Артпедагогические технологии при обучении детей с ОВЗ. Практическая работа 1.

  • Домашняя работа
  • docx
  • 03.07.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Практическая работа.docx

Задание 1.

Укажите, какие психологические особенности характерны для детей с ОВЗ. Заполните таблицу:

Категория детей с ОВЗ

Особенности развития внимания, речи, памяти и др.

Дети с нарушениями зрения

- Низкая общая и зрительная работоспособность;

- Нарушения взаимодействия зрительной и глазодвигательной систем, точности движения, координации;

- Замедленные действия;

- Часто несамостоятельны, безынициативны, склонны к иждивенчеству;

- Имеют сложности со зрительным контролем, им трудно выполнять задания, требующие согласованного движения глаз, многократного передвижения взора;

- Низкая двигательная активность, нарушения координации движений, сложности в сочетании движений глаз, головы и рук;

- Сложно выполнять задания, требующие зрительно-моторной координации;

- Недостаток чувственного опыта из-за слабо развитого зрительного восприятия;

- Речевое развитие характеризуется недостаточным запасом слов, которые обозначают предметы и пространственные отношения;

- Наблюдается задержка развития многих видов деятельности, поскольку и сложно освоить, имея слабое зрение;

- Не могут осуществлять контроль над качеством выполнения собственных действий;

- Испытывают трудности в общении с другими людьми из-за нарушения восприятия;

- Низкий уровень развития мотивации, самоконтроля и самооценки.

- Снижается скорость и точность зрительного восприятия;

- Замедленно формируется зрительный образ;

- Сокращаются и ослабляются свойства зрительного восприятия (объема, целостности, обобщенности, избирательности и др.);

- Снижаются полнота образов, широта круга предметов и явлений;

- Возникают трудности в мыслительном процессе, развитии внимания.

Слабовидящие дети с трудом учатся ориентироваться в пространстве. Им сложно описывать словами свое местонахождение и то, что их окружает. У таких детей низкий уровень развития обзорных возможностей, замедленный темп зрительного анализа.

Слабослышащие дети

Основным способом восприятия устной речи детьми с нарушениями слуха является слухо-зрительный способ. Как правило, ребенок с нарушениями слуха неэмоционален, у него слабая воля, он не хочет доводить дело до конца. У таких детей низкая скорость восприятия и узнавания предметов, трудности с подражанием, с выбором по образцу. Даже небольшие потери слуха приводят к задержке речевого развития. Ребенок не воспринимает и не различает тихие звуки речи и части слов. Он слышит только часть слова, и поэтому плохо усваивает его значение. Большие потери слуха приводят к выраженным нарушениям речи, а без реабилитации — к немоте. Речь слабослышащих детей может быть невнятна и неравномерна по громкости — либо слишком тихая, либо достаточно громкая.

Глухие дети

 Специалисты отмечают следующие особенности глухих детей:

·         у ребенка снижено внимание, он долго переключается с одной задачи на другую;

·         ребенок быстро утомляется, так как получает информацию на слухо-зрительной основе;

·         ребенок не понимает эмоции окружающих, их речевые интонации, также сам слабо проявлять собственные эмоции;

·         ребенок не уверен в себе, испытывает страх. Может иметь гипертрофированную зависимость от близкого взрослого, завышенную самооценку;

·         глухие дети могут проявлять агрессию в ответ на отрицательную оценку их возможностей со стороны педагогов и сверстников;

·         плохо адаптируются в обществе: замкнуты, предпочитают общаться с себе подобными, со слышащими сверстниками стараются не играть, так как боятся насмешек.

Дети-аутисты

·         имеет специфические речевые расстройства: не использует речь для общения, но может случайно произносить отдельные слова и фразы;

·         говорит только о собственных интересах, не слушая других;

·         может обладать развитой речью, но говорить штампами, постоянно повторять услышанные фразы и слова;

·         не умеет слушать собеседника, постоянно его перебивает;

·         имеет ограниченный набор средств общения, при этом не может использовать их адекватно ситуации;

·         чрезвычайно чувствителен к звукам или вообще на них не реагирует;

·         использует идиосинкразическую речь (говорит цитатами из мультфильмов или книжек);

·         может следовать определенным ритуалам: например, пройти вокруг здания детского сада, прежде чем войти внутрь;

·         чрезмерно сосредоточен на каких-либо предметах;

·         неукоснительно соблюдает привычный распорядок и боится его менять;

·         может испытывать множественные страхи – к бытовому шуму, шелесту газеты, при этом не боится реальной опасности;

·         может испытывать неадекватные страхи (бояться педагога, похода в соседнее помещение);

·         сопротивляется любым изменениям, боится всего нового;

·         медленно усваивает информацию;

·         не может уделять внимание сразу нескольким вещам;

·         концентрирует зрительное внимание на фрагментах, а не на предмете в целом;

·         отвлекается на звуковые и зрительные раздражители;

·         заостряет внимание на мелочах и игнорирует главное;

·         не способен подражать окружающим;

·         не может самостоятельно освоить новые движения;

·         с трудом формирует образы объектов;

·         плохо усваивает новые слова, словосочетания;

·         с трудом понимает глаголы и местоимения;

·         понимает речь дословно;

·         не может мыслить абстрактно, обобщать знания;

·         плохо переносит навыки на аналогичный материал, другую обстановку;

·         не всегда способен самостоятельно выполнять конкретные виды деятельности;

·         не имеет организационных навыков, не умеет планировать или выбирать;

·         в одной области проявляет себя отсталым, а в другой — одаренным;

·         может вести себя имульсивно, противоречиво.

Дети с тяжелыми нарушениями речи

 Многим детям присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности абстрагироваться, обобщать. Они легче выполняют задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Интеллектуальное развитие у ребенка вторично, у него пониженная наблюдательность и мотивация, замкнутость, негативизм. Он не уверен в себе, его легко разозлить, обидеть. Ребенок испытывает трудности в общении. Его движения импульсивны и хаотичны. Внимание неустойчивое. Ребенок быстро забывает материал, особенно вербальный. Ему сложно вспоминать последовательность событий. Он быстро утомляется, долго не включается в выполнение задания.

Дети с ЗПР

 Для таких детей характерны нарушения в интеллектуальной сфере. Детям с ЗПР трудно соблюдать принятые нормы поведения. Они не умеют последовательно выполнять инструкции воспитателя, переключаться с одного задания на другое. Такие дети быстро утомляются, теряют работоспособность. Иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность. У детей с ЗПР недостаточно развиты внимание, восприятие, память, есть проблемы в личностно-деятельностной сфере. Ребенок отстает в речевом развитии, имеет низкую речевую активность. Ему нужно больше времени для приема и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений. Еще одна особенность таких детей: сходные качества предметов они воспринимают как одинаковые. Например, овал и круг считают одной и той же фигурой.

У детей с ЗПР недостаточно сформированы пространственные представления. Они ориентируются в направлениях пространства на уровне практических действий. Также им сложно воспринимать перевернутые изображения. Есть проблемы с конструктивным мышлением.

Дети с умственной отсталостью

В раннем возрасте проявляются специфические черты, которые отличают детей с умственной отсталостью от обычных сверстников. С первых месяцев жизни дети с интеллектуальными нарушениями отстают в физическом и психомоторном развитии. В первые годы жизни они соматически ослаблены, повышено восприимчивы к простудным и инфекционным заболеваниям.

Умственно отсталые дети могут не проявлять потребностей к общению с близкими взрослыми: не фиксируют взор на лице взрослого, не контактируют «глаза в глаза». У них неустойчивое настроение, они раздражительны, упрямы, часто плачут, легко возбудимы или, наоборот, ведут себя вяло. Таким детям характерно неустойчивое внимание, нет интереса к игрушкам и предметам окружающего мира, отсутствует любознательность ко всему новому.

В быту дети с интеллектуальными нарушениями раннего возраста полностью зависимы от взрослого. Они крайне безынициативны, не умеют самостоятельно регулировать свое поведение. Им свойственны непосредственные импульсивные реакции на внешние впечатления, неумение противостоять воле другого человека. У детей этой категории наблюдается недоразвитие навыков игровой деятельности, они с удовольствием играют в известные, освоенные подвижные игры и с трудом осваивают новые, особенно игры с правилами. Отмечается недоразвитие, неустойчивость, лабильность эмоций, отсутствие оттенков переживаний, слабость собственных намерений, стереотипность реакций. Всем детям свойственны эмоциональная незрелость, нестабильность чувств, трудности в понимании мимики и выразительных движений. Наблюдаются случаи то выраженного эмоционального спада, то повышенной возбудимости. Снижена самооценка. Зависимость от родителей затрудняет формирование себя как личности, ответственной за свое поведение. Этому способствует низкий уровень навыков общения, задержка вербального развития, пассивность, повышенная подчиняемость, отсутствие инициативы, агрессивность, деструктивное поведение.

 

Задание 2.

Осуществите анализ методов арт-педагогики и арт-терапии и особенности их применения. Заполните таблицу.

Метод

специфика применения метода

Категория детей с ОВЗ, для которых целесообразно применять данный метод

 Словесный (рассказ, лекция, беседа о произведениях искусства, истории их создания)

 При работе с детьми, имеющими нарушения слуха, необходимо опираться на остаточный слух. Для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью характерна замедленность темпа восприятия. Поэтому они не всегда адекватно могут реагировать на характер воспринимаемой музыки. Им сложно дать вербальную оценку музыкальному произведению. Поэтому педагог должен подготовить таких детей к восприятию музыки, рассказать, побеседовать о музыке, задать вопросы, показать иллюстрации или графические модели. Можно предложить таким детям в процессе прослушивания произведения напевать мелодию.

 Специалисты отмечают, что словесные методы могут использоваться в работе со всеми категориями детей с ОВЗ. Пояснения и уточнения помогают детям с нарушениями речи, зрения, слуха, ЗПР, интеллектуальной недостаточностью лучше понять содержание художественного произведения. Очень эффективны словесные методы в работе с детьми с нарушениями зрения. Они помогают дать ребенку информацию об окружающем мире. 

 Наглядные (исполнение художественных произведений, показ иллюстраций, рисунков, фотографий, предметов декоративно-прикладного искусства, скульптуры, музыкальных инструментов)

 Дети с нарушением зрения воспринимают мелодии при помощи хлопков, опираясь на графическое изображение длительностей. Дети с умственной отсталостью и ЗПР лучше воспринимают учебный материал при поэтапном показе дидактического материала. Полезно и обоснованно сочетание наглядных методов с активной исследовательской деятельностью при восприятии художественных произведений.

Важно помнить, что наглядные методы важно использовать в сочетании с другими. Использование наглядных материалов должно сочетаться с речевым воздействием. Слова педагога, который поясняет те или иные особенности искусства в сочетании с наглядностью способствуют пониманию, осознанию смысла предлагаемой информации, адекватному ее восприятию.

Организуя работу с аутичными детьми, педагог может использовать таблички с изображениями объектов и их символов. Рассказывая ребятам сказку, можно одновременно показывать таблички с соответствующими и изображениями и написанными на них словами. Таким образом, весь сюжет сказки воспроизводится на картинках. Дети могут легче ее воспринимать и воспроизводить.

Используя наглядность в работе с детьми, имеющими нарушения зрения, необходимо помнить, что восприятие рисунков у таких детей вызывает значительные затруднения. Младшие школьники недостаточно различают форму изображенных предметов и их пропорции. Необходимо использовать дополнительные приборы: очки, тифлотранспарант. Методика работы с такими детьми предполагает поэтапное восприятие изображений. Сначала необходимо предложить ребятам черно-белое, а затем цветное изображение. Однако стоит помнить, что чрезмерное использование наглядных методов может привести к сдерживанию развития воображения, речи и умения связно излагать мысли. Необходимо сочетать наглядные методы с практическими. Ведь для детей с ОВЗ характерным является предметно-практическое обучение. В его основе лежит создание специальной дидактической среды, которая стимулирует познавательный интерес ребенка. В ходе совместной деятельности ребенка и педагога происходит развитие навыков речевого общения, совершенствуется сенсорный опыт.

 Все категории детей с ОВЗ

Практические (упражнения в выполнении тех или иных способов действий, применяемых в разных видах художественной деятельности)

 

Обучая детей с ЗПР и детей с умственной отсталостью, можно сочетать словесные, наглядные и практические методы. Можно проводить беседы по сюжету знакомой сказки, рассматривание иллюстраций, инсценирование сюжета. При этом большую роль играет образец деятельности, который показывает педагог. Он может выразительно говорить, показывать характерные движения персонажей сказки, их мимику и пантомимику.

У слабослышащих детей в процессе вокальной работы активизируется остаточный слух, при нарушениях зрения больший эффект обучения достигается при применении словесных методов в сочетании с практическими действиями.

Практические методы обучения являются эффективными в том случае, когда ребятам необходимо освоить конкретные способы художественных действий. Например, научиться петь, двигаться под музыку, играть на музыкальных инструментах, рисовать, лепить, делать аппликации и многое другое.

Обучение детей, имеющих различные нарушения, происходит более эффективно, если педагог умело сочетает различные методы.

 

Репродуктивные методы дают возможность детям быстро и хорошо запомнить учебную информацию, сформировать представление о художественной культуре, видах и жанрах искусства. Они помогают сформировать необходимые навыки художественной деятельности

Чрезмерное увлечение репродуктивными методами ведет к снижению активности и самостоятельности ребенка. При этом ребята формально заучивают материал, что недопустимо. Поэтому так важно оптимально сочетать методы самостоятельной работы детей с работой под руководством педагога.

Использование репродуктивных методов эффективно в процессе работы с детьми с ЗПР и умственной отсталостью.

Дидактические игры

Дидактическая игра выступает в качестве средства и формы обучения детей с ОВЗ, используется в процессе усвоения любого программного художественного материала. Она дает возможность повторить информацию необходимое количество раз и сохранить при этом положительное эмоциональное отношение к заданиям.

Например, для детей с нарушениями слуха характерны трудности в освоении пространственных отношений. Дидактические игры помогают успешно сформировать такие представления. У детей с умственной отсталостью на начальном этапе подготовки к обучению изобразительной деятельности пользуются успехом игры-упражнения на группировку предметов по цвету.

Данный метод может быть успешно использован в различных видах художественной деятельности детей, имеющих нарушения слуха, зрения, ЗПР или умственную отсталость

 

Задание 3.

Посетите занятие художественной направленности коллеги.

Определите, какие методы и приемы в обучении и воспитании, в каких сочетаниях применяет педагог на занятиях художественной деятельностью.

Урок провела  учитель ИЗО Саватеева Т.Е.

Тема урока : «Рисование домика» была выбрана в соответствии с требованием учебной программы для коррекционных школ VIII вида.

В классе обучается 15 учеников в возрасте от 8 – 10 лет, 9 из них присутствовали на уроке.

На уроке были  поставлены следующие цели и задачи:

Цель: создание условий для систематизации и обобщения знаний обучающихся о постройках.

Задачи. Образовательная: Развивать умение рисовать от руки простейшие геометрические фигуры, правильно располагать детали рисунка на листе бумаги.

Коррекционная: корректировать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательная: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, прививать любовь к творчеству.

Урок носил обучающий, развивающий и воспитывающий характер.

Материал, использованный на уроке соответствовал возрастным, индивидуальным и психологическим особенностям детей.

Для достижения развития познавательной активности я использовала эмоциональную мотивацию (организацию урока в виде путешествия по сказочному лесу, сюрпризный момент)

На уроке использовала различные методы обучения:

словесные (беседа, словесная инструкция, диалог);

практические: (рисование вслед за учителем, самостоятельное раскрашивание, дорисовка).

Усвоению нового материала и обобщению знаний способствовали задания на развитие памяти, внимания (ориентировка на листе бумаги, соотношение предмета с геометрическими фигурами, угадывание сказок по  отрывкам).

Так же были использованы различные формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

На уроке применялись технические средства обучения, использовалась игровая технология, информационно-комуникативная, рефлексивная (солнышко, тучка), технология сотрудничества (ученик-ученик, ученик-учитель), здоровьесберегающая (физминутка, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз,  чередование видов деятельности).

Урок построен на принципах доступности,  связью с жизнью.

Тип урока комбинированный, четко прослеживаются межпредметные связи с  математикой, чтением, музыкой, работой дефектолога.

На уроке дети были активны, работали с удовольствием.

Поставленные цель и задачи были достигнуты, удалось добиться желаемого результата.

 


 

Посмотрите также