Автоматизация звука С (материал для логопедов)

  • ppt
  • 14.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Звук С.ppt

МКДОУ – детский сад «Лучик» ЗВУК С

Учитель-логопед :
Швенк Екатерина Валерьевна

Звук С
В гостях у сказки

ЗВУК С

СОГЛАСНЫЙ, ТВЁРДЫЙ, ГЛУХОЙ, ЩЕЛЕВОЙ


АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

1.«Улыбка»: Верхние и нижние зубы приоткрыты от губ, губы слегка растянуты в улыбке. Удержать позу до 10 секунд.

2. «Улыбка - трубочка»: плавное переключение от одной артикуляции к другой, (как при произнесении «И» - «У»- плавно)

3.«Накажем непослушный язычок»: язык между губами. Похлопывание язычка губами, слог «пя-пя-пя-…».

4.«Лопатка»: удержание широкого языка. Рот открыт, верхние зубы языка не касаются, язык лежит на нижней губе, губы при этом в улыбке.

5.«Чистим зубки»: широким языком проводим движения от основания нижних резцов вверх, как бы вычищая нижние зубы изнутри. Рот открыт, губы в улыбке.

6.«Горочка»: широкий язык, боковыми краями прижат к верхним коренным зубам, передний край опущен за нижними зубами. Рот отрыт, губы в улыбке. Удержать позу.

7.«Ветерок»: размещаем язык между губами, губы слегка в улыбке ( как упр. «Лопатка»). Дуем слегка по языку, как звуки «П-Ф-Ф». Дуть дольше.

8.«Ветерок по горке»: то же самое, что упр. «Горка». Губы убираем в улыбке и дуем.

Произнесём звук С Проверь! Правильно ли у тебя работают губы и язычок?

Губы разомкнуты и растянуты в улыбке;
Зубы сближены;
Кончик языка внизу, упирается в нижние зубы;

Боковые края языка плотно прижаты к верхним боковым
зубам;
По середине язычка образуется желобок, по которому
идёт сильная холодная струя воздуха;
Голосовые складки разомкнуты и не вибрируют.

Красная шапочка отправилась к бабушке, но подул сильный ветер, качались со свистом деревья… Произнеси на одном выдохе – долго и протяжно: С-С-С-С-С…

Упражнение «НАСОС»
Встань прямо, сожми пальцы в кулачки, поставь руки перед собой, воздух выходит из насоса и свистит…
Произнеси на одном выдохе – кротко и отрывисто: С. С.С.С.С.С… ( наклоняясь вниз)

Помоги БУРАТИНО услышать ЗВУК С Задание: хлопни в ладоши, когда услышишь звук С из ряда звуков: С, К, О, С, Н, С,

У, З, С, С, А, И, С

ФИЗМИНУТКА

Мы подуем высоко

Мы подуем низко

Мы подуем далеко



Мы подуем близко

Потянуться вверх, произносим: С-С-С-С-С…
Слегка наклониться и произнести: С-С-С-С…
Наклониться вперёд всем корпусом, руки вытянуть вперёд, произносим: С-С-С-С-С…
Прижать руки к груди, опустить голову, произносим: С-С-С-С-С…

ЗВУК С в слогах
Произносим за СОВОЙ слоги со звуком С:
СА, СО, СУ, СЫ, СЭ… и АС, ИС, ОС, УС, ЭС…

А теперь, слоговые ряды, со стечением согласных, повтори:

СТА- СТО-СТУ- СТЫ
СПУ-СПА-СПЫ-СПО
СНО-СНЫ-СНА-СНУ

СКУ-СКА-СКО-СКЫ
СМА-СМЫ-СМО-СМУ
СЛЫ-СЛУ-СЛА-СЛО

ЧИСТОГОВОРКИ
Са-са-са - в лесу живёт лиса
Са-са-са – любит курочек лиса
Су-су-су – соловей запел в лесу
Су-су-су – орешки белке отнесу
Со-со- со – у машины колесо
Со-со-со – укатилось колесо
Сы-сы-сы – нет в лесу росы
Сы-сы-сы – у нас тёплые носы
Сэ-сэ-сэ – шёл автобус по шоссе

Раз, два, три и ещё чистоговорки повтори:
Ас-ас-ас – в горах снежный барс
Ас-ас-ас – мы любим квас
Ас-ас-ас – у нас свет погас
Ос-ос-ос – у слона большой нос
Ос-ос-ос – Света ест абрикос
Ёс-ёс-ёс – в поле рос овёс

ИГРА «Догони, ка нас лиса» ( выбрать лису)

Са-са-са – в лесу бегает лиса
Са-са-са – догони, ка нас лиса
Сы-сы-сы – убегаем от лисы

водим хоровод, лиса бежит
по внешнему кругу хоровода в обратном направлении
дети разбегаются, лиса их ловит

ЗВУК С в словах
ИГРА «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Саня так в лесу замёрз – чуть не отморозил… (нос)
Отнесли домой мы лейки и уселись на … (скамейке)
Долго в парке мы гуляли, мы там листья… (собирали)
Надевай скорей на ножки свои новые… (сапожки)

Произнеси за мной слова (звук С в начале слов)
Са: сани, садик, сапоги, самокат, самолёт, сахар, салют,
сабля, салат, сарай, сарафан, сандали, самовар
Со: сом, сок, сон, сода, сова, соль, сор, соболь, соловей
Су: сук, суп, сухо, сумка, сутки, сукно, судак, суббота,
судно, сухарь, сукно, сурок, сугроб
Сы: сын сыр, сырок

Произнеси за мной слова
(звук С в середине слов)
Са: оса, коса, касса, колбаса, роса, колёса, голоса
Со: песок, кусок, носок, голосок, волосок, колосок
Су: посуда, рисунок, сосуд
Сы: осы, бусы, усы, весы, носы, косы, рельсы, волосы
косынка, посылка

Произнеси за мной слова (звук С в конце слов)
Ас: квас, бас, класс, ананас
Ос: нос, поднос, матрос, голос
Ус: ус, трус, уксус, кактус, фокус
Ис: ирис, рис, Борис, кипарис
Ес: лес, вес
Ёс: пёс, утёс, унёс

Произнеси за мной слова
(звук С со стечение согласных)
СТА-СТО-СТУ-СТЫ : стакан, стадо, старик, капуста, паста, место, тесто, густо, стук, стул, пастух, хвосты, мосты, кусты, аисты, листы
СКА-СКО-СКУ: маска, каска, ласка, скамейка, сказка, скорлупа, сковорода, скука, скулы, скучно
СПА-СПО-СПУ: спать, спальня, спасибо, спор, спокойно, спуск, спутник, испуг
СЛА-СЛО-СЛУ-СЛЫ: слава, сладко, сластёна, слабый, слух, вслух, слово, слон, слоги, весло, кислый, ослы
СНА-СНО-СНУ-СНЫ: сосна, весна, десна, блесны, сноп, вкусно, ясно, тесно, сны, сосны, красный

ИГРА: «НАЙДИ СЛОВА» Задание: прослушай стихотворение и помоги Коту в сапогах найти слова, в которых слышится звук С

Убирал барсук посуду,
Наводил порядок всюду.
Чисто мыл он чашки, миски,
В вазу высыпал ириски.
Он кастрюлю отскоблил,
Много он потратил сил!
А потом траву косой
Он косил перед норой.
Разгребал в кустах он листья,
Подметал, косил и чистил.
И, поправив поясок,
Мяса съел большой кусок.

А теперь, самостоятельно назови предметы

ЗАДАНИЕ: внимательно посмотри на картинку и назови овощи, в названии которых есть звук С

Прослушай загадку и отгадай её
В жаркой Африке живёт,
Хоботом водицу пьёт.
Угадай, ка кто же он?
Это африканский … (слон).


Изобразим слона с помощью пальчиков
Поставь на ладонь левой руки, с плотно прижатыми друг к другу пальцами, большой, указательный, безымянный пальцы и мизинец правой руки (ноги слона), вытяни вперёд средний палец ( хобот).
А теперь, поменяй руки!

УПРАЖНЕНИЕ «Повтори, не ошибись» ЗАДАНИЕ: повтори за мной слоги и слова со звуком С Са-са-са – самокат, сова, лиса Сы-сы-сы – волосы, усы, весы Со-со-со – сода, соболь, колесо Су-су-су – сук, посуда, путасу Ас-ас-ас – квас, масло, ананас Ис-ис-ис – рис, Борис, ирис Ос-ос-ос – нос, колос, абрикос Ус-ус-ус – вкус, автобус, карапуз Аса-аса-аса – колбаса и касса Осы-осы-осы – волосы и косы Усы-усы-усы – автобусы и бусы Аска-аска-аска – ласка, маска, каска

Все слова со слогом СА: полоса, коса, оса (колбаса, роса, лиса) Все слова со слогом СО: Соня, сода, колесо (соты, сокол, колесо) Все слова со слогом СЫ: косы, бусы и весы (осы, лисы и носы) Все слова со слогом СУ: отнесу, несу, пасу

УПРАЖНЕНИЕ «Слушай и запоминай, и красиво называй»

ЗАГАДКИ

В реке, где тихо и темно,
лежит усатое бревно. (сом)

Не моторы, а гудят.
Не пилоты, а летят.
Не змеи, а жалят. ( осы)

Много у пчелы работы,
Она в улье строит… (соты)

ВЫУЧИ СТИХОТВОРЕНИЕ
Мы со звуком С играем:
С-с-с – мы повторяем,
Мы стараемся, свистим,
Стоп! - и снова посвистим.
Произносим С в слогах,
Произносим С в словах:
Са-са-ас – ананас,
Со-со-ос – абрикос.

ЗАДАНИЕ: назови животных, в названии которых слышится звук С

ИГРА «Найди звук С в словах » Задание: назови предметы, где звук С находится в начале, в середине, в конце слов

СЧИТАЛКА Вот со звуком С считалка: Сад, песок, совок, скакалка. Мячик скок, скок, скок, Скок по саду на песок, На песок и на скакалку – Очень быстрая считалка.

Лексико – грамматические игры и упражнения на автоматизацию звука С в словах
ИГРА «Один - много»
колбаса – колбасы полоса – полосы
оса – осы посылка посылки
коса – косы ананас - ананасы
касса – кассы стул - стулья
скала – скалы стол - столы
салат – салаты автобус - автобусы

ИГРА: «Скажи наоборот»
Задание: произнеси слова, противоположные по значению
Мир - … (ссора)
Кислый - … (сладкий)
Тесная - … ( свободная обувь)
Смелый - … ( трусливый)
Пасмурно … ( солнечно, ясно)

- сыр, салат, колбаса, каша
- кастрюля, стакан, тарелка, сковорода
- лиса, волк, слон, барсук
- соловей, сорока, грач, ласточка

ИГРА «Назови лишнее слово»
( объясни – почему?)

ИГРА «Соедини два слова в одно» ( образование сложных слов при помощи суффикса)  


Задание: помоги коту Матроскину назвать новые слова
 
Листья падают - … ( листопад)
Сад разводит - … ( садовод)
Пыль сосёт - … ( пылесос)
Снег падает - … ( снегопад)
Сам катит - … ( самокат)
Сам ходит - …( самоход)
Сам варит - … ( самовар)
Мясо рубит - … ( мясорубка)
Сок выжимает - … ( соковыжималка)
Сладкое ешь - … ( сладкоежка)

ИГРА «Сложные слова» ( образование слов при помощи суффикса – НИЦ)


Задание: помоги Чебурашке произнести сложные слова

сахар + ниц = … (САХАРНИЦА)
песок + ниц =… (ПЕСОЧНИЦА)
салат + ниц =… ( САЛАТНИЦА)
сухарь + ниц =… ( СУХАРНИЦА)
соус + ниц =… ( СОУСНИЦА)
суп + ниц =… ( СУПНИЦА)
салфетка + ниц =… (САЛФЕТНИЦА)

Упражнение №1 «Измени слова»

Задание: помоги Незнайке заменить первый звук в слове на звук С.

мало –…(сало) бок -…(сок)
ранки –…(санки) дом - …(сом)
Клава –…(слава) лук -…(сук)
Тоня –…(Соня) мода –…(сода)

Упражнение №2 «Измени слова»
Задание: помоги Незнайке заменить
последний звук в слове на звук С.
пёк –…(пёс) нож -…(нос)
лик – …(лис) морж -…(морс)
Рим –…(рис) труд -…(трус)
рот –…(рос) голод …(голос)
лев – …(лес) век –…( вес)

Упражнение №3 «Измени слова»
Задание: помоги Незнайке заменить
звук в середине слова на звук С.
лапка –…(ласка) мишка -…(миска)
марка –…(маска) ножка -…(носка)
парта –…(паста) дочки -…(доски)
сопка –…(соска) липка -…(лиска)
качка –…(каска) лепка –…(леска)

ИГРА «Доскажи»
Задание: я начну, а ты договори «бусы»
гло… (бусы) авто… (бусы)
ре… (бусы) троллей… (бусы)

ЗВУК С в словосочетаниях
Упражнение «Повтори за мной»
морской песок стеклянный стакан
густой кустарник интересная сказка
высокая сосна стакан сока
ясное солнце сытный суп

ИГРА « Про что можно сказать?»


КРАСНАЯ
КРАСНЫЙ
КРАСНОЕ
КРАСНЫЕ

ИГРА «Что с чем?»
Скамейка? … со спинкой
Краска? … с кисточкой
Куст? … с листьями
Совок? … с мусором
Лиса ? … с хвостом
Кастрюля?... с рисунком
Сахарница? …с сахаром
Автобус?... с колёсами
Лестница?... со ступеньками

ФИЗМИНУТКА
Спит спокойно старый слон Выполнять упр. «Слон»
Стоя спать умеет он Поднести, сложенные
вместе, ладони к щеке,
слегка наклонив голову

ЗВУК С во ФРАЗАХ

ПОВТОРИ ЗА МНОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В саду осы. Высоко в небе самолёт. Собаке дали кусок мяса. Сосулька упала в сугроб. В сумке судак. Матрос натянул парус. За кустом аисты. Высоко на скале две сосны. Саня испугался сороки.

Задание: ответь на вопросы полными предложениями

- Где стоит миска с капустой? ( на столе)
- Откуда упали кубики? ( со стула)
- Над чем летит самолёт? (над лесом)
- Где спит кот? ( под скамейкой)
- Куда входит Соня? ( в автобус)
- Откуда вынули мясо? ( из сумки)

Фразы с увеличением слов Задание: помоги крокодилу Гене произнести предложения

На столе стакан.
На столе стоит стакан.
На столе стоит стакан с соком.
На столе стоит стакан с абрикосовым соком.
На столе стоит стакан со вкусным абрикосовым соком.

ИГРА «НАЗОВИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Задание: Помоги Винни-Пуху из названных слов составить предложения
Стоит, у, лиса, куста
Скамейку, саду, в, построили
Самолёт, Соня, красками, рисует
Складывают, слогов, из, слова

ЗВУК С в ТЕКСТАХ


Задание: прослушай рассказ и ответь на вопросы

«Собака помогает пастуху»
За кустами пастух пасёт свиней. Ему помогает собака Сонька. Свиньи стараются пролезть в сад, а Сонька их не пускает. Вот какая умная собака.

Вопросы:
Кто пасёт свиней?
Кто помогает пастуху?
Как собака Сонька помогает пастуху?

Задание: прослушай рассказ и перескажи его

У нас в саду будет скамейка. Мы спилим два сосновых пенька, поставим их в кустах под окном, а на стройке попросим доску. Скамейку мы собьём из пеньков и доски. Когда скамейка будет готова, приходите к нам в гости посидеть на ней.

Посмотри на картину и составь рассказ

Посмотри на картинки и составь рассказ

СТИХИ

Слоны Старый слон
Слоны умны Спит спокойно
Слоны смирны Старый слон
Слоны спокойны Стоя спать
и сильны. умеет он.
( Е. Благинина) ( С. Маршак)



Слонёнок увидел ребят,
Слонёнок встал на самокат,
Немножко прокатался –
И самокат сломался.
(Г. Сапгир)

Саня и сани
Маленькому Сане подарили сани.
Посмотрите сами: вот какие сани!
Вёз на гору Саня за собою сани.
Ехал с горки Саня, а на Сане – сани.
(с. Коган)
Самолёт
Самолёт построим сами,
Понесёмся над полями
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.
(А. Барто)

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.
Свои люди – сочтёмся.
Свято место пусто не бывает.
Сказано – сделано.
Сколько волка не корми, а он всё в лес смотрит.
Сколько голов, столько и умов.
Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается.
С одной ягоды сыт не будешь.
Сын у меня мой, а ум у него свой.
Сегодня густо, а завтра пусто.

СКОРОГОВОРКИ
У маленькой Сани санки едут сами.
Слава ел салат капустный,
Был салат капустный вкусный.
Пёс Барбос совсем раскис,
Дам ему ирис «Кис - кис».
Снится сон сому о том,
Что он сильный слон, не сом.
«Где усы?» - расстроен сом.
Не согласен сом со сном.
Сыплет, сыплет снег с небес
Спит под снегом зимний лес.
Сонный сад в снегу стоит.
Сад под снегом тоже спит.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

«Основы теории и практики логопедии» под ред. Р.Е. Левиной. М.: Просвещение, 1967
«Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Авт. – сост. Г.В.Чиркина. М.: просвещение, 2008
«Произносим звуки правильно» логопед. упр./ И.Ю. Кондратенко. М.: Айрис – пресс, 2012
«Программа развития и обучения дошкольника». Учимся говорить. 4 года – СПб.: «Издательский дом «Нива»»; М.: «ОЛМА - ПРЕСС», 2000
«Учись говорить правильно», сборник речевого материала для логопедических занятий с дошкольниками. Л.П. Успенская, М.Б. Успенский, Москва «Просвещение», 1973
«Уроки логопедии» З.А.Репина, В.И. Буйко; «ЛИТУР», Екатеринбург, 1999
«Логопедическое пособие», Л.М. Козырева, М.: Издательство – Школа, 2000

«Логопедия в детском саду» Смирнова Л.Н., М.: «Мозаика - синтез», 2004
«Логопедические занятия в детском саду» подготовительная группа, Т.Ю. Бардышова, Е.Н. Моносова. М.: издательство «Скрипторий 2003», 2013
«Слышу, вижу, ощущаю – правильно говорю» Е.А. Иванова. М.: ТЦ Сфера, 2007
«Обучение грамоте детей с нарушениями речи». Конспекты занятий.Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова. М.: ТЦ Сфера, 2008
«500 весёлых загадок в стихах» Е.Савельева – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009
«100 физкультминуток на логопедических занятиях» Н.Г. Метельская. М.: ТЦ Сфера, 2010
«Логопедия», 500 занимательных упражнений для развития речи. И.С. Лопухина. М.: Аквариум,1996
«Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем» В.В.Цвынтарный, СПб.: Изд-во «Лань», 1998

СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ