ПЛАН
1. Характерные черты и периодизация античной философии
2. Философские школы досократического периода
3. Философские взгляды классического периода
4. Философские школы эллинистическо-римского периода
Возникновение античной философии
VI век до н.э. – возникновение античной философии в городах-государствах Средиземноморья
Общая характеристика античной философии
Античная философия — это философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с VII в. до н.э. Античная философия возникла в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, собственно Греции — в Афинах, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Античная философия внесла исключительный вклад в развитие мировой цивилизации. Именно здесь зародилась европейская культура и цивилизация, здесь истоки западной философии, почти всех ее последующих школ, идей и представлений.
Особенности
Античная философия зародилась не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с научными знаниями - математическими, естественно-научными, с зачатками политических понятий, а также с мифологией и искусством. Духовное развитие в VII—IV вв. до н.э. шло от мифологии и религии к науке и философии.
Возникают два основных типа философского мировоззрения — материализм («линия Демокрита») и идеализм («линия Платона»).
Возникают два противоположных основных метода мышления — диалектика и метафизика. Античная философия была первой исторически известной формой диалектической философии.
В широком смысле слова термин «античность» (лат. antiquus – древний) означает «древность». В узком смысле с понятием «античность» связывают историю и культуру Древней Греции (Эллады) и Древнего Рима.
Этапы развития западной философии
Античная философия
(VIIв.до н.э.-Vв.н.э.)
Средневековая философия
(V-XIII вв.н.э.)
Философия эпохи Возрождения
(XIV-XVI вв.н.э.)
Философия Нового времени
(XVII-XVIII вв.н.э.)
Современная философия (XIX-XXI вв.н.э.)
Таблица
«Периоды развития античной философии»
Период ранней греческой философии | VI век до н.э. |
Период расцвета античной философии | V-IV вв. до н.э. |
Период заката античной философии | Вторая половина |
Период упадка античной философии и зарождение христианской философии | I – VI вв. |
Основные периоды развития античной философии
I период - досократический (VII-Vвв. до н.э.)
II период - классический (сер.V- конец IV вв. до н.э.)
III период - эллинистический (конец IV-II вв. до н.э.)
IV период - римский (I в. до н.э.-V в.н.э.)
Краткая характеристика
досократической философии
Демократические философские школы Древней Греции возникли в VII—V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах
Философские школы
Философия натуралистической ориентации
Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит)
Пифагорейская школа (Пифагор, Архит Тарентский)
Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс)
Атомистика (Левкипп, Демокрит)
Иные философы (Эмпедокл, .Анаксагор)
Философия гуманистической ориентации
Софистика (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт). Софисты совершили революцию, сместив философскую рефлексию с проблематики природы и космоса на проблему человека и его жизни как члена общества. Софисты - это феномен столь же необходимый, как Сократ и Платон; последние без первых немыслимы.
Милетская школа
Фалес Милетский
640/624-548/545 до н.э.
Анаксимандр
610-547/540 до н.э.
Анаксимен
585-525
до н.э.
Милетская школа
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА возникла на рубеже VII-V ни. до н.э. в Милете –крупнейшем греческом торгово-ремесленном полисе в Малой Азии
Характерные черты
Натуралистический подход в понимании Природы и Космоса.
Поиск первоначала — субстанции, из которой возник окружающий мир. Первовещество понималось не как мертвая и косная материя, а как вещество живое и в частях, наделенное душой и движением (пантеизм).
Решение философских и естественно-научных вопросов увязывалось с практической деятельностью. Знания были не только основой для практическогоприменения, но прежде всего элементами цельного мировоззрения. Мировоззрение это в своей сущности натуралистическое.
Развитие астрономических, математических, физических и биологическихзнаний; конструирование первых научных приборов (солнечные часы, модельнебесной сферы и т.п.).
Центральный вопрос Милетской школы
Что есть начало всех вещей?
Вода (Фалес)
Апейрон
Воздух
(Анаксимен)
Анаксимандр (610-547 до н.э.)
Основные взгляды:
Первоначало всего сущего — «апейрон» — вечная, бесконечная субстанция, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится.
Бог — первопричина, а Боги становятся мирами, универсумами, коих множество, и они-то циклически возникают и гибнут.
Мир состоит из серий противоположностей, определяющих генезис Космоса.
Центр Вселенной — Земля, представляющая собой срез цилиндра, который парит в воздухе.
Фалес (625-547 до н.э.)
Основные взгляды:
Первоначало всего сущего — вода — «фазис», жидкий, текучий, а то, что мы пьем, — лишь одно из его состояний. Вода соотносится с божественным началом.
Неживая природа, все вещи имеют душу (гилозоизм).
Центр Вселенной — Земля, представляющая собой плоский диск, покоящийся на воде.
Вселенная полна богов.
Анаксимен (585-525 до н.э.)
Основные взгляды:
Первоначало всего сущего — воздух, который проходит в своем изменении ряд этапов: огонь — воздух — ветры-облака — земля — камни. Воздух, входящий в вышеуказанный ряд, не тождественен с первоначалом.
Воздух — источник жизни и психических явлений.
Земля — плоский диск, парящий в воздухе.
Боги отождествляются с Природой.
Философия пифагорейцев
ПИФАГОРЕЙЦЫ - последователи Пифагора
(2-я половина VI — начало V ни. до п.».),
древнегреческого философа и математика, основавшего
в греческом городе Кротоне религиозный союз
Пифагор Самосский
570-490 до н.э.
Числа – основа и начало всякой вещи
Суть каждого явления может быть записана в цифровом ряде
Характерные черты пифагорейской школы
Возникла она как некое братство или религиозный орден, подчиненныйстрогим правилам общежития и поведения.
Учение воспринималось как тайна, знать которую позволялось лишь адептам и разглашение которой строжайше запрещалось.
Пифагорейский союз представлял собой реакционную партийную организацию аристократии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.