Арт-терапия

  • Памятки
  • docx
  • 22.11.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

"Арт-терапия - направление психотерапии, основанное на решении психологических проблем личности путем вовлечения человека в разыгрывание несвойственной ему роли.". Термин «арт-терапия» (art therapy) впервые появился в 1940-х годах в США и Великобритании в работах таких авторов, как М. Наумбург и А. Хилл для обозначения разных форм психосоциальной поддержки пациентов с психическими и соматическими заболеваниями, основанной на их занятиях изобразительной деятельностью. Среди пионеров арт-терапии на Западе было немало художников, хотя интерес к использованию изобразительных средств с целью лечения проявляли также врачи-психиатры и психоаналитики.
Иконка файла материала Art.docx
"Арт-терапия - направление психотерапии, основанное на решении психологических проблем личности путем вовлечения человека в разыгрывание несвойственной ему роли.". Термин   «арт­терапия»   (art   therapy)  впервые   появился   в  1940­х   годах   в  США  и Великобритании в работах таких авторов, как М. Наумбург и А. Хилл для обозначения разных   форм  психосоциальной   поддержки  пациентов  с  психическими  и   соматическими заболеваниями,   основанной   на   их   занятиях   изобразительной   деятельностью.   Среди пионеров арт­терапии на Западе было немало художников, хотя интерес к использованию изобразительных   средств   с   целью   лечения   проявляли   также   врачи­психиатры   и психоаналитики. АРТ-ТЕРАПИЯ ПРИМЕНЯЕТСЯ: при психологических травмах, потерях; кризисных состояниях; внутри- и межличностных конфликтах; постстрессовых, невротических и психосоматических расстройствах; при возрастных кризисах;при развитие креативности; при развитие целостности личности. Цели арт­терапии 1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам  (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом  выпустить "пар" и разрядить напряжение). 2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания  часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе  вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания. 3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты  художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт  их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений. 4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные  средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных  переживаний и убеждений. 5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в  художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и  взаимного принятия. 6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка  предусматривают упорядочивание цвета и форм. 7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным  искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию. 8. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктомарттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления  скрытых талантов и их развития.  Основными функциями арт ­ терапии являются: Диагностическая. Рисунок - особый документ и содержит очень много информации об авторе. Рисунок всегда символичен, всегда выражает наличное состояние автора, как бы тот ни старался его скрыть. Здесь очень важно понять один момент. Можно ли по рисунку ставить диагноз? Нет и еще раз нет. Может ли рисунок помочь поставить диагноз? Да, вне всякого сомнения Терапевтическая– собственно исцеление личности с помощью искусства, возвращение личности к психологической целостности.  катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний);  регулятивная (снятие нервно­психического напряжения, регуляция психосоматических  процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);  коммуникативно­рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).  Научно­теоретические и организационные задачи  арт ­ терапии: ­разработка научно­теоретических основ использования средств искусства в системе  коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии;  — научное обоснование возможностей и путей компенсации различных отклонений в развитии  детей средствами искусства и художественной деятельности;   — совершенствование системы организации коррекционной помощи средствами искусства в  специальных образовательных учреждениях и подготовка специалистов для реализации этой задачи .Частные задачи арттерапии:  — адаптация имеющихся арт ­ терапевтических методик и использование их в системе  психокоррекционной помощи детям с нарушениями развития (слуха, зрения, речи, опорно­ двигательного аппарата, имеющими задержку психического развития, умственную отсталость);  — выявление особенностей и определение эффективности использования арттерапии в  психокоррекционной работе с детьми в специальном образовательном учреждении;  — разработка арттерапевтических технологий, обеспечивающих коррекцию нарушений в развитии  детей с проблемами;  — коррекция вторичных отклонений в развитии личности ребенка, гармонизация и социальная его  адаптация в культурно­образовательном пространстве посредством арттерапевтических методик. В образовательной среде арт-терапевтические методы применяются как средство гармонизации внутренних процессов, активизации процесса рефлексии, как инструмент для развития и саморазвитияличности, как путь к разрешению социальных конфликтов, налаживанию и выстраиванию отношений в группе и др. Можно выделить несколько направлений, арт-терапевтические методы являются незаменимым инструментом: -индивидуальная работа по развитию и коррекции эмоционально- волевой сферы: -групповые развивающие занятия: по развитию коммуникативных навыков, группы личностного роста, социальной адаптации, снятия напряжения; -психологическое консультирование; -семейное консультирование. Основными этапами арт - терапевтического метода являются: 1.Свободная активность перед творческим процессом. 2.Процесс творческой работы. 3.Интуитивное познание: процесс рассматривания. 4.Процедура “Что ты видишь?”:описание, исследование, взаимосвязь компонентов, связывание и интеграция. Данный этап работы является очень важным (кульминационным) моментом: -задавая вопрос: “Что ты видишь?”, - психолог приглашает ребенка описать то, что тот увидел на своей картине, т.е. вводит его во внутренний мир; -другой аспект касается чувств ребенка - то, что его слушают, означает начало доверия; Существует две формы арттерапии: пассивная и активная. При пассивной форме клиент "потребляет" художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения. При активной форме арттерапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д. СМЕШАННАЯ ­ клиент использует имеющиеся произведения искусств (музыкальные произведения, картины,  сказки) для создания своих продуктов творчества  Виды:В классическом понимании арт­терапия подразумевает только такие традиционные виды творчества,   как:   рисование,   живопись,   графика,   лепка   и   фотография.   Но   современная жизнь   вносит   свои   коррективы,   дополняя   классические   виды   арт­терапии   такими методиками как песочная и сказкотерапия, драмотерапия, библиотерапия, музыкотерапия, цветотерапия, игротерапия и т.д. Успешно применяется и совокупность различных методик. Подобный комплексный подход получил название арт­синтезтерапии и объединил разнообразные методики в единое целое, ведь многие виды искусства легко сочетаются. Например, театр и драматургия, риторика и стихосложение, игротерапия и оригами. Не удивительно, что количество видов и методик постоянно увеличивается. 1. Арт­терапия   в   узком   смысле   слова —   рисуночная   терапия,   основанная   на изобразительном искусстве. 2. Библиотерапия   (в   том   числе сказкотерапия) —   литературное   сочинение   и творческое прочтение литературных произведений. 3. Музыкотерапия 4. Драматерапия 5. Танцевальная терапия 6. Куклотерапия 7. живопись,  8. графика,  9. фотография,  10.рисование  11. лепка. 12. Изотерапия — лечение средствами изобразительного искусства, лепкой, рисованием, декоративно­ прикладным искусством. 13. Библиотерапия — воздействие чтением. 14. Имаготерапия — лечебное воздействие через образ, театрализацию. 15. Музыкотерапия — лечебное воздействие через восприятие и исполнение музыки.16. Вокалотерапия — лечебное воздействие исполнением песен. 17. Танцетерапия — воздействие танцем и движением и др. 18. Коррекционная ритмика — воздействие через гимнастику и движение. Где применяется арт­терапия Арт­терапия эффективна при работе со всеми возрастными группами. Детям, подросткам и   взрослым   метод   позволяет   избавиться   от   негативных   эмоций,   учит   расслабляться, принимать важные решения, способствует повышению самооценки, развивает мышление и память. К занятиям можно приступить в любое время, ведь специальная подготовка для пациентов   не   требуется.   Метод   применим   как   в   индивидуальной,   так   и   в   групповой психотерапии. Групповые занятия помогают развить социальные навыки, а также помочь другим образовательным и воспитательным методам. Актуальна   арт­терапия   в   психологии,   ведь   все   люди   сталкиваются   с   проблемой межличностных   отношений.   Арт­терапия   не   только   позволяет   выразить   свои   страхи, эмоции и чувства, но и позволят адаптироваться к жизни в обществе, понять окружающий мир, научиться понимать других людей. Многие во время занятий открывают творческие способности и таланты, о существовании которых не знали. Арт­терапия   успешно   используется   для   социальной   адаптации   инвалидов   к   жизни   в обществе, предоставляя им новые возможности для общения. При этом чтобы выразить свои мысли, им совершенно не обязательно прибегать к вербальному общению. В последние годы к арт­терапии прибегают и в школах. С её помощью педагоги могут реализовать   воспитательную,   развивающую,   психотерапевтическую,   коррекционную   и диагностическую функции. Показания к применении.     на   душе всегда,   когда Арт­терапию   можно   применять   плохо. впервые как метод психологической коррекции лечение искусством было применено во время Второй мировой войны в США, где этим методом лечили детей, вывезенных из Европы.   Многие   из   этих   детей   пережили   настолько   сильные   психические   травмы, справиться с которыми мог бы не каждый взрослый, однако психическими больными они не являлись.   Специалистам   же   было   очевидно,   что   если   ничего   не   предпринимать,   то пережитое «законсервируется» в подсознании, но будет источником весьма серьезных как психических, так и соматических проблем. Арт­терапия зарекомендовала себя настолько хорошо, что и по сей день рассматривается как один из лучших способов психотерапии потерь.АРТТЕРАПИЯ В СИСТЕМЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ ..Принципы психокоррекционной работы с детьми с проблемами в нашей стране основаны на фундаментальных положениях отечественной общей, возрастной и специальной психологии о том, что личность — это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Д. Б.Эльконин и др.). Формирование личности ребенка и коррекция отклонений в развитии осуществляется только в общении со взрослым и сверстниками и происходит прежде всего в той деятельности, которая на определенном этапе онтогенеза является ведущей. В психокоррекционной работе с детьми с проблемами выделяются следующие основные принципы. Принцип единства коррекции и развития. Это означает, что целенаправленная коррекционная работа осуществляется только на основе клинико-психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей развития и характеристики нарушений. Принцип единства диагностики и коррекции развития. Цели и содержание коррекционной работы могут быть определены только на основе комплексного, системного, целостного, динамического изучения ребенка, его дифференциально-диагностического обследования. Осуществляя коррекционную работу, необходимо фиксировать происходящие изменения в состоянии ребенка, при этом сам процесс коррекции дает материал для более полной диагностики. Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации. Вся система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами. Коррекция и компенсация — это не рядоположенные понятия, а тесно увязанные процессы, которые обусловливают друг друга и не могут рассматриваться один без другого. Цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом — компенсацией нарушения. Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития. Определяет индивидуальный подход к ребенку и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития с учетом сензитивных периодов, понимания значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка."Принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия. Позволяет оказать помощь ребенку и его родителям. Выбор методов, композиция модели из нескольких методов определяется в зависимости от целей, задач программы оказания ребенку помощи, возрастных и индивидуальных особенностей и организации условий проведения. Принцип личностно ориентированного и деятельностного подхода в осуществлении коррекционной работы. Этот принцип основан на признании развития личности в деятельности, а также того, что активная деятельность самого ребенка в рамках ведущей для возраста деятельности является движущей силой его развития (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. Н. Мясищев и др.) Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе с ребенком с проблемами. Предполагает организацию «атмосферы успеха» для ребенка, веры в ее положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к коррекционной работе с ребенком (семьи, детского сада, школы). Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, субъектом которой он является (Л. С. Выготский, Л. А. Венгер и др.). Развитие ребенка происходит в системе отношений с близкими ему людьми, взрослыми. Особенности межличностных отношений, общения, форм совместной деятельности и способов ее осуществления составляют важнейший компонент развития, определяют зону его ближайшего развития. Успех коррекционной работы с ребенком наряду с другими составляющими зависит и от сотрудничества с родителями. Психокоррекция, используемая в практике работы с детьми с проблемами, включает в себя различные методики, среди которых особо выделяются арттерапевтические. Можно отметить два механизма психологической коррекции с помощью арттерапии (О. А. Карабанова, 1997): — когда искусство позволяет в своеобразной символической форме переконструировать травмирующую ситуацию и найти выход из нее, используя креативные способности ребенка ( т.е. это искусство позволяет в индивидуальной форме заново сконструировать травмирующую ситуацию которая была, и находят выход из нее, за счет способности ребенка); — когда под воздействием искусства появляется эстетическая реакция, изменяющая действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение» (Л. С. Выготский, 1987).( т.е. когда под воздействиемснижение эмоционального тонуса, искусства появляется эмоциональное отреагирование изменяющая действие «от кратковременного сильного нервного возбуждения к приносящему наслаждение») Показателями для использования арттерапии в коррекционной работе с детьми с проблемами развития являются нарушения в развитии личности: — отклонения в развитии психоэмоциональной сферы (эмоциональная депривация, переживание эмоционального отвержения, чувства одиночества, трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, лабильность, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции); — нарушение коммуникативно-рефлексивных процессов (наличие конфликтных межличностных отношений, внутрисемейных ситуаций, негативная «Я-концепция», низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самоприятия); — психосоматические отклонения в развитии (в дыхательной, сердечно-сосудистой, двигательной, "...вегетативной и центральной нервной системах "...Использование арттерапии в специальном образовании предполагает две формы организации: индивидуальную и групповую. Однако, несмотря на различия, групповая и индивидуальная формы едины в том, что фокусом психокоррекционного воздействия в том и другом случаях является каждый ребенок, а не группа в целом форма организации определяется характером нарушений в развитии ребенка и коррекционными задачами. Если проблемы ребенка лежат в сфере эмоциональных отношений и эмоционального развития, более эффективно на начальном этапе использование индивидуальной формы арттерапии; а когда трудности в развитии ребенка концентрируются вокруг социального приспособления, то предпочтительной работы. Арттерапевтические методики в психокоррекции способствуют гармонизации личности детей с проблемами через развитие обеспечивают способностей самовыражения и самопознания, коррекцию ребенка, психофизиологических процессов посредством соприкосновения с искусством. психоэмоционального групповая форма является состояния"...НЕКОТОРЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ Одним из ведущих принципов патопсихологического исследования является качественный  системный анализ исследуемых особенностей психики. Этот принцип обусловлен теоретическими  положениями отечественной психологии, согласно которым психические процессы формируются  прижизненно в процессе деятельности человека, его общения с другими людьми (Л. С. Выготский,  А. Н. Леонтьев и др.). Поэтому патопсихологический эксперимент должен быть направлен не на  измерение отдельных психических процессов, а на исследование человека, совершающего реальную деятельность, на анализ механизмов нарушения деятельности и возможностей ее восстановления. Направленность экспериментально­психологических приемов на раскрытие качественной  характеристики психической деятельности особенно важна при исследовании детей с  отклонениями в развитии (поскольку развитие ребенка, пусть и в специфических условиях,  продолжается). Психологическое исследование не должно ограничиваться констатацией  имеющихся у ребенка нарушений, оно должно выявлять его потенциальные возможности. "...Второй ведущий принцип — выявление не только нарушенных, но и сохранных сторон деятельности.  Именно с опорой на сохранные функции строится коррекционная работа. Недостаточно только  выявить дефектные звенья деятельности; нужно определить и точки опоры для психолого­ педагогической коррекции. Именно с учетом сохранных функций подбирается тактика  психокоррекционной работы — например, у ребенка есть первичные нарушения речи, но сохранна  потребность в общении, и в коррекционной работе мы будем опираться именно на эту сохранную  потребность.  Третий важный принцип психодиагностического исследования — апелляция к личности.  Эксперимент должен выявлять и учитывать не только особенности познавательной деятельности,  но и личностные отношения ребенка. Ни одно психологическое явление не может быть понято без  учета мотивов, потребностей, целей, ценностей человека, его отношения к себе и миру. "...Исследование личности ребенка с отклонениями в развитии — сложная задача, и поэтому  необходимо остановиться на ее специфике. Дело в том, что возможности применения  традиционных подходов к диагностике личности и межличностных отношений в известной степени  ограничены. В первую очередь это касается таких методов, как опросники и проективные методы "...Опросники. Они представляют собой набор особым образом составленных вопросов, на  которые человек должен обычно отвечать «да» или «нет». Соотношение этих ответов после  специальной обработки дает характеристику тех или иных особенностей личности —  эмоциональной устойчивости, агрессивности, интраверсии­экстраверсии, тревожности,  акцентуаций характера и т. п.  Сами вопросы иногда имеют довольно сложную формулировку. Дети с отклонениями в развитии  могут испытывать большие трудности в понимании вопросов, поскольку для этого необходим  достаточно большой пассивный словарь, знание грамматических правил и пр. Проективные методы. В основу построения проективных методов положено представление о том, что в творчестве человека, его предпочтениях, интерпретации событий проявляются скрытые  неосознаваемые побуждения, конфликты, переживания, характеризующие личность, которые он  проецирует на те или иные персонажи, объекты, явления. Обследование с помощью этих методик  предполагает создание ситуации неопределенности, поскольку она стимулирует проекцию.Стимульный материал, предъявляемый в обследовании, может толковаться разными способами —  важно отношение, которые он вызывает, личностный смысл, ассоциации. "...В психодиагностической практике широко используются тест Роршаха; тематический  апперцепционный тест (TAT; в детском варианте CAT); фрустрационный тест Розенцвейга; тест  незаконченных предложений; тест цветовых предпочтений Люшера и производные от него;  рисуночные тесты. Пример некоторых тестов: Тест Роршаха проводится с помощью своеобразного стимульного материала — стандартных  таблиц с симметричными слабоструктурированными изображениями (такие изображения  получаются, если на середину листа бумаги налить краски, сложить лист пополам, а потом  развернуть). Обследуемый должен ответить на вопрос «Что изображено на рисунке, на что это  похоже?». Полученные ответы обрабатываются и формализуются с помощью специально  разработанной системы. Помимо диагностики общей направленности.. личности, этот тест позволяет получить данные о степени реалистичности восприятия  действительности, эмоциональном отношении к окружающему миру, тенденции к беспокойству,  тревожности Тематический апперцепционный тест в качестве стимульного материала использует нечеткие  сюжетные картины, допускающие различное понимание и толкование (во взрослом варианте  персонажи картин — люди, в детском — животные). Задача испытуемого — составить по  картинкам рассказ, в котором описываются события, приведшие к данной ситуации, происходящие  в момент, изображенный на картине; мысли и чувства персонажей, а также ожидаемый конец  истории. Свободный рассказ в дальнейшем также формализуется, определяются потребности и  конфликты испытуемого. Из этого краткого описания понятно, что такого рода тесты требуют  достаточно высокого уровня речевой активности, интеллектуального развития, воображения.  Поэтому далеки не все дети могут их выполнить "...Фрустрационный тест Розенцвейга представляет собой набор рисунков, на которых  изображены персонажи в конфликтной ситуации того или иного рода (ситуации обвинения, запрета  и пр.), причем изображения выполнены таким образом, что допускают многозначное толкование  возникающих эмоциональных переживаний. Высказывания одного из персонажей написано рядом с  его изображением, а ответ должен придумать обследуемый. Существуют модификации теста, в  которых ответ придумывать не надо, достаточно выбрать один из предложенных. После  специальной обработки определяется направленность личности, тенденции реагирования во  фрустрирующих (т. е. препятствующих удовлетворению какой­либо потребности) ситуациях,  определяется соответствие реакций обследуемого социальным стандартам. Возможности  применения этого теста при психологической диагностике детей с отклонениями в развитии более  широки, особенно в модификации с готовыми ответами, но не решен до конца вопрос о том,  насколько можно перенести результаты на обычную жизнь — так, например, при психопатиях  ребенок (или взрослый) может давать вполне социально приемлемые ответы, а в жизни вести себя  совсем по­другому. Кроме того, при интеллектуальных нарушениях дети могут не понять сюжета. Таким образом, применение проективных методик и опросников хотя и является важным  средством диагностики, но необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, характер  первичного 188 дефекта, уровень речевого, интеллектуального, моторного развития. Для болееточной диагностики и повышения эффективности коррекционной работы следует также  использовать экспериментально­психологические методики, наблюдение, беседу с ребенком и его  родителями. Конспект занятия с элементами арт­терапии с детьми старшего дошкольного  возраста "Моё настроение" . Автор: Цуркану Ирина Валерьевна Должность: педагог­психолог. Место работы: МБДОУ детский сад №50. Цель: гармонизация личности. Задачи: ­Развитие и умение выражать свои эмоции и чувства ­Развитие фантазии, воображения ­Развитие уверенного поведения ­Снятия напряжения. Материалы: вырезанный из бумаги круг, листы бумаги, карандаши, акварельные краски,  фотографии с изображением на них предметов, имеющих форму круга, магнитофон. Ход занятия: Приветствие Психолог:­"Здравствуйте дети! Я очень рада видеть вас , а вы рады видеть друг друга?  Покажите как вы рады встречи с друзьями: повернитесь к соседу справа­улыбнитесь ему,  повернитесь к соседу слева ­улыбнитесь ему. Проводится беседа "Настроение по цвету" Ребята, забота о своем настроении также важна, как и забота о своем теле, о своем  здоровье. необходимо научится радоваться жизни. Вот что способствует хорошему  настроению: дружелюбие, улыбка, музыка, что ещё? Ответы детей." Психолог: ­"А теперь сядьте поудобнее, можете закрыть глаза. А сейчас представьте себе  цвет, соответствующий вашему настроению." ­ Представили? ­Теперь возьмите акварельные краски и нанесите его (цвет) на бумагу. Основная часть.Упражнение "Волшебный круг" Психолог: ­" Сегодня мы с вами соприкоснемся с волшебством, создадим нечто такое, что  с очень давних времен считалось людьми особенным. А для начала скажите мне,  пожалуйста, что объединяет эти фотографии? ( Детям демонстрируются фотографии, на  которых изображены разные предметы имеющие форму круга.) Ответы детей." Психолог: ­ "Замечательно, вы все правильно рассказали, а знаете ли вы, что круг по праву  считается одной из самых добрых фигур? в нем нет острых углов, он напоминает собой  Солнце­ символ жизни, удачи и счастья. с древних времен люди, изображая круг, наделяли  его особой силой." И сейчас мы с вами это проверим­создадим свой волшебный круг. ­"Я предлагаю вам взять каждому вырезанный из бумаги круг и нарисовать внутри него  рисунок, посвященный чему­то доброму, радостному." Пока дети рисуют играет спокойная музыка. Обсуждение рисунков: ­Почему решил (а) нарисовать именно это? ­ Понравилось ли рисовать? Довольны ли результатом? ­Хотели бы что­то изменить (перерисовать) или оставить все как есть? Ответы детей. Этап вербализации и рефлексивного анализа Психолог: ­"Давайте потрем свои ладони одна о другую­чувствуете, какие они стали горячие? Теперь  прикоснемся кончиками пальцев к своему кругу, закроем глаза и мысленно предадим ему  свою душевную теплоту. Сейчас вы поделилесь частичкой своей доброты, а значит,  наделили эти круги особой, волшебной силой. ведь именно Добро творит Настоящие чудеса!"