Аттестация рабочих мест (АРМ) — комплекс мероприятий, проводимых с целью оценки условий труда на рабочих местах, выявления вредных и опасных производственных факторов
(ст.209 ТК РФ).
Аттестации рабочих мест
по условиям труда
подлежат все имеющиеся
в организации рабочие места.
Сроки проведения аттестации
устанавливаются исходя из того,
что каждое рабочее место должно
аттестовываться
не реже одного раза в пять лет.
Внеплановая аттестация:
по результатам государственной экспертизы условий труда;
в соответствие с государственными нормативными требованиями ОТ, а также мероприятий по улучшению условий труда;
при вводе в эксплуатацию вновь организованных
рабочих мест (проводится не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода);
замене производственного оборудования, или изменении технологического процесса;
- изменения средств коллективной защиты.
Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация. Ее привлекают на основании договора гражданско-правового характера
(Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н п.6 Порядка).
Состав
аттестационной комиссии
(п.10 Порядка)
Возглавляет аттестационную комиссию
Специалист
по охране
труда
Представитель
выборного
органа
первичной
профсоюзной
организации
или иного
представительного
органа работников
Представитель
аттестующей
организации
(вкл. в реестр
аккредитованных
организаций
Минздравсоцразвития
Российской Федерации)
Представитель
работодателя
(руководители
структурных подразделений,
юристы, специалисты по
кадрам, по труду и
заработной плате,
главные специалисты,
медицинские работники
и иные сотрудники)
Аттестация рабочих мест по условиям труда
Гигиенические
условия труда
Травмобезопасность
Обеспеченность
работников СИЗ
-физические факторы;
-химические факторы;
-биологические
факторы;
-тяжесть;
-напряженность и
условия
труда;
-производственное
оборудование,
-приспособления
-инструмент,
-средства обучения
и инструктажа
соответствие
фактически
выданных СИЗ с
типовыми
нормами
Оценка соответствия охраны труда включает в себя | |||
Оценка по гигиеническим нормативам | Оценку травмоопасности рабочих мест | Оценка обеспеченности работников СИЗ | Итоги аттестации. |
После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждения отчета об аттестации направляет в государственную инспекцию труда документы на бумажном и электронном носителях (см.Приложение 1.).
Оценка соответствия условий труда нормативам на рабочем месте
Она включает в себя результаты оценок:
при соответствии при несоответствии
Соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда
Не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда
АНАЛОГИЧНЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА.
Оценку производственных факторов на таких рабочих местах проводят на основании данных, полученных при аттестации 20% рабочих мест (но не менее двух)!!!
(п. 40 Порядка)
Рабочие места признают аналогичными, если:- профессии или должности имеют одно наименование;- при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы выполняются одни и те же профессиональные обязанности;- используется однотипное производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье;- ведется работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;- используются однотипные системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;- производственное оборудование, транспортные средства и т.п. расположены на рабочем месте одинаково;- существует одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;- присутствует одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты (этот пункт появился в новом Порядке).
Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места учащегося.
Соответствие показателей:
– соответствие размеров мебели росту обучающихся;
– хорошая освещённость рабочего стола;
– уровень шума, не превышающий предельно-допустимого уровня (ПДУ);
– нормальный вентиляционный режим учебного помещения;
– рациональная полезная площадь комнаты;
– хорошее качество отделки стен, потолка, пола.
Задание 2.1.: Снять размеры рабочего стула, стола
Провести антропометрические измерения.
Заполнить таблицу №1.
Таблица №1. Основные размеры стула для обучающихся.
3. Сделать вывод о соответствии размеров стула вашим антропометрическим данным.
Показатели | Рост обучающихся в обуви (см) по ГОСТу 11015-93 | |||
161-175 | > 175 | |||
норма | данные измерений | норма | данные измерений | |
Высота сидения над полом, см | 42 | 46 | ||
Ширина сидения, см | 34 | 36 | ||
Ширина спинки стула, см | 30 | 32 | ||
Угол между сиденьем и спинкой | 90о | 90о | ||
Стул | жесткий | жесткий | ||
Высота стола, см | не менее 70 | не менее 76 | ||
Ширина стола, см | не менее 50 | не менее | ||
Длина рабочей плоскости стола (двухместный стол), см | не менее | не менее | ||
Угол согнутых коленей | 90о | 90о | ||
Опора ног | стоят на полу | стоят на полу |
| Требования к расстановке мебели в учебном кабинете | |
норма | данные измерений | |
от первой парты до учебной доски, см | 240 | |
наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски, см | 860 | |
высота нижнего края учебной доски над полом, см | 70-90 |
Задание 2.2. Оценить расстановку мебели в учебном кабинете.
1. Провести измерения.
2. Заполнить таблицу №2.
Таблица №2. Основные требования к расстановке мебели в учебном кабинете.
3. Сделать вывод о соответствии расстановки мебели в учебном кабинете.
Задание 2.3.. Оценить тепловое самочувствие на рабочем месте:
После получасового (время адаптации) пребывания на рабочем месте оценить своё тепловое самочувствие по шкале:
«жарко» – условие дискомфортное;
«тепло» – условие, близкое к комфортному;
«хорошо» – условие комфорта;
«прохладно» – условие, близкое к комфортному;
«холодно» – условие дискомфорта.
Задание 2.4. Мероприятия по улучшению условий труда на рабочем месте.
Рабочее место признается аттестованным
Гигиенические
условия труда
Травмобезопасность
Обеспеченность
работников СИЗ
опасные и вредные факторы отсутствуют, либо значения их
показателей соответствуют оптимальным или допустимым
величинам, нормам;
2. Оборудование и инструмент полностью соответствуют
стандартам, установлены и исправны требуемые
средства защиты, средства инструктажа и обучения
составлены в соответствии с требованиями;
3. работники обеспечены средствами
индивидуальной защиты в
соответствии с типовыми нормами.
Рабочее место признается
не аттестованным
Гигиенические
условия труда
Травмобезопасность
Обеспеченность
работников СИЗ
воздействие
вредных и опасных факторов в течение рабочего
дня создают угрозу для жизни
или повышают риск острых
профессиональных поражений
Такое рабочее место подлежит незамедлительному переоснащению или ликвидации.
По результатам аттестации разрабатывается план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
(ст. 211 Трудового кодекса)
Обработка текстового материала.
Составление конспекта.
Задание: составить конспект урока:
-найти словосочетания в тексте (слова);
-выписывать предложения со словосочетаниями в тетрадь для теоретических занятий.
установления льгот и компенсаций
все
пять
Внеплановая аттестация:
При выборе аттестующей организации
В состав аттестационной комиссии включаются
Аттестация рабочих мест по условиям труда включает
В случае успешного прохождения
При несоответствии условий труда
45лет
Тестовое задание Блиц-опрос "Верно или нет":
Аттестация рабочих мест по условиям труда – комплекс
мероприятий, Проводимых с целью оценки условий труда на
рабочих местах, выявления вредных и опасных производственных факторов
Сроки проведения аттестации устанавливаются исходя из того, что каждое
рабочее место должно проходить аттестацию не реже одного раза в три года
Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся
в организации рабочие места
Аттестация новых рабочих мест должна быть проведена не позднее
чем через 30 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию
Документы аттестации рабочих мест по условиям труда рекомендуется
хранить в организации в течение 45 лет
+
-
+
-
+
Перечень документов для подготовки и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда
Приказ «Об организации и проведении аттестации рабочих мест».
Положение «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений».
Учебный материал по организации и проведению аттестации рабочих мест:
а) оценка травмобезопасности рабочих мест для проведения аттестации;
б) порядок составления инструкций по охране труда.
4. Документы строгой отчетности, подтверждающие права работников на получение компенсации.
Штатное расписание учреждения.
Перечень работ и профессий, по которому должны выдаваться СИЗ.
Личные карточки выдачи спец.одежды и средств индивидуальной защиты.
Перечень опасных и вредных факторов на аттестуемых рабочих местах.
Перечень оборудования, приспособлений и инструментов по аттестуемым рабочим местам.
Список работников, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам, утвержденный Роспотребнадзором.
Список профессий для предоставления льгот и компенсаций или дополнительного отпуска.
Перечень инструкций по охране труда:
а) по профессиям;
б) по видам работ.
13. Инструкции по охране труда.
14. Планы этажей здания учреждения.
15. Журналы учета инструктажей по ОТ:
- журнал регистрации вводного инструктажа;
- журнал регистрации инструктажа на рабочем месте;
- журнал регистрации противопожарного инструктажа;
16. Удостоверения о прохождении обучения по ОТ и электробезопасности.
4. Документы строгой отчетности подтверждающие права работников на получение компенсации
Приказ «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда».
Протокол обследования освещенности рабочего места.
Протокол контроля уровня электромагнитных излучений на рабочем месте.
Протокол оценки условий труда на рабочем месте по травмобезопасности.
Протокол оценки обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.
Карта аттестации рабочего места.
Документы строгой отчетности хранятся в организации в течение 45 лет.
6. Перечень работ и профессий, по которому должны выдаваться СИЗ
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель профсоюзного комитета Директор__________________
_________________________________ __________________________
«___» __________________20___г. «___»______________20___г.
ПЕРЕЧЕНЬ
работ и профессий, по которому должны выдаваться средства индивидуальной защиты и номенклатура выдаваемых средств индивидуальной защиты
№ п/п | Наименование работ и профессий | Номенклатура средств индивидуальной защиты | Норма выдачи на год |
|
| Халат хлопчатобумажный | 1 на 1,5 года |
Рукавицы комбинированные | 6 пар | ||
Сапоги резиновые | 1 пара | ||
Перчатки резиновые | 2 пары | ||
|
| Халат хлопчатобумажный | 1 на 1,5 года |
Рукавицы комбинированные | 4 пары | ||
Ботинки кожаные или сапоги кирзовые | 1 пара |
Документы, регулирующие порядок выдачи средствиндивидуальной защиты
Кодекс законов о труде Российской Федерации;
Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 29.12.1997г. №68 Об утверждении типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики утв. Постановление Мин. труда и соц. развития РФ от 29 декабря 1997г. №68
Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные постановлением Минтруда России от 18.12.98 г. N 51.
7. Личные карточки выдачи специальной одежды и средств индивидуальной защиты (форма МП-6)
ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА №
Учета выдачи средств индивидуальной защиты
Фамилия ____________________________________________ Пол_________________
Имя____________________ Отчество____________________ Рост ________________
Табельный номер_____________________________________ Размер:
Структурное подразделение____________________________ одежды _____________
Профессия(должность) ________________________________ обуви _______________
_____________________________________________________ головного убора______
Дата поступления на работу ____________________________ противогаза _________
Дата изменения профессии (должности) или респиратора ________
перевода в другое структурное рукавиц _____________
подразделение_________________________________________ перчаток ____________
Предусмотрено по Типовым отраслевым нормам
Наименование средств индивидуальной защиты | Пункт Типовых отраслевых норм | Единица измерения | Количество на год |
Руководитель структурного подразделения
9. Перечень оборудования, приспособлений и инструментов по аттестуемым рабочим местам
№ | Наименование | оборудование, приспособление, инструмент | Наличие сертификата безопасности |
1 | Пищеблок | Электроплита ЭП-6ЖШ | паспорт |
Мясорубка МИМ-300 | |||
Машина протирочно-резательная МПР-350М-02 | |||
Машина картофелеочистительная МОК-150 | |||
Электросковорода СЭЧ-00.00.000 РЭ | |||
Электрокипятильник | |||
Шкаф морозильный ШН-0,7 | |||
Холодильник двухкамерный «Саратов» | |||
Весы порционные электронные DS-708 | |||
Весы товарные ВТ-150 | |||
Комплект ножей | сертификат | ||
Доски разделочные | |||
Сковорода |
Работодатель обязан:
Работодатель вправе требовать:
Содействовать аттестующей организации
предоставляя необходимую информацию и документацию
давать разъяснения по вопросам, относящимся к целям аттестации
запрашивать необходимые сведения у третьих лиц
Не предпринимать преднамеренных действий, направленных
На сужение круга вопросов
На сокрытие информации и документации
Документального подтверждения аккредитации на право оказывать услуги в области охраны труда
Проведения измерений и оценок в соответствии с действующими нормативными правовыми актами
Ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту представления информации в государственную инспекцию труда возлагается на работодателя.
Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок лежит на работодателе и аттестующей организации.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда грозит административными штрафами (ст. 5.27 КоАП РФ)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.