога или образа в произведениях искусства. «таракан - Сталин»
Прямые перевертыши - это короткие стихотворения или рассказы, в которых значения реальных предметов представляются в противоположном значении. «Волки от испуга Скушали друг друга.»

Каламбур - литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов или словосочетаний, сходных по звучанию. (построенный на столкновении буквального и переносного значений фразеологизма) «Только раки – забияки не бояться бою – драки: Хоть и пятятся назад, но усами шевелят И кричат великану усатому: - Не кричи и не рычи, Мы и сами усачи, можем мы и сами шевелить усами!»
Параллелизм - риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ. «И сказал Гипопотам Крокодилам и китам: - Кто злодея не боится И с чудовищем сразится, Я тому богатырю двух лягушек подарю И еловую шишку пожалую!»

Телефон» Характеристика героев:

Телефон» Характеристика героев:

«Телефон»

Характеристика героев:
Главным героем является автор, который рассказывает, кто ему звонит. Это очень терпеливый и отзывчивый человек, готовый помочь всем своим знакомым и друзьям.
Второстепенные герои - это звонившие автору животные: крокодил, слон, медведь, мартышки, свинья. Зверушки звонили автору целый день и постоянно о чем-то просили, а некоторые просто требовали. Их можно охарактеризовать как несамостоятельных, ленивых животных, которые мешали главному герою. Из-за постоянных звонков с незначительными просьбами, рассказчик мог пропустить важный звонок о спасении бегемота.

Изобразительно-выразительные средства:
Графичность, музыкальность поэтической речи, плавность, текучесть звуков: «А потом позвонил медведь Да как начал, как начал реветь. - Погодите, медведь, не ревите, Объясните, чего вы хотите? »
Рифмы в стихах поставлены на самом близком расстоянии: «А потом позвонили цапли: - Пришлите, пожалуйста, капли..»
Стихи не загромождены прилагательными: «И снова медведь: - О, спасите моржа! Вчера проглотил он ежа!»
Те слова, которые служат рифмами - главные носители смысла всей фразы: «У меня зазвонил телефон. - Кто говорит? - Слон. - Откуда? - От верблюда. »

Главная мысль сказки - «Нельзя пользоваться добротой безотказного человека».

Идея. Сказка учит детей деликатности и соблюдению этических норм. Чуковский призывает к вежливости и соблюдению правил телефонного этикета. В наше время следует говорить о правилах мобильного этикета.

Телефон» Принцип семантического согласования - этo выбop фopмы cкaзyeмoгo пo ocoбeннocти coдepжaния пoдлeжaщeгo

Телефон» Принцип семантического согласования - этo выбop фopмы cкaзyeмoгo пo ocoбeннocти coдepжaния пoдлeжaщeгo

«Телефон»

Принцип семантического согласования - этo выбop фopмы cкaзyeмoгo пo ocoбeннocти coдepжaния пoдлeжaщeгo. «- Ах, в уме ли вы, газели? Не сгорели карусели, И качели уцелели!»
Антропоморфизм - перенесение человеческого образа и его свойств на неодушевлённые предметы, животных, растения, природные явления, сверхъестественных существ, абстрактные понятия. «А потом позвонила свинья: - Нельзя ли прислать соловья? Мы сегодня вдвоем С соловьем Чудесную песню Споем.»
Эпитет - является всякое слово, характеризующее какое-либо понятие или предмет, дающую ему образную характеристику. «А потом позвонил Крокодил И со слезами просил: - Мой милый, хороший, пришли мне калоши...»

Лексические повторы - стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции. «- Кто говорит? - Носорог. - Что такое? Беда! Беда! Бегите скорее сюда!»
Ассонанс – повторение в художественном произведении одинаковых гласных звуков. «- Погодите, медведь, не ревите, Обьясните, чего вы хотите? Но он только «му» да «му», А к чему, почему - Не пойму!»
Прямые перевертыши - это короткие стихотворения или рассказы, в которых значения реальных предметов представляются в противоположном значении. «- Ах, те, что ты выслал На прошлой неделе, Мы давно уже съели И ждем, не дождемся,

Когда же ты снова пришлешь К нашему ужину Дюжину Новых и сладких калош!»

Чуковский о своих работах "Боюсь, что "Крокодила" знает наизусть вся

Чуковский о своих работах "Боюсь, что "Крокодила" знает наизусть вся

Чуковский о своих работах

"Боюсь, что "Крокодила" знает наизусть вся Россия, — сетует писатель. — Боюсь, что на моем памятнике, когда я умру, будет начертано "Автор "Крокодила". А как старательно, с каким трудом писал я другие свои книги, например "Некрасов как художник", "Жена поэта", "Уолт Уитмен", "Футуристы" и проч. Сколько забот о стиле, композиции и о многом другом, о чем обычно не заботятся критики!.. Но кто помнит и знает такие статьи!.."

"Искренняя детская сказка всегда рождена оптимизмом"

Чуковский считал счастье естественным состоянием ребенка. А если поэт чем-то обеспокоен, огорчен или удручен, когда пишет, его произведения не будут созвучны детской душе. Главный секрет автор раскрыл в своей последней статье: "Всякая искренняя детская сказка всегда бывает рождена оптимизмом. Ее живит благодатная детская вера в победу добра над злом".

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2024