Андрей Тимофеевич Болотов – педагог
Оценка 4.6

Андрей Тимофеевич Болотов – педагог

Оценка 4.6
Документация
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
11.10.2017
Андрей Тимофеевич Болотов – педагог
Русский просветитель философ-моралист, педагог-практик, детский писатель, журналист, агроном, селекционер, экономист, Переводчик, энциклопедист, литературный критик, естествоиспытатель, администратор, врачеватель, архитектор, градо и паркостроитель, основоположник российской сельскохозяйственной науки, мемуарист, известный русский ученый, драматург, критик, художник, топограф, первый русский физиотерапевт и гомеопат. А.Т. Болотов
А.Т. Болотов - педагог.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «Русятинская основная общеобразовательная школа» Выступление на XVI Болотовских чтениях с докладом и презентацией  на тему:  Андрей Тимофеевич Болотов – педагог Выполнила: учитель ОПК Молчанова  Н.С. Русятино, 2012 г. Андрей Тимофеевич Болотов – педагог Задачи: ­ научить любить людей и жизнь, приобщая к духовным, национальным и общечеловеческим ценностям; ­ Организовывать просветительскую  помощь младшим школьникам; ­ воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны. "Лучшею наградою за весь поднятый столь великий труд было для меня собственное сознание, что  я трудился не в пустом, а в полезном и таком деле, которое некогда не только сынами нашими и  внуками, но и правнуками и дальнейшими потомками обратится в пользу".  А. Т. Болотов  Русский просветитель философ­моралист, педагог­практик, детский писатель, журналист, агроном,  селекционер, экономист, Переводчик, энциклопедист,  литературный критик, естествоиспытатель,   администратор, врачеватель, архитектор, градо и паркостроитель, основоположник российской  сельскохозяйственной науки, мемуарист, известный русский ученый, драматург,  критик, художник,  топограф, первый русский физиотерапевт и гомеопат А.Т. Болотов стал одним из русских педагогов­просветителей. Его отличали  ­ острый, пытливый ум, ­ энциклопедизм, ­ тяга к самообразованию и труду, убеждённость в  необходимости образования и  воспитания.         Идеал личности для А.Т. Болотова – это человек, обладающий совокупностью таких качеств, как ум, одарённость, образованность, стремление к самосовершенствованию; примерное поведение и  нравственное отношение к другим людям; чувство гражданского долга, деловые качества; искренняя  любовь и почтение к Богу.    Этот личностный идеал имеет много общего с соответствующими  представлениями других деятелей русского Просвещения ­ И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, М.В.  Ломоносова, А.Н. Радищева, В.Н. Татищева. А.Т. Болотов занялся педагогикой в силу обстоятельств: необходимо было образовывать собственную  жену (на момент брака Александре Михайловне Кавериной исполнилось четырнадцать лет), пятерых  детей; решать образовательные задачи, налагаемые на него положением помещика­землевладельца и  должностью управляющего Богородицкой волостью Тульской губернии  В разное время в доме А.Т. Болотова подолгу жили и воспитывались дети родственников и близких  знакомых, соседей по имению, а позднее и родные внуки писателя. Он обучал воспитанников основам  философии, морали, нравоучению, грамоте, письму, физике, географии, математике (арифметике и  геометрии), рисованию, началам землемерия, практическим предметным действиям с различными  инструментами (астролябией, электрической машиной). Содержание учебного материала, используемого А.Т. Болотовым было авторским, так как из­за  отсутствия каких­либо педагогических и методических изданий он вынужден был самостоятельно  «выбирать из всех наук нужнейшие вещи и предлагать.. приятным и таким образом, чтоб… дети  понимать могли» [4: Т. 2: 46].          В вопросах, касающихся богословия, устройства Вселенной, физики, ботаники, минералогии,  нравоучения и морали, А.Т. Болотов предлагал учащимся материалы из своей «Детской философии»  (двух опубликованных и восьми оставшихся в рукописи частей). Он обучал детей также геометрии,  географии, рисованию, предметным действиям с различными инструментами. Содержание конкретного учебного материала он подбирал, используя различные книги, имеющиеся в его библиотеке, поскольку,  изданные к тому времени немногочисленные детские учебные пособия были ему недоступны. А.Т. Болотов предпочитал индивидуальные и групповые занятия с детьми в неформальной домашней  обстановке: как правило, он читал им избранные страницы из «Детской философии», устно, с  использованием доступной наглядности и опытов объяснял учебный материал.  Направления практической педагогической деятельности  А.Т. Болотова  • • • • семейное воспитание и образование;  организаторская деятельность в образовании;  факультативное образование;  театральная педагогика. Принципы педагогической  и литературно­педагогической деятельности:  ­ научность и доступность,  связь обучения с жизнью, систематичность и наглядность;  сознательность,  активность и самостоятельность учащихся; соединение обучения и воспитания с трудом; эстетизация  детской жизни.  Сущность педагогической концепции А.Т. Болотова Цель – человек должен знать и исполнять свои обязанности перед Богом, другими людьми и самим  собой. Иначе говоря, целью воспитания является человек эпохи Просвещения, идеал которого прописан  во всех философских, мемуарных и педагогических сочинениях А.Т. Болотова.      Средства ­ воспитание и образование через ежедневное общение и совместную учебно­трудовую  деятельность, учебные занятия, нравственные беседы, чтение с применением специально подобранных  (или специально написанных) педагогических трудов и произведений для детей.       Результат – развитая личность, высокообразованный, культурный, творческий человек, стремящийся к  изучению окружающего мира; убеждённый христианин с твёрдой нравственной и гражданской позицией.  Такой человек сможет служить Отечеству научной, творческой или государственно­административной  деятельностью в соответствии со своими способностями. Три  группы литературных трудов, имеющих педагогическое значение:  нравоучительные сочинения, где А.Т. Болотов раскрывает и обосновывает свои нравственные и  моральные жизненные правила, даёт оценку различным общественным явлениям с педагогической точки  зрения; мысли, изложенные в данных трудах, имеют заметную этическую и воспитательно­назидательную направленность ­ «Памятная книжка, или собрание различных  нравоучительных правил»,  ­ «Опыт нравоучительным сочинениям»,  ­ «Забавы живущего в деревне» ­ «Различныя нравоучительныя сочинения, переведённыя из разных книг»,  ­ «Переводы сочинений различных авторов,  преимущественно из периодических изданий»,  ­ «Опыт нравоучительным сочинениям» философские труды, которые раскрывают сущность и целесообразность его собственной  философии достижения благополучия, основанной на глубокой вере в Бога, знании и исполнении  долга перед ним, другими людьми и самим собой  ­ «Путеводитель к истинному человеческому счастью», в 3­х частях, 1784   ­ «Старик со внуком»,  ­ «К человеку, хотящему быть счастливым»;  ­ «Чувствования христианина при начале и конце каждого дня, относящиеся к самому себе и к Богу  »,1781 г. ­ «О душах умерших людей», ­ «Утренники семидесяти­семи летнего старца», ­ «Собеседование с Богом и с самим собою», ­ «К человеку, хотящему быть счастливым», ­ «Ни то ни сё, или Кое­что, могущее служить в пользу тому, кто иметь её хочет» Произведения для детского чтения имеют характер энциклопедий, написанных в форме разговоров  наставника и ученика, вопросов и ответов, т.е. катехизической беседы. В доступной детскому сознанию  форме они отражают религиозно­философские представления автора, формируют у читателя  естественнонаучные знания из курсов астрономии, географии, физики, ботаники, минералогии и т.д.  ­ «Детская философия»  ­ «Кунсткамера душевная»,  ­ «Сельская академия»,  ­ «Детская богословия»,  ­ «Детская библиотека, или книга, могущая для детей одна служить вместо многих»,  ­ пьесы «Честохвал», «Нещастныя сироты» драма в 3 действиях, 1784; и «Награждённая  добродетель» ­ Существенное значение для понимания педагогической концепции А.Т. Болотова и для истории  педагогики имеют также его мемуары «Детская философия, или нравоучительные разговоры между одной госпожой и её детьми,  сочинённые для споспешествования истинной пользы молодых людей»  Издана в Москве в 2­х частях (1776­1779) – одна из первых  российских энциклопедий, написанных на  отечественном материале и предназначенных специально для детского и юношеского чтения,  отличающаяся от прочих особой доступностью изложения, систематичностью и разнообразием,  обширностью сведений, применением методических приёмов, способствующих пониманию и усвоению  материала. Книга опередила своё время на три десятилетия ­ первое национальное издание подобного  рода «Детская энциклопедия, или Новое сокращение всех наук» увидело свет лишь в 1802 г Впоследствии Болотов написал продолжение этой книги, в 8 частях, оставшихся в рукописи  ЗАПИСКИ  «Жизнь и приключения  Андрея Болотова, написанные самим им для своих  потомков». Многотомный труд, который Болотов писал около тридцати лет, с 1789 по 1816 года.  Он ярко изобразил внутренний быт русского общества за всё XVIII столетие, начиная с 1738 года, касаясь самых разных его  сторон. Эти «Записки» — главнейший из материалов для истории русского быта; они дают  любопытнейшие подробности о домашнем и общественном воспитании русских дворян, сведения об их  провинциальной и столичной, домашней и общественной жизни, об их военной и домашней службе.  Кроме того, «Записки» дают понятие о состоянии сельского хозяйства, русской литературы, науки и  книжной торговли и довольно подробно говорят об участии России в войне с Фридрихом II и о войнах  Екатерины с турками, поляками и шведами. В 1784 г. в г. Богородицке была основана первая в Тульской губернии общеобразовательная школа для крестьянских  детей ­ волостное училище.     Создание этой школы было связано с именем А.Т. Болотова.      А.Т. Болотов взял на себя все труды по организации его работы: нашёл помещение; способствовал наполняемости учебного заведения; нашёл учителя, обладавшего  высокими профессиональными и личностными качествами. Им лично были отобраны тридцать   крестьянских   затем обучались грамоте, пению, игре на музыкальных инструментах. Основная цель обучения заключалась в подготовке певцов, музыкантов и грамотных слуг для имения графа А.Г.   мальчиков, которые Бобринского (сына императрицы Екатерины II и Григория Орлова), а также мелких волостных  чиновников.   Открытая А.Т. Болотовым школа фактически оказалась государственной, поскольку мальчики  содержались на казённый счёт.  театральной педагогики   А.Т. Болотов стал также одним из родоначальников отечественной  создан первый в России детский домашний театр, дающий публичные выступления на регулярной  основе. А.Т. Болотов был режиссёром, постановщиком, преподавателем актёрского мастерства,  декоратором, костюмером и т.д.      – им был • Репертуар театра включал такие пьесы, как «Безбожник» М.М. Хераскова, комедии  «Пустынник», «Три брата ­ совместника», «Рогоносец по воображению», «Приданое обманом»  А.П. Сумарокова, «Отгадай ­ не скажу» М.И. Попова, «Новоприезжие» Ле­Грана в интерпретации А. Волкова, «Необитаемый остров» ­ вольный перевод оперы П.А.Д. Метастазио «Ботвинья»,  «Подражатель» неизвестного русского автора К сожалению, просуществовал театр недолго: с 1779 по 1781 годы. Его существование прекратил  большой пожар в усадьбе.  А.Т. Болотовым были созданы три театральные пьесы:  «Честохвал» (1779),  «Нещастныя сироты» (1780),  «Награждённая добродетель» (1781)         Отличительной чертой пьес стало то, что они были написаны для конкретной группы детей, с учётом  их возрастных и индивидуальных особенностей. Это были первые русские пьесы, целенаправленно  написанные для детского исполнения.                  В них автор преследовал воспитательные цели - - - - совершенствовать нравственное восприятие мира и морально­этическое поведение; высмеять негативные качества характера;  показать достойные порицания пороки;  представить подрастающему поколению идеал для подражания в виде благонравных детей в  комплексе с целями эстетического воспитания  - формирование и удовлетворение творческих потребностей и интересов детей, - развитие в них эстетического восприятия мира, литературно­художественного вкуса).  "Эпитафия, написанная неупражнявшимся в стихосложении, и вырезанная на мавзолее с другой  стороны Биографической надписи." А. Т. Б. Не знатностью и не чинами  Отечеству известен был;  И не украшен орденами, Не витьеватыми речами, Общеполезными трудами, Религию он уважал, ревностно их защищал  Христа Спасителя любил. Не воздавал он злом за Врагам своим творил За все Творца вознагражденье  Он Всегда миролюбив, незлобен,  зло; И быв ко мщенью не способен,  добро. Стяжав смиренное терпенье,  благодарил; И то Него в  много­летство получил… Честнейшим человеком слыл.— прилежнейший писатель был; Он благодарность заслужил. Божественны уставы чтил; И

Андрей Тимофеевич Болотов – педагог

Андрей Тимофеевич Болотов – педагог

Андрей Тимофеевич Болотов – педагог

Андрей Тимофеевич Болотов – педагог

Андрей Тимофеевич Болотов – педагог

Андрей Тимофеевич Болотов – педагог

Андрей Тимофеевич Болотов – педагог

Андрей Тимофеевич Болотов – педагог

Андрей Тимофеевич Болотов – педагог

Андрей Тимофеевич Болотов – педагог
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2017