АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Произнесём звук СПроверь! Правильно ли у тебя работают губы и язычок?
Губы разомкнуты и растянуты в улыбке;
Зубы сближены;
Кончик языка внизу, упирается в нижние зубы;
Боковые края языка плотно прижаты к верхним боковым
зубам;
По середине язычка образуется желобок, по которому
идёт сильная холодная струя воздуха;
Голосовые складки разомкнуты и не вибрируют.
Красная шапочка отправилась к бабушке, но подул сильный ветер, качались со свистом деревья…Произнеси на одном выдохе – долго и протяжно: С-С-С-С-С…
Упражнение «НАСОС»
Помоги БУРАТИНО услышать ЗВУК С Задание: хлопни в ладоши, когда услышишь звук С из ряда звуков: С, К, О, С, Н, С,
У, З, С, С, А, И, С
ФИЗМИНУТКА
Мы подуем высоко
Мы подуем низко
Мы подуем далеко
Мы подуем близко
Потянуться вверх, произносим: С-С-С-С-С…
Слегка наклониться и произнести: С-С-С-С…
Наклониться вперёд всем корпусом, руки вытянуть вперёд, произносим: С-С-С-С-С…
Прижать руки к груди, опустить голову, произносим: С-С-С-С-С…
А теперь, слоговые ряды, со стечением согласных, повтори:
СТА- СТО-СТУ- СТЫ
СПУ-СПА-СПЫ-СПО
СНО-СНЫ-СНА-СНУ
СКУ-СКА-СКО-СКЫ
СМА-СМЫ-СМО-СМУ
СЛЫ-СЛУ-СЛА-СЛО
ЧИСТОГОВОРКИ
Раз, два, три и ещё чистоговорки повтори:
ИГРА «Догони, ка нас лиса» ( выбрать лису)
Са-са-са – в лесу бегает лиса
Са-са-са – догони, ка нас лиса
Сы-сы-сы – убегаем от лисы
водим хоровод, лиса бежит
по внешнему кругу хоровода в обратном направлении
дети разбегаются, лиса их ловит
ЗВУК С в словах
Произнеси за мной слова (звук С в начале слов)
Са: сани, садик, сапоги, самокат, самолёт, сахар, салют,
сабля, салат, сарай, сарафан, сандали, самовар
Со: сом, сок, сон, сода, сова, соль, сор, соболь, соловей
Су: сук, суп, сухо, сумка, сутки, сукно, судак, суббота,
судно, сухарь, сукно, сурок, сугроб
Сы: сын сыр, сырок
Произнеси за мной слова
(звук С в середине слов)
Произнеси за мной слова (звук С в конце слов)
Ас: квас, бас, класс, ананас
Ос: нос, поднос, матрос, голос
Ус: ус, трус, уксус, кактус, фокус
Ис: ирис, рис, Борис, кипарис
Ес: лес, вес
Ёс: пёс, утёс, унёс
Произнеси за мной слова
(звук С со стечение согласных)
ИГРА: «НАЙДИ СЛОВА»Задание: прослушай стихотворение и помоги Коту в сапогах найти слова, в которых слышится звук С
Убирал барсук посуду,
Наводил порядок всюду.
Чисто мыл он чашки, миски,
В вазу высыпал ириски.
Он кастрюлю отскоблил,
Много он потратил сил!
А потом траву косой
Он косил перед норой.
Разгребал в кустах он листья,
Подметал, косил и чистил.
И, поправив поясок,
Мяса съел большой кусок.
Прослушай загадку и отгадай её
УПРАЖНЕНИЕ «Повтори, не ошибись»ЗАДАНИЕ: повтори за мной слоги и слова со звуком С Са-са-са – самокат, сова, лиса Сы-сы-сы – волосы, усы, весы Со-со-со – сода, соболь, колесо Су-су-су – сук, посуда, путасу Ас-ас-ас – квас, масло, ананас Ис-ис-ис – рис, Борис, ирис Ос-ос-ос – нос, колос, абрикос Ус-ус-ус – вкус, автобус, карапуз Аса-аса-аса – колбаса и касса Осы-осы-осы – волосы и косы Усы-усы-усы – автобусы и бусы Аска-аска-аска – ласка, маска, каска
Все слова со слогом СА: полоса, коса, оса (колбаса, роса, лиса)Все слова со слогом СО: Соня, сода, колесо (соты, сокол, колесо)Все слова со слогом СЫ: косы, бусы и весы (осы, лисы и носы)Все слова со слогом СУ: отнесу, несу, пасу
УПРАЖНЕНИЕ «Слушай и запоминай, и красиво называй»
ЗАГАДКИ
В реке, где тихо и темно,
лежит усатое бревно. (сом)
Не моторы, а гудят.
Не пилоты, а летят.
Не змеи, а жалят. ( осы)
Много у пчелы работы,
Она в улье строит… (соты)
ВЫУЧИ СТИХОТВОРЕНИЕ
ИГРА «Найди звук С в словах »Задание: назови предметы, где звук С находится в начале, в середине, в конце слов
СЧИТАЛКАВот со звуком С считалка:Сад, песок, совок, скакалка.Мячик скок, скок, скок,Скок по саду на песок,На песок и на скакалку – Очень быстрая считалка.
Лексико – грамматические игры и упражнения на автоматизацию звука С в словах
ИГРА: «Скажи наоборот»
Задание: произнеси слова, противоположные по значению
Мир - … (ссора)
Кислый - … (сладкий)
Тесная - … ( свободная обувь)
Смелый - … ( трусливый)
Пасмурно … ( солнечно, ясно)
- сыр, салат, колбаса, каша
- кастрюля, стакан, тарелка, сковорода
- лиса, волк, слон, барсук
- соловей, сорока, грач, ласточка
ИГРА «Назови лишнее слово»
ИГРА «Соедини два слова в одно» ( образование сложных слов при помощи суффикса)
Задание: помоги коту Матроскину назвать новые слова
Листья падают - … ( листопад)
Сад разводит - … ( садовод)
Пыль сосёт - … ( пылесос)
Снег падает - … ( снегопад)
Сам катит - … ( самокат)
Сам ходит - …( самоход)
Сам варит - … ( самовар)
Мясо рубит - … ( мясорубка)
Сок выжимает - … ( соковыжималка)
Сладкое ешь - … ( сладкоежка)
ИГРА «Сложные слова» ( образование слов при помощи суффикса – НИЦ)
Задание: помоги Чебурашке произнести сложные слова
сахар + ниц = … (САХАРНИЦА)
песок + ниц =… (ПЕСОЧНИЦА)
салат + ниц =… ( САЛАТНИЦА)
сухарь + ниц =… ( СУХАРНИЦА)
соус + ниц =… ( СОУСНИЦА)
суп + ниц =… ( СУПНИЦА)
салфетка + ниц =… (САЛФЕТНИЦА)
Упражнение №1 «Измени слова»
Задание: помоги Незнайке заменить первый звук в слове на звук С.
мало –…(сало) бок -…(сок)
ранки –…(санки) дом - …(сом)
Клава –…(слава) лук -…(сук)
Тоня –…(Соня) мода –…(сода)
Упражнение №2 «Измени слова»
Задание: помоги Незнайке заменить
последний звук в слове на звук С.
пёк –…(пёс) нож -…(нос)
лик – …(лис) морж -…(морс)
Рим –…(рис) труд -…(трус)
рот –…(рос) голод …(голос)
лев – …(лес) век –…( вес)
Упражнение №3 «Измени слова»
Задание: помоги Незнайке заменить
звук в середине слова на звук С.
ИГРА «Доскажи»
ЗВУК С в словосочетаниях
ИГРА «Что с чем?»
Скамейка? … со спинкой
Краска? … с кисточкой
Куст? … с листьями
Совок? … с мусором
Лиса ? … с хвостом
Кастрюля?... с рисунком
Сахарница? …с сахаром
Автобус?... с колёсами
Лестница?... со ступеньками
ФИЗМИНУТКА
ЗВУК С во ФРАЗАХ
ПОВТОРИ ЗА МНОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Задание: ответь на вопросы полными предложениями
- Где стоит миска с капустой? ( на столе)
- Откуда упали кубики? ( со стула)
- Над чем летит самолёт? (над лесом)
- Где спит кот? ( под скамейкой)
- Куда входит Соня? ( в автобус)
- Откуда вынули мясо? ( из сумки)
Фразы с увеличением словЗадание: помоги крокодилу Гене произнести предложения
На столе стакан.
На столе стоит стакан.
На столе стоит стакан с соком.
На столе стоит стакан с абрикосовым соком.
На столе стоит стакан со вкусным абрикосовым соком.
ИГРА «НАЗОВИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
ЗВУК С в ТЕКСТАХ
Задание: прослушай рассказ и ответь на вопросы
«Собака помогает пастуху»
За кустами пастух пасёт свиней. Ему помогает собака Сонька. Свиньи стараются пролезть в сад, а Сонька их не пускает. Вот какая умная собака.
Вопросы:
Кто пасёт свиней?
Кто помогает пастуху?
Как собака Сонька помогает пастуху?
Задание: прослушай рассказ и перескажи его
У нас в саду будет скамейка. Мы спилим два сосновых пенька, поставим их в кустах под окном, а на стройке попросим доску. Скамейку мы собьём из пеньков и доски. Когда скамейка будет готова, приходите к нам в гости посидеть на ней.
СТИХИ
Слоны Старый слон
Слоны умны Спит спокойно
Слоны смирны Старый слон
Слоны спокойны Стоя спать
и сильны. умеет он.
( Е. Благинина) ( С. Маршак)
Слонёнок увидел ребят,
Слонёнок встал на самокат,
Немножко прокатался –
И самокат сломался.
(Г. Сапгир)
Саня и сани
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.
Свои люди – сочтёмся.
Свято место пусто не бывает.
Сказано – сделано.
Сколько волка не корми, а он всё в лес смотрит.
Сколько голов, столько и умов.
Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается.
С одной ягоды сыт не будешь.
Сын у меня мой, а ум у него свой.
Сегодня густо, а завтра пусто.
СКОРОГОВОРКИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
«Основы теории и практики логопедии» под ред. Р.Е. Левиной. М.: Просвещение, 1967
«Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Авт. – сост. Г.В.Чиркина. М.: просвещение, 2008
«Произносим звуки правильно» логопед. упр./ И.Ю. Кондратенко. М.: Айрис – пресс, 2012
«Программа развития и обучения дошкольника». Учимся говорить. 4 года – СПб.: «Издательский дом «Нива»»; М.: «ОЛМА - ПРЕСС», 2000
«Учись говорить правильно», сборник речевого материала для логопедических занятий с дошкольниками. Л.П. Успенская, М.Б. Успенский, Москва «Просвещение», 1973
«Уроки логопедии» З.А.Репина, В.И. Буйко; «ЛИТУР», Екатеринбург, 1999
«Логопедическое пособие», Л.М. Козырева, М.: Издательство – Школа, 2000
«Логопедия в детском саду» Смирнова Л.Н., М.: «Мозаика - синтез», 2004
«Логопедические занятия в детском саду» подготовительная группа, Т.Ю. Бардышова, Е.Н. Моносова. М.: издательство «Скрипторий 2003», 2013
«Слышу, вижу, ощущаю – правильно говорю» Е.А. Иванова. М.: ТЦ Сфера, 2007
«Обучение грамоте детей с нарушениями речи». Конспекты занятий.Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова. М.: ТЦ Сфера, 2008
«500 весёлых загадок в стихах» Е.Савельева – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009
«100 физкультминуток на логопедических занятиях» Н.Г. Метельская. М.: ТЦ Сфера, 2010
«Логопедия», 500 занимательных упражнений для развития речи. И.С. Лопухина. М.: Аквариум,1996
«Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем» В.В.Цвынтарный, СПб.: Изд-во «Лань», 1998
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.