НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.

  • Памятки
  • docx
  • 15.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В современной малокомплектной школе идёт процесс обновления содержания образования, который предполагает, прежде всего, развитие самого ученика, т.е. главным будет голос ученика, его обучение и развитие. Система критериального оценивания помогает избежать формализма в оценивании учебных достижений учащихся, задействовать каждого ученика, тем самым активизировать познавательную деятельность.
Иконка файла материала Новые подходы в обучении.docx

Калабаева Р.Т.

учитель истории

КГУ «Первомайская общеобразовательная школа»

село Первомайское,

Фёдоровский район.

.

 

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ  КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.

 

В современной малокомплектной школе идёт процесс обновления содержания образования, который предполагает, прежде всего, развитие самого ученика, т.е. главным будет голос ученика, его обучение и развитие.

Система критериального оценивания помогает избежать формализма в оценивании учебных достижений учащихся, задействовать каждого ученика, тем самым активизировать познавательную деятельность.

Главная задача школы: применять новые подходы в обучении  для формирования ключевых компетенций у учащихся в процессе реализации компетентностного подхода в обучении.

Лев Николаевич  Толстой сказал: «Тремя путями мы познаём мудрость жизни: самый лёгкий – подражание, самый благородный – размышление, самый трудный - опыт». Обучая ребёнка, очень важно задействовать его ученический опыт, чтобы учение было радостным[1,Симон Соловейчик «Час ученичества»].

В нашей школе методическая тема связана с новыми подходами в обучении, т.к. в условиях малокомплектной школы, остро встаёт вопрос о качественном преподавании предметов, с учётом интересов каждого ученика. Как же мотивировать ученика на обучение? Как добиться качественного усвоения знаний по предмету? Многие учителя увлекаются внешней мотивацией, применяют игры, презентации, видео-сюжеты и т.д. но не используют собственные мотивы ученика, его внутренний голос.

Устойчивый познавательный интерес, который необходимо постоянно активизировать, это и есть один из критериев эффективности педагогического процесса в целом!

Выявить  характер мотивации, смысл учения для школьника - значит определить меры педагогического влияния, способы работы со школьником.

Исходя из этих проблем, я применяю на уроках истории критериальное оценивание, которое систематизирует процесс обучение.[2 Бизяева «Критериальное оценивание»].

Специфика предмета история состоит в соблюдении принципа научности и историзма, понятие ребёнком важности происходящих процессов в истории нашего государства и истории стран мира.

Так , при освещении темы «Великая Отечественная война 1941-1945гг», учащиеся 9 класса  готовили   научно-практическую  конференцию, посвящённую битве за Москву .Каждый ученик(все семь учащихся) принял участие в освещении  важных героических событий тех времён, пронёс через призму своего восприятия исторического прошлого страны, соприкоснулся с трагическими событиями минувших дней. Высшей оценкой выступлений учащихся стало уважение и восхищение их знаниями более младших школьников, всех учителей.

Учитель не должен забывать о том, что обучая истории, нельзя забывать о   том, чтобы педагогические  стимулы превращались в положительные мотивы, обеспечивающие желание и активность учеников в овладении новым учебным материалом.

Так, на первых уроках  истории, вся школа пишет эссе на тему «Моя родословная», где учащиеся буквально «раскапывают» историю своей семьи, своих предков, вовлекаясь в активный процесс познания науки, тем самым у учащихся вырабатываются аналитические навыки, которые  закладывают основы гражданственности, уважения к истории нашей Родины, любви к родному краю.

 Учащиеся 11 класса, Лясота Галина и Чепиль Дмитрий, основываясь на трудах русского академика Веселовского, разгадали свои украинские корни, таким образом родилась тема для научно –исследовательской работы «Топонимия родного края», где кроме имён и фамилий, интересно трактуется названия дорог и местности, где мы живём.

Если ученику не интересно, значит изучаемый предмет не представляет ценности для него и оторван от действительности. Содержание учебного материала должно вызвать эмоциональный отклик, активизировать его познавательные психические процессы. На уроках истории необходим особый характер преподнесения материала: аналитический ,деловой, познавательность материала, интересные факты, соблюдение принципа историзма и т.д.

Учитель должен быть умелым организатором, прежде всего тьютором, который помогает овладевать знаниями, поощряя их и ведя к достижимым результатам. Цель любого урока может быть достигнута только при чёткой организации учебной деятельности: от этапа мотивационного, переходящего в операционно- познавательную сферу до рефлексивно- оценочного.

На мотивационном этапе, ученик  должен быть убёжден, что требования и алгоритм работы едины для каждого ,на этапе познавательном, учитель умело сочетает индивидуальную и групповую форму работу( в условиях МКШ- диалоговое обучение),на этапе рефлексии, важно, чтобы в оценке был качественный анализ учебной деятельности,т.е. формативное оценивание.

Конечно, групповая форма работы создаёт лучшую активизацию познавательной деятельности, чем индивидуальная. Учитель должен уметь создать атмосферу сотворчества и соразвития, работать дифференцировано, уметь увлечь в мир истории, как науки.  Умение работать с детьми с дивергентным типом мышления, позволяет учителю решать главную задачу на уроке - развивать творчество и инициативу учащихся. Так, ученица 9 класса, Барабаш Юлия, заинтересовавшись темой «Ссыльные революционеры в Казахстане», написала научно-исследовательскую работу «Бронислав Залесский», изучив его работу «Жизнь казахских степей», вышедшую впервые в Париже в 1865 году.

На каждом уроке, я стараюсь создавать ситуацию успеха, поощрять учащихся, наталкивать их на поиск интересных нераскрытых тем в истории, и тогда, каждый ребёнок будет вовлечён в процесс познания Применяя критериальное оценивание, я формирую ключевые компетенции у учащихся в процессе реализации компетентностного подхода в обучении.

Уроки истории  отличаются от других уроков тем, что мы изучаем историю развития нашей родины и человечества, со всеми её катаклизмами, победами, частичка истории  касается каждого человека  в отдельности и целых народов и стран, цивилизаций.

Сопричастность каждого ученика  к историческим процессам, любовь к родному краю, уважение к традициям многонационального Казахстана - это важные моменты   не только предметных знаний, но и практико-значимых.

В условиях  малокомплектной школы, где ученик и учитель ограничены в пространстве класса (малое количество учеников), важно создать  атмосферу доверия и совместного труда, применяя критерии успеха на уроке , заинтересованность в результатах урока, как учителя, так и ученика.