Артикуляционная гимнастика, упражнения по теме "Фрукты" для детей старшего дошкольного возраста. Содержание материала включает игры и упражнения: мимические упражнения, упражнения для мышц шеи, развитие дыхания, упражнения для губ и щек и другие. Может быть использовано логопедами, дефектологами, воспитателями дошкольных образовательных учреждений и другими. Творческих успехов!Артикуляционная гимнастика, упражнения по теме "Фрукты"
Тема «Фрукты»
1. Мимические упражнения
Выразить удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, запаха
розы, аромата яблока.
Сладкое яблоко.
Передать эмоциональное состояние: вы едите сладкое яблоко, сладкий
виноград, кислый лимон, терпкую хурму или айву.
Выразить свое состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызет
яблоко. Яблоко свалилось нам на голову.
2. Упражнения для мышц шеи. Развитие дыхания
Вдох носом — повернуть голову влево.
Увидели очень большое яблоко.
Выдох ртом с произношением звука ооо.
Повернуть голову направо.
Какая огромная груша!
Вдох носом, выдох ртом.
3. Упражнения для жевательно артикуляционных мышц
Игровое упражнение «Жуем твердую грушу».
4, Упражнения для губ и щек
Щечкияблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть об; щеки.
Спрячем сливу за щеку.
Надувать попеременно то правую, то левую щеку.
Круглая виноградинка.
Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
Банан.
Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.
5. Упражнения для языка
Язычок пролезает через щель в заборе в сад.
«Широкий» язык с силой протискивается между зубами.
Колья забора острые — вот такие.
Показать «острый» язык. По очереди высовывать то «широкий», то «узкий»
язык.Язык «лопаткой» положи
И спокойно подержи.
Язык «колышком» потом
Потянем тонким острием.
Язычоклисток прикрыл яблочка бочок.
Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть
нижнюю губу. Качели. В саду мы увидели качели.
На качелях я качаюсь
Вверх — вниз, вверх — вниз.
Поднимаюсь, опускаюсь
Вверх — вниз, вверх — вниз.
Поднимать язык вверх и опускать вниз, высунув его изо рта.
Чашечка.
Сделать из языка «чашечку». «В Машину чашечку я налью апельсиновый сок,
в Колину — яблочный, в Димину — сливовый. Какой сок налить тебе, Саша?»
6. Развитие речевого дыхания и голоса
Нюхаем садовые цветы (розы, хризантемы).
Вдох через нос, выдох ртом.
Сбор урожая.
Срываем яблоко с высокой ветки. Исходная позиция — стоять
прямо. Поднять руки — вдох. Кладем яблоки в корзину. Опустить руки,
наклонить корпус вперед и вниз — выдох.
Сорвали и попробовали айву. Невкусная айва: «Фафо, фыфу!»
Маша и Даша в саду.
Пришли девочки в сад, увидели многомного фруктов и удивились: «Оооо
оо!» Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: «Авававап!»
(На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)
Разговоры фруктов.
Произнесение слоговых сочетаний от имени разных фруктов. Яблоко
сердится на Гусеницу: «Фуфафу!» Вишни просят Скворцов не клевать их:
«Птаптыпто, птаптупты». Яблоки падают на траву: « Бамбомбум!»
7. Психогимнастика. Пластические этюды
Изобразить действия садовника: как он копает ямки, сажает плодовые
деревья, белит стволы деревьев, делает обрезку, опрыскивает деревья и т. д.
Уборка урожая.
Имитация действий: как вы ставите лестницу, срываете яблоки, складываете в
ящики, грузите ящики в машину, везете в магазин.Образные перевоплощения
Представить себя фруктовым деревом со спелыми наливными яблоками: «Я
самое спелое, сладкое, большое!»
Представить себя земляникой на солнечной полянке: «Я самая вкусная, я
самая сладкая ягода!»