Арт-терапия в арсенале педагога дополнительного образования
Оценка 5

Арт-терапия в арсенале педагога дополнительного образования

Оценка 5
Мероприятия
docx
психологическая работа +2
Взрослым
30.04.2017
Арт-терапия в арсенале педагога дополнительного образования
Материалы предназначены для педагогов дополнительного образования, но и педагоги любой специальности, а также родители найдут для себя интересное и нужное, новое, что может пригодиться в практической работе с детьми, для самообразования. Неоднократно с успехом проводилось данное занятие на методическом объединении педагогов дополнительного образования.
Кузнецова Арт -терапия в арсенале ПДО.docx
Арт ­ терапия в арсенале педагога дополнительного образования  Кузнецова Е.В., педагог дополнительного образования, ЦДТ «Алые паруса»,  Цель: повышение профессионального мастерства педагогов ДО – участников мастер­класса   через   педагогическое   общение   с   демонстрацией   применения арт­терапевтических   технологий   для   формирования   эмоциональной стабильности   и   восстановления   психологического   здоровья   у   участников образовательного процесса.      и   их применением   Задачи:   1.   Познакомить   участников   мастер­класса   с   арт­терапевтическими технологиями   2. Создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт­терапии (изотерапию, сказкотерапию, музыкотерапию, танцетерапию и   др.)   как   одну   из   форм   организации   мастер   –   класса.   3.   Способствовать   развитию   профессионально   –   творческой   активности, раскрытию   внутреннего   потенциала   каждого   педагога,   путем   создания условий   для   индивидуальной   и   коллективной   работы.   практике. в   Ожидаемые результаты:  1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт­терапии, предлагаемых на мастер­классе.  2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт­терапии.   3. Рост мотивации участников мастер­класса к формированию собственного стиля творческой психологической деятельности.  Оборудование: бумага, восковые свечи, цветные мелки, музыка. Вступительное   слово:   ­   Здравствуйте,   уважаемые   коллеги!   Я   хочу   Вам   предложить   друга   по­особенному.   поприветствовать   друг Упражнение  «Приветствие»:    Вы   знаете,   как   здороваются   иностранцы? Иностранцы   здороваются   вот   так:   европейцы   при   встрече   друг   друга пожимают руки, эфиопы ­ прикасаются щеками, африканцы трутся носами. Предлагаю   участникам   мастер­класса   поздороваться   с   соседом   слева   по­ европейски,   Вашему   вниманию   предлагаю   мастер­класс   «Технологии   арт­терапии   в арсенале   педагога   ДО»   для   восстановления   психологического   здоровья   у участников   образовательного   процесса.   Эмоциональное   состояние   с   соседом   справа   как   эфиопы.   Молодцы! участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии или,   напротив,   повышенной   раздражительности   или   агрессивности.   У педагогов   наблюдается   повышенная   раздражительность   на   незначительные, мелкие   события;   переживание   негативных   эмоций,   чувство   неосознанного беспокойства,   депрессивные   состояния.   Все   это   приводит   к   тому,   что   на сегодняшний   момент   необходимо   искать   новые   средства   психолого­ педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у участников образовательного   процесса.   В   качестве   инструмента   для   обеспечения эмоционального   благополучия   и   психолого­педагогической   поддержки   у участников   образовательного   процесса,   я   рассматриваю   один   из   методов психологической работы, который в последнее время широко используется педагогами:   это   ­   арт­терапия.   Арт­терапия   –   это   один   из   методов, использующий   возможности   искусства   для   достижения   положительных изменений   в   интеллектуальном,   социальном,   эмоциональном   и   личностном развитии человека. Применение технологий арт­терапии в работе педагога ДО в образовательном пространстве способствует приобретению новых навыков взаимодействия   и   рефлексии,   саморефлексии   и   самопринятию,   а   также принятию и пониманию других людей.  Арт­терапевтические методы работы с детьми   и   взрослыми   ­   это   безопасный   способ   разрядки   разрушительных эмоций. Позволяет  проработать  мысли  и эмоции,  которые  человек  привык подавлять. Повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни.   Снижает   утомление,   негативные   эмоциональные   состояния   и   их проявления,   связанные   с   обучением   у   детей,   работой   у   педагогов   и воспитанием у родителей. Позволяет выстраивать отношения с ребёнком на основе любви и взаимной привязанности. Современная арт­терапия включает множество направлений. В своей работе с детьми, и взрослыми я успешно применяю   такие   арт­терапевтические   методы   как:   изотерапия, музыкоперапия, сказкотерапия, танцетерапия, фототерапия.  Изотерапия – это терапия с помощью изобразительного искусства. Терапия искусством   позволяет   максимально   реализовать   творческие   способности ребёнка,   помогает   малышу   познать   своё   предназначение.   Благодаря рисованию,   человек   легче   воспринимает   болезненные   для   него   события.   Музыкотерапия очень эффектна в коррекции нарушения общения, возникших у   детей   по   разным   причинам.   Контакт   с   помощью   музыки   безопасен, ненавязчив,   Сказкотерапия   –   метод,   использующий   сказочную   форму   для   интеграции личности,   развития   творческих   способностей,   расширения   сознания, совершенствования   взаимодействия   с   окружающим   миром.     индивидуализирован,   снимает   страхи,   напряжённость. Танцетерапия.   Танцевальная   терапия   используется   для   выражения   всего диапазона   человеческих   эмоций,   мыслей   и   установок.   Когда   танец используется   в   терапии,   чувства   спонтанно   высвобождаются   в   свободном движении и импровизации.  Фототерапия. Основное содержание фототерапии – создание или восприятие фотографических   образов,   дополняемое   их   обсуждением   и   разного   вида творческой   деятельностью,   включая   изобразительное   искусство,   движение, танец, сочинение историй, стихотворений.  Библиотерапия.   Из   всего   многообразия   художественных   материалов   для чтения   ­   рассказы,   повести,   романы,   стихи,   поэмы   –   в   решении   проблем агрессивного, неуверенного поведения, принятия своих чувств, я использую сказки   и   притчи.   Сказки   и   притчи   ­   примеры   живой   образности   речи, способствующие   разрешению   внутрипсихических   конфликтов   и   снятию эмоционального   напряжения,   изменению   жизненной   позиции   и   поведения.   Рисование "волшебными красками". Рецепт: 2 столовые ложки муки, смешать с   1,5   столовой   ложки   соли,   добавить   треть   чайной   ложки   подсолнечного масла и немного воды. Замесить. Постепенно тесто нужно разбавлять водой, чтобы   оно   стало   жидковатым,   как   густое   тесто   для   блинов.   После   этого добавить 2 столовые ложки клея ПВА. Далее в тесто добавить гуашь того цвета, который нужно создать. Рисуют на картоне, краски не размазываются, а выливаются на картон.  Монотипия – придумывание образа из причудливых изображений, полученных в результате отпечатка краски на листе или создание цветового отпечатка согласно   образу.   Термин   монотипия   произошел   от   греческого   слова   один, единый отпечаток. Количество красок в монотипии любое. На листе бумаге ставим   несколько   довольно   больших   капель   жидко   разведенной   краски. Сгибаем   листок   пополам   и   плотно   сжимаем.   Развернув,   видим   необычные причудливые   изображения.   Далее   придумать   рассказ   о   рисунке.   Арт­коллажирование – один из видов работы с бумагой. Тематика обширная. Создание коллажа способствует развитию представления о чём­то, отработке негативных   чувств   и   ресурсов.   Работа   в   команде   способствует   развитию сплочения.     Рассказ   о   своем   коллаже   развивает   рефлексию. Практическая часть  ­ А сейчас я предлагаю Вам на себе прочувствовать некоторые из методов арт­терапии, которые, я применяю для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического состояния у участников   образовательного   процесса.   Предлагаю   Вам   для   создания атмосферы   доверия   и   комфорта,   настроить   себя   на   позитивное провести   упражнение   (тихо   звучит   музыка, сотрудничество, Инструкция:   ­ Сейчас мы с вами будем приветствовать друг друга, передавая свечу по кругу. Каждый участник улыбнётся своему соседу, назовёт его по имени и скажет ему: «Я очень рада видеть тебя! ». И так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует друг друга. Умницы!   «Радостная   встреча»    все   встают   в   круг) Упражнение «Волшебный рисунок»      средствами ­   Теперь   Вашему   вниманию   предлагаю   упражнение,   которое   называется "Волшебный   рисунок".   Это   упражнение   поможет   Вам   овладеть художественно­символическими своего эмоционального   состояния,  научит   видеть   и   чувствовать   настроение   своих партнеров. Попрошу Вас разделиться на две команды, придумайте название своим командам. Я Вам предлагаю выбрать эмоцию­смайлик, угадать, что это за эмоция и изобразить  ее на рисунке в виде какого­то образа восковыми свечами.   А   теперь   поменяйтесь   своими   рисунками­невидимками   с   другой командой. Чтобы проявить полученный рисунок­невидимку, нужно закрасить лист   краской   любого   цвета   по   вашему   выбору.   Молодцы!   Расскажите, пожалуйста, какие волшебные рисунки у Вас получились, дайте им название.  выражения   Игра «Дождь в лесу» (музыкотерапия)  Инструкция:   ­  Встаньте,  пожалуйста,   по   кругу   друг   за   другом.  Вы   ­  в  деревья   в  лесу, слушайте текст и выполняйте действия.    в   стороны,   перебирая   пальцами).   высоко   поднимаем   руки, ­ В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко­высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (поднимаемся на носочки,   ­ Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (раскачиваемся   ­ Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя   (участники   лёгкими   движениями   пальцев   касаются   спины   стоящего впереди).   ­   Дождик   стучит   всё   сильнее   и   сильнее   (усиливаем   движение   пальцев   по спине).   ­   Деревья   стали   жалеть   друг   друга,   защищать   от   сильных   ударов   дождя своими   ветвями   (проводим   ладошками   по   спине   стоящего   впереди).   ­   Но   вот   опять   появилось   солнышко.   Деревья   обрадовались,   стряхнули   с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья   мышцы   напрягая ног). почувствовали   внутри   себя   свежесть,   бодрость   и   радость   жизни. Упражнение «Танец огня»    Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени.  «Костер» ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то   выше   (танцуют   на   цыпочках,   то   ниже   (приседают   и   покачиваются).   Дует   сильный   ветер,   и   «костер»   распадается   на   мелкие   искорки.   Они свободно   разлетаются,   кружатся,   соединяются   друг   с   другом   (берутся   за руку) по две, три, четыре вместе. «Искорки» светятся радостью и добром.   Упражнение   «Подари   движение»   Участники   мастер­класса   встают   в   круг. Звучит   веселая   музыка.   Ведущий   начинает   танец,   выполняется   какое­   то однотипное движение в течение 15 – 20 секунд. Все остальные повторяют это движение.   Затем   кивком   головы   он   дает   знак   следующему   начинать   свои движения,   Завершающее упражнение «Спасибо!» Участники встают в круг.    и   так   продолжается   по   кругу.   в   такт   музыке, Ведущий:  ­ Мысленно положите на левую руку все то, с чем Вы пришли сегодня ­ свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получили нового на этом занятии. Я хочу, чтобы все, кто присутствует сегодня   здесь,   улыбнулись   мне   и   друг   другу,   поаплодировали   себе   за прекрасную работу. Спасибо! До новых встреч и творческих успехов!

Арт-терапия в арсенале педагога дополнительного образования

Арт-терапия в арсенале педагога дополнительного образования

Арт-терапия в арсенале педагога дополнительного образования

Арт-терапия в арсенале педагога дополнительного образования

Арт-терапия в арсенале педагога дополнительного образования

Арт-терапия в арсенале педагога дополнительного образования

Арт-терапия в арсенале педагога дополнительного образования

Арт-терапия в арсенале педагога дополнительного образования

Арт-терапия в арсенале педагога дополнительного образования

Арт-терапия в арсенале педагога дополнительного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2017