Рабочая программа "Пирография"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 21.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Новизна и отличительная особенность В отличии от большинства уже существующих программ выжигания по дереву, программа «Пирография» не акцентирует внимание на том что выжигание - старинное ремесло, а напротив показывает какими актуальными и современными могут быть работы выполненные в технике выжигания. Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что в процессе обучения выжиганию дети не только знакомятся с одним из видов декоративно - прикладного искусства, для них открывается широкий простор для творчества, возможность иметь уникальную вещь, сделанную своими руками. (брелоки, подвески, картины, разделочные доски, пано). В процессе реализации программы в нее могут вводиться изменения в содержательный компонент, учебно-тематический план. Содержание корректируется в зависимости от потребностей всех участников образовательного процесса: педагога, обучающихся, родителей. Педагогические принципы, используемые при реализации программы, предполагают взаимосвязь, взаимообогащение знанием, умением, общением. В работе с детьми главным является уважение ребёнка, отношение к нему как к полноценной личности. Основными принципами построения программы являются: реалистичность, управляемость, реализуемость. Совместная деятельность педагога и ребенка даёт возможность обучать и обучаться. При составлении и реализации программы учитываются элементарные дидактические правила: • От лёгкого к трудному; • От известного к неизвестному; • От простого к сложному.
Иконка файла материала РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПИРОГРАФИЯ .doc.doc

 

Содержание

Пояснительная записка..................................................................................3

Нормативно-правовое обеспечение ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.3

Актуальность………………………………………………………………..4

Новизна и отличительная особенность……………………………………4

Этапы (уровни) реализации программы…………………………………...5

Адресат программы…………………………………………………………6

Формы подведения итогов реализации программы....................................8

Цель и задачи программы...............................................................................9

Воспитательный потенциал………………………………………………..10

Планируемые результаты освоения содержания программы....................12

Учебно-тематический план обучения….......................................................13

Содержание программы ................................................................................14

Календарный учебный график  ....................................................................17

Методическое обеспечение программы.......................................................31

Материально-техническое обеспечение программы…..............................31

Организация работы с родителями обучающихся......................................32

Литература для педагога................................................................................32

Литература для детей ....................................................................................32

Интернет-ресурсы...........................................................................................32

Приложения ....................................................................................................33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

       Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности «Пирография» разработана в соответствии

нормативно-правовым обеспечением:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»;

- Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 г. № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об  образовании в Российской Федерации»;

- Концепция развития дополнительного образования детей

до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской

Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 28.09.2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и  осуществления образовательной деятельности по дополнительным  общеобразовательным программам»

- Приказ Министерства науки и высшего образования РФ  и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об 5  утверждении Порядок организации и осуществления образовательной  деятельности при сетевой форме реализации образовательных  программ»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от  11.10.2023 г. № 1678 «Об утверждении Правил применения  организациями, осуществляющими образовательную деятельность,  электронного обучения, дистанционных образовательных технологий  при реализации образовательных программ»;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О

направлении информации: методические рекомендации по проектированию

дополнительных общеразвивающих программ».

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

 

 

   

Актуальность программы заключается в том, что, обучаясь искусству пирография, дети не только получают некоторые знания по способам оформления изделий, передачи объёмов предметов, наложения светотени, но и учатся видеть  и передавать красоту и неповторимость окружающего. Этому способствует не только выбор рисунка или составление композиции, но и подбор древесных материалов соответствующего цвета и текстуры. Особенности данного вида деятельности заключаются в его пограничном состоянии между техническим и художественным направлениями. С одной стороны, дети работают с приборами для выжигания – техническими приспособлениями, с другой стороны, результатом работы с выжигателем становится художественное произведение детского творчества. Поэтому занятия выжиганием привлекают обучающихся как с техническими, так и с художественными наклонностями.   Кроме этого выжигание способствуют формированию у обучающихся трудовых навыков и эстетического вкуса. Работа с выжигательным прибором, проработка точных линий развивает мелкую моторику рук и усидчивость, что является важным, особенно для детей младшего школьного возраста.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пирография» имеет художественную направленность.

В настоящее время очень трудно привлечь детей к художественному труду. Так много в нашем мире ложных ценностей, что реальные, настоящие ценности, дети просто не в состоянии разглядеть.

Программа «Пирография» построена с учетом возрастных особенностей детей.

По каждой теме, входящей в программу, дается сумма необходимых теоретических сведений и перечень практических работ.

 Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа, которая имеет общественно - полезную направленность.

Значительное место отведено развитию конструктивных способностей детей, т. е. в секции «Пирография» важно сформировать навыки конструирования при изготовлении изделий.

 В программе отражены разные виды деятельности объединения и использования различных материалов.

Новизна и отличительная особенность

В отличии от большинства уже существующих программ выжигания по дереву,  программа «Пирография» не акцентирует внимание на том что выжигание - старинное ремесло, а напротив показывает какими актуальными и современными могут быть работы выполненные в технике выжигания.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что в процессе обучения выжиганию дети не только знакомятся с одним из видов декоративно - прикладного искусства, для них открывается широкий простор для творчества, возможность иметь уникальную вещь, сделанную своими руками. (брелоки, подвески, картины, разделочные доски, пано).

      В процессе реализации программы в нее могут вводиться изменения в

содержательный компонент, учебно-тематический план. Содержание корректируется в зависимости от потребностей всех участников образовательного процесса: педагога, обучающихся, родителей.

     Педагогические принципы, используемые при реализации программы,

предполагают взаимосвязь, взаимообогащение знанием, умением, общением. В работе с детьми главным является уважение ребёнка, отношение к нему как к полноценной личности. Основными принципами построения программы являются: реалистичность, управляемость, реализуемость.

     Совместная деятельность педагога и ребенка даёт возможность обучать и обучаться. При составлении и реализации программы учитываются элементарные дидактические правила:

• От лёгкого к трудному;

• От известного к неизвестному;

• От простого к сложному.

Учебный материал программы не представляется возможным разделить на теорию и практику в описании содержания учебных планов. В процессе занятий весь теоретический материал осваивается только через практические формы работы.

Освоение программного материала по учебному плану не является линейным. Темы всех учебных разделов изучаются на каждом занятии в необходимом объеме. 

 

Этапы (уровни) реализации программы

      В течение года обучающиеся знакомятся с различными видами и приёмами выжигания, обработки древесины, как материала для художественных работ, а также с историей возникновения пирографии. Обучающие осваивают простейшие, первоначальные навыки выжигания по дереву. В практической части осваивают технологию выжигания по дереву, выполняют простые по сложности работы.

     Педагог показывает правильное выполнение, обучающиеся повторяют, педагог постоянно помогает ребятам. (работаем по шаблону, повторяем за педагогом).

Программа имеет базовый уровень реализации. Использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно обеспечивающих трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.

 

Адресат программы

      Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 7-14 лет. Ведущую роль в психическом развитии детей младшего школьного возраста (7-10 лет) играет учение. В процессе учения происходит формирование интеллектуальных и познавательных способностей; через учение в эти годы опосредствуется вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми людьми.

       В этот период у ребят вырабатывается большое количество умений: они владеют графической памятью, могут воспроизвести затейливый рисунок на бумаге, запомнив мельчайшие подробности; умеют выяснять принципы работы какого-то устройства, определить, зачем оно предназначено, как используется; рассматривая геометрические фигуры, могут их классифицировать и расположить на плоскости различными способами;

учатся моделировать и владеют некоторыми приемами работы с ножницами, бумагой все эти навыки необходимы для занятий выжиганием.

      В подростковом возрасте (10-14 лет)- возникает и развивается трудовая деятельность, а также особая форма общения — интимно-личностная. Восприятие декоративно-прикладного творчества у детей среднего школьного возраста более целенаправленно, организованно и планомерно, чем у младшего школьника. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту. Организация учебной деятельности подростков - важнейшая и сложнейшая задача. Однако в виду особенностей мышления, характерных для данного возраста, подростка уже не удовлетворит процесс сообщения сведений в готовом, законченном виде, ему захочется проверить их достоверность, убедиться в правильности суждений.        В обучении большой эффект дает внедрение проблемных задач, в частности, следует предлагать подросткам сравнивать, находить общие и отличительные черты, выделять главное, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы. Важно также поощрять самостоятельность мышления, высказывание школьником собственной точки зрения. Поэтому в этот период педагог должен с особой чуткостью и понимаем учитывать особенности сложного возраста, помогать ненавязчивым советом в осуществлении замыслов подростка.

        Основным инструментом для работы в объединении является выжигательный аппарат (паяльник). Работа с выжигателем выполняется индивидуально на специально оборудованном месте под наблюдением педагога. Такая работа требует индивидуальной консультации с каждым ребенком, поэтому целесообразно набирать небольшие группы: по 8 - 10 человек, возраст которых не менее 7 лет.

        В творческое объединение могут быть приняты и дети старшего школьного возраста. Для них педагогом подбираются более сложные задания.

Состав группы: от 8 до 10 человек.

Сроки реализации программы. Данный курс рассчитан на 1 год обучения для детей школьного возраста. Практика показывает, что реализовываться он может, начиная с 7-летнего возраста. Данная программа не является константой. В процессе работы с конкретной группой детей, содержание и формы занятий могут по необходимости корректироваться педагогом.

Объем программы -  136 час.   (теория - 23 ч., практика - 113 ч.)

Форма обучения: очная

Формы занятий:   лекция, объяснения с демонстрацией  наглядных пособий, беседа,   практическая работа, круглый стол и др.

     Возможные формы организации деятельности учащихся на занятии: групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая, мелкогрупповая и др. В  объединении есть возможность использовать различные формы занятий: традиционное занятие, комбинированное занятие, практическое занятие, мастерская, защита проектов.

В процессе реализации программы предполагается возможность изменять форму занятия, заявленную в учебно-тематическом планировании. Наиболее эффективная форма обучения основывается на активном включении учащихся в учебный процесс. Активные формы и методы проведения учебных занятий - это способы и приёмы воздействия, побуждающие:

• к мыслительной активности;

• к проявлению творческого подхода в поиске путей повышения качества образования;

• к реализации полученных знаний на практике.

При реализации программы важно учитывать следующее:

- Усиление эмоциональной окрашенности учебного материала;

- Создание атмосферы вдохновения в процессе работы;

- Поощрение обучающихся во время занятий. Важна похвала даже за маленький успех;

- Создание атмосферы взаимопомощи и сотрудничества;

- Создание комфортной рабочей атмосферы на занятиях;

При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям.

В целях поддержания устойчивого внимания необходимо сочетать устные объяснения с применением наглядных пособий, связывать изучаемый материал с жизнью и опытом поощрительного характера.

    Условием успешной реализации программы является связь с родителями. Для родителей проводятся собрания: в начале учебного года, где происходит знакомство с педагогом, с программой. Ведется чат в социальных сетях, где родителям предоставляется информация о работе объединения. В течении всего учебного процесса родители приглашаются на различные мероприятия МОУ СОШ №3. В конце учебного года организуется выставка детского объединения, где представляются итоги работы ребят за учебный год.  Кроме этого практикуются совместные занятия детей и родителей, изготовление различных изделий.

     Для организации эффективной работы на учебных занятиях педагогом разработаны дидактические и наглядные материалы «Технология процесса выжигания», «Приёмы художественного выжигания», «Приёмы декоративно-художественного оформления изделий», «Обработка бересты», «Виды аппликаций», «Правила лакирования деревянного изделия» и др.

 

Формы подведения итогов реализации программы

    Входная диагностика проводится при зачислении ребёнка на обучение по программе с целью определения наличия специальных знаний, компетенций и уровня развития мелкой моторики рук для установления уровня сложности освоения программы. Входной контроль проводится в форме собеседования и выполнения простейших заданий.

   Текущий контроль освоения программы осуществляется во время изучения той или иной темы методом педагогического наблюдения, могут проводится беседы, опросы. По окончании изучения темы проводится контрольная творческая работа. Полученные навыки контролируются путем выполнения практических заданий или упражнений.

    Участие обучающихся в выставках, конкурсах так же является оценкой уровня результативности обучения по программе.

Режим занятий:

u  Продолжительность одного академического часа – 40 минут.

u  Перерыв между занятиями – 10 минут.

u  Общее количество часов в неделю – 4 часа (2 раза в неделю по 2 часа).

 

Цель и задачи программы

Цель: Создание условий для формирования и развития художественного вкуса, творческой самостоятельности, фантазии обучающихся средствами декоративно - прикладного творчества.

Задачи:

Образовательные:

- углубить знания о возникновении и развитии искусства выжигания по дереву;

- познакомить с различными видами выжигания по дереву;

- научить переводить рисунки, орнаменты для выжигания, научить изменять размер орнамента или рисунка;

- научить применять полученные знания, умения, навыки на практике.

Воспитательные:

- развитие у обучающихся патриотического воспитания, любви к Родине через изучение народного творчества;

- воспитание трудолюбия, бережности и аккуратности при работе с материалом и инструментом;

- развитие у обучающихся навыков экологической культуры;

- формирование у обучающихся осознанной потребности в здоровом образе

жизни.

Развивающие:

- Развитие образного мышления, экологического вкуса и чувства прекрасного;

- развитие мелкой моторики у детей, имеющих проблемы с речью или умственной отсталостью.

Преимущество программы в том, что в течение года реализации  ребенок сначала  выжигает по шаблону, изучает  различные виды выжигания и реализует свои знания и умения  в своих работах. Все практические работы учащихся строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа выполняется по готовому рисунку, небольшому и простому. При ее выполнении ребята учатся чувствовать материал, пользоваться электровыжигателем. При выполнении творческой работы, учащиеся просматривают методическую литературу, журналы, книги или выполняют собственный эскиз будущего рисунка. Задача педагога на данном этапе - оценить возможности ребенка, и помочь ему выбрать рисунок по силам.

 

Воспитательный потенциал

Цель: формирование интереса к выжиганию по дереву как виду декоративно-прикладного искусства, способствующему творческому развитию обучающихся. 

Задачи:

Ø  воспитать уважение к труду и людям труда; 

Ø  сформировать чувство коллективизма; 

Ø  воспитать дисциплинированность, умение доводить начатое дело до конца. 

Ожидаемые результаты: обучающиеся овладевают практическими знаниями и умениями выжигания по дереву, самостоятельно изготавливают несложные художественные изделия. 

Формы проведения воспитательных мероприятий: мероприятия в секции, организация общественно-полезных дел, досуговые мероприятия. 

Методы воспитательного воздействия:

Словесные: рассказ, беседа, объяснение. 

Наглядные: иллюстрации, демонстрации. 

Практические: практические занятия. 

Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование. 

Эвристический: продумывание будущей работы. 

Пирография (выжигание по дереву) - один из видов декоративно-прикладного искусства. В той или иной форме выжигание по дереву можно встретить в культуре любого народа. В старину для выжигания использовали специально заточенные под определенный узор клейма или металлические стержни, которые накаляли докрасна. На деревянных панелях домов, балках, ставнях часто выжигали раскаленной кочергой или шпагой.

          Пирография - это настоящее творчество, в котором соединяются и рисование, и создание уникальной поделки. Кроме этого выжигание способствует формированию у обучающихся трудовых навыков и эстетического вкуса. Работа с выжигательным прибором, проработка точных линий развивает мелкую моторику рук и усидчивость, что является важным, особенно для детей младшего школьного возраста.

Декоративно - прикладное творчество – это цельный мир особого отношения человека к окружающей жизни, к своему труду и быту. Оно имеет в своем развитии прочно сложившиеся традиции. Во все времена изделия декоративно - прикладного творчества органично вплетались в общий облик того или иного интерьера или постройки, вызывали непрерывно растущий интерес у детей.                                                                          

Существуют основные закономерности, которыми определяется красота вещей, предметов декоративно - прикладного творчества в сочетании друг с другом и окружающей средой. Поэтому главной задачей секции «Пирография» является научить детей видеть эту красоту, эту гармонию в любом предмете или поделке сделанной своими руками.

Донести до сознания детей, то, что непременным условием при создании любого предмета декоративно – прикладного творчества является сочетание красоты и полезности, т.е. ребенок, работая над панно, должен знать для чего он его делает.

         Занятия проводятся в учебном кабинете с хорошим освещением. Каждое рабочее место обучающегося оборудуется индивидуальной розеткой. Занятия состоят из теоретической и практической частей. На начальном этапе обучения каждый приём выжигания осваивается отдельно при помощи небольших по объёму работ или выполнения заданий по образцу. На всех занятиях педагог воспитывает у детей умение доводить начатое дело до конца, следит за соблюдением правил техники безопасности и культуры труда, содержанием в порядке рабочего места, приучает экономно и аккуратно использовать материалы и оборудование.

      На занятиях предусматривается совместная деятельность педагога и детей по разработке творческих проектов, коллективная и самостоятельная работа обучающихся. Коллективные работы выполняются творческими группами, состоящими из трёх - четырёх человек. Это значительно ускоряет процесс работы над изделием, позволяет правильно распределить задание, учитывая возраст и индивидуальные способности детей. Помимо творческой активности, совместный труд воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи и формирует навыки общения.


Планируемые результаты освоения содержания программы

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Предметные

1.  Развивают образное мышление,

воображение, силу воли.

2.    Осознают необходимость бережного отношения к продуктам своего труда.

3.   Дают адекватную самооценку результатов своего труда.

4.                  Проявляют внимание, целеустремлённость и аккуратность.

5.   Испытывают ответственность за результаты своего труда.

6.                   Бережно относятся к результатам своего и чужого труда.

1.   Умеют организовать рабочее место.

2.                  Планируют результаты деятельности.

3.   Осуществляют контроль и коррекцию результата деятельности.

4.                   Экономно используют материалы.

1.                  Проявляют устойчивый интерес к выбранной деятельности.

2.     Знают правила техники безопасности использования инструментов и различных материалов.

3.                   Знают название и назначение инструментов.

4.                   Знают разнообразие видов заготовок для выжигания.

5.                   Знают техники изготовления различных изделий.

6.     Знают последовательность технологического процесса изготовления различных изделий.

7.                   Знают значение терминов.

1.                  Проявляют навыки взаимодействия и сотрудничества с педагогом и сверстниками.

2.    Обладают способностью к конструктивному общению.

3.                  Работают в группе.

4.                   Оказывают помощь друг другу.

5.                  Составляют групповые и индивидуальные проекты;

6.                   Осуществляют поиск информации в литературе и интернете.

1.                  Знают историю Пирографии;

2.                  Владеют разнообразными способами выжигания по дереву;

3.                  Умеют работать по шаблону, технологической карте, алгоритму; с различными источниками информации (словесная инструкция, образец);

4.                  Выполняют правила техники безопасности при работе с инструментами и различными материалами, электроприборами;

5.                  Работают с текстами - описаниями разнообразных изделий и схем;

6.                  Самостоятельно работают с разными материалами и инструментами;

7.                  Знают основные правила разработки и оформления творческого проекта;

8.                  Владеют разными техниками оформления работ;

9.                   Изготавливают изделия;

10.                           Презентуют собственный или групповой проект.


Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

 

 

Всего

Теория

Практика

аттестации/контроля

1.

Введение.

 

 

 

Опрос. беседа

1.1

Вводное занятие.

2

1

1

 

 

Знакомство с работой

 

 

 

 

 

объединения.

 

 

 

 

 

Правила техники безопасности.

 

 

 

 

 

Материалы и инструменты.

 

 

 

 

 

Выполнение тренировочных

 

 

 

 

 

упражнений.

 

 

 

 

2.

Секреты мастерства.

 

 

 

Педагогическое

2.1

Прибор для выжигания.

3

1

2

наблюдение, тест,

 

Инструменты и материалы.

 

 

 

контрольные вопросы

 

Пробная работа.

 

 

 

по темам

 

Правила работы

 

 

 

 

 

электровыжигателем.

 

 

 

 

2.2

Древесина как материал для

3

1

2

 

 

художественных работ.

 

 

 

 

 

Технология ручной обработки

 

 

 

 

 

древесины. Безопасность труда

 

 

 

 

 

при ручной обработке

 

 

 

 

 

древесины.

 

 

 

 

3.

Выжигание по дереву.

 

 

 

Педагогическое

3.1

История и развитие

4

1

3

наблюдение, тест,

 

пирографии.

 

 

 

контрольные вопросы

 

Общее понятие о видах и

 

 

 

по темам,

 

приёмах выжигания. Способы

 

 

 

контрольная

 

художественного оформления

 

 

 

творческая работа.

 

работ.

 

 

 

 

3.2

Контурное выжигание.

30

5

25

 

3.3

Силуэтное выжигание.

18

2

16

 

3.4

Приёмы штриховки.

8

1

7

 

3.5

Творческое выжигание.

60

8

52

 

4.

Индивидуальная работа.

6

1

5

Творческий проект/

 

 

 

 

 

контрольное задание

5.

Итоговое занятие.

2

2

-

Тест по изученным

 

 

 

 

 

темам, защита

 

 

 

 

 

творческого проекта.

Всего:

136

23

113

 

 

 

Содержание программы «Пирография»

1.      Введение.

Вводное занятие.

Теория.

Беседа «Выжигание по дереву» - составная часть декоративно-прикладного искусства». Содержание работы объединения. Показ работ. Организация рабочего места. Правила техники безопасности. Материалы и инструменты. Игры на знакомство.

Практика.

Пробная работа. Контурное выжигание по показу.

Инструменты и материалы.

Электровыжигатель, доска с готовыми рисунками.

2.      Секреты мастерства.

2.1 Прибор для выжигания. Инструменты и материалы. Пробная работа.

Теория.

Знакомство с видами электровыжигателей, их технические данные. Правила работы электровыжигателем. Инструменты и материалы, их назначение.

Практика.

Пробная работа. Контурное выжигание на материале по образцу.

Инструменты и материалы.

   Электровыжигатель, доска с готовым рисунком.

2.2 Древесина как материал для художественных работ. Технология ручной обработки древесины. Безопасность труда при ручной обработке древесины.

Теория.

Виды древесины. Дать понятие о выборе древесины, учитывая её породу, структуру.

Безопасность труда при ручной обработке древесины.

Практика.

Обработка фанеры наждачной бумагой.

Инструменты и материалы.

Фанера, наждачная бумага.

3. Выжигание по дереву.

3.1 Общее понятие о видах и приёмах выжигания. Способы оформления работ.

Теория.

Виды выжигания. Приемы выжигания. Орнамент. Специфика работы над рамкой. Учет

направления текстуры древесины при выжигании.

Практика.

Зарисовка приемов выжигания. Пробы на материале. Показ направления текстуры древесины. Создание эскиза рамки.

Инструменты и материалы.

Альбом, карандаш, образцы, доска, электровыжигатель.

3.2 Контурное выжигание.

Теория.

Подготовка материала для выжигания. Инструменты и материалы. Техника безопасности.

Контурное выжигание на материале. Расположение доски, руки при выжигании.

Направление света. Виды лаков. Техника безопасности при работе с лаками.

Практика.

Обработка материала наждачной бумагой. Расположение, закрепление и

перевод рисунка на материал. Поэтапное выжигание на материале.

Отделка изделий: оформление фона изделия с использованием гуаши. Подготовка оверхности изделия к лакированию. Покрытие изделий лаком. Оценка работ.

Инструменты и материалы.

Фанера, наждачная бумага, карандаш, копировальная бумага, рисунок,

электровыжигатель, гуашь, линейка, кнопки, лак, кисти.

Изготовление изделий: «Фрукты», «Домик», панно «Цветы для мамы», по выбору ребенка.

3.3 Силуэтное выжигание.

Теория.

Подготовка материала для выжигания. Инструменты и материалы. Техника безопасности.

Силуэтное выжигание на материале.

Практика.

Обработка материала наждачной бумагой. Расположение, закрепление и перевод рисунка

на материал. Поэтапное выжигание на материале.

Инструменты и материалы.

Фанера, наждачная бумага, карандаш, копировальная бумага, рисунок,

электровыжигатель, линейка, кнопки, лак кисти. Отделка изделий: Подготовка поверхности изделия к лакированию. Покрытие изделий лаком. Оценка работ.

Изготовление изделий: «Кошка», «Лошадь», «Собака», по выбору ребенка.

3.4 Приёмы штриховки.

Теория.

Виды штриховок. Беседа о бабочках. Подготовка материала для выжигания. Инструменты

и материалы. Техника безопасности.

Практика.

Обработка материала наждачной бумагой. Расположение, закрепление и

перевод рисунка на материал. Поэтапное выжигание на материале: крылья бабочек выжигаются тонкими линиями, идущими в разных направлениях с помощью, идущих в различных направлениях, тонких линий. Контроль за соблюдением правил техники безопасности. Поэтапное выжигание деталей.

Отделка изделий: Подготовка поверхности изделия к лакированию. Покрытие изделий лаком. Оценка работ.

Инструменты и материалы.

Фанера, наждачная бумага, карандаш, копировальная бумага, рисунок, образцы штриховки, электровыжигатель, линейка, карандаш, кнопки, лак, кисти для лака. Изготовление изделий: «Бабочка», по выбору ребенка.

 3.5 Творческое выжигание.

 Теория.

Беседа о календарных праздниках. Показ иллюстраций по теме. Подготовка материала для выжигания. Правила техники безопасности.

Практика.

Обработка материала наждачной бумагой. Закрепление и перевод рисунка на материал. Поэтапное выжигание на материале. Оформление изделий с использованием гуаши, природного материала. Подготовка поверхности изделия к лакированию. Покрытие изделий лаком. Оценка работ.

Инструменты и материалы.

Фанера, наждачная бумага, карандаш, копировальная бумага, рисунок, электровыжигатель, гуашь, линейка, кнопки, лак, кисти.

Изготовление изделий: «Подарок», «Герои мультфильмов», «Сказочные персонажи», по выбору ребенка.

4.       Индивидуальная работа.

Участие в конкурсах декоративно-прикладного творчества: выбор эскизов, подбор необходимого материала, выжигание, оформление работ.

5.       Итоговое занятие.

Итоги деятельности обучающихся за первый год обучения. Итоговое тестирование, сравнительный анализ результатов работы за полугодие, за год. Советы, рекомендации по самостоятельной, творческой работе. Организация выставки лучших работ обучающихся творческого объединения.

Календарный учебный график

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол- во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

 

Раздел 1. Введение.

 

1

Сентябрь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Беседа

2

Вводное занятие. Знакомство с работой объединения. Правила техники безопасности. Материалы и инструменты. Выполнение тренировочных упражнений.

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Опрос,

 

Раздел 2. Секреты мастерства

 

2

Сентябрь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Беседа

2

Прибор для выжигания.

Инструменты и материалы.

 

 

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

 

 

3

Сентябрь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Беседа

2

Правила работы с

электровыжигателем. Пробная работа. Контурное выжигание на материале по образцу.

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

 

 

4

Сентябрь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Беседа

2

Виды древесины.

Обработка фанеры наждачной бумагой.

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Практикум

 

Раздел 3. Выжигание по дереву

 

5

Сентябрь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Беседа

2

Виды выжигания. Приемы выжигания. Орнамент. Специфика работы над рамкой.

 

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Практикум

 

6

Сентябрь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Беседа

2

Зарисовка приемов выжигания. Пробы на материале. Показ направления текстуры древесины. Создание эскиза рамки.

 

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Практикум

 

7

Сентябрь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Беседа

2

Контурное выжигание на материале. Расположение доски, руки при выжигании.

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

8

Сентябрь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Беседа

2

Обработка материала наждачной бумагой. Расположение, закрепление и перевод рисунка на материал.

 

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

9

Октябрь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Поэтапное выжигание на материале.

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

10

Октябрь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Изготовление изделий: «Фрукты», «Домик»

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

11

Октябрь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Изготовление изделий: «Фрукты», «Домик»

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

12

Октябрь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Изготовление изделий: «Фрукты», «Домик»

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

13

Октябрь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Изготовление изделий: «Фрукты», «Домик»

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

14

Октябрь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Панно «Цветы для мамы»

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

15

Октябрь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Панно «Цветы для мамы»

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

16

Октябрь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Отделка изделий: оформление фона изделия с использованием гуаши.

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

17

Ноябрь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Отделка изделий: оформление фона изделия с использованием гуаши.

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

18

Ноябрь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

 

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

19

Ноябрь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Отделка изделий. Покрытие картины лаком.

 

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

 

20

Ноябрь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Отделка изделий. Покрытие картины лаком.

 

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

 

21

Ноябрь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Защита работы.

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Выставка, презентация работы

 

 

22

Ноябрь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Силуэтное выжигание на материале.

Подготовка материала для выжигания.

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

23

Ноябрь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Обработка материала, перевод рисунка на материал.

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

24

Ноябрь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Изготовление изделий: «Кошка», «Лошадь», «Собака» (по выбору)

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

25

Декабрь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Изготовление изделий: «Кошка», «Лошадь», «Собака»

(по выбору)

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

26

Декабрь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Изготовление изделий: «Кошка», «Лошадь», «Собака»

(по выбору)

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

27

Декабрь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Отделка изделий: оформление фона изделия с использованием гуаши.

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

28

Декабрь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Отделка изделий: оформление фона изделия с использованием гуаши.

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

29

Декабрь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Подготовка поверхности изделия к лакированию. Покрытие изделий лаком.

 

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

30

Декабрь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Защита работы.

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Тестирование, презентация работы.

 

31

Декабрь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Виды штриховки при выжигании (параллельные линии, пересекающиеся, непересекающиеся отрезки, точки). Понятия «фон», «контур» и «силуэт». Просветы «чернение», «коричневление»

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

32

Декабрь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Виды штриховки при выжигании (параллельные линии, пересекающиеся, непересекающиеся отрезки, точки). Понятия «фон», «контур» и «силуэт». Просветы «чернение», «коричневление»

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

33

Январь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Выжигание штампом

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Практикум

 

34

Январь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Передача объема. Свет, тень, полутень

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Практикум

 

35

Январь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Беседа о календарных праздниках. Показ иллюстраций по теме.

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

 

 

36

Январь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Выжигание на тему «Новый год»

 

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

37

Январь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Выжигание на тему «Новый год»

 

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

38

Январь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Выжигание на тему «Новый год»

 

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

39

Январь

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Выжигание на тему «Новый год»

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

40

Февраль

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Выжигание на тему «Новый год»

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

41

Февраль

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Композиция

«23 февраля».

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

42

Февраль

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Композиция

«23 февраля».

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

43

Февраль

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Композиция

«23 февраля».

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

44

Февраль

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Композиция

«23 февраля».

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

45

Февраль

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Композиция

«8 Марта»

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

46

Февраль

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Композиция

«8 Марта»

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

47

Февраль

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Композиция

«8 Марта»

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

48

Март

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Композиция  

«8 Марта»

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

49

Март

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Композиция  

«8 Марта»

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

50

Март

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Композиция «Космический полет».

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

51

Март

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Композиция «Космический полет».

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

52

Март

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Композиция «Космический полет».

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

53

Март

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Выжигание на тему «Сказочные герои»

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

54

Март

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Выжигание на тему «Сказочные герои»

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

55

Апрель

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Выжигание на тему «Сказочные герои»

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

56

Апрель

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Выжигание на тему «Сказочные герои»

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

57

Апрель

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Выжигание на тему «Сказочные герои»

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

58

Апрель

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Выжигание на тему «Автомобиль моей мечты»

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

59

Апрель

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Выжигание на тему «Автомобиль моей мечты»

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

60

Апрель

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Выжигание на тему «Автомобиль моей мечты»

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

61

Апрель

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Выжигание на тему «Автомобиль моей мечты»

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

62

Апрель

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Оформление изделий с использованием гуаши

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

63

Май

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Оформление изделий с использованием гуаши

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

64

Май

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Теория, практика

 

2

Покрытие изделий лаком.

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

Раздел 4. Индивидуальная работа

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение, практикум

 

65

Май

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Практика

2

Творческая работа

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

66

Май

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Практика

2

Творческая работа

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Наблюдение, практикум

 

 

67

Май

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Практика

2

Творческая работа

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Практикум Защита рабоы

 

68

Май

 

14.00-14.40

14.50-15.30

Тест

2

Итоговое занятие

МОУ СОШ№3, кабинет «Точка Роста», №1

 

Опрос,

тест

 

ВСЕГО

 

 

 

136

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение программы

При реализации программы используются методы обучения, традиционно используемые в системе дополнительного образования:

- на этапе изучения нового материала - объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация;

- на этапе закрепления изученного материала - беседа, упражнение, практическая работа, самостоятельная работа с использованием схем, технологических карт;

-на этапе повторения изученного - практические упражнения, творческие задания, самостоятельная работа;

-на этапе проверки полученных знаний - устный контроль, опрос, работа с карточками, тестовые задания, самостоятельная работа, защита проекта или работы.

 

Материально-техническое обеспечение программы

• учебный кабинет, оборудованный индивидуальными электрическими розетками;

• мебель (столы, стулья, шкафы);

• ноутбук;

• фотоаппарат;

• электровыжигательные приборы;

• удлинители;

• наждачная бумага;

• эскизы и рисунки для перевода их на фанеру;

• копировальная бумага;

• карандаши мягкие и твердые;

• краски, кисточки;

• ножницы, ластики;

• бесцветный лак;

• фанера.

Основным материалом для выжигания является дерево во всех видах его переработки: доски, бруски, фанера, ДСП. Доски и бруски лучше выбирать хорошо просушенные, выпиленные из центральной части ствола, поскольку такой материал меньше коробится. Береста один из самых красивых и прочных материалов. Береста легко расслаивается и поддается обработке, если поместить в горячую воду. После распаривания следует положить под доску с грузом, тогда она будет ровной. От тепла и солнца береста теряет гибкость и скручивается.

Организация работы с родителями обучающихся

- сбор письменных заявлений о приёме детей в объединение, оформление договоров;

- проведение родительских собраний и индивидуальных консультаций по вопросам обучения и воспитания;

- привлечение родителей к участию в деятельности объединения и ДДТ: совместное творчество детей и родителей, мастер-классы для родителей и др.

 

Литература для педагога

1. Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273.

2. Концепция развития дополнительного образования детей (2014-2020 г.).

3. Харламов И.Ф. Педагогика. - Минск: Университетское, 2001. - 272 с.

4. Немов Р.С. Психология, книга 1. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 688 с.

5. Немов Р.С. Психология, книга 2. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 608 с.

6. Пул С. Выжигание по дереву: Техника, приемы, изделия -АСТ-Пресс,2007г- 69с.

7. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - М.: Просвещение, 1981. - 173 с.

8. Барабулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Культура, 1986. 264 с.

9. Грегори Н. Выжигание по дереву. - Практическое руководство, 2007. 116 с.

10. Панченко В.В. Выжигание по дереву. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2006. - 220 с.

 

Литература для детей и родителей

1. Хворостов А.С.Декоративно-прикладное искусство в школе.-М.: Просвещение, 1981. - 173 с.

2. Барабулин В.А. Художественная обработка дерева.- М.: Культура, 1986. 264 с.

3. Грегори Н. Выжигание по дереву. - Практическое руководство, 2007. 116 с.

4. Панченко В.В. Выжигание по дереву. Ростов-на-Дону, Феникс, 2006. 220 с.

 

Интернет-ресурсы

1. Информационный портал для любителей выжигания по дереву - http://pyrographyfireart.ru

2. Приборы для выжигания - http://www. transvit.ru

3. Сайт «Страна Мастеров» - http://stranamasterov.ru

 

Приложение № 1

Правила техники безопасности при работе электровыжигателем

1. Перед началом работы расправить провода выжигательного прибора и постоянно следить, чтобы они не закручивались, регулятор иглы накаливания поставить в минимальное положение.

2. Вилку включения в электрическую сеть нужно брать только за изолированную поверхность.

3. После включения вилки в электрическую розетку, установить желаемую степень накала иглы, приступить к работе.

4. Нельзя прикасаться к игле накаливания руками при включенном электроприборе.

5. Нагар, образовавшийся после выжигания, необходимо снимать с помощью

мелкозернистой наждачной бумаги.

6. В целях избежания вывода из строя выжигательного прибора нужно следить за тем, чтобы провода не соприкасались с иглой накаливания.

7. Запрещается электровыжигатель оставлять включенным без присмотра.

8. Не работать электровыжигательным прибором более двух часов подряд. Каждые 30-40 минут делать перерыв и проветривать помещение.

 

Правила техники безопасности при работе с наждачной бумагой.

1. При обработке фанеры наждачной бумагой во избежание травмы рук можно использовать своеобразный инструмент (деревянный брусок, обтянутый наждачной бумагой), который нетрудно сделать самим или заказать в мастерской.

2. Нельзя сдувать пыль, образовавшуюся при обработке дерева наждачной бумагой: она может попасть в глаза. Пыль осторожно отряхивают на приготовленную заранее бумагу лоскутом ткани или щёткой.

 

Технологическая последовательность изготовления изделия

Последовательность выполнения работ

1. Выбираем сюжет будущей работы. Делаем эскиз, который нам определить размеры и композицию.

2. Необходимо зашкурить всю поверхность деревянной заготовки наждачной бумагой. Для обработки больших неровностей используется грубая шкурка, после неё на дереве остаются царапины, которые удаляются тонкой шкуркой. Удаляем древесную пыль чистой сухой тряпкой.

3. Переносим с помощью копировальной бумаги эскиз на подготовленную деревянную заготовку, закрепляем зажимом.

4 Приступаем к выжиганию. Сначала выжигаем по внешнему контуру. При выжигании фона можно использовать различные приёмы: штрихи, точки или использовать различные фигурные наконечники.

5 Роспись, как своеобразный декоративный приём, дополняет выжженное изделие, делая его ярким, то можно расписать при помощи красок (гуашь). По желанию можно сделать рамку из подручного материала.

6 Покрытие лаком.

 

 

Приложение № 2

Контрольные вопросы и тесты для оценки результативности освоения программы.

Проверочный тест для обучающихся в т/о «Пирография»

 

1. Как называется выжигание по дереву?

А-Пирография

Б-Аэрография

В-Криптография

Г-граффити

 

2. По какой древесине можно выжигать?

А-только по сухой

Б- только по влажной

В- без разницы

Г - только что спиленной для усиления эффекта выжигания.

 

3. Рисунок сначала выжигают?

А- по внутренним линиям

Б- по выпуклым поверхностям

В- по внешнему контуру

Г- по вогнутым поверхности.

 

4. Рисунок для выжигания переводят на изделие с помощью?

А- кальки

Б- ксероксных листов

В- копировальной бумаги

Г - прозрачной бумаги.

 

5. Перед выжиганием поверхность?

А - шлифуют напильником

Б - шлифуют наждачной бумагой

В - обрабатывают рубанком

Г – полируют.

 

Контрольные вопросы по темам.

 

Знакомство с видами электровыжигателей, их технические данные. Правила работы электровыжигателем. Инструменты и материалы, их назначение.

Вопросы:

1.Что такое выжигание по дереву?

2.Как называется прибор для выжигания, из каких основных частей он состоит?

3.Каким образом рисунок для выжигания переносят на поверхность изделия? 4.Почему во

время выжигания нельзя близко наклоняться над изделием?

 

Древесина как материал для художественных работ. Технология ручной обработки древесины. Безопасность труда при ручной обработке древесины.

Вопросы:

1. Из какого материала сделаны наши работы?

2.Что такое древесина?

З.Что собой представляет фанера?

4.Что предполагает художественное оформление изделий из древесины?

5.Какие способы выжигания вы знаете?

Ответы:

1.Из древесины, из фанеры.

2.Древесина - ткань растений, плотный материал, из которого состоят ствол, корни и ветви деревьев.

З.Фанера - листовой древесный материал, склеенные пластины с перекрестным расположением волокон.

4.Окрашивание, лакирование, выжигание.

5.Линейное, контурное

 

Приёмы штриховки.

Вопросы:

1.Какие методы выжигания вы знаете?

2. Чем отличается штриховый метод от точечного?

3. Как придать темный оттенок при точечном выжигании?

4.Какими штифтами выполняются орнаменты?

5. Правила ТБ при выжигании.

 

Аппликация в выжигании.

Вопросы:

1.Что называется аппликацией?

2.При помощи чего можно украсить выжженную работу?

З.Что относится к природным материалам?

4.Как выполняется аппликация из природного материала?

5.Как выполняется аппликация с использованием кожи?

б.Что выполняется вначале аппликация или выжигание рисунка?

7.Назовите последовательность подготовки фанеры к выжиганию?

 

Приложение №3

 

Экспертная таблица оценки итоговой работы (защита проекта).

 

 

Навык публичной презентации

Оценка творческой работы

ФИО

 

 

 

 

 

 

 

Логика изложения

 

 

Культура речи

 

Свободно держится на

публике

 

Ответы на вопросы

 

Декоративность

 

Оригинальность

 

Проработанность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Оценка навыков публичной презентации

• 1 баллов - отсутствие данного навыка, или навык слабо выражен

• 2 балл - навык достаточно проявлен

• 3 балла - навык проявлен ярко

 

2. Критерии оценки творческих работ

 

Декоративность работы - показывает, как ребенок украсил предметы, которым нехарактерен узор. Оформление работы.

 

• 1 баллов - работы не украшены, преобладает однотонные цвета

• 2 балл - работы частично украшены декоративными элементами

• 3 балла - в работах преобладает множество декоративных элементов

 

Оригинальность работы, или отклонения от общепринятых стандартов изображения. Это то, когда мы видим нарушение пропорции в фигуре, искажения в композиции и т.д.

 

• 1 баллов - работы выполнены четко по образцу и похожи друг на друга

• 2 балл - работа отличается каким-то одним элементом от других работ

• 3 балла - работа отличается от других работ цветом, формой и т.д.

 

Проработанность (детализированность) показывает, как ребенок выжег то, что он знает или представляет об этом предмете.

 

• 1 баллов - в работе пропущены важные элементы, изображаемого предмета

• 2 балл - в работе отражены главные элементы, изображаемого предмета.

• 3 балла - обилие проработанных деталей работы, говорит о хорошем знании того объекта (предмета), который ребенок пытался изготовить.

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru