Арт-терапия в арсенале педагога дополнительного образования
Оценка 5
Мероприятия
docx
психологическая работа +2
Взрослым
30.04.2017
Материалы предназначены для педагогов дополнительного образования, но и педагоги любой специальности, а также родители найдут для себя интересное и нужное, новое, что может пригодиться в практической работе с детьми, для самообразования. Неоднократно с успехом проводилось данное занятие на методическом объединении педагогов дополнительного образования.
Кузнецова Арт -терапия в арсенале ПДО.docx
Арт терапия в арсенале педагога дополнительного образования
Кузнецова Е.В., педагог дополнительного образования, ЦДТ «Алые паруса»,
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов ДО – участников
мастеркласса через педагогическое общение с демонстрацией применения
арттерапевтических технологий для формирования эмоциональной
стабильности и восстановления психологического здоровья у участников
образовательного процесса.
и
их
применением
Задачи: 1. Познакомить участников мастеркласса с арттерапевтическими
технологиями
2. Создать положительный эмоциональный климат у участников, используя
виды арттерапии (изотерапию, сказкотерапию, музыкотерапию, танцетерапию
и др.) как одну из форм организации мастер – класса.
3. Способствовать развитию профессионально – творческой активности,
раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания
условий для индивидуальной и коллективной работы.
практике.
в
Ожидаемые результаты:
1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арттерапии,
предлагаемых на мастерклассе.
2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области
арттерапии.
3. Рост мотивации участников мастеркласса к формированию собственного
стиля творческой психологической деятельности.
Оборудование: бумага, восковые свечи, цветные мелки, музыка.
Вступительное слово: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я хочу Вам
предложить
друга поособенному.
поприветствовать
друг
Упражнение «Приветствие»: Вы знаете, как здороваются иностранцы?
Иностранцы здороваются вот так: европейцы при встрече друг друга
пожимают руки, эфиопы прикасаются щеками, африканцы трутся носами.
Предлагаю участникам мастеркласса поздороваться с соседом слева по
европейски,
Вашему вниманию предлагаю мастеркласс «Технологии арттерапии в
арсенале педагога ДО» для восстановления психологического здоровья у
участников образовательного процесса.
Эмоциональное состояние
с соседом справа как эфиопы.
Молодцы! участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу.
У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии
или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. У
педагогов наблюдается повышенная раздражительность на незначительные,
мелкие события; переживание негативных эмоций, чувство неосознанного
беспокойства, депрессивные состояния. Все это приводит к тому, что на
сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого
педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у участников
образовательного процесса. В качестве инструмента для обеспечения
эмоционального благополучия и психологопедагогической поддержки у
участников образовательного процесса, я рассматриваю один из методов
психологической работы, который в последнее время широко используется
педагогами: это арттерапия. Арттерапия – это один из методов,
использующий возможности искусства для достижения положительных
изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном
развитии человека. Применение технологий арттерапии в работе педагога ДО
в образовательном пространстве способствует приобретению новых навыков
взаимодействия и рефлексии, саморефлексии и самопринятию, а также
принятию и пониманию других людей. Арттерапевтические методы работы с
детьми и взрослыми это безопасный способ разрядки разрушительных
эмоций. Позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык
подавлять. Повышает адаптационные способности человека к повседневной
жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их
проявления, связанные с обучением у детей, работой у педагогов и
воспитанием у родителей. Позволяет выстраивать отношения с ребёнком на
основе любви и взаимной привязанности. Современная арттерапия включает
множество направлений. В своей работе с детьми, и взрослыми я успешно
применяю такие арттерапевтические методы как:
изотерапия,
музыкоперапия, сказкотерапия, танцетерапия, фототерапия.
Изотерапия – это терапия с помощью изобразительного искусства. Терапия
искусством позволяет максимально реализовать творческие способности
ребёнка, помогает малышу познать своё предназначение. Благодаря
рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.
Музыкотерапия очень эффектна в коррекции нарушения общения, возникших
у детей по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен,
ненавязчив,
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции
личности, развития творческих способностей, расширения сознания,
совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
индивидуализирован,
снимает страхи,
напряжённость. Танцетерапия. Танцевальная терапия используется для выражения всего
диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок. Когда танец
используется в терапии, чувства спонтанно высвобождаются в свободном
движении и импровизации.
Фототерапия. Основное содержание фототерапии – создание или восприятие
фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разного вида
творческой деятельностью, включая изобразительное искусство, движение,
танец, сочинение историй, стихотворений.
Библиотерапия. Из всего многообразия художественных материалов для
чтения рассказы, повести, романы, стихи, поэмы – в решении проблем
агрессивного, неуверенного поведения, принятия своих чувств, я использую
сказки и притчи. Сказки и притчи примеры живой образности речи,
способствующие разрешению внутрипсихических конфликтов и снятию
эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.
Рисование "волшебными красками". Рецепт: 2 столовые ложки муки, смешать
с 1,5 столовой ложки соли, добавить треть чайной ложки подсолнечного
масла и немного воды. Замесить. Постепенно тесто нужно разбавлять водой,
чтобы оно стало жидковатым, как густое тесто для блинов. После этого
добавить 2 столовые ложки клея ПВА. Далее в тесто добавить гуашь того
цвета, который нужно создать. Рисуют на картоне, краски не размазываются, а
выливаются на картон.
Монотипия – придумывание образа из причудливых изображений, полученных
в результате отпечатка краски на листе или создание цветового отпечатка
согласно образу. Термин монотипия произошел от греческого слова один,
единый отпечаток. Количество красок в монотипии любое. На листе бумаге
ставим несколько довольно больших капель жидко разведенной краски.
Сгибаем листок пополам и плотно сжимаем. Развернув, видим необычные
причудливые изображения. Далее придумать рассказ о рисунке.
Артколлажирование – один из видов работы с бумагой. Тематика обширная.
Создание коллажа способствует развитию представления о чёмто, отработке
негативных чувств и ресурсов. Работа в команде способствует развитию
сплочения.
Рассказ о своем коллаже развивает рефлексию.
Практическая часть А сейчас я предлагаю Вам на себе прочувствовать
некоторые из методов арттерапии, которые, я применяю для формирования
эмоциональной стабильности и восстановления психологического состояния у
участников образовательного процесса. Предлагаю Вам для создания
атмосферы доверия и комфорта, настроить себя на позитивное провести упражнение
(тихо звучит музыка,
сотрудничество,
Инструкция:
Сейчас мы с вами будем приветствовать друг друга, передавая свечу по
кругу. Каждый участник улыбнётся своему соседу, назовёт его по имени и
скажет ему: «Я очень рада видеть тебя! ». И так до тех пор, пока каждый из
вас не поприветствует друг друга. Умницы!
«Радостная встреча»
все встают в круг)
Упражнение «Волшебный рисунок»
средствами
Теперь Вашему вниманию предлагаю упражнение, которое называется
"Волшебный рисунок".
Это упражнение поможет Вам овладеть
художественносимволическими
своего
эмоционального состояния, научит видеть и чувствовать настроение своих
партнеров. Попрошу Вас разделиться на две команды, придумайте название
своим командам. Я Вам предлагаю выбрать эмоциюсмайлик, угадать, что это
за эмоция и изобразить ее на рисунке в виде какогото образа восковыми
свечами. А теперь поменяйтесь своими рисункаминевидимками с другой
командой. Чтобы проявить полученный рисунокневидимку, нужно закрасить
лист краской любого цвета по вашему выбору. Молодцы! Расскажите,
пожалуйста, какие волшебные рисунки у Вас получились, дайте им название.
выражения
Игра «Дождь в лесу» (музыкотерапия)
Инструкция:
Встаньте, пожалуйста, по кругу друг за другом. Вы в деревья в лесу,
слушайте текст и выполняйте действия.
в
стороны,
перебирая пальцами).
высоко поднимаем руки,
В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки.
Высоковысоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (поднимаемся на
носочки,
Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но
крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются
(раскачиваемся
Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли
дождя (участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего
впереди).
Дождик стучит всё сильнее и сильнее (усиливаем движение пальцев по
спине).
Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя
своими ветвями (проводим ладошками по спине стоящего впереди).
Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с
листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья
мышцы
напрягая
ног). почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.
Упражнение «Танец огня»
Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно
в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки
пламени.
«Костер» ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится
то выше (танцуют на цыпочках, то ниже (приседают и покачиваются).
Дует сильный ветер, и «костер» распадается на мелкие искорки. Они
свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за
руку) по две, три, четыре вместе. «Искорки» светятся радостью и добром.
Упражнение «Подари движение» Участники мастеркласса встают в круг.
Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняется какое то
однотипное движение в течение 15 – 20 секунд. Все остальные повторяют это
движение. Затем кивком головы он дает знак следующему начинать свои
движения,
Завершающее упражнение «Спасибо!» Участники встают в круг.
и так продолжается по кругу.
в такт музыке,
Ведущий: Мысленно положите на левую руку все то, с чем Вы пришли
сегодня свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку –
то, что получили нового на этом занятии. Я хочу, чтобы все, кто присутствует
сегодня здесь, улыбнулись мне и друг другу, поаплодировали себе за
прекрасную работу. Спасибо! До новых встреч и творческих успехов!
Арт-терапия в арсенале педагога дополнительного образования
Арт-терапия в арсенале педагога дополнительного образования
Арт-терапия в арсенале педагога дополнительного образования
Арт-терапия в арсенале педагога дополнительного образования
Арт-терапия в арсенале педагога дополнительного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.