Артикуляционная гимнастика
Оценка 4.7

Артикуляционная гимнастика

Оценка 4.7
Памятки
docx
родителям
4 кл
17.06.2024
Артикуляционная гимнастика
Буклет Артикуляционная гимнастика.docx

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

   1. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

   2. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

   3. Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

   4. Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

   5. Занимаясь с ребенком 3-4 летнего возраста, следите, чтобы ребенок усвоил основные движения.

   6. К ребенку 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

  7. В 6-7 лет ребенок выполняет упражнения в быстром темпе и умеет удерживать положение языка некоторое время без изменений.

   8. Попробуйте сами перед зеркалом проделать упражнения, задаваемые ребенку. Не всегда это легко и просто – уважайте труд ребенка и не забывайте хвалить не только за результат, но и за старание.

   9. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

   Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(рекомендации по проведению)

 

 

 

 

 

                                 Составила:                          учитель-логопед Мугудинова Т.А.

 

2024 г.

Артикуляционная  гимнастика для  свистящих звуков  С, Сь, З, Зь, Ц
👄
Для губ:
- «Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны, сомкнуты.
- «Заборчик» - Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
- «Трубочка» - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой (как при звуке У). Зубы СОМКНУТЫ.
- «Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперед (как при звуке О), чтобы верхние и нижние резцы были видны. Зубы СОМКНУТЫ.
- Чередование положений губ: «Заборчик» - «трубочка», «улыбка» - «хоботок». Зубы сомкнуты
👅Для языка :
- «Лопаточка» - Рот открыт. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе
- «Наказать непослушный язык» - Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу, и, пошлепывая его губами, произносить звуки ПА-ПА-ПА…А теперь зубками: ТА-ТА-ТА.
«Иголочка» - Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
«Оближем  губки» - Рот открыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
 «Чистим  зубки» - улыбнуться, приоткрыть рот. Кончикам языка почистить нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево.
«Киска сердится» (мостик) - Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка (средняя часть) языка поднята вверх. Язык как бы выгнут горкой.
 «Качели» - Рот открыт. Напряженным языком упереться в верхние зубы,  затем в нижние.
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
 «Часики» - Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.

Артикуляционная гимнастика  для шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ

👄Для губ:

Заборчик-Бублик ( Хоботок)  Зубы сомкнуть. Губы округлить , как при звуке О и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны.. Удерживать такое положение на счет до 10.
Заборчик – бублик. Повторить 5-10 раз
Футбол (развитие направленной воздушной струи) Вдох. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота». Щеки не раздувать. Повторить 3 раза.

Описание: 👅Для языка:
Месим тесто-улыбнуться. Приоткрыть рот. Широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произносить «пя-пя-пя» на 1 выдохе.
Блинчик-широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз «пя». Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое положение на счет до 10.
Вкусное варенье - Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в   сторону. Нижние зубы при выполнении упражнения видны.
Чашечка (для звуков Ш, Ж)-улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя», приподнять все края языка вверх.
Лошадка - улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Т. е присасывать язык к небу и резко пускать вниз.

 

 

 

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков (Р, Рь, Л, ЛЬ)

👄Для губ:

 «Улыбка – Трубочка» -поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку, трубочку  3 – 5 секунд.

«Футбол»- вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».

Описание: 👅Для языка:

«Грибок» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот.

«Гармошка» - улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот.

«Индюк» -приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк).

«Маляр» -улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, но не высовывался изо рта.

«Барабан -улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком «Д-Д-Д». Стучать язычком 7 – 15 секунд (на весь выдох).

«Комар» -улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язычок за верхние зубы и сказать звук ЗЗЗ (получится звук, средний между З и Ж).

«Лошадка», «Чистим зубки», «Качели»


 

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2024