МКОУ СОШ 19 г. Хасавюрт
Подготовила и провела: Саипова З.М.
социальный педагог
Цель: выявить уровень правовых знаний и правовой культуры обучающихся старших классов.
Инструкция: прочитай вопрос. Выбери тот ответ, который ближе тебе или допиши ответ своими словами.
ВОПРОСЫ
1. Назови твои основные права и обязанности перед обществом?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В чем ты видишь различие между аморальным и противоправным поступком?
__________________________________________________________________________
3. Как ты считаешь, кто должен нести ответственность за твой плохой поступок?
- учителя
- родители
- общественные организации
- твои друзья
4. Как ты поступаешь в том случае, когда уверен, что об этом никто не узнает?
– думаешь о том, что тебе выгодно;
– поступаешь так, как считаешь правильным;
– думаешь о том, что скажут твои друзья.
5. Можно ли избежать ответственности за совершение преступления?
– можно;
– нельзя;
– в зависимости от возраста
6. Как бы ты поступил, если бы в совершенном тобой преступлении обвиняли другого человека?
– не сознался бы;
– сознался бы в своей вине;
– молчал бы
7. Как бы ты поступил, если для оправдания невинного человека нужно было назвать своего друга – действительного виновника?
– старался бы выгородить;
- сказал правду;
– смолчал.
Результаты анкетирования
В опросе приняли участие ученики 7 - 11 классов. Всего 153 человека.
Анкета состояла из следующих вопросов:
1. Назови твои основные права и обязанности перед обществом?
Уровень ответов возрастает в старших классах.
Если в 7 классе отвечают:
– слушаться старших, не оговариваться;
– помогать старшим;
– не загрязнять окружающую среду;
– дружить со всеми;
– быть добрым;
– право на бесплатное образование и трудоустройство,
то в 10–11-х классах ответы следующего характера:
– на жизнь, образование, здравоохранение;
– обязанности в кодексах, права отсутствуют;
– права указаны в конституции;
– соблюдение моральных и правовых норм;
2. В чем ты видишь различие между аморальным и противоправным поступком?
Около половины опрошенных (72) ученика не смогли ответить, 35 - дали правильный ответ, остальные – не видят разницы между двумя этими поступками.
3. Как ты считаешь, кто должен нести ответственность за твой плохой поступок? 26 учеников считают, что родители, 34 – учителя, 93 – не выбрали из предложенных вариантов, а предложили свой: «Я сам»
4. Как ты поступаешь в том случае, когда уверен, что это никто не узнает? Большинство выбрали второй вариант ответа.
5. Можно ли избежать ответственности за совершение преступления?
Были предложены и другие ответы следующего плана:
– «можно, если дать взятку»;
– «нельзя, если деньги не заплатишь»;
– «зависит от многих факторов».
6. Как бы ты поступил, если бы в совершенном тобой преступлении обвиняли другого человека?
Все единодушно ответили, что сознались бы (хочется верить)
Характерные ответы:
– «сознался, ведь это останется в душе и всегда будет тяжело»;
– «лучше горькая правда, чем сладкая ложь»;
– «тайное всегда становится явным и когда-нибудь это раскроется».
7. Как бы ты поступил, если для оправдания невинного человека нужно было назвать своего друга – действительного виновника?
Сказать правду готовы лишь 48 из 153 учеников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.