Артикуляционная гимнастика. Начальная школа
Оценка 4.9

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Оценка 4.9
Домашнее обучение +3
docx
чтение
1 кл—4 кл
28.05.2017
Артикуляционная гимнастика. Начальная школа
Артикуляционные упражнения и гимнастика направлены на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности. Обратите внимание на то, чтобы во время выполнения артикуляционной гимнастики нагрузка была направлена только на необходимые для работы мышцы. Особенно следите за свободой мышц шейно-плечевого отдела. Для достижения максимальной эффективности темп артикуляционных упражнений должен быть замедленный. Проделав артикуляционную гимнастику и убедившись, что все части речевого аппарата по отдельности работают активно, обратите внимание на общую артикуляцию во время разговора или чтения текстов. Речь должна быть внятной, но ненавязчивой!Артикуляционые упражнения и гимнастика для учащихся начальной школы
артик.гимнастика2.docx
Артикуляционная гимнастика, упражнения                Артикуляционные упражнения и гимнастика направлены на то, чтобы  натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности.  Обратите внимание на то, чтобы во время выполнения артикуляционной гимнастики  нагрузка была направлена только на необходимые для работы мышцы. Особенно  следите за свободой мышц шейно­плечевого отдела. Для достижения максимальной  эффективности темп артикуляционных упражнений должен быть замедленный.  Проделав артикуляционную гимнастику и убедившись, что все части речевого аппарата  по отдельности работают активно, обратите внимание на общую артикуляцию во время  разговора или чтения текстов. Речь должна быть внятной, но ненавязчивой! Итак, приступим к артикуляционной гимнастики. Разработка мягкого неба. 1)«Пасть льва» – зевок с закрытым ртом. 2)«Маляр» – расслабленным языком в виде лопатки достать до мягкого неба и  вернуться к верхним альвеолам (основания нижних и верхних зубов). 3) Произносить гласные звуки с позевыванием. 4) Имитировать полоскание горла. Разработка нижней челюсти. 1) «Противостояние» – нижняя челюсть давит вниз, кулачки давят снизу на челюсть, рот слегка приоткрыт. 2) Движения челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки, круговые. Разработка щёк 1) «Полоскание» – надувание и втягивание обеих щек одновременно. 2) «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю. 3) «Шарик­2» – напрягаем губы и щёки, пытаемся преодолеть их сопротивление и  вытолкнуть шарик – воздух из полости рта наружу (после упражнения в губах должно  быть легкое покалывание). 4) «Рыбка» – втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть опущена, губы собраны  в рыбий рот, поработать – смыкать и размыкать. Разработка губ. 1) «Улыбка – хоботок» – зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением, обнажив зубы,  затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10. 2) «Хоботок» – вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты. 3) «Скольжение» – пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы  натягиваются на зубы, затем растягиваются в улыбке. 4)«Кролик» – верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя  – вниз, обнажая нижние зубы. Представьте, что губу тянут за невидимые ниточки. 5)«Лошадка» – пофыркали. 6)«Бублик» – хоботок, затем округлить губы (зубы сомкнуты), чтобы были видны зубы.  Удерживать до 10 секунд. Разработка языка. 1) «Вертушка» – вращать языком по кругу между челюстями и губами с задержкой и  уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти неподвижны). 2) «Печем пироги» а) «Месим тесто» – размять язык зубами, б) «Лепим пирог» – похлопать губами по языку, в) «Остужаем пирог» – подуть на кончик языка, находящийся в распластанном  положении на нижней губе. 3) «Лопаточка­иголочка» – язык тянуть «иголочкой» до противоположной стены, затем  положить «лопаточкой» на нижнюю губу, т.е. расслабить – все выдерживать на счет 10. 4) «Качели» – дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка. 5) «Трубочка» – сложить язык трубочкой, выдвигать вперед­назад, затем выдувать в  трубочку воздух. 6) «Спираль» – поворачивать язык то на один бок, то на другой. 7) «Чашечка» – кончик языка поднять, слегка приподнять края языка, сначала вынести  «чашечку­язык» перед губами, затем внести в середину рта. Подуть на кончик носа. 8 ) «Горка» – кончик языка у основания нижних зубов, середина поднята к небу и  выгибается дугой, прикасаясь к верхним зубам. Рот приоткрыт, челюсть неподвижна. 9) «Внутренний крестик» – кончик языка к верхним альвеолам и к нижним, затем уколы  в правую и левую щеку. Не размазываться, все делать точно и четко. 10) «Наружный крестик» – кончик языка к верхней губе, затем к нижней, в правый  уголок губ и в левый. Движения точные и чистые. 11) «Зонтик» – кончик языка вверх к нёбу, удерживать, затем расслабить. 12) «Прилипала» – присосать широкий язык к небу, не отрывая языка, открывать и  закрывать рог. Закончить щелканьем языка. 13) «Болтушка» – бла­бла­бла­ расслабленный язык колеблет верхнюю губу. 14) «Лошадка» – пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт,  кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь,  нижняя челюсть неподвижна. 15) «Барабан» – язык упирается в верхние зубы, рот приоткрыт, многократно и  отчетливо произносим Д­Д­Д, затем ТД ­ТД­ТД. 16) «Комарик» – язык поднять за верхние зубы, длительно произносим звук 3­3­3­3. 17) «Моторчик» – во время длительного произнесения звука Д­Д­Д или 3­3­3 прямым  указательным пальцем производить частые колебательные движения из стороны в  сторону под языком. 18) «Ослик» – кончик языка упирается в нижние основания зубов, с силой произносить  звукосочетание ИЕ. 19) «Поймаем звук Л» – во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук Л. Перед тем как перейти к упражнениям для дикции обязательно сделайте  артикуляционную гимнастику и разогрейте свой речевой аппарат. Очень полезно делать  артикуляционную гимнастику по утрам (перед работой или учебой). Уделяйте этому 5  минут утром, и хороший тонус мышц речевого аппарата на целый день Вам обеспечен. После артикуляционной гимнастики можно переходить к развитию дикции. Хорошая  дикция очень важна не только ораторам, актерам, лекторам и певцам, но и всем другим  людям, хотя бы потому, что мы живем в обществе и постоянно общаемся с людьми. Упражнение «Лягушка». Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук  и. Передние верхние и нижние зубы обнажены. Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.  Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца. Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.  Потянули ­ перестали. И нисколько не устали! Упражнение «Слон». Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у. Подражаю я слону ­  Губы хоботом тяну.  А теперь их отпускаю  И на место возвращаю. Упражнение «Лягушка ­ слон». Чередование положений губ: в улыбке ­ трубочкой.  Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.  А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня. Упражнение «Рыбка». Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение  выполняется ритмично, под счёт. Упражнение «Качели». Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем  положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними  резцами. Двигается только язык, а не подбородок! На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.  И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз. Упражнение «Часики». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка  поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется  ритмично, под счёт. Подбородок не двигается! Тик­так, тик­так, ходят часики вот так. Упражнение «Лопаточка». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий,  расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5­10 сек.  Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при  этом: пя­пя­пя. Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.  И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять... Упражнение «Иголочка». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта  узкий, напряжённый язык. Удерживать 5­10 сек. Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю.  И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять... Упражнение «Лопаточка­иголочка». Чередование положений языка: широкий­узкий.  Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит. Язык иголочкой потом и потянем остриём. Упражнение «Горка». Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка  упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5­10 сек. Затем  верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к  кончику. Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.  Ну­ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.  Скатываются зубки с горочки. 1. Загадки.   (из книги Е.Г. Карельской «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев» изд.  «Дрофа», М. 2007 г.)   Ребёнок должен подобрать отгадку на определённую букву алфавита: Желтый маленький комочек Примостился под листочек. Он на солнышко похож: Бархатист, румян, пригож. (АБРИКОС)   Знатный строитель, Лесных речушек житель. Хвост, как мастерок, Плотины ставит впрок. (БОБР)   Долго их валяли, мяли, На болванки надевали, В печь поставили сушить, Чтоб потом в мороз носить. (ВАЛЕНКИ)   По лбу тех лупят, Кто на них наступит. Умный с ними встречается раз, Глупый – чуть не каждый час. (ГРАБЛИ)   Глазами сверкает, Пламя извергает, Принцесс похищает, Никого не прощает. (ДРАКОН)   В древности была добычей. С тех времён храним обычай: Вместе с ней за стол садиться, К ней с почтеньем относиться. (ЕДА)   Зелена, стройна девица, Но совсем не мастерица! И не вяжет, и не шьёт, Хоть в иголках – круглый год. (ЁЛКА)   В поле ходит без опаски Этот длинноножка. С тонкой шеей он похож На страуса немножко. (ЖУРАВЛЬ) Он упрямый и стальной. Перед ним всегда постой. Есть ли ключ? ­ Откроет дверь. Уходя, его проверь! (ЗАМОК)   Бывает из досок, Бывает живая. Плетёная сетка, Ещё – кружевная. (ИЗГОРОДЬ)   В позе лотоса сидит, Силой духа знаменит. На гвоздях, осколках спит, Змей любых приворожит. (ЙОГ) Очень вежливый цветок. Его любит ветерок. Еле слышный перезвон На лугу устроил он. (КОЛОКОЛЬЧИК)   На протяжении веков Обувкой были бедняков. Плелись они из лыка И не было в них шика. (ЛАПТИ)     Притянет ключ и кнопку, Железную коробку. Для опытов он нужен. С железом очень дружен. (МАГНИТ)   Разноцветны и длинны, Туго скручены они. Нам без них не сшить штанишки Для игрушечного мишки. (НИТКИ)     Кто летит без приглашенья, Когда варим мы варенье? Жала острые, как шпаги. Хоть малы, полны отваги. (ОСЫ)   Спереди – пятачок. Сзади – крючок. На ногах – копытца. Очень волка боится! (ПОРОСЁНОК)   Всюду нас найдёт она. У людей её сполна. Эта вечная забота Называется … (работа).   Вижу всё как наяву. Встану утром – не пойму: В нём подсказка иль совет? Правда это или нет? (СОН)   Этот круг знаком с картошкой, Супом, мясом и окрошкой. Нужен на столе всегда: Разместится в нём еда. (ТАРЕЛКА)   Загогулина, рога, Но всего одна нога. Очень медленно ползёт. Потому что дом везёт. (УЛИТКА) Самый жаркий континент. Не спасёт от зноя тент: Пальмы сохнут от жары, А в пустынях нет воды. (АФРИКА)   Так повелось из старины: У инструмента три струны. И под нехитрый перебор Частушки дарят свой задор. (БАЛАЛАЙКА)   Неказиста птица с виду, Но себя не даст в обиду. Разоряет гнёзда птах, На котов наводит страх. (ВОРОНА)   Этого одноножку Обижают немножко: По шляпке бьют, Высунуться не дают. (ГВОЗДЬ)   Трещат, дымят, греют, Тепла не жалеют. Цветут ярким цветом И зимой, и летом. (ДРОВА)   Он – охотник и стрелок И зверей большой знаток. У вельмож в придворных был, Но в лесу дремучем жил. (ЕГЕРЬ)   Весь в иголках колобок. Он лисе подставил бок: Взвыла рыжая от боли, К колобку не лезла боле. (ЁЖИК)   Квакает, как лягушка. На вид – старушка. Бородавок всех не счесть! Мух увидит: «Надо съесть!» (ЖАБА)   Ни одно богатство в мире Не заменит нам его. Мы при встрече, в пожеланьях Не забудем про него. (ЗДОРОВЬЕ) Это кто такая: Острая, стальная? Носом путь себе кладёт, За собою нить ведет. (ИГОЛКА)   Он на вкус бывает разный. Интерес к нему не праздный. Сделан он из молока, На кефир похож слегка. (Йогурт) Запряги в неё коней,­ Повезёт и королей. Кучер сядет впереди, ­ Из окошка, знай, гляди! (КАРЕТА)   Утром всех разбудит рано, Заглянув в окошко. Им от солнышка к земле Проложена дорожка. (ЛУЧ) Он зимою лют бывает, Постоишь, ­ за нос хватает. С треском по лесу пройдёт, Всё застудит, закуёт. (МОРОЗ)   Купол, словно в цирке, Увидел я во рту: Сводчатый, высокий, Язык к нему тяну. (НЁБО)   Как зовутся эти очи? Их увидишь среди ночи. Тьму рассеивают, мрак, Светят ярко, как маяк. (ОКНА)   Крепит снасти тут и там: По углам, по потолкам. У него аж восемь лапок, Он носить не хочет тапок! (ПАУК)   Над рекой растёт ракита, Под ракитой спит Никита. А козлята длинноножки О ракиту точат … (рожки).   В небе праздничном ночном Расцветает он огнём. Вянет быстро тот букет: Миг­другой, его уж нет. (САЛЮТ)   Дружбу лишь с тобою водит: Как привязанная ходит! Ни за что не убежит: Ты стоишь, она – лежит. (ТЕНЬ)   Чёрный житель недр земли. Скажем мы ему: «Гори!» Он согреет нас всегда. С ним и стужа – не беда! (УГОЛЬ)   Путь откроет комарам. Мух пропустит в гости к нам. Хлопнув громко на ветру, Нас разбудит поутру. (ФОРТОЧКА) Приспособлюсь я повсюду: Цвет свой быстро изменю. Незаметным вовсе буду. Очень прятаться люблю! (ХАМЕЛЕОН) Есть товар, а есть ОНА. У каждого своя … (цена). Запасли на зиму впрок Жгучий яровой … (чеснок). Этот длинный червячок Заползает в башмачок. Для него там норки есть. В них червю поможем влезть. (ШНУРОК) Наш Емеля без забот. Пусть хоть полный дом работ! Для него всё это – скука. Выручит Емелю … (щука). Расскажет о покупке: Повидле, креме, шубке Цветная та кокетка. Товара … (этикетка). В Шотландии носят её и мужчины. У женщин в ходу она не без причины: Меняют длину её: макси на мини. За модой следишь: скуки нет и в помине! (ЮБКА) Висит не очень высоко: Пристроилось на ветке. На солнце бок его пекло. Любуются им детки. (ЯБЛОКО) Хранит огонь олимпиад И открывает марш­парад. Его несут в руках. Как флаг. А называется он как? (ФАКЕЛ) Бывает крут, бывает кроток. Капризен часто у красоток. Своеобразные черты Имеет каждый, я и ты. (ХАРАКТЕР) У Цезаря в сраженье цель: Взять укрепленье ­ … (цитадель). Наказали кошку Машку: Та хвостом смахнула … (чашку). На прогулку в зимний день Не забудь. Её надень! Вещи лучше и теплей Нет в морозы для людей! (ШУБА) Варим летом и зимой Щи зелёные с травой… Пусть за окнами метель, Витамины даст … (щавель). Гласит приличия закон: В поступках важен эталон. В одежде – стиль, эстетика, В любом общенье ­ … (этика). У него полно потех: Шутки, розыгрыши, смех! Он с экрана и с эстрады: Веселиться все мы рады! (ЮМОР) Есть в пушке, в ракете, В орехе, в комете: Суть, самое главное В каждом предмете. (ЯДРО) 2. ЧИСТОГОВОРКИ   И СКОРОГОВОРКИ Са­са­са: на столе … оса (в клетке спит лиса). Су­су­су: боимся мы … осу! (смотрим на лису). Сы­сы­сы: жало у … осы (хвост пушистый у лисы). Се­се­се: кисель дадим … осе (знаем сказку о лисе).  Ли­ли­ли: в синем море корабли (сели на мели). Ля­ля­ля: мачта корабля (в книге есть поля). Ле­ле­ле: гнёзда на скале (казак сидит в седле). Лю­лю­лю: мамочку люблю (соломку подстелю). Ла­ ла­ла: отвесная скала (маму ждут дела). Лу­лу­лу: обойдём скалу (мусор на полу). Лы­лы­лы: сели слева от скалы (моем мы полы). Ло­ло­ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло). Ря­ря­ря: алая заря (накормим снегиря). Рю­рю­рю: рисую я зарю (игрушки подарю). Ри­ри­ри: чисто говори (на ветках снегири). Ре­ре­ре: игры во дворе (читаем детворе). Ра­ра­ра: в школу мне пора (дети нашего двора). Ро­ро­ро: легкое перо (на полу – ведро). Ры­ры­ры: стихи для детворы (фишки для игры). Ру­ру­ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору). А теперь ребёнок отточит свое мастерство, работая с обратными слогами: Ас­ас­ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас). Ос­ос­ос: в классе много ос (на столе кокос). Ус­ус­ус: Сане лечат флюс (сложенье, ­ это плюс). Ес­ес­ес: сани едут в лес (каков у штанги вес?) ыс­ыс­ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс). Ал­ал­ал: гуляли возле скал (папа наш устал). Ол­ол­ло: сели все за стол (в классе чистый пол). Ул­ул­ул: сломался новый стул (в зале слышен гул). Ыл­ыл­ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл). Ар­ар­ар: из кастрюли валит пар (у больного жар).Ор­ор­ор: разгорелся спор (выметаем  сор). Ир­ир­ир: роту строит командир (во дворе устроим пир. Скороговорки: У Сени и Сани сом с усами. Сеня в сени сено вез. У осы не усы, не усищи, а усики. Коси, коса, пока роса. Роса долой, и мы домой. Везёт Сеня с Саней Соню на санках. От топота копыт пыль по полю летит. Восьмой кол вбили в частокол. Топали да топали, дотопали до тополя. Дятел дуб долбил, да не додолбил. В один, Клим, клин колоти. Маланья болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала. Жутко жуку жить на суку. Ежу на ужин жук нужен. У ужа ужата, у ежа – ежата. Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком. По двору, по подворью в добром здоровье. У нас на подворье погода размокропогодилась. Свинья тупорыла весь двор перерыла. Летят пичужки через три пустые избушки. В шалаше лишь шмель жужжит. Там, свернувшись, Саша спит. По ремешку, по бревнышку боком проведу кобылку. У Маши и Глаши есть сыворотка из­под простокваши. Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход. На кочке квочка, квочка на кочке. Щука щуренку пищу не подыщет. Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока. Два щенка, щека к щеке, грызли щетку в уголке. Шли сорок мышей, несли сорок грошей. Две мыши поплоше несли по два гроша. Тридцать три молодца съели тридцать три пирога да все с творогом. Осип орет. Архип не отстает. Кто кого перепоет? Осип охрип, Архип осип. Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок. Сорок орлов напугали ворон, сорок коров разогнали орлов. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про  покупочки мои. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он  смешон!

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа

Артикуляционная гимнастика. Начальная школа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2017