Анализ методической работы.

  • Памятки
  • docx
  • 13.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Анализ - форма мыслительной деятельности в изучении, исследовании, составных элементов, частей, звеньев какой-либо целостной системы, явления с целью вывода его закономерностей, тенденций, позитивных и негативных сторон, объективной оценки результатов деятельности и выработке на этой основе рекомендаций по упорядочиванию системы или переводу ее в более высокое качественное состояние. Что же такое педагогический анализ, каково его место в управлении ДОО? Рассматривая управление ДОО с позиции содержания, можно представить его как целенаправленную деятельность по регулированию педагогического процесса. Технология педагогического анализа состоит из трех этапов: сбор данных о состоянии воспитательно-образовательного процесса, изучение данных о состоянии воспитательно-образовательного процесса, поиск путей устранения выявленных недостатков.
Иконка файла материала Анализ методической работы ДОО.docx
Анализ исходного состояния методической работы. Анализ ­ форма мыслительной деятельности в изучении, исследовании, составных   элементов,     частей,   звеньев   какой­либо   целостной   системы, явления   с   целью     вывода   его   закономерностей,   тенденций,   позитивных   и негативных   сторон,   объективной   оценки   результатов   деятельности     и выработке на этой основе   рекомендаций по упорядочиванию   системы или переводу ее в более высокое качественное состояние. Что   же   такое   педагогический   анализ,  каково   его   место   в   управлении ДОО?   Рассматривая   управление   ДОО   с   позиции   содержания,   можно представить   его   как   целенаправленную   деятельность   по   регулированию педагогического процесса. Технология педагогического анализа   состоит из трех   этапов:   сбор   данных   о   состоянии   воспитательно­образовательного процесса,   изучение   данных   о   состоянии   воспитательно­образовательного процесса, поиск путей  устранения выявленных недостатков.  Исходным материалом для анализа является состояние методической работы  в ДОУ   на данном этапе   существования и ее результатов. Анализ состояния   методической   работы   может   быть   сделан   с   помощью   бесед, анкетирования,   тестирования,   индивидуальной   или   коллективной   работы   с воспитателями,   консультаций,   работы   с   нормативными  документами   и отчетной документацией за 3­5 лет. Эта работа проводится согласованно с методическим   объединением   и   администрацией.   По   мере   необходимости (если возникнет такая ситуация) идет информирование коллектива. По итогам анализа   составляется     аналитическая  справка.  В   аналитической   справке указываются все положительные и отрицательные моменты по организации методической   деятельности  в   ДОУ.  Аналитическую   справку   можно составить,   последовательно   отвечая   на    заранее   составленный   список вопросов, приведем некоторые их них.   Какие внешние факторы влияют на методическую работу?  Это   может   быть:  Отсутствие   экономического   стимулирования методической деятельности,     большая     загруженность      педагогического коллектива и т.д.  Каковы тенденции развития ДОО  в сегодняшних условиях?   Какие внутренние факторы влияют на методическую работу?  Каково нормативное и ресурсное обеспечение методической работы?  Кто является потребителем методических услуг?  Каковы результаты методической  работы? Наряду   с   внешним   и   внутренним   анализом   факторов,   влияющих   на методическую деятельность, при разработке программы развития эффективен проблемный анализ, когда предметом обсуждения становится соответствие реальных   результатов   методической   работы   требованиям   заказчиков.   В результате сопоставления требуемого и достигаемого выделяются те позиции, по   которым   есть   наиболее   значимые   несоответствия   ­   то,   что   требуетсяустранить или изменить в первую очередь. Затем формулируются причины этого несоответствия. Так определяется совокупность проблем, подлежащих решению. Проблемный анализ методической работы  ДОО в условиях ФГОС. 1 Создание   (формулировка)   образа   желаемого   результата методической работы (Оценка реальных результатов). 2 Сравнение   желаемых   и   реальных   результатов,   фиксирование   и определение степени несоответствия. Выявление того, что не удовлетворяет в результатах работы. 3 4 Определение и формулировка проблем. Структурирование   и   конкретизация   проблем   (определение причин, вызвавших проблемы): ­   выявление   недостатков   (подпроблем)   в   организации   и   содержании методической работы, порождающих  ограничения в достижении результатов (содержание работы по направлениям, формы и методы МР); ­   выявление   недостатков   в   условиях   и   ресурсах,   не   позволяющих достичь желаемого уровня  в организации и содержании методической работы (кадровое   обеспечение,   научно­методическое   обеспечение,   материально­ техническое   обеспечение,     информационное   обеспечение,   мотивационное обеспечение, маркетинговые исследования); ­   выявление   недостатков   в   управлении,   ведущих   к   недостаточному уровню   ресурсов   и   условий   (планирование,   организация,   руководство, контроль). 5 Ранжирование   проблем,   определение   приоритетных   проблем, требующих решения в первую очередь. В отличие от затруднения, которое можно обнаружить в деятельности, проблему надо сформулировать или, как иногда говорят, поставить. Таким образом,  в процессе проблемного анализа должны быть получены ответы на вопросы: • • что не удовлетворяет в полученных результатах; какие   факторы   ограничивают   возможность   достижения   более высоких  результатов;  • что нужно  изменить  в  содержании и технологии  организации, в построении   воспитательно­образовательного  процесса,   его   организации, кадровом потенциале, материально­технической базе, чтобы снять имеющиеся ограничения В качестве современного варианта планирования используется  SWOT– анализ,  при   котором   в   ходе   подготовки   к   проведению   анализа   и   выбора стратегических   альтернатив   МР   определяются   сильные   и   слабые   стороны организации, а также возможности и угрозы со стороны внешней среды.  Разработка концептуальных идей методической деятельности   ДОУ в условиях ФГОС.какого­либо   явления. Концепция   –   ведущий   замысел,   определенный   способ   понимания; трактовка     Педагогическая   концепция   ­ структурированная, систематизированная, логически связанная совокупность идей,   взглядов,   представлений,   описывающих   и   обосновывающих   модель профессиональной деятельности (А. М. Моисеев). Концепция  методической деятельности дошкольного образовательного учреждения в условиях ФГОС может включать:  определение   миссии   определение   цели   развития   ДОУ   на   основе анализа результатов ее деятельности и изучения социальной среды;  описание   главных   функций     по   отношению   к   воспитателям, руководству   дошкольного образовательного   учреждения в целом, к внешней образовательной среде;   направления   деятельности,   подходы   к   содержанию   и   организации методической  работы;   концепцию   условий   и   ресурсов,   необходимых   для   эффективной работы;  новую структуру;  концепцию управления.   критерии оценки результатов. Разработка   стратегии   и   задач   перехода   к   новому   состоянию методической деятельности в условиях  ФГОС. Для   того   чтобы   осуществить   переход   от   исходного   состояния методической  деятельности к желаемому, нужен замысел этого процесса.  Определяем,   какие   задачи   по   переходу   на   ФГОС   ДО   должны   быть решены? 1 Выявить потребности педагогов в методической помощи. 2 Разработать локальные нормативные документы, регламентирующие переход на ФГОС ДО. 3 Организовать   подготовку   методического   актива   (руководителей проблемных   групп,   творческих   мастерских,   семинаров),   способных реализовывать намеченные цели методической деятельности. 4 Распределить   функции   между   сотрудниками     и   методическим активом  ДОУ.  Разработка конкретного плана действий перехода на ФГОС ДО. Вначале определяется время, необходимое на реализацию концепции. Затем   выстраиваются   этапы   преобразования   с   указанием   основных направлений   и   задач.   Под   направления   и   задачи   разрабатывается   план действий, в котором указываются основные мероприятия, сроки проведения, ответственные исполнители. В   плане   отражается     последовательность   задач,   решение   которых обеспечивается   определенными   средствами.   Фактически,   план   действий должен   стать   логическим   итогом   всей   работы   по   программированию.Четкость,   продуманность   плана   принесет   и   желаемые   результаты.   План должен   быть   скоординирован,   сбалансирован   по   ресурсам,   в   нем   должны содержаться все необходимые действия для реализации целей. Реализация   плана   перехода   на   ФГОС   предполагает   контроль   и коррекцию:   ­   диагностику   и   анализ   работы   вновь   созданных  структурных подразделений,   обобщение   полученных  данных,   соотношение   результатов   с поставленными в программе целями и задачами, рефлексию; диагностику   и   анализ   работы   творческих  (проблемных, проектных)  объединений   воспитателей,   обобщение   полученных   данных, соотношение результатов с поставленными целями и  задачами, рефлексию; выявление   результативности   и   эффективности   МР  согласно разработанным критериям; рекомендациях и распространение;     обобщение  позитивного  опыта МР, его описание в методических формулирование выявленных проблем и разработка новых целей и задач. ­ моральное и материальное стимулирование участников творческих  (проблемных, проектных) объединений, наиболее творческих воспитателей