Анализ - форма мыслительной деятельности в изучении, исследовании, составных элементов, частей, звеньев какой-либо целостной системы, явления с целью вывода его закономерностей, тенденций, позитивных и негативных сторон, объективной оценки результатов деятельности и выработке на этой основе рекомендаций по упорядочиванию системы или переводу ее в более высокое качественное состояние.
Что же такое педагогический анализ, каково его место в управлении ДОО? Рассматривая управление ДОО с позиции содержания, можно представить его как целенаправленную деятельность по регулированию педагогического процесса. Технология педагогического анализа состоит из трех этапов: сбор данных о состоянии воспитательно-образовательного процесса, изучение данных о состоянии воспитательно-образовательного процесса, поиск путей устранения выявленных недостатков.
Анализ исходного состояния методической работы.
Анализ форма мыслительной деятельности в изучении, исследовании,
составных элементов,
частей, звеньев какойлибо целостной системы,
явления с целью вывода его закономерностей, тенденций, позитивных и
негативных сторон, объективной оценки результатов деятельности
и
выработке на этой основе рекомендаций по упорядочиванию системы или
переводу ее в более высокое качественное состояние.
Что же такое педагогический анализ, каково его место в управлении
ДОО? Рассматривая управление ДОО с позиции содержания, можно
представить его как целенаправленную деятельность по регулированию
педагогического процесса. Технология педагогического анализа состоит из
трех этапов: сбор данных о состоянии воспитательнообразовательного
процесса, изучение данных о состоянии воспитательнообразовательного
процесса, поиск путей устранения выявленных недостатков.
Исходным материалом для анализа является состояние методической
работы в ДОУ на данном этапе существования и ее результатов. Анализ
состояния методической работы может быть сделан с помощью бесед,
анкетирования, тестирования, индивидуальной или коллективной работы с
воспитателями, консультаций, работы с нормативными документами и
отчетной документацией за 35 лет. Эта работа проводится согласованно с
методическим объединением и администрацией. По мере необходимости
(если возникнет такая ситуация) идет информирование коллектива. По итогам
анализа составляется аналитическая справка. В аналитической справке
указываются все положительные и отрицательные моменты по организации
методической деятельности в ДОУ.
Аналитическую справку можно
составить, последовательно отвечая на заранее составленный список
вопросов, приведем некоторые их них.
Какие внешние факторы влияют на методическую работу?
Это может быть:
Отсутствие экономического стимулирования
методической деятельности, большая загруженность педагогического
коллектива и т.д.
Каковы тенденции развития ДОО в сегодняшних условиях?
Какие внутренние факторы влияют на методическую работу?
Каково нормативное и ресурсное обеспечение методической работы?
Кто является потребителем методических услуг?
Каковы результаты методической работы?
Наряду с внешним и внутренним анализом факторов, влияющих на
методическую деятельность, при разработке программы развития эффективен
проблемный анализ, когда предметом обсуждения становится соответствие
реальных результатов методической работы требованиям заказчиков. В
результате сопоставления требуемого и достигаемого выделяются те позиции,
по которым есть наиболее значимые несоответствия то, что требуетсяустранить или изменить в первую очередь. Затем формулируются причины
этого несоответствия. Так определяется совокупность проблем, подлежащих
решению.
Проблемный анализ методической работы ДОО в условиях ФГОС.
1
Создание (формулировка) образа желаемого результата
методической работы (Оценка реальных результатов).
2
Сравнение желаемых и реальных результатов, фиксирование и
определение степени несоответствия. Выявление того, что не удовлетворяет в
результатах работы.
3
4
Определение и формулировка проблем.
Структурирование и конкретизация проблем (определение
причин, вызвавших проблемы):
выявление недостатков (подпроблем) в организации и содержании
методической работы, порождающих ограничения в достижении результатов
(содержание работы по направлениям, формы и методы МР);
выявление недостатков в условиях и ресурсах, не позволяющих
достичь желаемого уровня в организации и содержании методической работы
(кадровое обеспечение, научнометодическое обеспечение, материально
техническое обеспечение, информационное обеспечение, мотивационное
обеспечение, маркетинговые исследования);
выявление недостатков в управлении, ведущих к недостаточному
уровню ресурсов и условий (планирование, организация, руководство,
контроль).
5
Ранжирование проблем, определение приоритетных проблем,
требующих решения в первую очередь. В отличие от затруднения, которое
можно обнаружить в деятельности, проблему надо сформулировать или, как
иногда говорят, поставить.
Таким образом, в процессе проблемного анализа должны быть получены
ответы на вопросы:
•
•
что не удовлетворяет в полученных результатах;
какие факторы ограничивают возможность достижения более
высоких результатов;
•
что нужно изменить в содержании и технологии организации, в
построении воспитательнообразовательного процесса, его организации,
кадровом потенциале, материальнотехнической базе, чтобы снять имеющиеся
ограничения
В качестве современного варианта планирования используется SWOT–
анализ, при котором в ходе подготовки к проведению анализа и выбора
стратегических альтернатив МР определяются сильные и слабые стороны
организации, а также возможности и угрозы со стороны внешней среды.
Разработка концептуальных идей методической деятельности ДОУ в
условиях ФГОС.какоголибо явления.
Концепция – ведущий замысел, определенный способ понимания;
трактовка
Педагогическая концепция
структурированная, систематизированная, логически связанная совокупность
идей, взглядов, представлений, описывающих и обосновывающих модель
профессиональной деятельности (А. М. Моисеев).
Концепция методической деятельности дошкольного образовательного
учреждения в условиях ФГОС может включать:
определение миссии определение цели развития ДОУ на основе
анализа результатов ее деятельности и изучения социальной среды;
описание главных функций
по отношению к воспитателям,
руководству дошкольного образовательного учреждения в целом, к
внешней образовательной среде;
направления деятельности, подходы к содержанию и организации
методической работы;
концепцию условий и ресурсов, необходимых для эффективной
работы;
новую структуру;
концепцию управления.
критерии оценки результатов.
Разработка стратегии и задач перехода к новому состоянию
методической деятельности в условиях ФГОС.
Для того чтобы осуществить переход от исходного состояния
методической деятельности к желаемому, нужен замысел этого процесса.
Определяем, какие задачи по переходу на ФГОС ДО должны быть
решены?
1 Выявить потребности педагогов в методической помощи.
2 Разработать локальные нормативные документы, регламентирующие
переход на ФГОС ДО.
3 Организовать подготовку методического актива (руководителей
проблемных групп, творческих мастерских, семинаров), способных
реализовывать намеченные цели методической деятельности.
4 Распределить функции между сотрудниками
и методическим
активом ДОУ.
Разработка конкретного плана действий перехода на ФГОС ДО.
Вначале определяется время, необходимое на реализацию концепции.
Затем выстраиваются этапы преобразования с указанием основных
направлений и задач. Под направления и задачи разрабатывается план
действий, в котором указываются основные мероприятия, сроки проведения,
ответственные исполнители.
В плане отражается последовательность задач, решение которых
обеспечивается определенными средствами. Фактически, план действий
должен стать логическим итогом всей работы по программированию.Четкость, продуманность плана принесет и желаемые результаты. План
должен быть скоординирован, сбалансирован по ресурсам, в нем должны
содержаться все необходимые действия для реализации целей.
Реализация плана перехода на ФГОС предполагает контроль и
коррекцию:
диагностику и анализ работы вновь созданных структурных
подразделений, обобщение полученных данных, соотношение результатов с
поставленными в программе целями и задачами, рефлексию;
диагностику и анализ работы творческих (проблемных,
проектных) объединений воспитателей, обобщение полученных данных,
соотношение результатов с поставленными целями и задачами, рефлексию;
выявление результативности и эффективности МР согласно
разработанным критериям;
рекомендациях и распространение;
обобщение позитивного опыта МР, его описание в методических
формулирование выявленных проблем и разработка новых целей и
задач.
моральное и материальное стимулирование участников творческих
(проблемных, проектных) объединений, наиболее творческих воспитателей